• 19602
  • 91
  • 6
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Переосмысление казахской истории

Казахстанскую историческую мысль ждет серьезное переформатирование. О необходимости восстановления реальной исторической картины без идеализации прошлого, спекуляций, графоманства и дилетантства говорил сегодня в Астане Госсекретарь Казахстана Марат Тажин.

 

На историческую науку направили новый реформаторский взгляд. В третьем десятилетии независимого Казахстана пришла пора взяться за переосмысление нашей истории - примерно такой посыл получили более 300 ведущих историков страны сегодня на общенациональном собрании.

 

Для начала - что есть переосмысление? Это не означает переписать национальную историю сверху донизу, дойти до предков казахов - потомков Ноев, а потом закопаться в нашей локальности. Нет. По сути, сегодня перед историками поставили задачу понять как развивался и развивается живой организм национальной казахской истории сквозь века. Эта история уникальна, и поэтому не стоит втискивать нашу летопись в некие универсальные рамки.

 

Чтобы было понятнее, приведу краткие тезисы господина Тажина.

  • Необходимо воссоздать реальную картину периода империи Чингизхана, понять его этническую природу, избежав как спекуляций на эту тему, так упрощенного традиционного подхода.
  • Учеными до сих пор не рассмотрены образование и распад ранних государственных образований в «Дешт-и-Кипчак», ареал распространения тюрко-кыпчакского населения и т.д.
  • Наша историография должна серьезно изменить свой методический и языковой инструмент. Так, по мнению Госсека,  "если рассматривать этногенез казахов в терминах марксистского структурализма, то мы зайдем в очередной тупик. Ибо при помощи устаревшего научного языка нельзя увидеть реальность с высоты современной науки".
  • История Казахстана в двадцатом веке - это во многом история столкновения национального и тоталитарного. И следовательно необходимо четко и ясно понимать реальные механизмы истории. М.Тажин: "Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной, для которой не имело особого значения, кто перед ней – казах или русский, украинец или узбек".
  • Необходимо объективно изучать процессы формирования полиэтничности страны. Ведь история Казахстана - это также история других этнических групп, которые позднее поселились на этой земле, и часто не по своей воле.
  • Племена, формировавшие казахский этнос, не могли сформироваться одномоментно в XV веке. Формирование казахского этноса – процесс, занявший не одно тысячелетие, но, к сожалению, недостаточно изученный.
  • Жизнь поколений казахстанцев, которая пришлась на двадцатое столетие, наполнена высоким личностным смыслом. Поэтому перечеркивать весь этот огромный пласт истории, составивший жизнь целых поколений, обмазав его одной черной краской, было бы не объективно по чисто историческим причинам.

«Во-первых, нужно избежать идеализации прошлого. Нужно открыто сказать о драматической истории двадцатого века, а не предаваться ностальгии по некоему порядку. Каково жить при этом порядке миллионы наших предков испытали на себе. Поэтому, показать все прелести «решения национального вопроса» в тоталитарном государстве – это просто долг наших историков.

 

Во-вторых, нужно объективно смотреть на прошлое, нужно с уважением отнестись не только к чувствам старшего поколения, нужно понять, что в истории не бывает только черного и только белого цвета», - подчеркнул Госсекретарь.

  • Масштабность и историческая значимость событий, произошедших в независимом Казахстане за последние четверть века, требуют их системного осмысления исторической наукой. Также прозвучала мысль о том, что человечество никогда не жило в таком быстром ритме как последние 20 лет. (Здесь Тажин вместе с Капицей как-то схожи в уверовании про ускорение исторического времени).
  • Историки должны дать ответ на вопрос в чем особенность новейшей истории Казахстана. Серьезного научного осмысления требует казахстанская модель государственного строительства и роль Лидера.
  • И вот последний тезис, который меня как человека номадически-мыслящего, весьма заинтересовал. Так, Тажин сделал упор на важность изучения центрально-азиатской номадической цивилизации, где казахский этногенез выступает главным ядром.

Если честно, я не думаю, что хотя один из приведенных сегодня тезисов, как-то повредит казахстанской исторической мысли.

"Нельзя писать историю как марсиане", -  примерно такими словами завершил свое выступление Госсекретарь, поручая создать научную доказательную базу, чтобы исторический объективизм был превыше всего.

А если подумать, дорчитатели, сегодня мы стали свидетелями как ВРЕМЯ СИГНАЛИТСЯ.

Новая историческая реальность падает нам сигнал, что крепкое будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. Правда, с оговоркой, что эта историческая память должна быть объективной, недвусмысленной, неспекулятивной и много - много раз перепроверенной нашими историками.

 
Гулшат Суйндык thewind2010
Твой солнечный Гулистан
5 июня 2013, 22:37
2130

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Сказать - сказал, теперь дело за реализацией:) Главное, чтобы наши историки не переборщили с этим:)
Думаю будут задействованы компетентные специалисты, да и за их работой скорее всего будут вести особый контроль.
buba
1
0
Для реализации задач, которые поставил государственный секретарь, необходимо правильное понимание инициативы на всех уровнях образовательного процесса, от министра образования до учителя истории в сельской школе. Будет обидно если Тажина поймут неправильно, и мы станем свидетелями как раз-таки марсианской деятельности все тех же графоманов. Ведь во главу угла Тажин все-таки проблему научного метода, на основании которого строится гипотеза или теория. Так вот, ученых, умеющих оперировать передовыми методами научного изыскания у нас в стране маловато, а тех, чьи исследования казахской истории строились бы на достижениях герменевтики еще меньше. Попытки найти ключ к нашей истории на основе семантического анализа богатого лингвистического наследия казахов предпринимались. Та же книга АЗиЯ Олжаса Суйлеменова, бесспорно является ярким образчиком нового подхода к изучению истории тюрков, но, как известно, отсутствие системности в исследовании (нельзя делать выводы основываясь только на одном сравнительном анализе языкового наследия тюрков и славян без их сопряжения с анализом наследия материальной культуры) приводило к некоторым перегибам и крайностям.
buba
0
0
Кстати, почему пост на главную не вывесили?
Мой сегодняшний тоже на главную не вывесили. А я бы хотел его там видеть.
Интересно, а даже добросовестный историк, признанный специалист в мире, а не только в Казахстане пойдет на некоторые политически верные представления фактов, из политического заказа? Да пойдет, но не во всем, все таки репутация мировая, а не только местная. Вообще то наука и наука востребованная, это вещи разные. Как и министерство науки и академия наук.
Вся фишка в том и есть, что они не хотят переписывать историю в угоду политического заказа, а переосмыслить, расширить знания. У них объективизм превыше всего.

Честно говоря, я вчера услышала некий голос разума :) Тажин все говорил - говорил, а ты и сидишь и поддакиваешь: да - да - да, правильные вещи говоришь, товарищ госсек.
Тажин, институт народного хозяйства, и ещё он философов. Это ни как не лингвист и историк. Также он политик.

Я не интересовался глубоко этой темой, тюркологией. Я немного о другом, о самом принципе, о принципе авторитетности или авторитарности?

Со славянами какой только пены не всплывает нынче, один новый (но любимый душевно) "академик" Задорнов, такого насочинял. Ну я не то что бы аналогию проводить. Но научная школа, таки позиции держит, доказательно и оспорено. Правда вроде бы и государство не вмешивается, Академия Наук таки не Министерство.
"спекуляций, графоманства и делитантства" - с ошибками пишите, правильно "дилетантство" ru.wikipedia.org/wiki/Дилетантизм‎
Переосмыслить бессмысленное?
Оно потому и бессмысленное.А если все будет объективно оценено с позиции современности, тогда история будет иметь куда больше смысла чем сегодня.
Комментарий удалён администрацией
главное не забывай сколько монгольский хан иже с ним перерезали казахский мужей и изнасиловали их жен и дочерей.
Главное не забывать о том, что казахов во времена Чингизхана не было.
Переосмысление истории произойдет автоматически после прочтения дневника генерала лейтенанта Терентьева - ИСТОРИЯ ЗАВОЕВАНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ (1906 г.). 3 тома, с картами и прочим. Только на tandamarket-е есть с доставкой tandamarket.kz
Переосмыслить историю надо, однозначно. На фоне новых фактов она приобретет наконец таки ясный образ. Главное без фанатизма.
У нас в школе было несколько учебников, по которым нас учили. Зачастую даты не совпадали, путались факты и т.д. Боюсь, что в некоторых учебников была доля воображения авторов. а сдавать ЕНТ по истории - самое страшное.
Я не думаю, что получится что-то реальное, если мы сами себе историю писать будем. Я читал Джаксыбекова, автор хорошо потрудился, но неужели мой народ только воевал??? Тогда кто "золотого человека" выковал??? Почему безграмотность Чингисхана ставится ему в достоинства, дескать он очень любил ученных... Почему опускаются заслуги тюрков в "великом перенаселении народов". Три страны делят историю - Россия, Казахстан, Украина. Посмотрите в YouTube, каждый народ хочет себя возвысить историей, а соседей опустить. Я думаю так, история должна быть сухой наукой: даты и описание событий, тогда можно будет понять каждому на свой лад - это было хорошо или плохо. Смотрите сколько шума наделал академик Фоменко, когда математику соединил с историей, конечно, там есть неувязки, зато сухо и качественно. А воспитывать народ должна другая наука - культурология, кто-нибудь сможет дать полное понятие этой науки, это же не только песни и эпосы, я инженер, читаю чертеж другого инженера, я его понимаю, это тоже культура, на одном техническом языке общаемся. Зачем столько пороха тратить на неэволюционную науку, давайте займемся культурологией в полном понятии эволюционности культуры. Свели культуру к традициям и обычаям, я не говорю, что это плохо, но традиции - это культура прошедшего времени...
Золотой человек не тюрок. Он сак, иранец. Но позже в процессе развития, стал преобладать тюркский. Культурология, если как наука, не может заниматься чьим либо воспитанием, науке это в принципе чуждо, или она перестает быть наукой. Но плоды науки доступны в большей или меньшей степени всем.
Нужны факты. История очень точная наука. Точнее математики.
щито? :D
история точная наука? что-то новенькое, у вас гуманитарное образование? ну тогда все понятно :D
Если в математике есть спорные теоремы, появилась альтернативная математика, опровергающая бесконечное множество цифр, и даже когда дважды два не всегда четыре, то в истории есть только факты, имена, события.

Здесь как ни крути: не отнять, не убавить. История не терпит сослагательного наклонения, летопись заполнена, а теперь, историки, разбирайтесь.

"Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет" (с).
это настолько смешно, что даже возражать не хочется)
просто процитирую общеизвестное:
То́чными нау́ками называют области науки, в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях. К точным наукам относят математику, информатику, логику, статистику, а также многие разделы других наук (психологии, географии, экономики, геодезии, обществоведения)
Обычно точным наукам противопоставляют гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна точность, то в гуманитарных, если и важна точность, например описания исторического события, то важна и многогранность и даже безграничность понимания такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое и интеллектуальное удовлетворение. К гуманитарным и относится история. Которую как известно пишут победители) и тезисы которой являются лишь предположениями на основе известных фактов, которые тем не менее не имеют однозначной трактовки.
Ну ребят я знаю, то история это гуманитарная наука. И это действительно смешно что вы здесь изгаляетесь и доказывайте мне это. Однако ОБРАЗНО я считаю, что исторические факты по своей природе очень точны, их нельзя переписать, изменить, обыграть. Поэтому отойдите от шаблонов выражений и посмотрите шире: история как наука очень точна.
"История очень точная наука. Точнее математики." цитирую вас, это не образное выражение)
Как может быть исторический факт по природе точен(именно по природе!))? давайте так, может будет доступней, - как может чье-то мнение о фактах происходящих много лет назад со слов передающихся из поколения в поколения или посредством книг, мнение автора которых так же является в первую очередь личным) быть точнее многократно опытно подтвержденных вещей? История как наука, это архивные документы и археологические находки, а дальше идет голимая трактовка) и уж это точной наукой назвать никак нельзя
alch
1
0
Очень хорошую мысль высказал Тажин. Актуально. Особенно в части пересмотра роли Назарбаева в развитии Казахстана. Обязательно надо уделить этому внимание с сохранением объективности. и про Казахгейт в учебниках написать, и про узарпацию власти им и его семьей и присвоения доходов государства. И про убийства опозиционных политиков, и про Жанаозен. Давно уже пора пересмотреть!
Как можно говорить о восстановление реальной картины истории, когда даже настоящее в Казахстане искажается) просто выборы грядутЪ вот и повылазили всякие дариги-тажины и прочее с "обличительными" но при этом жутко банальными и общеизвестными на протяжении долгого времени речами-над-проблемами)
Все, то, что сказал Тажин, правильно, идеи хорошие, только реализация оных под большим вопросом. Историки, академики, доктора, профессора и прочыя, и прочыя, застолбившие златоносные жилы на ниве истории Казахстана на уровне концепций совсем не заинтересованы в этом, потому что им придется опровергать себя, а кому-то отдавать все нагр... нажитое не будут))) Кстати, их немного от силы 20-30 будет, при желаний пофамильно можно перечислить, именно они определяют ист науку Казахстана, клепая историков по образу и подобию своему, а каково это подобие многие имеют представление

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8880
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3188
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3327
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3328
  • 56
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2912
  • 10
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3042
  • 31
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2483
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2219
  • 18