Шиизм

GGMarques 2013 M05 30
407
0
0
0

аш-Шиа - (араб. приверженцы, партия) В 632 году после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В...

аш-Шиа - (араб. приверженцы, партия) В 632 году после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка – «шиа», сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику пророка. Возвращение  верховной   власти потомкам Али, в «семью  пророка»,  шииты  рассматривали  как  восстановление божественной справедливости. Али стал символом шиитского движения,  в  среде которого его почитание дошло до обожествления.

Учение об  имамате  является  основным  догматом  шиитского  ислама  и радикально  расходится с суннитской доктриной верховной власти. Шииты отвергли принцип выборности имама как главы мусульманской общины и государства и провозгласили, что верховная власть является наследственной в роду Алидов, право которых предопределено «Божественным установлением».

Шииты декларировали свое враждебное отношение к сунне и начали формирование собственного Священного предания - «Ахбара». Авторитетными признаются лишь хадисы, исходящие от их имамов и тех мусульман, которые изначально поддерживали Али и его потомков. Для шиитов характерен культ мучеников, которыми признаются все имамы. Шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, в Кербелу — место гибели и могилы Хусейна и в Мешхед - к гробнице имама Али ар-Ризы.

Основные признаки, характерные для шиитского направления:

- имамат (руководство общиной) - это Божественное установление; после пророка Мухаммада первым праведным халифом считается Али;

- Коран, издаваемый шиитами, содержит суру об особой роли Али - «Два светила»;

- сборники хадисов называются Ахбар (вести);

- за исключением шиитов джафаритского мазхаба, власть первых халифов Абу-Бакра, Омара, Османа не признается законной;

- признание возможности такийа - благоразумного скрывания кем­-нибудь своей истинной веры в условиях малейшей опасности, при этом необходимо сделать мысленную оговорку и проклясть врагов;

- практикуется временный брак, запрещенный халифом Омаром.

После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка». Однако вопрос о  передаче  права  на  верховную  власть  тем  или  иным потомкам Али вызывал разногласие и раскол среди шиитов.

Шиизм исповедуют в Иране, Йеменской Арабской Республике, в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке и в Азербайджане.

Направления в шиизме

Согласно одной из широко распространенных исламских классификаций шиизм подразделяется на пять крупных направлений, которые со временем дробились на более мелкие образования. Это имамиты, зейдиты, «крайние» шииты, кайсаниты и исмаилиты.

В  VIII  в. шиитское  движение  распалось  на  два  основных  течения  -  «умеренное»  и «крайнее».

К «умеренным» шиитам относятся имамиты и зейдиты.

Оцените пост

-1