Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
22:28, 03 июня 2013

Очередные внеочередные парламентские выборы?

Если проанализировать внутриполитическую жизнь Казахстана за последнее время, то напрашивается вывод, что что-то намечается. И судя всему, досрочные парламентские выборы. В подтверждение данной гипотезы имеются прямые и косвенные признаки.

Главный признак – это движения в политических партиях. Как показывает опыт, если в Казахстане партии разделяются, объединяются или в них происходит смена руководителей, то это к выборам. Две оппозиционные партии ОСДП и Азат окончательно размежевались. У народных коммунистов избраны новые секретари. Партии Әділет и Руханият объединились под названием «Бірлік». Избрание лидером генерального директора АО «КазТрансГаз» Серика Султангали говорит о том, что новая партия намерена превратиться в серьезную политическую силу. Люди такого уровня просто так партию не возглавляют.

Пример обновления руководящих кадров подал сам Нур Отан, когда в начале года заместитель руководителя администрации президента Бауыржан Байбек был назначен первым заместителем председателя партии. Только партию Ак жол, сильно подпортившую свой имидж после событий вокруг бывшего акима Атырауской области и сдачи депутатского мандата его братом, не коснулись кадровые и структурные изменения. Партия патриотов всегда ассоциировалась и продолжает ассоциироваться именем своего лидера Гани Касымова.

Конечно, возникает логичный вопрос: зачем нужно снова избирать депутатов, когда их выбрали в прошлом году? Но история Казахстана знает достаточно примеров проведения досрочных парламентских выборов. В 1995 году по иску  Татьяны Квятковской Конституционный суд принял решение о не легитимности избранного в 1994 году парламента. Тогда даже шутили, что «в России чтобы разогнать парламент понадобились танки, а у нас хватило Таньки». Далее парламенты двух созывов проработали полный срок.  В 2007 году депутат Нурбах Рустемов от имени 61 депутатов  огласил обращение к главе государства о досрочном роспуске мажилиса. Тогда шутили, что парламент «нурбахнулся».

Но и следующий парламент не доработал до установленного по закону срока. 10 ноября 2011 года депутаты Н. Сабильянов и В. Рогалев озвучили заявление 53 депутатов о самороспуске.

Поэтому досрочными парламентскими выборами в Казахстане никого не удивить и, даже это воспринимается, как нечто обыденное и привычное.

Возникает и другой вопрос: имеются ли основания для самороспуска нынешних депутатов? Они имеются и  более, чем достаточные.

Во-первых, нынешний парламент принятием  непопулярного закона о пенсионной реформе, выглядит в глазах простого народа антинародным. Это обстоятельство может послужить главным поводом для роспуска или самороспуска.

Во-вторых, несмотря на наличие политических партий, политическая жизнь в Казахстане формируется в недрах администрации президента. Как сроки проведения выборов в парламент, так и состав депутатского корпуса, определяются в этой самой высшей инстанции. Это секрет полишинеля в Казахстане.

Последние парламентские выборы проходили при бывшем руководителе АП. В наших реалиях это означает, что он имел прямое отношение к утверждению окончательного списка депутатских мандатов. Иными словами, как бы расклад политической жизни страны на ближайшие пять лет был сформирован через видение прежней администрации. Сейчас, как мы знаем, новый руководитель АП и, соответственно, новое видение нынешней и будущей политической архитектуры.

Народные волнения в мире, обострение ситуации в регионе, ухудшение социального положения населения вследствие сокращения бюджетных расходов, угроза терроризма и многое другое вкупе с отсутствием механизма преемственности власти усиливает обеспокоенность граждан за собственное будущее и будущее страны. Последний фактор в корне меняет роль парламента и превращает его из сугубо законодательного органа во влиятельную силу. Будущие депутаты не будут просто нажимать на кнопки и голосовать за то, что им укажут, а реально формировать правительство и другие ветви власти. Цена депутатского кресла в прямом и переносном смысле будет только возрастать.

Поэтому вполне вписывается в логику, что нынешний парламент должен быть распущен. В противном случае, это дорого обойдется тем, кто сейчас находится у власти.

Важно также, что пользуясь моментом, провести выборы в относительно спокойной и управляемой обстановке, чтобы никто не смог помешать и оказать дестабилизирующее влияние. В эту схему также вписывается недавняя депортация в Казахстан членов семьи опального политика Мухтара Аблязова. Зная, что его близкие под присмотром, вряд ли он сможет поддерживать радикально настроенную оппозицию, как это было прежде.

Сейчас трудно сказать, кто, кроме Нур Отан, войдет в состав будущего парламента. Можно предположить, что у тех партий, где произошли изменения, есть больше шансов попасть в шорт-лист.

Но это только одна часть проблемы. Непросто будет и самой правящей партии  сформировать окончательный состав депутатов. С учетом имеющих отдельных группировок среди окружения президента, по всей видимости, без внутрипартийной борьбы не обойтись.

Вероятно, что обновление законодательного органа состоится уже этой осенью. Иначе, это несет риски тем, кто сейчас у власти.

Нам остается только дождаться очередного инициатора самороспуска.

 
4
185
3