Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:48, 14 мая 2013

Таджикистан: слухи и правда сегодняшнего дня.

Несколько дней назад мировые и российские СМИ со ссылкой на данные полученные от таджикской оппозиции сообщили, что Таджикистан в счет покрытия долга в 500 миллионов долларов отдал Китайской Народной республике несколько десятков гектаров земли в Горно-Бадахшанской автономной области и что 6 мая 2013 года Китай ввел туда свой войска.

Многие люди не совсем ясно представляют, что из себя представляет эта область в составе Таджикистана. Поэтому обратившись для краткости изложения к Википедии сначала о этом административном образовании расскажем более подробно.

Горно-Бадахшанская автономная область была образована 2 января 1925 года указом ЦИК СССР. Она граничит на севере с Киргизией, на востоке — с Китаем, на юге и западе — с Афганистаном. Площадь 64 2 км² (44,9 % территории Таджикистана). Большую часть территории ГБАО занимает высокогорье Восточного Памира. Численность населения ГБАО на 1 января 2010 года составляла 220 600 человек или 3,2 % населения Таджикистана. Плотность населения в среднем по области (на 1 км² территории) составляет 3,4 человека. Хотя область занимает 45 % всей площади Таджикистана, но только 3 % из них — главным образом долины горных рек — пригодны для проживания населения. Так что природно-климатические условия там явно не сахар.

Итак, информация о передачи части земель. (как – никак 1 процент от общей площади этой среднеазиатской республики) Китаю и вводе китайской армии на новые территории незамедлительно стала главной новостью в российских и азиатских СМИ.

В январе 2011 года согласно китайско-таджикскому протоколу о демаркации границы между двумя странами, Китаю было передано 1,15 тысячи кв. км территории Горного Бадахшана в районе Мургаба. Кстати, если вспомнить историю, то во второй половине VII в. Памир и Бадахшан были в зависимости от китайской Танской империи.

Доктор исторических наук, эксперт по странам Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока Александр Князев уверен в том, что ввод войск в Таджикистан со стороны Китая - не в стиле КНР. Ученый исключил вероятность развития негативного сценария событий в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в связи с появившейся в СМИ информацией о том, что КНР перебросила на территорию РТ часть войск для обеспечения безопасности собственных граждан, занятых в геологоразведке месторождений минералов, драгоценных камней и урана.

«Нынешнее правительство Таджикистана с начала 2000-х годов активно сотрудничает с КНР, и в Горно-Бадахшанской автономной области в том числе, - отмечает историк Князев. - Есть прецедент передачи спорных участков территории ГБАО Китаю несколько лет тому назад. Я глубоко не занимался вопросом о правомочности этого факта, но уверенно могу сказать, что он эксплуатируется таджикской оппозицией очень активно и безостановочно. На самом деле, на Памире сталкиваются интересы КНР и Запада, в первую очередь, Великобритании. По словам Александра Князева, в силу ряда факторов, в первую очередь элементарного географического, Памир всегда занимал и продолжает занимать исключительное место во всех геополитических проектах великих держав в Центральноазиатском регионе. Сейчас активность Китая в Горном Бадахшане прямо входит в противоречие с интересами англосаксонского сообщества.

Прошлогодние события в Хороге, когда правительственные войска РТ проводили операцию против памирских полевых командиров, были, по большому счету, первой попыткой руками таджиков и памирцев проверить устойчивость друг друга, события были спровоцированы британцами, а КНР оказывала помощь правительству Рахмона, - отмечает историк. – Сегодня факт ввода войск пока никак не подтверждается, да и не похоже это на китайцев. Это не их методы. Поиск месторождений идет давно, искать там особо нечего после советских геологов. Приграничные территории важны для КНР для обеспечения безопасности. В Мургабском районе ГБАО трасса Хорог-Ош, знаменитый Памирский тракт, местами проходит в нескольких десятках километров от границы с Китаем. В целом, конфликтность идет больше со стороны Великобритании, через курируемые исмаилитские структуры, это они провоцируют конфликт. Я с большой вероятностью допускаю, что информация о вводе китайских войск - не более чем слухи, распускаемые именно из названных кругов, с названной стороны.»-сказал эксперт.

Источником дешевой политической сенсации является таджикская оппозиция, которая стремится предельно обострить ситуацию внутри страны и с подачи США и Великобритании вбить клин в отношения между Россией, Китаем и Таджикистаном, особенно перед намечающимся 18 мая визитом президента Таджикистана Эмомали Рахмонова в Пекин. К тому же рассуждая с прагматической точки зрения, чем особенно славятся китайские руководители, Поднебесной заинтересованной в стабильности Таджикистана совсем не обязательно вводить свои войска в эту страну. Миссию миротворцев китайцы, продвигая свои экономические и геополитические интересы, благоразумно предоставили своему союзнику по ШОС России.

Таким образом, за слухами о вводе китайских войск в Таджикистан стоит Запад, преследующий свои геополитические цели в среднеазиатском регионе и таджикская оппозиция, решившая изрядно подпортить таджико-китайские отношения и реноме действующего президента страны Эмомали Рахмонова.

Косвенным подтверждением отсутствия китайских войск на территории Таджикистана следует считать то, что 8 мая президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения о пребывании 201-й российской военной базы на территории Таджикистана. Об этом сообщили в пресс-службе президента России. Согласно закону российская сторона обязуется совместно с таджикскими вооруженными силами обеспечивать безопасность Таджикистана. Соглашение было заключено на 49 лет с возможностью его продления на последующие 5-летние периоды.

0
306
0