Этическое вегетарианство Льва Толстого

Ino_community 2013 M06 6
326
0
0
0

Сегодня я бы хотела рассказать о великом писателе, который добровольно отказался от мяса.Сегодня вегетарианство для многих недопустимое к пониманию вещь, ведь вроде бы казалось когда есть доступная...

Сегодня я бы хотела рассказать о великом писателе, который добровольно отказался от мяса.Сегодня вегетарианство для многих недопустимое к пониманию вещь, ведь вроде бы казалось когда есть доступная вкусная пища, то почему мы должны отказываться от нее?Но если задаться вопросом:"Едим ли мы мясо по привычке?или нам нравится его вкус?"А может мы просто зная его вкус и имея привычку вообще даже не в силах призадуматься зачем же мы едим таких же живых существ как мы?

Великий писатель пришел к идее вегетарианства в пятидесятилетнем возрасте. Это было связано с тем, что именно этот период его жизни ознаменовался мучительным поиском философского и духовного смысла человеческой жизни. "Сейчас, на исходе четвертого десятка лет, у меня все есть, что обычно понимается под благополучием, – говорил Толстой в своей знаменитой "Исповеди". – Но я вдруг осознал, что не знаю, зачем мне все это нужно и зачем я живу". К этому же времени относится его работа над романом "Анна Каренина", отразившем его размышления о нравственности и этике человеческих взаимопониманий.

Толчком к тому, чтобы стать убежденным вегетарианцем, послужил случай, когда Толстой явился невольным свидетелем того, как резали свинью. Зрелище настолько потрясло писателя своей жестокостью, что он решил отправиться на одну из тульских боен, чтобы еще острее пережить свои чувства. На его глазах убили молодого и красивого быка. Мясник занес кинжал над его шеей и ударил. Бык как подкошенный упал на брюхо, неловко перевалился на бок и судорожно забил ногами. Другой мясник навалился на него с противоположной стороны, пригнул его голову к земле и перерезал горло. Черно-красная кровь хлынула, как из опрокинутого ведра. Тогда первый мясник начал снимать с быка шкуру. В огромном теле животного еще билась жизнь, а из, залитых кровью, глаз катились крупные слезы.

Эта ужасная картина заставила Толстого многое переосмыслить. Он не мог простить себе того, что не помешал убийству живых существ, и потому стал виновником их смерти. Для него, человека воспитанного в традициях русского православия, главная христианская заповедь "не убий" приобрела новый смысл. Употребляя в пищу мясо животных, человек становится косвенно причастен к убийству, нарушая таким образом религиозную мораль. Для того чтобы причислить себя к категории нравственных людей, необходимо снять с себя личную ответственность за убийство живых существ – перестать есть их мясо. Толстой сам полностью отказывается от животной пищи и переходит на безубийственное питание.

С этого момента в ряде своих работ писатель развивает мысль о том, что этический – нравственный – смысл вегетарианства заключается в недопустимости любого насилия. Он говорит о том, что в человеческом обществе насилие будет царить до тех пор, пока не прекратится насилие над животными. Вегетарианство поэтому – один из основных способов положить конец злу, творящемуся в мире. К тому же жестокость по отношению к животным – это признак низкого уровня сознания и культуры, неумение по-настоящему чувствовать и сопереживать всему живому. В статье "Первая ступень", напечатанной в 1892 году, Толстой пишет, что первым шагом на пути нравственного и духовного совершенствования человека является отказ от насилия над другими, а началом работы над собой в этом направлении – переход на вегетарианское питание.

Однако, по мнению Толстого, вегетарианство – это только одна из составляющих человеческой этики и нравственности. Нравственное и духовное совершенствование возможно лишь при условии, если человек откажется от огромного количества различных прихотей, которым он подчиняет свою жизнь. К таким прихотям Толстой относит, прежде всего, праздность и обжорство. В его дневнике появилась запись о намерении написать книгу "Жранье". В ней он хотел выразить мысль о том, что неумеренность во всем, в том числе в еде, означает отсутствие бережного отношения к тому, что нас окружает. Следствием этого является чувство агрессии по отношению к природе, к себе подобным – ко всему живому. Если бы люди не были так агрессивны, считает Толстой, и не уничтожали то, что дает им жизнь, в мире воцарилась бы полная гармония.

Замечателен тот факт, что не только Лев Толстой, но и другие известные писатели, ученые, философы – те, кому по роду занятий было свойственно задумываться над вопросами развития человеческой личности, заниматься поиском решений духовных и нравственных проблем человека, – в конечном итоге приходили к вегетарианству. Среди его великих представителей – Пифагор, Платон, Плутарх, Леонардо да Винчи, Джордж Байрон, Бернард Шоу. Подобно Толстому, через осознание моральных и этических норм он выходили на более высокий уровень сознания, и многое изменяли в своей жизни. Так, по отзывам современников, великих вегетарианцев, как правило, отличала от других людей острота мысли, более глубокое проникновение в суть вещей, огромное чувство сострадания к чужой боли, открытость ко всему новому и нетрадиционному.

А вот еще знаменитости вегетарианцыhttp://tonus.by/pitanie/vegetarianstvo/vegetarianskie..
#ino #inoworld #ino_community #vegeterian

 

Оцените пост

0