Асыгат Турганбек родился в 1974 году в селе Егиндибулак Баянаульского района, является призером республиканских и областных айтысов, руководителем школы акынов в областном центре народного творчества «Шанырак».
– В последнее время некоторые акыны перестали участвовать в айтысах, ссылаясь на то, что этот вид творчества стал менее импровизированным. Вы не находите, что после того как айтыс был взят под покровительство власти, акыны перестали поднимать острые темы?
– Малая толика правды в этом есть. Да, действительно, слова стали заучивать. Но сейчас в айтысе наблюдается некий прогресс. Акыны постепенно переходят к импровизации. И уже видны результаты. Народ обмануть невозможно. Он всегда поймет, когда поэт импровизирует, а когда произносит заранее подготовленный текст. Всесторонняя образованность акына – неотъемлемая часть импровизаторства. Если его знания поверхностны, если он не осведомлен в различных областях нашей жизни, он не сможет свободно творить. Поэтому необходимо беспрерывно совершенствоваться, быть в поиске. А что касается того, что власти препятствуют айтысу полноценно развиваться, в это я верю с трудом. Возможно, на какие-то темы вводятся ограничения. Напротив, поэты-импровизаторы всегда в почете. На прошедшем недавно айтысе мы все были свидетелями знаменательного события – Мухтар Ниязов получил в награду золотую домбру. По-моему, когда айтысы проводятся реже, люди начинают скучать и по-настоящему ценить этот вид искусства. Ведь в последнее время айтысы участились, что отразилось на их качестве. Однообразные и повторяющиеся тексты набили оскомину, стали неинтересны слушателю.
– Кстати, обладатель золотой домбры Мухтар Ниязов произнес слова: «Шыңғысхан көмейіне қорғасын құйған домбыраны, Елбасымыз алтынмен аптады» («Домбру, в которую Чингисхан залил свинец, Елбасы покрыл золотом») и допустил ошибку. Ведь согласно истории, это сделал Жошы-хан. Вы сами отметили, что всесторонние знания для акына немаловажны. Тогда каким образом поэт, не знающий истории, стал победителем?
– Выйти на сцену и импровизировать – весьма сложная задача. Иногда человек перед публикой теряется. Так что, возможно, он просто перепутал имена. Мухтар образованный молодой человек. Скорее всего, волновался, поэтому допустил неточность.
– На телеэкранах айтыс можно увидеть все реже и реже, зато появились интернет-айтысы. Струны домбры заменила компьтерная клавиатура. Не получится ли так, что эти современные поэты-импровизаторы вытеснят традиционное состязание акынов?
– Здесь дело в глобализации. Наши сородичи, которые живут за рубежом, не имеют возможности смотреть айтысы. Телеканалы их стали показывать редко. Поэтому может оно и к лучшему, что так происходит. Наряду с этим воспитывается новое поколение акынов. Думаю, положительные моменты есть.
– В настоящее время у Вас есть ученики? Подают ли надежды молодые дарования Павлодара?
– В центре «Шанырак», а также в школе-интернате имени И. Алтынсарина действует школа молодых акынов. Среди местных поэтов-импровизаторов можно особо отметить Айбека Калиева, Рауана Кайдарова, Казбека Сагидоллу и др. Все они являются моими учениками.