Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:52, 30 мая 2013

Суннизм – основное направление в Исламе

Суннизм – основное направление в Исламе, возникшее в результате его раскола после смерти Мухаммада. Суннизм оформился в X-XI вв. в Халифате как господствующее религиозное течение. Причиной раскола явился вопрос о власти в Халифате. В отличие от шиитского направления, суннизм отрицал идею об особой природе Али и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми.

Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа (люди сунны и согласия общины)- самоназвание большей части мусульман, суннитов – одного из основных течений ислама первая часть названия происходит от термина – пример, путь жизни Мухаммада как образец мусульманской общины. Вторая часть названия – «согласное мнение общины» - отражает вторую важную концепцию традиционного ислама – идею особой роли общины в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами.

Уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникли две тенденции. Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходившими от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факих, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированы в хадисах Сунны, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Следование правилам, изложенным в сунне, считается обязательным для членов мусульманской общины.

Основными формальными признаками принадлежности к суннизму  являются следующие: признание законности четырех первых халифов – Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, Али; признание достоверности шести вводов хадисов -  аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджи; принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков – мазхабы (богословско-правовые школы): маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому.

Богословско-правовые школы суннизма

Суннитская догматика и право разрабатывались вплоть до рубежа 10 в. в процессе иджтихада – свободной квалифицированной интерпретации первоисточников ислама – Корана и сунны, - входе которого сформировались основные богословско-правовые школы (мазхабы), из которых на сегодняшний день признаны одинаково правоверными четыре: Ханафитский мазхаб; Шафиитский мазхаб; Маликитский мазхаб; Ханбалитский мазхаб.

Ханафитский мазхаб – основанный в VIII в. в Куфе (Ирак) Абу Ханифой (699-767). Он также был известен под прозвищем «Имам Агзам», которое означало «величайший имам во все времена». Занялся изучением фикха у шейха Хаммада бин Абу Сулеймана.

Основные положения ханафитского мазхаба сформулированы в приписываемом Абу Ханифе труде «аль-Фикх аль-акбар», являющемся первым письменным сочинением по исламской догматике, а также в трудах учеников Абу Ханифы Мухаммада аш-Шайбани (аль-Мабсут, Китаб аз-зийадат и Китаб аль-асар) и Абу Йусуфа (Китаб аль-харадж).

Xанафиты целиком и безоговорочно принимают Коран в качестве источника права; сунна принимается как независимый источник после тщательного отбора хадисов; единодушие улемов (иджма), унаследованный от предшественников, принимается только в том случае, если он исходит от тех же людей, которые являются передатчиками достоверных хадисов. Однако при отсутствии прецедента принимается общее согласие любой группы авторитетных ученых, что дает возможность возникновения региональных иджма. Широко используется суждение по аналогии (кыяс), которое может строиться на любом достоверном материале. Если решение, вынесенное на основе кыяса, ведет к вредным или абсурдным результатам, используется принцип «предпочтительного суждения» (истихсан). Также, они допускают широкое использование обычного права (адат, урф) как независимого, хотя и вспомогательного источника права, что всегда значительно облегчало адаптацию исламских институтов в другой конфессиональной среде. Благодаря такой гибкости и терпимости ханафитский мазхаб начиная с XI в. получил распространение в Анатолии, на Балканах, Западном Кавказе, Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, степной зоне до Китая, частично в Индонезии. Ханафитский мазхаб господствовал в Золотой Орде и Османской империи. Большинство мусульман на территории России и СНГ также придерживаются этого направления (за исключением шафиитского направления Дагестана, Чечни, Азер­байджана, Памира).

Маликитский мазхаб – основанный в VIII в. мединским богословом и правоведом Маликом ибн Анасом (713-795). Объектом особого интереса Малика ибн Анаса являлись хадисы пророка и фетвы его сподвижников. Особое внимание он уделял подбору и классификации хадисов, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надежности. Различные доктрины, методологические подходы к различным мировоззренческим проблемам были присущи хариджитам, мутазилитам, зейдитам, имамитам и другим группам, с которыми он был знаком, которая в свою очередь стала объектом интереса Малика ибн Анаса.

В общественно-политической сфере Малик считал, идеальным правлением первых праведных халифов - Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и Али (особая представительская группа шура состоящая из мекканцев и мединцев). Он решительно отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, согласно которой власть и руководство мусульманской общиной должно осуществляться только потомками Али ибн Абу Талиба.

Основные принципы маликитского мазхаба заложены в своде Малика ибн Анаса «Аль-Муватта», и в комментариях к нему, а также в переработках этого труда - «аль-Мудаввана» и «аль-Му-даввана аль-кубра». Главным источником правовых норм являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана. Хадисы, восходящие к сподвижникам Мухаммада признаются полностью и не подлежат никакой интерпретации. В дополнение к Корану и сунне, объединяемым понятием насс - «текст», привлекаются сведения о коллективном опыте мединской общины. Маликиты широко используют суждение по аналогии (кыяс) и «независимое суждение ради пользы» (истислах, аль-масалих аль-мурсала), которое должно быть направлено на соблюдение общественного интереса, и не противоречить общим принципам шариата. В настоящее время маликитский мазхаб распространен в странах арабского Магриба - Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, а также на Бахрейне и в Кувейте. Значительные маликитские общины существуют в Египте, Судане и ряде других мусульманских стран.

Шафиитский мазхаб – основанный в начале IX в. правоведом, теологом аш-Шафии (767-820). Ученик Малика ибн Анаса. В Ираке аш-Шафии знакомится с Мухаммадом аш-Шайбани - одним из учеников Абу Ханифы. В своем учении аш-Шафии стремился объединить некоторые принципы этих двух предшественников.

Труд «Усуль аль-Фикх» (Основы мусульманского права) аш-Шафии, взгляды которого оказали влияние на дальнейшую разработку вопросов мусульманского права. Его первая книга по этой дисциплине стала «ар-Рисаля». В ней он изложил условия и требования для аргументации аятами Корана, хадисами Пророка, иджмой (единодушное мнение мусульманских богословов) и кыясом (суждение по аналогии) того или иного утверждения. Кроме того, в «ар-Рисаля» были разъяснены понятия «насих» - отменяющий и «мансух» - отмененный, а также правила толкования аятов и хадисов, касающихся конкретных ситуаций и имеющие охватывающее значение и другие правила иджтихада. Основные принципы учения шафиитов изложены в главном сочинении аш-Шафии «Китаб аль-умм», записанном его учеником Йакубом аль-Бувайти и впоследствии переработанном другим его учеником ар-Рабиа бен Сулайман.

Шафииты рассматривают Коран и сунну в качестве единого источника права, сунна только дополняет Коран, а не дает параллельный материал для толкования; хадисы, исходящие от передатчиков-мединцев, принимаются безоговорочно; согласие улемов (иджма) рассматривается как дополнение к Корану и сунне. Среди факихов-шафиитов особо выделяются аль-Маварди (ум. в 1058г), автор трактата «аль-Ахкам ас-султанийа», посвященного принципам организации и деятельности правления, и Абу Хамид алъ-Газали. В настоящее время шафиитский мазхаб оказывает существенное влияние на гражданское (в первую очередь в области брачно-семейных отношений) и отчасти уголовное законодательство большинства арабских стран. Шафииты также составляют значительное (но не преобладающее) число мусульман в Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.

Ханбалитский мазхаб – основатель Ахмада ибн Ханбаля (778/780 —855). Трудами ибн-Ханбаля являются аль-Муснад, Китаб аль-Амаль, Китаб аль-Тафсир, Китаб аль-Насих уаль-Мансух, Китаб аль-Захид, Китаб аль-Масаиль, Китаб аль-Фалаиль и Китаб аль-Иман.

В отличие от других мазхабов, ханбализм возник как религиозно-политическое движение и уже затем оформился в правовую школу. В теории и практике это движение выразило взгляды наиболее консервативных сторонников традиционализма, стремившихся систематизировать соответствующую концепцию вероучения. Xанбалиты отрицают возможности любого рационалистического истолкования основных догматов веры и признают безусловность Божественного предопределения. Сунна провозглашается ими основным толкованием Корана, следование ей (наряду с Кораном) объявляется основным критерием истинности веры мусульманина. При этом основоположники ханбализма фактически узаконили суждение по аналогии (кыяс), а согласное мнение (иджма), по их мнению, было ограничено лишь кругом сподвижников пророка Мухаммада. Согласно ханбалитским воззрениям, степень веры человека зависит от совершаемых им благих поступков. Xанбалиты отрицают любые нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в Коране и сунне, стараются ни на шаг не отступать от буквы Корана и сунны. Отличаясь особой строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. В качестве религиозно-правовой школы ханбализм оформился к XI в., однако обобщающие труды ханбалитов по мусульманскому праву появились позднее. Среди наиболее видных представителей ханбализма, помимо самого шейха Ахмада ибн Ханбаля, следует отметить таких мусульманских правоведов как Муваффак ад-Дин ибн Кудама (1146-1223) и Таки ад-Дин Ахмад ибн Таймийя (1263-1328). В XVIII в. в среде аравийских ханбалитов возникло и получило развитие религиозно-политическое движение под руководством шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххабы. В настоящее время ханбалитский мазхаб в наибольшей степени распространен среди мусульман Саудовской Аравии, общины его приверженцев имеются также во многих других мусульманских странах.

0
3218
0