Будни «фабрики мечты» | Выставка соц. реализма в музее им. А. Кастеева.

Энн Пахомова 2013 M05 2
1758
0
1
0

Мир, труд, май - выставка социалистического реализма в музее Кастеева.

2 мая в музее им. Кастеева открылась выставка под названием "Фабрика мечты", для которой из фондов музея были извлечено на свет целое собрание социалистического реализма, присоединившееся на третьем этаже к своим товарищам из постоянной экспозиции - многочисленным замечательным работам Дейнеки, Пластова и Герасимова.

Почему соцреализм интересен современному зрителю и в чём его историческое значение?

Появление социалистического реализма в начале XX века было во многом сродни Возрождению в Италии в начале XV. Почти полностью освободившись от предшествующей художественной традиции, обе культуры незамедлительно обзавелись самобытной идеологией, ставящей во главу угла образ человека-творца. И в Италии XV века, и в Советском Союзе начала XX в воздухе витали революционные настроения, гражданственный пафос ощутимо присутствовал в произведениях искусства, впервые со времён античного искусства обретших отчётливое политическое значение.

Создавались образы идеальных людей, идеальных граждан своей страны. В Италии это были образы евангельских и мифических персонажей (вспомним Давида Микеланджело), а в советской республике - обобщённые монументализированные образы вначале революционеров и теоретиков коммунизма, среди которых, конечно, лидирующее место отводилось Марксу и Энгельсу, Ленину и Сталину (двое последних, кстати, указывают товарищам зрителям верный путь к выставочному залу);

немного позднее -образы рабочих и, в военную и послевоенную эпоху - фронтовиков.

Главной особенностью всех этих образов является то, что они созданы, чтобы являть собой пример. Советское изобразительное искусство, зародившееся от агитационной необходимости первых лет революции, навсегда сохранило эту морализирующую тенденцию создания назидательных произведений. Простым и ясным языком, без излишних сюжетных изысков, искусство социального реализма отражало простую и ясную, но полную подвигов жизнь лучших советских людей, призывая всех следовать их примеру.

Для тех из нас, обитателей XXI века, для которых Советский Союз уже становится исторической экзотикой вроде Древнего Египта, и для тех, кто хорошо помнит это время, наследие социалистического реализма представляет интерес как способ понять определённые исторические закономерности, ощутить себя частью беспрерывного потока времени и просто расширить свой кругозор и душевно обогатиться. На выставке, помимо работ российских советских художников В.А. Серова, А.Н. Самохвалова, А.А. Дейнеки, представлены работы наших соотечественников, К.Т. Телжанова, Д.К. Свешникова и многих других, и их сосуществование в едином живописном ключе иллюстрирует единство и взаимопроникновение художественных традиций двух советских республик.

В плане формы выражения художественного замысла наиболее характерным для советского искусства является то, что, расправившись с побегами беспредметничества и абстракционизма, поначалу буйно разросшихся на ниве революции, оно обратилось к лучшим традициям реализма XIX века, по-своему продолжая развивать его живописную программу. Так, при сохранении строгости рисунка и архитектоничности композиции манера письма стала гораздо более динамичной и свободной, колорит обратился к палитрам светлой стороной спектра, сияя искрящимися мажорными оттенками. Всё это как нельзя лучше подходило для живописания новой, свободной жизни, в которой, как на лозунге вчерашнего праздника, вечно царили мир, труд и май.

 

Оцените пост

1
Дальше