Великие режиссеры — Акира Куросава

Цикл о режиссерах оставивших след в истории кинематографа. Первая её часть посвящена Акире Куросаве, главному посланнику японского кинематографа...

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Токио, отец Сима Куросава являлся потомственным самураем. Акира был самым младшим в семье. Брат Акиры Хейго Куросава работал комментатором немых фильмов, братья часто ходили в кинотеатр, что способствовала дальнейшей судьбе режиссера. Спустя несколько лет в жизни семьи случается трагедия, Хейго в горах заканчивает жизнь суицидом…
В семнадцать лет поступает в школу живописи, но особых успехов на этом поприще не добился. В 1936 году выиграв большой конкурс в компании “PCL”  начал работать  ассистентом известного режиссера Кадзиро Ямамото. ‘’Он был моим учителем, и научил всем азам режиссерского ремесла, благодаря нему фильмы стали моим призванием” – вспоминал Куросава.

Первым фильмом Акиры Куросавы стал Гений Дзюдо по роману Цунео Томита. В фильме рассказывалось о враждующих школ японской борьбы джиу-джутсу и дзюдо. Фильм отличался  лиризмом, поэтичностью и эмоциональными сценами которые так были редки для японского кинематографа той эпохи.

В 1945 году 21 мая Куросава жениться на актрисе Його Якутии, а 20 декабря того же года родился ребенок – Хисао.

В 1948 году Куросава встречает малоизвестного актера Тосиро Мифунэ, который впоследствии снимается практически во всех фильмах Куросавы, дуэт Куросавы и Мифунэ расцветал, и через годы их чуть ли не признали одним из лучших тандемов актера и режиссера.

Самым значительным для ценителей творчество классика и одним из самых известных фильмов Куросавы ‘’Расёмон’’ был снят в 1950 году. Экранизация новеллы японского писателя Рюноскэ Акутагавы. В фильме рассказывается о том как разбойник убивает самурая и захватывает его жену. История излагается 4 раза: разбойником, духом самурая, женой и свидетеля. Каждый из них опровергает истории друг друга. Куросава пытался сказать зрителю что истина иллюзорна, и истина у каждого своя в угоду себе. Фильм произвел фурор в западном мире, сначала ‘’Расёмон’’ получил главный приз ‘’Золотого Льва’’. В 1952 году ‘’Оскар’’ за лучший иностранный фильм, а через тридцать лес ‘’Льва Львов’’ Венецианского фестиваля.

В то время как фильмы Куросавы на западе имели огромный успех, на родине его критиковали, называя западником. Японские консерваторы упрекали Куросаву за то что сперва запад принял рассказы об истине, извращенных людских страстях и поисках себя а не японские духовно-ритуальные драмы и исторические повествования.

 

В дальнейшем на волне своего успеха Куросава снял фильм ‘’Идиот’’ по роману Достоевского( он не раз говорил о своем восхищении творчеством Достоевского), ‘’Жить’’ который получил ‘’Серебряного медведя’’ в Берлине, ''Рай и Ад, ''Плохие спят спокойно ''и ‘’Cемь Самураев’’.Многие киноведы считают ‘’Семь Самураев’’ снятый в 1954 году лучшим произведением Куросавы. Впервые в кинематографе съемка проходились по технике одновременной съемки тремя разноплановыми камерами. Фильм о семи нищих самураях которых нанимают крестьяне для защиты от разбойников.

 

В апреле 1959 года Куросавы основывает свою кинокомпанию ‘’Куросава про’’. Фильмы снятые на своей кинокомпании не имели большего успеха. Компания оказывается на грани банкротства и Куросава решается на серьезный шаг – снять в Голливуде фильм ‘’Поезд-беглец’’. Но в результате разногласий с американскими продюсерами компании ‘’ XX век – Фокс’’ Куросава остановил съемки. Многолетний друг и партнер по фильм Тосиро Мифунэ перестал сниматься у Куросавы, предпочтя коммерческие фильмы.

Последние разочарования серьезно отразились на состоянии Куросавы и едва не закончились плачевно. В декабре 1971 года он вскрыл себе вены , его успели спасти. Спустя некоторое время он совместно с российскими писателями работал над фильмом ‘’Дерсу Узала’’. Фильм получил ‘’Оскар’’ за лучший иностранный фильм.

Из-за финансовых трудностей Куросава долго не мог снимать собственные фильмы.  Картину ‘’Кагёмуся’’ финансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил ‘’Золотую пальмовую ветвь’’ в Каннах, и выдвигался в двух номинациях на ‘’Оскар’’.

В 1990 году Куросава получает почетный ‘’Оскар’’ за вклад в киноискусство . В этом же году выходит фильм Стивена Спилберга ‘’Сны Акиры Куросавы’’ c Мартином Скорсезе в роли Винсента Ван Гога, фильм рассказывает о смысле жизни и смерти, творчестве, и отношениях между человеком и природой.

 

Куросава был уже в пожилом возрасте, но все еще не терял творческих планов.

6 сентября 1998 года в возрасте 88 лет Акира Куросава скончался.

Самый великий японский режиссер и классик не боялся ломать временные и географические законы и снимал Макбета в феодальной Японии, князя Мышкина в послевоенную Японию и снимать Шекспировского ‘’Гамлета’’ в капиталистическом мире. Его фильмы живут до сих пор, и он сам живет вместе с ними.

Оцените пост

5

Комментарии

0
Классный пост
0
У него хороший последователь - Такеши Китано :))
0
Совершенно не последователь.
1
Куросава - одно из лучших, что было в истории кинематографа. Гений.
Показать комментарии
Дальше