Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
21:55, 17 мая 2013

Интегрированный спектакль

Интегрированный спектакль

Череда майских праздников повлекла за собой ежегодное обострение оппозиционных настроений. Почему-то именно в это время активизируются «тихие» партии и движения. Как объяснит сей феномен, не могут сказать даже лидеры этих самых организаций. Но факт остается фактом: члены КПК именно на майские праздники «пошли в народ».

Никаких митингов или, боже упаси, публичных заявлений не было. Коммунисты от КПК в своей обычной манере действовали кулуарно. Например, в Шымкенте, участвуя в мероприятиях, они то там, то сям поднимали вопросы повышения цен на тарифы ЖКХ, пенсионных реформ и так далее. Делали это как бы невзначай, но ситуацию накручивали изрядно, всячески подчеркивая, что вот они – категорически против и готовы бороться за права людей. В основном их слушали (да и попробуй отвертеться, когда тебя доверительно берут за рукав и цепко держат до конца пламенной речи), но многие спешили ретироваться, ибо уже откровенно устали от ничего не значащих пустых разговоров ни о чем.

Действительно, что могут сегодня предпринять члены коммунистической партии Казахстана? Они давно дискредитировали себя в глазах многих, ушли в тень и практически ничего не делают. Да, КПК изрядно была подкошена в 2004 году после того, как секретарём КПК был цинично назначен один из пре свое влияние и авторитет, в качестве пушечного мяса для организации возможных уличных протестов привлекла в свои ряды верхушку массовой КПК, сформировав таким образом «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). С тех пор этот странный симбиоз антиказахстанских сил безуспешно пытается раскачать ситуацию в стране, используя без разбора весь спектр протестных настроений, от популизма до ксенофобии.

Но приключился полный облом. ДВК был практически сразу же обезглавлен, когда оба его лидера, Г. Жакиянов, бывший губернатор Павлодарской области, и М. Аблязов, владелец БТА, второго по активам банка страны, были приговорены к более или менее длительным срокам тюремного заключения, по обвинениям в коррупции. После такого конфуза выдвигать политические тебования стало не очень удобно. Во-первых, в бегах да не на свободе делать это весьма проблематично, а во-вторых, доверие как к КПК, так и к ДВК было очень сильно подорвано. Кстати, о том, что такая ситуация показалась, мягко говоря, неприемлемой не только со стороны, но и внутри самого ДВК, говорит такой факт: Н. Субханбердин, владелец другого системообразующего банка, АО «Казкоммерцбанк», занимающего первое место по размерам активов и собственного капитала, вышел из ДВК на следующий же день после его образования.

Но если говорить по существу, то оппозиции в некотором роде можно даже посочувствовать. То же вынужденное бездействие КПК объясняется просто. Инерция и пассивность казахстанского общества, во многом обусловленные относительным благосостоянием десятилетия нулевых годов и благоприятным положением на нефтегазовом рынке, наносит всем амбициозным планам и расчётам оппозиционного фронта гораздо более ощутимый урон, чем все репрессивные меры полицейской и судебно-исполнительной машины вместе взятые.

И как бы ни напрягались представители КПК в майски дни, ведя разговоры «в тему» о солидарности, взаимной ответственности, торжестве справедливости и так далее, у шымкентцев, во всяком случае, это отклика не находило. Ну не хотел народ вникать в проблемы, хотел праздника. А тут так не вовремя коммунисты. Да еще неискренне и не по существу. Кстати, еще одна «болезнь» тех, кто пытается время от времени играть на стороне оппозиции (имеются в виду конкретные люди, а не организация). Практически все после ключевой фразы «долой», начинают жаловаться на собственные трудности и на то, что их, таких хороших никто не понимает. А, в общем и целом, оппозиция от наличия подобных «сочувствующих» только теряет.

На общество производят впечатление лишь решительные, грамотные действия. Но и тут коммунистов преследуют промахи и неудачи. Вот лишь несколько примеров.

Уже более десяти лет оппозиция регулярно проводит санкционированные акции протеста, как правило, в тени перемещённых со старых центральных площадей памятников Ленину и Калинину. Эти мероприятия отличаются смехотворной, даже по меркам СНГ, малочисленностью. В лучшем случае коммунистам иногда удаётся мобилизовать пару-тройку дюжин зевак.

Решительным шагом было формирование незарегистрированной партии «Алга», вокруг которой в 2005 году сложился предвыборный блок «За справедливый Казахстан» (ЗСК), выдвинувший на президентских выборах того же года своим кандидатом Жармахана Туякбая. До этого времени он преспокойно занимал должность генерального прокурора РК, а непосредственно перед переходом в оппозицию бессменно председательствовал в нижней палате парламента с 1999-го по 2004-й годы. На тех выборах он успешно набрал 6,61% голосов. После этого сформировал со своими единомышленниками Объединённую социал-демократическую партию (ОСДП), которая «назвалась груздем» настолько убедительно, что была даже принята во II Интернационал. Обе организации какое-то время действовали в тесной смычке. Помимо всевозможных западных фондов и грантов, пожалуй, наиболее ощутимую поддержку их деятельности, в том числе информационную и финансовую, осуществлял Мухтар Аблязов, который, освободившись из тюрьмы досрочно, сумел бежать в Лондон с деньгами.

Эту душещипательную историю о том, как коммунисты сначала породили, потом породнили, а затем развели в разные стороны партии, блоки и движения, знает каждый казахстанец. Как знает и то, чьи деньги украл «благодетель» оппозиции М. Аблязов и чем на самом еле занималась партия «Алга». Так о каком доверии идет вообще речь? Странно, что члены КПК до сих пор не поняли, насколько они дискредитировали себя в глазах общества.

А еще рассчитывали на понимание со стороны шымкентцев, когда вместо праздничного настроения пытались задать тон суровый и проблемный – о чаяниях и нуждах простого народа. Одним словом, спектакль не удался, хотя они честно пытались интегрировать его в массы.

 
0
166
0