Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-3
00:58, 14 мая 2013

АБЛАЙКИТ

Blog post image

ОСВОЕНИЕ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Занятие русскими Сибири, как известно, началось с богатого пушным зверем таежного севера. Непрерывно следуя  по великим сибирским рекам Оби, Енисею, Лене и  по их притокам Иртышу, трем Тунгускам и другим, они уже к середине XVII столетия достигли Великого океана . Не быстро шло присоединение к России южной и гористо-степной хлебопахотной  и скотоводческой Сибири. Здесь первопроходцы, в противоположность тому, что было на Севере, столкнулись с народами, которые долго не признавали над собою власть пришельцев.

Практически  сразу после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств, а также всего Среднего и Нижнего Поволжья в 50-х годах XVI века начался процесс освоения Сибири. Выход в предгорье Алтая и Саян, Среднее Прииртышье сблизил границы Московского государства с относительно сильными государственными образованиями монгольских князей, казахов, джунгар (ойратов), которых в дальнейшем начали именовать калмыками. В среднем и верхнем Иртыше русские появились во втором десятилетие XVII столетия после того как узнали от казаков – землепроходцев о нахождении соли, а недостаток  ее ощущался очень сильно.

Озеро Ямыш лежало в 450 км выше впадения реки Оми, недалеко от Иртыша. В первый раз об этом упоминается в 1594 году. В наказе князю Андрею Елецкому о построении города на Таре говорилось «Кучума царя потеснить и соль устроить» и до сего времени озеро было в руках калмыков… Озеро Ямыш в настоящее время находится в Павлодарской области.

Указом царя Московского и всея Руси Михаила Федоровича в 1626 году повелено было Тобольским воеводам проведать, можно ли при том Ямыш-озере построить острожек, есть ли там пахотная земля и можно ли завести торг с тамошними жителями. В исполнение этого указа в том же году послан был из Тобольска на то же озеро уже ранее бывавший там казацкий атаман Гроза Иванов с боярским сыном Черкасовым, доставившие перед этим тобольским воеводам образцы верхиртышского алебастра и извести. Новые разведки Грозы с его товарищем убедили однако же Московское Правительство, что «ради одной соли забираться в степи степняков стало далеко для постоянного там жительства не стоит», ибо дальше из доклада государю: «По тому высмотру Грозы видно, что в тех местах пахотных мест мало, трава и тилец невелик, пашни завесть и хлеба на служилых и на жилецких людей пахать негде и всяких угодий мало и лесу хорошего нет и с местными людьми торг небольшой, прибылей нет». Тогда государь сказал: «Острогу жилого у соленого озера не ставить, а ротных людей и судов по соль посылать перед прежними годы с прибавкою».

Одновременно выяснилось, что «если до устья реки Оми не продвинуться, напор степняков с юга под самую Тару для грабежа, подвластных нам барабинских ясачных татар» становился с каждым годом смелее и настойчивее.

По доносу об этом в Москву тарских воевод князя М.И. Шаловского и М.Ф.Консарова последовал 31 августа 1628 года Указ царя Михаила Федоровича на имя главных тобольских воевод произвести вверх по Иртышу воинский поиск к устью реки Оми. Из письма: « А только государь укажешь, вверх по Иртышу на Омском устье поставить острог, и Тарский, государь, город и волостные места и ясачных людей зверовые промыслы и рыбные ловли от того острогу будут назади, а твои государевы верхние ясачные волости будут от того острогу невдалеке, и из того, государь, острогу твоим государевым служилым людям будет оберегать ясачных людей лично».

Также о строительстве на Оми острога говорил голова тамошних казаков Назарий Ждановский: « От Тарского города вверх по Иртышу на устье реки Оми острог поставить нужно и из того же острога  защищать наши ясачные волости, ясачных людей  можно и перевоз через Иртыш на Омском устье у калмыцких людей отнять можно и ясачным людям будет береженье великое от калмыцких людей».

Blog post image

Джунгарский Галдан Бошокту-хан и русский посол Киберев наблюдают за ходом боя у оз. Ологой 21 июля 1690 г.

Осуществиться этому Указу царя Михаила Федоровича, однако,  не было суждено.Разъяснение находим  в Сибирских летописях (Есиповской, Строгановской, Ремезовской): там говорится, что калмыки уже с 90-х годов XVI века оказались в верховьях Ишима и Оми. Они заняли огромную территорию. «Помимо Западной Монголии кочевья ойротов охватили к этому времени обширные пространства левобережья Иртыша от озера Зайсан до линии современной Транссибирской железной дороги.

Blog post image

Реконструкция внешнего вида джунгарских тяжеловооруженных воинов второй пол. XVI – первой пол. XVII вв. (по материалам бухарских и самаркандских миниатюр).

Набеги ойратов на сибирские города – Тару, Тюмень и другие –начались с 1606 г., что немало осложнило жизнь гарнизонам последних, так как еще не прекратили свои набеги кучумовичи.

КАЗАХСКО-ДЖУНГАРСКИЕ ВОЙНЫ В ПРИИРТЫШЬЕ

В 1585 году в местности Сарыбел на востоке реки Уркер - притока Иртыша (бывший Больше-Нарымский район) войска во главе султанов Ондан, Шагым (Шах-Мухамет), батыров Алимулы Торткара Жиембет и Теристанбалы Найман Кушук разгромили Торгаутов – дурбутов, взяли две трети их земли. Эту доставшуюся часть Тауекел хан отдал своему младшему брату султану Шагым.  Записи, подтверждающие это знаменитое событие, сохранились. В 1595 году казахский посол Кул-Мухамед  в своей поездке в Москву султану Ораз-Мухамеду, сказал: «В данное время твой брат хан Тауекел взял в свои руки казахскую орду, младшего брата Шах-Мухамета посадил  во главе калмыцкого народа». В русских посольских документах  Тауекел назывался ханом казахов-калмыков. Царь России Федор Михайлович в своем письме хану Тауекел писал: «Раньше ваш народ потерял единство, а сейчас слава богу вы стали возглавлять двумя Ордами – Казахским и Калмыцким».

Blog post image

Кольчужные доспехи тюрков. Рис1.
1,2,8- Изображения воинов в кольчугах на памятниках искусства тюркского времени.
3-6- Кольчужные кольца, найденные на территории обитания тюрских племен, VI-VIII вв.
7,9- Тюркские воины в кольчужных панцирях (реконструкция автора по археологическим и иконографическим материалам)

Кимакское вооружение. Рис2.
1- Наконечники копий.
2- Кольчужные кольца из кимакских пограбений. Северный Казахстан, Ждановка, X-XII вв.
3- Воин в кольчуге.
4-8- Мечи и палаши кимаков. Восточный Казахстан. IX-XI вв.
9- Кимакский воин в кольчужных доспехах (реконструкция автора по археологическим и иконографическим материалам).

Чешуйчатый доспехи кыпчаков. Рис3.
1- Кыпчакcкий воин в чешуйчатом панцире(реконструкция М.В. Горелика).
2-4- Пластины панциря. Западный Казахстан, Бек-Бике, XIV в.

В бою, оставшемся в истории под названием «битва Уркер-Нарына» на Сарыбеле, где участвовало 40-50 тысячное войско Теристанбалы, Найман Кушук-батыр, совершив подвиг в поединке один на один, одолел подряд четырех калмыцких батыров и тем самым вошел в ряды главных батыров Тауекел хана. Кушук – батыру тогда было 25 лет. Хотя этот бой принес немало побед, заодно он принес и большое горе и невосполнимую утрату: родной брат Тауекел хана Узун окты султан Ондан погиб, так как остался в окружении врага в местности Ай-Кезең» на равнине Егиз Тобе. Утрата была тяжелой из-за гибели 37 султанов во главе Хак-Назар хана и Жалым султана.

В 1635 году из северной части Барабы и нынешней Акмолинской области в верховьях реки Или создано Зенгорское ханство, в которое вошли могущественные монгольские племена и местные ханы, населявшие  в то время эти земли.

Династия Кожакельды –известная династия казахского народа. Великие сыновья этой династии, которая происходила из рода Кет-Бука, были верны своей идее, почитали дух предков, защиту своей земли и своего народа считали долгом, переданным с молоком матери.  От Кожакельды родились 10 батыров. Они известны всем трем жузам казахского народа: Жарылгап, Жанамыс, Айткул, Сарыкул, Атыгай, Сатыбалды, Сати, Байгора, Жангара, Карабас – потомки одной династии,выходцы из одного гнезда. Среди этих батыров особо выделялся Жарылгап. Первый бой он принял в 1711г. в районе реки Аягуз в битве с войском Цыбана Рабдана. Жарылгап тогда был в составе Найманского полка под началом Ахтамберды бахадура и Кожабергена (1683-1780) из династии Кошебе, из рода-ру Ашамайлы Керей, который оставил за собой славу не только как о великом батыре, но и как известном поэте – жарауа. Ко времени,когда постаревший Ахтамберды флаг найманов вручил батыру Каракерей Кабанбаю, Жарылгап  уже служил мынбасы (тысячным). Ахтамберды в свою очередь это знамя получал в 25-летнем возрасте от Kожакельды батыра. Кроме знамени  он получил также одно из его пяти ружей, являвшегося тогда в степи огромной ценностью. После того как Кабанбай стал Главным полководцем казахского войска, флаг наймановского полка он передал Жарылгапу Теристанбалы.

Стоит подчеркнуть, что с 1700-1771 года, в войсках между калмыками и казахами были известны четыре батыра по имени Жарылгап, которые превосходили друг друга воинским искусством. Когда  Аблайхан прибыл со своими войсками помочь освободить от калмыков восточный край казахского ханства во главе с 27 батырами в горы Калбы, прознав от Матай Шәкей батыра, что Торгаутский род калмыков занимает северную часть Тарбагатая – Ласты-Шорга,  шорбас-дурбутский род калмыков занимает южную часть Тарбагатая – Уржар и Емил,а племя хошаут занимает Сибе и Талды, то он разделил войска на три  части– Каракерей Кабанбая направил в Ласты-Шорга, Шиликты, Кокжарлы  Кокжал Барака в Уржар, Емил, Егинсу, а сам с батырами Теристанбалы Найман Жарылгап, Бура Акпантай, Таракты Байгозы и с 12-тысячной частью войска остается в долине р.Сибе, нынешней земли Уланского района Восточно-Казахстанской области. В Сибе находилась укрепленная крепость калмыков, если точнее сказать, крепость ойратского рода хошаутов. Она была построена в 1638-1840 –х годах сыном известного хана хошаутов Байбагыса – Абылай тайшы.  После смерти Байбагыс хана сыновья воевали между собой за трон отца с 1653 г. до 1663 г. Абылай тайшы, боясь своего родного брата Оширты-Шешен хана и младшего брата отца Кунделен тайшы, которые завоевали трон Байбагыс хана, ушел и стал обосновываться в Сибе с Батуром контайшы. Из первых путешественников, побывавших в захваченной джунгарами казахской степи, следует упомянуть Фёдора Байкова. В 1654 году царь Алексей Михайлович направил в Китай русское посольство, путь которого по западному Алтаю начинался от Ямышевского бора; близ современного Усть-Каменогорска Байков встретил ойротского князя Аблая, которому передал государевы подарки. Взяв у него 50 лошадей, Байков направился в Дологон-Карагай ("Жилище Ламы"), руины которого ("Семь Палат") дали впоследствии название современному Семипалатинску.

Надо пару слов сказать и о происхождении названия крепости Аблайкит; слово кит это искаженное калмыцкое хиит - монастырь, впоследствии возникла и казахская версия названия от слова кетты - уходить, давшее второе название реки Сибе в нижнем течении - Аблакетка (Аблай кетты, но уже имелся ввиду казахский хан Аблай).

Blog post image

Руины ламаисткого Семипалатинского монастыря.

Федор Байков был очевидцем строительства в долине Беске (нынешней р.Аблакитки -Сибе) строительства буддийского монастыря. По его свидетельству, Аблай строил там "город, а про то неведомо доподлинно, каменный ли, или деревянный... а стоит тот город промеж гор каменных".

Другим путешественником XVII века, оставившим свидетельства об ойратских племенах, был Спафарий, совершивший в 1675-1678 гг. длительное путешествие с дипломатическим поручением в Китай. В его "Статейном списке" впервые в географической литературе упоминаются святые места, сосредоточенные вокруг озера Зайсан. Спафарий рассказывал также о Телецком озере, об истоках рек Бии и Катуни

О крепости в истории под названием «крепость Калбы» написал И.Андреев  в  труде «Описание Средней Орды киргиз-кайсаков». «При урочище речки Калбасунке за рекой Иртышом древняя каменная башня  Калбасунская, которая была складена из кирпича жженого, но ныне развалилась. Которая в Тобольском летописце путешественником в Китай Байковым по 1654 годом.описана при белых водах, что оная башня Калбасунская построена калмыцким тайшы Аблаем, который строил Аблакет».

До ханства Аблай хана на эту крепость калмыков казахские батыры нападали 2 раза. Но они каждый раз восстанавливали валы. В 1752 году в последние дни сентября Аблай хан взятие крепости возложил на Теристанбалы Жарылгапа, который до этого в 1720 году вместе с Тама Есет, Тункте Жарылгап, Көкжарлы Көкжалбара, Матай Шөнкей, Бура Найман, Акпыантай батырами первый раз разгромили эту крепость. Он хорошо знал эту местность.

Зажатая политикой двух таких великих стран, как Россия и Китай, в борьбе за выживание, стояла судьба казахского народа, на чашу весов была поставлена судьба страны. В 1736 году главы нескольких родов Среднего жуза - Жанибек батыр и Барак султан дали клятву о подданстве. В 1740 г. главы родов Среднего жуза под руководством Абильмамбета и Аблая так же дали клятву о подданстве.

Позднее, в 1738 году 2 августа в Оренбурге Абылхаир хан, а на следующий день и сын его Ералы-султан подписали документы присяги. С 3-го по 6-е августа подписали 56 человек батыров и рубасы (главы родов). В этом списке имеются имена троих вышеназванных сыновей Кожагельды. Цифры 18, 33, 53 означают их порядковый номер :

18 Найманова рода, Айткул батыр Кожагелев;

33 Найманова рода, Жарылгап Кожагели батыр.

53 Теристанбалы Найманова рода Сарыкул Конакельды батыр.

К этому политическому поступку они шли давно, несколько раз обращались с письмом к Российскому государству. В частности, в 20-30- -х годах XVIII века подписывали такое обращение – письмо Барак султан, Тулеген,Тiлеумбет Шоребай, Бокей, Калкаман, Шубар, Өтепбай, Акшора, Суиндык, Жарасбай, Орыс, Әитимбет, Козкора, Жоламан, Теристаңбалы, Жарылгап, Сатыбалды ставили свои тамги.

АБЛАЙКИТ

Тобольские воеводы всегда помнили  завет царя Михаила Федоровича, что устье реки Оми «надлежит быть русскому поселению край калмыцкой степи пристойно вновь быть городу». Но только через 85 лет после того Указа царя Михаила Федоровича, в 1711 году управление Сибирью принял князь Матвей Петрович Гагарин. Прибыв в Тобольск в качестве всесибирского губернатора, он не только ведал, но и вершил дела всей этой страны именем Его Царского Величества. Конечно, в первую очередь он занимался экономикой края, но при этом энергично поддерживал митрополитов тобольских Филорея Лещинского и св.Иоанна Максимовича  в распространении христианства в Сибири.

Филорей Лещинский, Митрополит Сибирский и Тобольский (1715-1727) занял митрополичью кафедру в Тобольске по указу Петра 1. А Митрополит Антоний 1-й Стаховский, занявший митрополичью кафедру после его смерти, за годы своего пребывания в этой должности продолжил дело Лещинского и окрестил 40 тысяч иноверцев, построил 37 церквей. Особое внимание также уделял развитию торговли, усилению местных промыслов посредством обмена, развитию Ирбитской ярмарки.

Во второй половине XVII века на ярмарке появляются китайские и «бухарские» товары. М.П.Гагарин говорил, что «торговых бухарцев пускать без задержки и обиды не чинить», поэтому китайцы, калмыки, киргизы (казахи) постоянно участвовали на этой ярмарке, после на Ямышевской и Семипалатинских крепостях.

Не могли, конечно, не привлечь его внимания и пограничные дела русских с южными кочевниками – Саяны, Алтай, Барабы, Прииртышских и Калмыцких степей. При нем закончено вытеснение с предгорий Алтая признавших подданство джунгарского контайши сибирских «киргиз». По терминологии дореволюционного времени так именовались казахи среднего жуза, состоявшие в ведении сибирской администрации. Следует отметить, что казахские ханства в XVIII и первой половине XIX века находился под управлением двух администраций – Сибирской и Оренбургской. Центром Сибирской был город Омск. При Гагарине же началось вытеснение с Барабы и Иртыша самих джунгар, с которыми велся дружественный обмен послами  и обещалось покровительство Его Царского Величества Авке-хану калмыцкому на Волге против китайцев, одновременно натравливая на них как китайцев, так и ханов киргиз-кайсацких орд.  На взаимном ослаблении, истреблении враждовавших народов Гагарин строил успех задуманного им движения в верховья Иртыша за золотом. Однако поиск золоторудных месторождений был официальным прикрытием, задуманного им мероприятия. И для этого нужен был только предлог, и он нашелся. Для ведения Северной войны со шведами Петр 1 нуждался в деньгах и золоте. Проведав через своих лазутчиков о неисчислимых богатствах песочного золота, промываемого, как ему сообщали, в реке Дарье где-то в Малой Бухарии близ города Эркет, Гагарин сам явился к Петру в Москву с образцами этого золота. Одновременно с ним явился в Москву с образцами песочного золота будто бы из той же Дарьи близ Эркета букоретин Нерес.

И до этого проявлявший интерес к Средней Азии  Петр Первый, считавший джунгарские степи западного Алтая "вратами всем землям Азии", недолго думая снарядил несколько экспедиций, в том числе И.Д.Бухгольца (1715-1716 г.) и майора И.М.Лихарева (1720) к верховьям Иртыша.  Одна из них под начальством  подполковника Иван Дмитириевича Бухгольца (1671-1741)  из Тобольска была направлена вверх по Иртышу до Эркети.

Экспедиционный отряд численностью до 3000 человек на многих досщаниках летом 1715 года поплыл вверх по Иртышу. Бухгольц, доплыв до устья реки Оми, по приказу Гагарина заложил Омскую крепость в 1716 году. До этого года были заложены крепости: Якутск - 85 лет, Красноярск - 89 лет, Енисейск и Кузнецк - 98 лет, Томск - 112 лет, Тары - 122 года, Тобольск - 129 лет, Тюмень - 130 лет.

Вся осень и весна 1716-1717гг. прошли в дипломатических деяниях. Гагарин с джунгарскими и киргиз-кайсацкими владельцами, которых он, именуясь Губернатором Сибирского царства, письменно и через посланцев уверял одних в том, что посылая войска вверх по Иртышу, он, с одной стороны, исполняет волю Московского и иных царств Повелителя ради приисков рудных месторождений, а с другой – шлет джунгарам помощь в борьбе и с китайцами и с кайсацкой ордой; киргизским же ханам писал в Туркестан, что вполне сочувствуя и поощряя борьбу с джунгарской контайшой, он и сам помогает киргизам, притягивая на себя часть сил джунгар. Таким образом, науськивая друг на друга всех, он отвлек их на Омск.

Blog post image

Весной 1720 года лейб-гвардии майор Иван Михайлович Лихарев, согласно царскому указу от 18 января 1719 года, сам возглавил экспедицию «дабы дойтить до Зайсана – озера, и ежели туды дойтить возможно и там берега такие, что есть леса и протчие потребности для жилья, то построить у Зайсана крепость и посадить людей. А как туды едучи, так и построя крепость, проведывать о пути от Зайсана озера к Еркети, сколько далеко и возможноль дойтить. Так же нет ли вершин каких рек, которые подались к Зайсану, а впали в Дарью реку или Аральское море. Сие все чинить, сколько возможно, а в газарт не входить, чтоб даром людей не потерять и убытку не учинить».

Дойдя до озера Зайсан, И.М.Лихарев не нашел там удобного места для строения крепости, и продолжал путь вверх по Черному Иртышу еще 12 дней. Так и не найдя подходящего места для строительства крепости он повернул назад.На обратном пути, в том месте, «где Иртыш, проходя Алтайские горы, в степь вливается, то он рассуждал, что небесполезно государству будет там построить крепость».К устью реки Ульбы отряд Лихарева возвратился 12-17 августа 1720 года. Здесь были начаты работы по сооружению Усть-Каменогорской крепости.

Blog post image

Карта 1706 года.

По всей видимости тогда же обнаружил крепость Аблайкит сторожевой разъезд казаков, расположенной неподалеку.

Blog post image

План Аблайкита составленный экспедицией майора Лихарева.

Цель, поставленная перед  экспедицией Лихарева не была достигнута. Он не достиг Яркенда, не узнал о добыче золота, не смог заложить крепость на оз. Зайсан, чем вызвал гнев Петра 1, направившего И. М. Лихареву недовольное письмо. Вероятно, зная о пристрастии Петра 1 к "куриозным" находкам из Сибири и желая хоть как-то задобрить его, майор И.М. Лихарев в том же 1720 году и разыскал собрание бронзовых статуэток и вместе с  рукописями доставил императору. Этот расчет полностью оправдался. Петр 1 счел рукописи "драгоценным сокровищем", а статуэтки хранил в своем кабинете, а после смерти его были переданы в Кунсткамеру. Библиотекарь императорской библиотеки И. Д. Шумахер показал эти  рукописи немецким ученым И. Б. Менке, и М. Лакрозу.

Blog post imageBlog post image

Благодаря публикации И. Б. Менке,  тексты, найденные в Аблай-ките, были сохранены для науки.

Часть рукописей и рисунки находок,сделанные по распоряжению Петра 1, в 1722 г. были переданы И. Д. Шумахером в Париж в Академию надписей и изящной словесности,для изучения французскому ученому Б. Монфокону . Во Франции с них были сделаны гравюры Они были опубликованы с описанием, составленным И. Д. Шумахером и комментариями Б. Монфокона.  И. Д. Шумехер сообщал, что находки происходят из земель калмыков, которые живут "между Сибирью и Каспийским морем, восточнее Волги", где "было найдено строение и рукописи", о которых сообщала французская газета в 1721 г. "И сейчас там находят в их могилах и в пещерах различные предметы. Одни относятся к религиозному культу, другие являются украшениями, орудиями труда или оружием, а именно топоры, ножи, различные сосуды, урны, погребальные лампады, серьги, кольца, пряжки и фигуры людей и животных из бронзы или серебра различной отделки, как это видно по рисункам, сделанным с оригиналов, найденных в том же самом месте".

И. Д. Шумахер кратко описал 9 скульптур из числа аблайкитских находок, рисунки которых были переданы Б. Монфокону. Среди них две статуэтки "цариц или богинь, сидящих на троне в восточных позах"; подсвечник в виде коленопреклоненной фигуры человека; скульптурная группа из всадника, ребенка и священника; "бронзовая лошадь"; "погребальная лампа, конная статуя всадника с лавровым венком на голове, в римской манере"; скульптура "гуся с клювом, движущимся на шарнире, язык из проволоки, издающей звуки"; скульптура "совы", которая представляет собой "сибирский идол, почитаемый и сейчас". ; статуэтка "китайская", из бронзы". Б. Монфокон дал собственное описание этих находок. Статуэтку "совы" он счел изображением "летучей мыши" . Как отмечал позднее А. А. Формозов, это была первая публикация российских археологических коллекций. В 1732-1735 гг. эти предметы, наряду с другими находками из Сибири, были зарисованы художниками рисовальной палаты Ф. Беренсом, Г. Качаловым,И. Соколовым и Ф. Маттарнови. При этом было неверно указано место находок "Семипалатинск". Сами вещи погибли во время пожара Кунсткамеры в 1747 г. Сохранились только сделанные с них рисунки. Сведения об аблайкитских находках неоднократно приводились в научной литературе. Однако, данные о месте их нахождения, датировке и культурной принадлежности у разных авторов существенно различаются.


О находках рукописей и древних предметов в Аблай-ките в XVIII в. писал и шведский военнопленный Ф. И. Страленберг. А по сведениям члена российского посольства в Китай, англичанина Д. Белла, и другие солдаты, позже побывавшие в Прииртышье, продавали найденные рукописи "иностренцам", находившимся в Тобольске. Он сам вывез в Англию целую связку таких рукописей, купленных за "небольшую сумму". Ему также было известно о "переводе" аблайкитских рукописей Парижской Академией, куда они были посланы по распоряжению Петра 1.

Blog post image

Blog post image

Blog post image


В 1826 году по Иртышу путешествовал К.А.Мейер, оставивший после себя интереснейшее "Путешествие по Алтайским горам и джунгарской киргизской степи". В местах разрушенных буддийских монастырей он не нашел следов былого великолепия. "Киргизы выломали красивый, крупный, крепкий обожженный кирпич на постройку памятников умершим султанам и другим богачам, так что теперь остались только фундамент и огораживающая все это место стена". Таким он увидел Аблайкит, погибший в череде междоусобиц.

Blog post image

Plan Ablaikit Temple Siberia, Russian map Ust old engraving by Bellin 1750

TITLE: Plan des Environs et de L’Enceinte Particulierre du Temple D’Ablaikit. Carte du Chemin de Uft – Kameno - Gorik.

Historical print.From: Histoire Generale Des voyages.France version.BY Jacques Nicolas Bellin (1703 – 21 March 1772)
For Antoine-François Prevost's monumental 20 volume edition of L`Histoire Generale des Voyages published by Pierre de Hondt, The Hague between 1747 – 1780.

Blog post image

Siberia, Plan of the temple of Ablaikit antique engraving by Bellin 1749

TITLE: TEMPLE D’ABLAIKIT, ET IDOLES QUI S’Y SONT TROUVEES Engraved by :Jan van Schley, From: Histoire Generale Des voyages, France version.BY Jacques Nicolas Bellin (1703 – 21 March 1772) For Antoine-François Prevost's monumental 20 volume edition of L`Histoire Generale des Voyages published by Pierre de Hondt, The Hague between 1747 – 1780

Буддийские святыни Алтая влекли к себе многих путешественников, их описания есть в трудах русских, немецких, голландских ученых, а в 1845 году в Париже зачитывались книгой Петра Чихачева, блестяще иллюстрированной художниками И.Айвазовским и Е.Мейером. На одном из рисунков Мейера - руины Аблайкита.

Blog post image

Вид на Аблайкит (Аблаинкит, Аблаев), буддистский монастырь и резиденцию калмыцкого хана Аблая в Алтайских горах. Из атласа к знаменитой работе 'Путешествия профессора Палласа в разные провинции Российской Империи'. Париж, 1794

Blog post image

Буддистский монастырь Аблайкит (Аблаинкит, Аблаев) в Алтайских горах, карта его окрестностей и план монастыря. Из атласа к знаменитой работе 'Путешествия профессора Палласа в разные провинции Российской Империи'. Париж, 1794

Blog post image

Буддистский монастырь Аблайкит (Аблаинкит, Аблаев) в Алтайских горах, карта его окрестностей и план монастыря. Из атласа к знаменитой работе 'Путешествия профессора Палласа в разные провинции Российской Империи'. Париж, 1794

"Перейдя реку, мы повернули на запад и вскоре достигли развалин или, скорее, того места, на котором когда-то был замок, - пишет П.Чихачев. - ...Громадное количество строительного материала, добытого здесь русскими и казахами, доказывает, насколько велики были размеры постройки". И еще одно свидетельство путешественника: "Паллас и Шангин составили топографический план этой местности. Он показывает, как быстро происходит разрушение памятников в этих краях..."

Описание участника Первой академической экспедиции Г.Ф.Миллера:  Второе здание - "состоит из одной комнаты, четырехугольной и более щегольской, переполненной идолами, рисунками и священными письменами. Это было само святилище... Посредине стоит четырехугольный пьедестал, вышиной в 3 1/2 локтя, расписанный разными цветными орнаментами; на нем некогда стоял идол... Наши нашли его разбитым на множество мелких кусков, тогда как еще несколько лет тому назад он был цел.

Шестнадцать других идолов такого же вида и устройства, но меньших размеров находились на меньших подставках, но, к сожалению, уцелели только одни подставки, вышиной в два локтя. Cтены от самой подошвы до крыши разукрашены разными изображениями, из которых фигуры на восточной и западной стенах отличаются как величиной, так и формой тела. Что касается двух фигур на восточной стене, то одна изображает мужчину, другая - женщину; на западной стене - фигуры женские. Все они изображены прямостоячими. Мужские фигуры особенно обращают на себя внимание множеством голов и ног... Кроме того, и весь потолок был украшен изображениями женщин, нарисованными на четырехугольных планках в 1 локоть величиною; хотя большая часть их в то время уже была сорвана и унесена, но их, по словам наших людей, осталось еще несколько сот...

Blog post image

1748 unknown — Representation D'Idoles Du Temple D'Ablaikit et Caracteres Mongoles

Заслуживает внимания, что на большей части картин фигуры, особенно головы, окружены световыми лучами или так называемым нимбом, которым, как известно, и римляне окружали некогда свои божества, и у нас украшают изображения святых.

В той же комнате, у северной стены, стоял значительной величины шкаф, со многими выдвижными ящиками, в которых хранилось священное собрание тангутских и монгольских рукописей. С тех пор как нечестивые руки опрокинули его, они (то есть рукописи) разбросаны по всей комнате, и хотя в течение стольких лет при всяком случае сильно растаскивались русскими солдатами и охотниками, в наше же время в иртышских острогах употреблялись для завертывания товаров и заклейки окон, а наконец, и нашими были увезены в значительном количестве, все-таки, как говорят, осталось там столь, что их едва ли можно бы было увезти на 10 лошадях...

Возле восточных ворот построено другое здание, в котором, кажется, жили жрецы. Оно состоит из одной большой комнаты и нескольких отдельных помещений по бокам... Стены здесь, как и в прочих зданиях, кирпичные, без всяких украшений живописных, покрыты беловатым глинистым составом. Вот все, что от него уцелело. Говорят, что сделанные из китайского шелка ковры, которыми они были украшены в этом и предыдущем здании, сильно пострадав уже от времени, увезены первыми находчиками. Следует, впрочем, заметить, что эти три, описанные нами, здания так построены, что дверями обращены на юг. Такого расположения дверей калмыки, по унаследованному от предков обычаю строго придерживаются при постройке не только священных, но и остальных своих зданий, как об этом свидетельствует Рубрук.

Наконец уцелели еще развалины какого-то меньшего здания на запад от двух первых. Стены его едва выше полуроста человеческого; посредине видны следы очага...

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

По данным современной  топографической съемки, общая площадь памятника составляет 203.470 кв.м, максимальная протяженность с севера на юг - 760 м, с запада на восток - 385 м, длина насыпи - 700 м , а стена по периметру 2125 м.
Сохранившаяся часть стены достигает высоты 2 м, ширина-1,7м, в кладке 7-11 слоев, но есть участки с 12-14 слоями. В восточной и южной части сохранились остатки трех ворот. В южной части, по-видимому, размещалось двое ворот. В стене - два прохода шириной по 4 м на расстоянии 5 м друг от друга.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Аблайкитские находки современных бугровщиков.

НАХОДКИ АБЛАЙКИТА

В 1734 г. на развалинах Аблай-кита побывал Г. В. де Геннин, осмотревший могилы в его окрестностях, раскопанные бугровщиками. Составленные им описание и рисунки погребений были введены в научный оборот только в XX в..В конце XVIII в. об этих находках писал И. Бакмейстер . В XIX в. статуэтку римского императора переиздал С. Рейнах. В начале XX в. статуэтка Зеленой Тары была переиздана А. Грюнведелем. В 1902 г. рисунок статуэтки панцирного всадника опубликовал Я. И. Смирнов . Он отнес ее к западноевропейским водолеям-акваманилам и датировал XV в.

Blog post image

В 1965 г. два рисунка аблайкитских находок опубликовала Т.К. Шафрановская . Ею указано, что статуэтка "богини" и "всадника скифского времени" происходят из Семипалатинска. На рисунке всадника указано, что он сделан Г. Качаловым, а в тексте - Ф. Маттарнови. Рисунок "богини" сделан А. Поляковым. В 1966 г. рисунок статуэтки панцирного всадника переиздан В.П. Даркевичем. Буквально восприняв слова И.Д. Шумахера о том, что она происходит из земель калмыков, живущих между "Сибирью и Каспийским морем к востоку от Волги", он определил местом ее нахождения Южный Урал . В.П. Даркевич привел ряд соображений в пользу французского происхождения находки и ее датировки XV в. По его мнению, вещь сохранилась не полностью, в руке у всадника должен быть меч. В 1977 г. статуэтка римского императора была переиздана О.Я. Неверовым. Рисунки скульптур "гуся" и "летучей мыши" были опубликованы в 1986 г . А А. Формозовым. Он указал, что эти находки были привезены в 1721 г. в Париж в числе других "девяти идолов" И.Д. Шумахером из "земель калмыков". Их издание в 1724 г. Б. Монфоконом А. А. Формозов назвал "первой публикацией русских археологических и этнографических коллекций". Наиболее полно эти находки проанализированы в 1989 г. Е. А. Княжецкой. Ею установлено, что эти "несколько бронзовых фигур" происходят из раскопанных "местными крестьянами" могил "вблизи покинутого монастыря" Аблай-кит, где "находилась библиотека", буддийских рукописей. Е.А. Княжецкой прослежена судьба аблайкитских находок, привезенных майором И.М. Лихаревым в 1720 г. в Санкт-Петербург Петру 1, и история их изучения И.Д. Шумахером и Б. Монфоконом. В ее статье указано, что рисунки двух фигур имеются в материалах из Кунсткамеры. Это рисунок "человека на коленях, в свободной одежде, с отверстиями для светильников вместо кистей рук", сделанные А. Поляковым в 1736 г. и светильник в виде римского императора, выполненный Ф. Беренсом.

На рисунках ошибочно указан в качестве местонахождения "Семипалатинск". Атрибуция всех девяти находок сделана А. П. Терентьевым-Катанским .Первая фигура определена как изображение "неизвестной индийской богини" начала н. э. вторая - изображение "популярной богини ламаистского пантеона - Зеленой Тары" XVII в. третья - светильник в виде человека в позднеримском одеянии с отверстиями вместо кистей рук V-V1 вв.; четвертая - скульптурная группа из всадника, ребенка и священника, выполненная в греко- буддийском стиле V-V1 вв. ; пятая - статуэтка иранского катафрактария V-VI вв., в поднятой руке которого было копье; шестая - светильник в виде статуэтки римского императора IV-V вв.; седьмая - изображение даоского святого VIII-IX вв. ; восьмая - фигурка гуся, музыкального инструмента V-VII вв. с Ближнего Востока; девятая - фигурка совы или летучей мыши, изготовленная в Китае в VII MX вв. "Форма головы и крылья напоминают изображение летучей мыши в Китае, нижняя часть - изделия алтайских скифов" а колокольчик на груди - "принадлежность одежды сибирских шаманов" (Рис. 1,1 - 4,2,1-3). Е.А. Княжецкая затрудняется объяснить, как могли находки, " относящиеся к столь разным эпохам, странам и народам, оказаться в могильных холмах Западной Сибири". Она полагает, что эти предметы могли попасть "в этот отдаленный край" в результате торговли "по древним караванным путям" Для характеристики аблайкитской коллекции необходимо уточнить условия ее происхождения, атрибуцию отдельных предметов, оценить состав находок. Прежде всего, вызывают серьезные сомнения сведения, вероятно восходящие к И.М. Лихареву, о том, что аблайкитские находки могли быть принесены ему "местными крестьянами", которые нашли их в раскопанных могилах в окрестностях Аблай-кита". История  последующего археологического изучения Верхнего Прииртышья не знает подобных находок в качестве сопроводительного инвентаря древних или средневековых погребений. Посетивший после И.М. Лихарева развалины Аблай-кита  Г.В. Де Геннин составил описание некоторых могил, рисунок кургана и находок из грабительских раскопок. На этих рисунках угадываются изображения средневековых каменных изваяний, погребений в длинных курганах и вещей относящихся к скифскому времени, раннему и развитому средневековью. Отдельные вещи с рисунков Г. В. Де Геннина могут относиться ко времени функционирования ламаистского монастыря Аблай-Кит, сооруженного джунгарами в XVII в.

Blog post image

Например, квадратная печать со старомонгольскими надписями и фигуркой сидящего тигра. Г. В. Де Геннин пишет и о находках текстов на "тангуском" языке и деревянных форм, "которыми они письма свои печатали". Эти находки и  были посланы Петру 1. Среди находок И. М. Лихарева только одна, статуэтка популярной ламаисткой богини Зеленой Тары XVII в. может иметь отношение к культовой утвари буддийского монастыря Аблай-кит . Менее вероятно употребление в таком качестве других предметов "восточной" пластики - "неизвестной индийской богини" и даосского святого . Остальные статуэтки, светильники в виде человеческих фигур, изображение конного рыцаря, скульптурная группа, фигурки птиц не могли применяться в ламаистской культовой практике. Атрибуция некоторых предметов может быть уточнена. Изображение "совы" или "летучей мыши" вряд ли имеет отношение к культурам китайцев или алтайских скифов, как полагает А. П. Терентьев- Катанский. Вероятно, эта бронзовая бляха относится к орнитозооморфным изображениям западносибирского культового бронзового литья. Черты наибольшего сходства у аблайкитской бляхи наблюдаются с орнито-зооморфными бляхами кулайской и релкинской культур. Несколько необычным для подобных блях является только колокольчик. Бронзовая статуэтка в виде сидящей птицы со сложенными крыльями всеми исследователями, вслед за И. Д. Шумахером, воспринимается в качестве изображения гуся. Однако, у птицы, очень короткая и массивная шея, не соответствующая пропорции водоплавающей птицы. Аблайкитская статуэтка, изображающая птицу, своей позой, пропорциями и манерой изображения перьев, сложенных крыльев и хвоста, имеет черты сходства с найденной в Суздале бронзовой дарохранительницей в виде голубя, изготовленной во Франции в XIII в. Статуэтка, всадника в защитных доспехах, судя по аналогиям в западноевропейской пластике, приведенным Я. И. Смирновым и В. П. Даркевичем, была изготовлена во Франции в XV в. Подсвечники в виде конной статуи римского императора и человеческой фигуры в длиннополых одеждах, которую воспринимали в качестве "богини" или "человека на коленях", а также скульптурная группа, в которой усматриваются черты "греко-буддийского стиля", вряд ли могли служить  "погребальными лампадами". По имеющимся рисункам трудно судить, относятся эти статуэтки к античному времени или являются более поздней стилизацией под античную старину.

АБЛАЙКИТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Еще в начале XVIII в. в монастырском храме сохранялись элементы внутреннего убранства и буддийские книги (рукописи и ксилографы, печатавшиеся с деревянных форм, как правило формата потхи - с продолговатыми листами, в напоминание о древних индийских книгах, писавшихся на пальмовых листьях) на тибетском (тогда именовавшемся в научной литературе тангутским) и монгольском языках. Об этом стало известно в С.-Петербурге благодаря экспедиции И.М. Лихарева  1719-1720 гг. Образцы текстов были доставлены в столицу империи в 1720 г., год спустя еще шесть листов были посланы Петру I Сибирским губернатором князем А.М. Черкасским. А в 1722 г. фрагмент тибетской книги был доставлен личным библиотекарем Петра I И.Д. Шумахером (1690-1761) в Лейпциг. Известный ученый И.Б. Менке, издатель научного журнала «Acta eruditorum», опубликовал один лист тибетской рукописи, «его лицевую и оборотную сторону, в своем журнале как отпечаток гравюры на меди, сделав его, таким образом, достоянием ученых» (отпечаток воспроизведен в статье М.И. Воробьевой-Десятовской в 1989 г.).

Blog post image

В течение ста лет различные европейские ученые пытались перевести его содержание. Лишь в 1832 г. фрагмент был не только верно переведен на английский язык основателем научной тибетологии венгром Чо-мой Кёрёши (1784-1842), но и отождествлен с конкретным местом в тибетском буддийском каноне (название сочинения не указано, но несложно определить, что речь идет о «Махавайрочана-сутре», № 494 по Дэргэскому изданию канона; Кёрёши пользовался Нартанским изданием).

В 1734 г., в ходе Второй академической экспедиции в Сибирь, академики Г.Ф. Миллер (1705-1783) и И.Г. Гмелин (1709-1755) направили в Аблаинкит за книгами небольшой отряд во главе с урядником. (Тот факт, что они сами, находясь в Усть-Каменогорской крепости, доверили это важное дело совершенно несведущим людям, справедливо вызывал сожаление у исследователей). А в 1735 г. монастырь посетил геодезист В. Шишков, который предоставил общее описание монастыря, его схему, перерисовку (весьма схематичную) статуй буддийских божеств, которые еще были целы на тот момент. Эти сведения вошли в книгу Миллера, опубликованную на латыни в С.-Петербурге De scriptis Tanguticus in Siberia repertis, отрывок с описанием крепости приведен выше. К сожалению, в книге Миллера не указано точное количество доставленных его людьми из Аблаинкита книг, но отмечено, что число их было значительным (по некоторым сведениям, число листов превышало полторы тысячи), а еще больше осталось не вывезенным.

Судьба текстов из Аблаинкита, доставленных в С.-Петербург двумя партиями (в 1720-1721 и 1741 гг.), не вполне ясна. Тексты вероятно также как и коллекция бронзовых статуэток хранились в Кунсткамере, когда  в 1747 г. в ней случился пожар, и часть предметов погибла. По всей вероятности, среди них не было тибетских и монгольских книг, но полностью исключать этого нельзя. Можно предположить, что большинство текстов вошли позднее в первый каталог тибетских и монгольских текстов из собрания Академии наук (опубликован в 1796 г.). Однако в распоряжении ученых  имеется еще несколько связок текстов, из которых часть, вероятно, происходит из Аблаинкита. Появление же других в Академии наук также может датироваться первой половиной XVIII в.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА.

К сожалению, за последние 300 лет в Казахстане памятники джунгарской (ойратской) культуры и древнетюркской курганной культуры (балбалы, каменные стелы, оленные камни, наскальные рисунки и др.), повсеместно были уничтожены и разграблены.Не останавливается этот процесс и сейчас, правда уже не в тех масштабах. Показателен в этом смысле пример соседней России: исследователь А.М. Асеев в статье «О мегалитических сооружениях древнего мира» пишет о  том, что каменные изваяния до завоевания Кавказа Россией  «исчислялись там тысячами, простояв неприкосновенными 3-4 тысячи лет. Но после присоединения Кавказа к России число их стало быстро уменьшаться, ибо пришлое русское население не щадило эти чуждые ему и "беспризорные" памятники древности». Далее он приводит слова академика А.А.Формозова, который пишет, что казаки разрушали каменные памятники древности «иногда чтобы получить камень для вымостки дорог и на фундаменты жилищ, а то и просто так, забавы ради. Сейчас на Богатырской поляне торчат из земли лишь зубья расколотых плит. Дольмены были уничтожены раньше, чем археологи успели всерьез ими заняться. Даже там, где сохранились крыши и стены, внутри все перекопано кладоискателями, кости погребенных и глиняные сосуды разбиты и выкинуты наружу».

Примерно такое же отношение сложилось у казахов к историческим памятникам Джунгарской (ойратской) культуры. Не наше, стало быть и говорить не о чем. И это весьма прискорбный факт. Аблайкитская библиотека, как и весь храмовый комплекс до сих пор вызывает во всем мире живейший интерес и не сохранить это культурно-историческое наследие по меньшей степени неразумно, хотя бы как туристический объект.

-3
5102
5