Один день — одна личность. Алихан Бокейханов

Abylai May 16, 2013
1787
0
5
0

Работая над своей курсовой по культурологии, я пришёл к выводу - люди, которые говорят, что в истории Казахстана не было великих личностей - пустомели. К сожалению, таких людей немало...

Работая над своей курсовой по культурологии, я пришёл к выводу - люди, которые говорят, что в истории Казахстана не было великих личностей - пустомели. К сожалению, таких людей немало. Закоренеленые последователи западной культуры, западных ценностей. А вот наш ответ Чемберлену.

Первым в этом списке будет Алихан Бокейханов.

 

Алихан Нурмухамедулы Бокейханов - видный общественный и государственный деятель, ученый, основатель и вождь национально-освободительного движения, организатор первой казахской политической партии и глава правительства Алаш орды. Родился в Токыраунской волости Каркаралинского уезда бывшей Семипалатинской области, нынешнем Актогайском районе Карагандинской области. Происходит из рода торе, потомок Джучи, старшего сына Чингисхана. Знаменитый Кокжал Барак - его предок. Один из последних казахских ханов Бокей хан - сын Кокжала Барака. От Бокей хана родился Батыр, от него - Мырзатай, а от него - отец Алихана, Нурмухамед.

Когда Алихану исполнилось 9 лет, отец повез его в Каркаралы, отдал учиться местному мулле. Но сообразительный мальчик, поняв, что дети, обучающиеся в школе, более грамотны, сам, по своей воле, перевелся в городскую трехклассную начальную школу. После этого он поступил в Каркаралинское городское трехлетнее училище, которое закончил на "отлично". 16-летний Алихан был принят в Омское техническое училище. Училище, где в течение всех четырех лет Алихан был лучшим учеником, в благодарность за это, предоставило ему возможность продолжить учебу. Так в 20 лет он поступил в институт лесного хозяйства в Петербурге, имея на руках рекомендательное письмо канцелярии Степного генерал-губернатора и 200 рублей стипендии казахского сообщества. Здесь наряду с ежедневными занятиями в институте он активно участвовал в работе политических, литературных, экономических кружков, участвовал также в студенческих волнениях. Он стал задумываться о тяжелой судьбе казахского народа, более 200 лет находившегося в зависимости от Российской империи. Он понимал, что народу, прозябавшему в плену необразованности и невежества, необходимы знания и культура. Он поставил перед собой цель: поднять образованность, культуру народа, улучшить его жизнь.

Закончив учебу, А. Бокейханов вернулся в Омск человеком со сформировавшимися взглядами на колонизаторскую политику Российской империи в казахской степи, вооруженный марксистской экономической теорией, знакомый с видами и методами политической подпольной деятельности, имеющий определенный опыт политической борьбы. По возвращении в Омск он быстро нашел общий язык с прогрессивно настроенной интеллигенцией, со ссыльными, наладил с ними тесные отношения, стал активно участвовать в общественно-политической работе.

Вступив в ряды партии "Свобода народа", он и сам организовал небольшую группу приверженцев этой партии среди казахской интеллигенции и политических активистов. Омский период жизни оказал особое влияние на формирование политических взглядов, на становление его как политического, общественного деятеля, политического борца, а в дальнейшем организатора и вождя национально-освободительного движения.

Наличие в казахской степи в начале XX века двух идейных течений общеизвестно. Одно из них - традиционное панисламистское течение с центрами в Бухаре и Туркестане. Второе - новаторское пантюркистское течение, состоящее из прогрессивно мыслящих представителей казахской интеллигенции, получивших образование в русских школах, возглавил Алихан. Эта группа считала преждевременным вступать в открытую борьбу против Российской империи, тем самым показав политическую выдержку. Они считали необходимым, в первую очередь, разбудить сознание народа и все силы мобилизовали на решение этой задачи. Но развернуть эту работу так, как они задумали, не давали сыщики жандармского управления. По доносам агентов их преследовали, сажали в тюрьмы. Это коснулось и Алихана, который еще в студенческие годы попал в список неблагонадежных и был под наблюдением; вначале его заключили в Семипалатинскую тюрьму, потом сослали в город Самару.

По возвращении из ссылки в 1916 году Алихан сразу же включился в общественно-политическую жизнь Оренбурга. От имени казахских жителей он был выбран в городскую думу.

Он много надежд возлагал на Февральскую революцию, но они не оправдались. Временное правительство, которое представляли вожди партии кадетов, было против предоставления автономии казахам. Помимо этого он не смог прийти с ними к соглашению по земельным вопросам и вышел из состава партии. Возглавив группу из девяти представителей казахов, Алихан участвовал в работе съезда Сибирских автономистов в Томске. Он намеревался создать Казахскую автономию в составе Сибирской республики. По возвращении Алихан приступил к созданию первой в истории казахов политической организации - партии "Алаш".

В декабре 1917 года на Всеказахском съезде была провозглашена Казахская автономия и А. Бокейханов был избран первым председателем этой первой Казахской автономной республики. Но вскоре большевики, пришедшие к власти, прекратили деятельность Казахской автономии, а руководителей подвергли гонениям. А. Бокейханов был выслан в Москву. После 10-летнего пребывания под домашним арестом Алихана вновь арестовали в августе 1937 года и через месяц по ложному обвинению приговорили к смертной казни.

Деятельность выдающегося гражданина, посвятившего всю свою сознательную жизнь, до последнего дыхания, делу освобождения народа, была многогранной. Он - делегат Российских съездов местных и городских общественных деятелей, депутат I Государственной Думы, депутат народного съезда мусульман, член бюро фракции мусульман IV Госдумы, ученый-энциклопедист по лесному хозяйству, экономист, организатор научного исследования скотоводства, историк, этнограф, литературовед, переводчик, публицист. А. Бокейханов - выдающаяся личность, оставившая незабываемый след в общественно-политической, духовной, культурной истории казахского народа.

P.S Это краткий обзор жизни лидера партии Алаш. Нужны фильмы про таких людей. Талантливые люди боролись за независимость Казахстана. Жалко, что его репрессировали. Не будь Воланда Сталина, возможно, и не репрессировали бы. Хотя кто его знает. Завистливых людей хватало и хватает.

P.P.S При поиске видео на Ютубе про Бокейханова находишь 2 или 3 видеоролика. Стыдно

Взято с http://tarihi-tulgalar.kz/ru/alihan-bokeihanov.html

Оцените пост

5