Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
22:46, 13 июня 2013

Не стоит питать иллюзорных надежд

Стартап-движение в Казахстане ширится и развивается. Такова общепринятая точка зрения на ситуацию, которая постоянно "подогревается" шаблонными интервью организаторов нескольких стартап-движений в нашей стране. И в доказательство приводятся примеры проведенных мероприятий, пафосно озвучиваются имена приглашенных инвесторов и бизнес-ангелов, якобы заинтересованных в проектах отечественных инноваторов. Но если внимательно читать интервью тех же инвесторов на ресурсах, расположенных вне доменной зоны .kz, то достаточно легко можно увидеть их разочарование и признание факта, что бум интернет-стартапов прошёл и теперь в приоритете различные технологии. Анализируя содержание прошедших и проходящих стартап-мероприятий, создается впечатление, что участники пытаются развеселить собравшихся менторов, инвесторов и членов жюри становящимися уже неактуальными презентациями своих в будущем никому ненужных проектов, в лучшем случае являющимися клоном существующих, а порой и "умерших" проектов.

Но в реальности ситуация еще интереснее. Дело в том, что и не было никакого бума интернет-стартапов. Просто сами инвесторы и стартап-лидеры создали этот бум в своей голове, а потом несколько лет рассказывали всем о существовании этого бума. У них денег и времени много - вот они и вложили эти ресурсы в раскрутку идеи о том, что, дескать, был бум, ажиотаж, а заодно и собственных персон по большей части. Классический анекдот про рыбака приобрел новый смысл: "Воооот такой бум", - показывает инвестор на сцене технопарка размеры так и не выделенных средств. По факту в Казахстане "выстрелил" только один стартап - ticketon.kz, хотя если внимательно посмотреть на его организаторов и реализаторов, то ребята не сплоховали и просто подошли в нужное время в нужное место, и избавили себя от необходимости вкладывать в сервис собственные деньги. Где все остальные десятки, если не сотни проектов, получившие призы и громкое "Одобрям-с!" на стартап-эвентах, как частных так и государственных?

По факту, мы имеем много-много молодых (и не очень) людей, которых в школе/университете ни минуты не учили предпринимательству, которые выросли в условиях реформируемой экономики и которые очень хотят сииминутных денег. К ним пришли организаторы стартап-движения и рассказали, как это деньги можно заработать - сделать красивую презентацию идеи для инвестора и убедить его дать вам денег. Очень сильно напоминает сцену с участием беспризорника и Остапа Бендера на улице города N из всем известного произведения.

В это поверили и стали гордо называть себя стартаперами. Но одного этого было мало, надо было работать, а этому их никто не учил. Не смогли научить и помочь им и фонды, которые обещали "умные деньги" - в сети можно найти множество примеров разочаровавшихся в "умном бабле" стартаперов с опытом. Выяснилось, что фонды не такие уж и "умные", а тоже просто тупо хотят быстрого бабла, ничего особо при этом не умея, кроме декламирования догм.

И вот, теперь "инвесторы" говорят, что им надоели эти нехорошие "стартаперы", что инвестировать не в кого, что exit'ов нормальных на рынке ноль целых ноль десятых, что динамика хреновая, поэтому теперь рулит медицина и космос, а не интернет. Да, через три года все-таки это произошло. Было произнесено то, что до этого на любом заборе можно было прочитать.

Ситуация со стартапами весьма интересная. Кто кем должен быть недоволен? "Пионеры" раззодорившими и обманувшими их надежды инвесторами? Это проблема пионеров, они пострадали только сами. Инвесторы "рынком"? Они же его придумали, "сфабриковали" и теперь ругают. Журналисты, певшие всем им дифирамбы? Ну а кто слушал их и верил? Все хороши.

Мне бы очень хотелось бы, чтобы ажиотаж вокруг этой темы улёгся и все потенциальные стартаперы задумались о самом важном: как понять что действительно важно для твоих будущих пользователей и как уверенно отвечать на вопрос, что ты себя в этом не обманываешь. Остальное - приложится, но без "счастья" конечного пользователя - никак. Равно никак без тех, кто постоянно думает только об этом. А инвесторы, питчи и конференции - это опциональная херня.

6