место в рейтинге
  • 316498
  • 1432
  • 69
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Выступление Д.Назарбаевой о расхождении цифр и фактов минтруда и соцзащиты

Сегодня в Мажилисе парламенте об итогах программы занятости отчитался министр труда и социальной защиты Серик Абденов. Содоклад Дариги Назарбаевой оказался, мягко говоря, интересным. Очень много расхождений обнаружила депутат Мажилиса парламента. Не буду портить пост своим мнением или рассуждениями. Только доклад, только хардкор!

"В Казахстане по официальным данным численность безработных на 1 января 2013 года составила 475 000 человек или 5,3%. По сравнению с развитыми странами, где уровень безработицы доходит до 15-20%, наша статистика более чем позитивна. По международным критериям уровень безработицы в 5% считается нормой. Безработицу на 100% не победила ни одна страна.

Рассматриваемая нами сегодня Программа занятости ставит перед собой еще более амбициозные цели: сокращение числа безработных,  сохранение и создание новых рабочих мест. Правда в документе не прописаны конкретные обязательства правительства – до какого именно уровня будет снижено количество безработных по годам до 2020 года. Поэтому сегодня довольно трудно оценить результат за два последних года.

Несомненно есть позитивные моменты – худо-бедно люди получают дополнительную помощь, за счет государства обучаются новым специальностям, опять же за счет государства, т.е. за всех тех, кто работает и добросовестно платит налоги, временно трудоустраиваются, решают жилищную проблему.

Я бы сказала, что это еще одна завуалированная форма  социального пособия, которая временно снижает напряжение на рынке труда. А что нам ожидать к 2020 году, когда финансирование по данному вопросу закончится? Этот вопрос нас тревожит и не без основания.

Мы не верим в успех Программы занятости по ряду причин:

Самая главная из них – отсутствие слаженной работы в Правительстве между заинтересованными министерствами. А заинтересованы в ней, по идее, все министерства: и Регионального развития, и Финансов, и Экономики, и Труда, и Образования, и Здравоохранения, и Культуры, и Индустрии, и Нефти и Газа и, в первую очередь, Сельского хозяйства! МСХ вообще стоит в стороне от этой работы, хотя львиная доля расходов направляется именно на развитие сельских территорий, обучение и трудоустройство простых сельчан. Более того, это первая государственная Программа, которая в основном разработана в интересах простых труженников земли:

1 направление – 50% средств – село, 50% - город районного значения, 2 направление – 95% - село, 3 направление 100% - город районного значения, 4 направление – 100% - село.

Опыт первых двух лет указывает на межведомственную разобщенность в самом правительстве и во взаимоотношениях между центральными и местными исполнительными органами. Это тот самый случай, когда одна рука не ведает, что творит другая.

Приведу примеры: Национальная квалификационная система (НКС) так и не создана, хотя о ней говорится во многих программных документах, Заинтересованные министерства не работают вместе, не могут договориться друг с другом.  Стандарты не появятся в тиши высоких кабинетов, где трудно найти специалиста, знающего производство. В то же время видимо их чиновная гордость не позволяет снизойти до работодателя и спросить у него совета. Работодатель не участвует в разработке требований к специальностям. Спрашивается для кого вся эта видимость кипучей деятельности?

И в результате национальная система подготовки и переподготовки кадров не готова качественно выполнить задачу - нет соответствия спроса и предложения на рынке труда. Сегодня на производстве востребован мастер - строитель широкого профиля, владеющий навыками штукатура, маляра, каменщика, тогда как в Классификаторе квалификаций  ТиПО  профессии существуют отдельно: штукатур, маляр, каменщик, бетонщик – значит надо закончить училище 4 раза, чтобы получить одну востребованную специальность! Не  осуществляется обучение по действующим 41 специальности и 868 квалификациям, в том числе по 16 приоритетным специальностям Госпрограммы по форсированному инновационно-индустриальному развитию.

Как можно выделять миллиарды на обучение профессиям, современные стандарты по которым не разработаны и такая работа даже и не планируется?  Хотя МОН РК, МТСЗН РК и МИНТ РК радостно отрапортовали, что стандарты у нас есть.

Имеет место дефицит квалифицированных  педагогов. Проблему пытаются решить формально, за счет приема на работу людей без необходимого образования и специальности. Доля преподавателей с высшей категорией сократилась более чем в 4 раза, а с первой категорией в 5 раз.

В колледжах обучают на физически и морально устаревшем оборудовании 70-х-80-х годов прошлого столетия. Это сегодня, когда технологии устаревают и обновляются каждые 2-3 года! Уровень оснащенности современным оборудованием колледжей в среднем по Республике составляет не более 30% от утвержденных норм.

Отсюда вытекает и проблема трудоустройства.

При наличии дефицита  квалифицированных специалистов на рынке труда выпускники наших профессионально-технических учебных заведений не могут устроиться на работу из-за низкого уровня подготовки.

Данные статистики о трудоустройстве в 2012 году 75,5% выпускников ТиПО, весьма условны, поскольку не отражают трудоустройство по полученной специальности. Такой анализ не ведется ни Министерством образования, ни Министерством труда.

В 2012 году был перевыполнен план по трудоустройству на социальные рабочие места  составил 163,3% (27 551 чел. ). Вроде есть за что хвалить. Однако из их числа только  58% получили постоянную работу. Следовательно эффект от вложенных инвестиций составил всего 58%.

Требование об обязательном трудоустройстве на постоянную работу лиц, охваченных социальными рабочими местами невыполнимо в сельской местности, где большинство работ имеет сезонный или временный характер.

Как всегда пляшет статистика: По данным МТСЗ количество безработных уменьшилось и составило 5,3%. По информации Счетного комитета, в 2012 году по сравнению  с 2011 годом наблюдается резкий рост количества безработных (увеличение на 32 424 человека, рост - 192%), самостоятельно занятых (увеличение на 7 084 человек, рост - 134%), из числа малообеспеченных (увеличение на 3 419 человек, рост - на 218%).

По данным МТСЗН, из общего количества участников Программы занятости, завершивших обучение в 2011-2012 годах трудоустроено 49 689 человек или 83,5%. Вместе с тем, в информационной базе «Занятость» МТСЗН количество трудоустроенных в 2011-2012 годах составляет 18 873 человека.

По данным МОН, за указанный период из общего количества участников Программы, завершивших обучение (55 468 человек) , трудоустроено - 31 063 человека, или 56,0 %.

Какой из этих цифр верить?

Это существенное расхождение говорит об отсутствии единой методики оценки результатов, правдивой статистики. Правительство не занимается анализом и работой над исправлением своих ошибок!

Более того, Счетный комитет указывает на то, что Единая информационная система, которая разработана для информационного обеспечения реализации Программы практически не работает в силу разных технических причин и , в первую очередь, в силу своего несовершенства. В этом еще надо разбираться отдельно – уверена, что разработка Программного обеспечения была щедро оплачена. Автоматизированный учет лиц, обратившихся за помощью в трудоустройстве и социальной поддержке проводится некорректно. Данные ИС и местных исполнительных органов сильно различаются.  В связи с тем, что ИС не дает достоверных данных, статистические отчеты формируются по данным бумажных отчетов областных управлений.

Т.е. можно утверждать, что и Правительство, и Счетный комитет, и мы, депутаты, вынуждены оперировать недостоверными данными…

Взаимодействие центральных уполномоченных органов с местными исполнительными органами и частными структурами не организовано. Не продуманы механизмы государственно-частного партнерства.

На наш взгляд необходимо в рейтинг акимов областей ввести индикатор по созданию новых рабочих мест.

В ходе реализации Программы имеют  место  факты хищения бюджетных средств. Так, например, в Актюбинской области   ответственные за ее выполнение приписывали в списки «мертвые души». А в центре занятости города Актобе незаконно субсидировали работодателей. На компенсацию затрат могут рассчитывать лишь компании,  принявшие на работу  безработных. Однако, бюджетные средства   получили компании, которые  даже не принимали новых  сотрудников. Также проверкой выявлены повсеместные факты приема на работу своих близких родственников.

Учет и мониторинг сведений о востребованных специальностях, не осуществляется. В 2012 году из-за завышения расходов на обучение, в регионы было излишне направлено 4,4 млрд. тенге.  Как такое могло получиться?  Кто несет за это ответственность?

По информации Счетного комитета в 2011 году прошли подготовку и устроились на работу в среднем по Республике 37,5 % участников Программы- вместо запланированных 50%, а в 2012 году показатели ухудшились  - от 15 до 46 % в связи с тем, что МТСЗ себя подстраховало, исключив количественные показатели трудоустройства лиц, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Акиматам было указано «содействовать в трудоустройстве»…  Самые низкие показатели в Атырауской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской областях и в городе Алматы.

Сумма ущерба от реализации первого направления Программы оценивается Счетным комитетом в 2 с лишним млрд тенге. На эту сумму было обучено и не трудоустроено участников.

Второе направление – «Содействие развитию предпринимательства на селе» также имеет ряд серьезных упущений:

Отсутствует единый механизм предоставления микрокредитов для участников Программы. Поэтому ставка вознаграждения для конечных заемщиков колеблется от 3,8% (в Западно-Казахстанской области) до 8,0% (в Кызылординской области).

Почему процентные ставки в регионах разные?

В большинстве регионов уполномоченной региональной организацией выступают СПК. Согласно решению Правительства финансовые агентства предлагают ставку вознаграждения в размере 0,01% годовых. Для СПК она составляет 2,78%. Прямым следствием этого является удорожание кредита.

В связи с этим актуальным является не раз поднимаемый депутатами  вопрос об определении в качестве уполномоченной организации органа, имеющего статус финансового агентства. Ответа мы до сих пор не получили.

Уже сегодня имеются серьезные нарушения в этой сфере.

Например,    в Южно-Казахстанской области установлено, что кредиты выданы предпринимателям, которые  не являются участниками программы. Всего за счет бюджета необоснованно выданы средства в виде кредита на сумму 8 800,0 тыс.тенге.

В Северо-Казахстанской области выданные  АО «СПК «Солтүстік» кредитные средства на развитие предпринимательства в селе размещались на депозите в банках второго уровня.

В Карагандинской области выдан 601 микрокредит, а трудоустроено из числа официально безработных - 59. В Костанайской же  области выдано 108 микрокредитов, трудоустроено – 2. Получается, что для этого в  области затратили, в среднем, 216 млн. тенге. Вновь остается вопрос о рациональном использовании средств.

В Правилах кредитования нет единых требований, регулирующих порядок и условия выдачи кредитов. В итоге кредитные организации на местах самостоятельно определяют дополнительные требования. Программа занятости набирает скорость, однако поправки в Правила кредитования так и не внесены.

Задача Третьего направления –– переселение жителей из бесперспективных населенных пунктов  в центры экономического роста с обязательным трудоустройством. Программа занятости стартовала в 2011 году, а критерии оценки высокого или низкого потенциала экономического роста были разработаны в феврале 2012 года.

Поэтому в 2011 году успели построить жилье в избытке и переселить людей в населенные пункты, где нет работы.

По данному направлению по стране освоено 8,3 мрд.тенге. Сумму ущерба назвать нет возможности. Она все еще не просчитана.

Например, в ВКО – освоено 1 495 млн. тенге, трудоустроено – 40 человек. В Актюбинской области 386 млн. тенге , работу получили 18 человек.

Общее количество переехавших в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом или в центры экономического роста составило 8 444 человека, из которых ок. 4000 человек трудоспособного возраста. Из них получили работу 61,7%.

По третьему направлению, приоритетом стало строительство – излюбленный бизнес наших чиновников.

Четвертое направление: «Развитие инженерно-коммуникационной, социальной инфраструктуры и благоустройство сельских населенных пунктов».

Участники Программы сталкиваются с трудностями при получении средств на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры. У Уполномоченного органа отсутствует единая методика по строительству и по выделению средств на эти цели. Исполнители жалуются на длительные сроки проведения конкурсных процедур, подготовки проектно-сметной документации и получении различных  экспертиз (заключений).

В Министерстве информация о продолжительности сроков проведения ремонтных и строительных работ в регионах отсутствует.  В связи с чем, как указывает Счетный комитет, сведений о количестве временно занятых лиц в рамках четвертого направления не имеется. Однако несмотря на это планируется дальнейшее освоение миллиардов тенге на этом поприще.

Мечтать о создании постоянных рабочих мест благодаря четвертому направлению, думаю не стоит.

Итоги проверки центральных и местных исполнительных органов выявили нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 39 млрд.тенге!

Вдумайтесь в эти цифры!

Эффективность использования выделенных средств низка.

Ни один здравомыслящий инвестор не станет рисковать сотнями миллиардов тенге, если не будет уверен в том, что его инвестиции будут защищены законами, правилами, четкими требованиями и стандартами. И конечно в первую очередь он будет просчитывать экономическую выгоду от вложенных средств.

С Программой занятости – особый случай: нет правил, нет стандартов, нет правдивой статистики, нет четкого плана, нет экономических расчетов.

Почему мы позволяем так бездарно распоряжаться нашими деньгами – деньгами налогоплательщиков?

Мы раздали проект наших рекомендаций по итогам Правительственного часа. Только будет ли с этого документа толк? Сколько таких документов мы уже направили в Правительство? И где они все?

Программа работает уже третий год.  Она щедро финансируется из республиканского бюджета – вдумайтесь в эти цифры : в 2011-2012 гг. выделено 95 млрд тенге, в 2013 г. – 75 млрд тенге! Итого – 170 млрд тенге.! Это без учета предстоящих уточнений.

На эти средства можно было бы построить 160 школ на 1200 мест каждая, 300 детских садов на 280 мест каждый, сотни домов культуры и десятки поликлиник и больниц – а это и есть новые рабочие места!

А на 2014-2015 гг. Планируется выделить еще 200 млрд тенге! По информации Счетного комитета исполнители программы планируют расходы несмотря на отсутствие в ряде случаев обоснований и необходимых первичных документов.

В целом, я думаю, ни один человек в этом зале не скажет, что он против задач, поставленных в этой программе, если будет уверен, что затрачиваемые на нее средства попадут точно в цель.

Итоги первых двух лет ее действия не внушают оптимизма. Эффективность вложенных средств и усилий низка.

В Правительстве нет согласия в работе над выполнением Программы. Не до конца отработаны необходимые нормативно-правовые документы и стандарты. Образовательные учреждения не готовы дать стране хороших специалистов, в которых она остро нуждается. Объективный анализ результатов и их оценка невозможны ввиду плохой работы Информационной системы. Достоверной статистики нет. Что делать?

Наиболее рациональное на сегодня решение – приостановить реализацию программы на 6-12 месяцев для устранения всех имеющихся недостатков. Хотя бы в новой ее части – то, что уже запущено, несомненно надо завершить.

Подумайте над этим, уважаемые коллеги".

Чтобы не было претензий не меняла в докладе ни слова, сохранена стилистика, все выделения и проч.

Анара bazanara
Ну и что, что ветер в голове? Зато мысли всегда свежие!
27 мая 2013, 11:46
4572

Загрузка...
Loading...

Комментарии

JK23
1
0
речь грамотная, но скажу как человек работающий на производстве, и закончивший политех, меня поражает вот эта фраза :"В колледжах обучают на физически и морально устаревшем оборудовании 70-х-80-х годов прошлого столетия. Это сегодня, когда технологии устаревают и обновляются каждые 2-3 года! Уровень оснащенности современным оборудованием колледжей в среднем по Республике составляет не более 30% от утвержденных норм.".
Не важно оборудование, грамотный человек разберется. Проблема основная что не учат таких специалистов, и не хотят учиться. Вот что самое ужасное для производства. Для современной молодежи, завод это что ужасное, бесперспективное. Вот где нужна реклама предприятий.
Мдаа... ) "В колледжах обучают на физически и морально устаревшем оборудовании 70-х-80-х годов прошлого столетия. Это сегодня, когда технологии устаревают и обновляются каждые 2-3 года! Уровень оснащенности современным оборудованием колледжей в среднем по Республике составляет не более 30% от утвержденных норм." ---- Между прочим современные технологии вообщем то не отличаются от тех, что были в использовании в 70-х и 80-х годах. Какой то прогресс наблюдается только в сфере IT)
gnn3
0
0
" Для современной молодежи, завод это что ужасное, бесперспективное. Вот где нужна реклама предприятий."
Не поможет тут реклама. Нахрена идти работать "на завод", если можно пойти продавцом-консультантом в какой-нибудь Сулпак, и там в комфорте и чистоте зарабатывать больше, чем в грязи и небезопасных условиях на производстве? Дураков нет!
С одной стороны эта женщина первой согласовала поднятие пенсионного возраста как глава комитета по социальным вопросам в Мажилисе. С другой стороны она вдруг ни с того ни с сего изобличает нестыковки в отчетах Правительства, которые уже стали аксиомой, и покрывают разрывы в миллиарды долларов: например невыполненные программы Питьевая вода; Доступное жилье; 100 школ, 100 больниц, ПФИИР, дорожные карты и прочие с бешенными бюджетами. Но она только говорит о проблемах, хотя там должны быть реальные фамилии и сроки. Как пример, только одни Рыскалиевы проворовались (то, что озвучил ФинПол) на 500 миллионов долларов - только одна область за несколько лет. Как ее можно понять?
Nekton
0
0
Не вижу конфликта между двумя темами - пенсионный возраст и нестыковки в отчетах правительства. Потом, зачем про Рыскалиева она будет говорить. Она вроде не прокурор
Надо смотреть лучше. Чем было обосновано то, что поднимают пенсионный возраст - какой-то мифической цифрой в 19.6 миллиарда долларов (Марченко). А нестыковки говорят, что кто-то ворует и очень много. Если бы воровали меньше, мы бы жили лучше.
Про Рыскалиевых: у нее есть право инициировать парламентское расследование. Вопрос конечно риторический: но почему после их дела не начали трясти всех акимов на наличие в управлении любой конторы, которая выигрывает тендеры? Тишина полная.
ftw
0
0
отношение прямое, при повышении пенс возраста в качестве аргументов как раз и используются эти цифры) министр труда и соц нам рассказывает про то как его программы успешно работают) но на самом деле это неправда, они не работают, и он говорит о том что будут еще программы которые как мы понимаем работать не будут)
Nekton
0
0
Я тоже согласен, что речь своевременная и грамотная. Единственная часть мне показалась непродуманной - о нужности специалистов широкого профиля. Не может быть квалификации широкого профиля! Если ее вводить, то планка специалистов опустится ниже плинтуса. Это просто работодатели хотят сэкономить на приеме квалифицированных спецов, что бы не платить за каждый вид отдельно. Роль государства как раз должна заключаться в том, что бы поддерживать стандарты и не давать строительным компаниям нанимать "специалистов широкого профиля" с базара. С такими специалистами будут у нас дома падать еще и еще.
ftw
0
0
речь продумана, она просто пытается охватить максимальную часть соц активного населения) скажем так "поддерживает в их возмущении")
Это все косяки Масимова. Надо его привлечь к ответственности.
Народ!Наша власть перешла все рамки дозволенного они выложили в сеть базу всех граждан России и других стран СНГ, в базе есть вся информация о каждом из нас: фото,видео,переписка,адреса и телефоны,копии документов и много другой информации!Вот сами посмотрите, вот ссылка на базу-- murl.kz
ftw
1
0
Это очевидная спекуляция для повышения доверия у населения перед выборами) то что озвучено г-жой Назарбаевой стало известно не сию минуту) это открытые данные которые были доступны все время действия программы но озвучиваются только сейчас, сама ситуация всвязи с этими комментариями не изменится.
ftw
1
0
Мне смешно и грустно что о действительном положении дел в стране правительство говорит только когда хочет пустить пыль в глаза населению.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 38752
  • 63
СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 10781
  • 174
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 2846
  • 48
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 2069
  • 2
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 1937
  • 1
Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Многие способные выпускники без Алтын Белги готовились к тестированию, чтобы в честной борьбе попытать счастья на гранты без ущемления со стороны якобы "золотых" выпускников.
DanaJarlygapova
14 авг. 2017 / 14:35
Новый конкурс на грантовое финансирование – разочарование для казахстанских ученых

Новый конкурс на грантовое финансирование – разочарование для казахстанских ученых

Обсуждение новых условий началось ещё давно, но стоит ли ожидать качественного улучшения результатов научно-исследовательской деятельности, если система управления наукой не была модернизирована?
ermekuss
17 авг. 2017 / 12:23
  • 1757
  • 1
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
вчера / 11:16
  • 1540
  • 50