Асыгат Турганбек

shandoz 2013 M04 30
1454
0
1
0

Асыгат Турганбек родился в 1974 году в селе Егиндибулак Баянаульского района, является призером республиканских и областных айтысов, руководителем школы акынов в областном центре народного творчества...

Асыгат Турганбек родился в 1974 году в селе Егиндибулак Баянаульского района, является призером республиканских и областных айтысов, руководителем школы акынов в областном центре народного творчества «Шанырак».

В последнее время некоторые акыны перестали участвовать в айтысах, ссылаясь на то, что этот вид творчества стал менее импровизированным. Вы не находите, что после того как айтыс был взят под покровительство власти, акыны перестали поднимать острые темы?

Малая толика правды в этом есть. Да, действительно, слова стали заучивать. Но сейчас в айтысе наблюдается некий прогресс. Акыны постепенно переходят к импровизации. И уже видны результаты. Народ обмануть невозможно. Он всегда поймет, когда поэт импровизирует, а когда произносит заранее подготовленный текст. Всесторонняя образованность акына – неотъемлемая часть импровизаторства. Если его знания поверхностны, если он не осведомлен в различных областях нашей жизни, он не сможет свободно творить. Поэтому необходимо беспрерывно совершенствоваться, быть в поиске. А что касается того, что власти препятствуют айтысу полноценно развиваться, в это я верю с трудом. Возможно, на какие-то темы вводятся ограничения. Напротив, поэты-импровизаторы всегда в почете. На прошедшем недавно айтысе мы все были свидетелями знаменательного события – Мухтар Ниязов получил в награду золотую домбру. По-моему, когда айтысы проводятся реже, люди начинают скучать и по-настоящему ценить этот вид искусства. Ведь в последнее время айтысы участились, что отразилось на их качестве. Однообразные и повторяющиеся тексты набили оскомину, стали неинтересны слушателю.

Кстати, обладатель золотой домбры Мухтар Ниязов произнес слова: «Шыңғысхан көмейіне қорғасын құйған домбыраны, Елбасымыз алтынмен аптады» («Домбру, в которую Чингисхан залил свинец, Елбасы покрыл золотом») и допустил ошибку. Ведь согласно истории, это сделал Жошы-хан. Вы сами отметили, что всесторонние знания для акына немаловажны. Тогда каким образом поэт, не знающий истории, стал победителем?

Выйти на сцену и импровизировать – весьма сложная задача. Иногда человек перед публикой теряется. Так что, возможно, он просто перепутал имена. Мухтар образованный молодой человек. Скорее всего, волновался, поэтому допустил неточность.

На телеэкранах айтыс можно увидеть все реже и реже, зато появились интернет-айтысы. Струны домбры заменила компьтерная клавиатура. Не получится ли так, что эти современные поэты-импровизаторы вытеснят традиционное состязание акынов?

Здесь дело в глобализации. Наши сородичи, которые живут за рубежом, не имеют возможности смотреть айтысы. Телеканалы их стали показывать редко. Поэтому может оно и к лучшему, что так происходит. Наряду с этим воспитывается новое поколение акынов. Думаю, положительные моменты есть.

В настоящее время у Вас есть ученики? Подают ли надежды молодые дарования Павлодара?

В центре «Шанырак», а также в школе-интернате имени И. Алтынсарина действует школа молодых акынов. Среди местных поэтов-импровизаторов можно особо отметить Айбека Калиева, Рауана Кайдарова, Казбека Сагидоллу и др. Все они являются моими учениками.

 

Оцените пост

1