место в рейтинге
  • 26784
  • 118
  • 6
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ключевые аргументы сторонников застройки Кок-Жайляу.

После периода горячего обсуждения проекта застройки Кок-Жайляу наступило затишье. Самое время, чтобы спокойно осмыслить основные, наиболее часто встречающиеся аргументы сторонников застройки и обозначить по каждому из них позицию членов движения «Защитим Кок-Жайляу!»

1. Решение о строительстве курорта уже принято.

Это не так. В настоящее время проект находится только на предварительной стадии. Для того, чтобы решение о проекте было принято, необходимо разработать и утвердить проектно-сметную документацию (ПСД), после чего проект еще должен пройти экологическую экспертизу. В настоящее же время есть только Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Министерство финансов РК подтверждает, что  в республиканском бюджете на 2013-2015 гг. по состоянию на 1 марта на проект горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» не запланировано средств.

- Не-не-не, - говорит Болат Жамишев, - никаких денег на горнолыжный курорт «Кок-Жайляу» мы в бюджет не закладывали

 

Кроме того, согласно Орхусской конвенции, при разработке подобных проектов «общественности предоставляется возможность представить свои замечания непосредственно или через представительные консультативные органы», при этом «Результаты участия общественности учитываются в максимально возможной степени» (Статья 8)

Таким образом, решение о том, быть ли горнолыжному курорту «Кок-Жайляу» или нет, по закону во многом зависит от мнения о проекте казахстанцев и жителей г.Алматы в первую очередь.

Напоминаем, что 2 апреля Экологическое общество «Зеленое спасение» направило Открытое письмо Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с просьбой остановить строительство горнолыжного курорта Кок-Жайляу на территории Иле-Алатауского национального парка. Письмо поддержало 7223 человека, это алматинцы, жители других населенных пунктов Казахстана и граждане других стран мира, которые знают и любят нашу страну. Сбор подписей продолжается, вы можете присоединиться к подписантам.

 

2. Горнолыжный курорт – это не завод, его строительство не нанесет вреда экологии.

Горнолыжный курорт действительно не сравним по своему влиянию на экологию с заводом. Однако, его строительство также оказывает негативное влияние на экологию.

Курорт планируется в местах обитания редких животных и растений, в том числе и «краснокнижников».  Из 48 видов растений, для которых территория ИА ГНПП является классическим местообитанием, 15 числятся в Красной книге.  Из животных на территории планируемого курорта обитают такие редкие виды как каменная куница, туркестанская рысь и, наконец, снежный барс, который является символом города Алматы.  21 вид птиц, внесенных в Красную книгу, гнездятся, кормятся или мигрируют на территории планируемого курорта, в том числе и символ Казахстана – беркут.

Птенец синей птицы (Myophonus coeruleus), вида, внесенного в Красную книгу. Фотография сделана Александром Синявским на Кок-Жайляу.

Планируемые горнолыжные трассы проходят по зонам экологического ограничения. Т.е. строительство приведет к изменению среды обитания, снижению иммунитета и гибели, что признают разработчики ТЭО горнолыжного курорта.

Проект строительства предполагает вырубку 27,42 га леса, что может сказаться на климате г.Алматы. Да, на смену вырубленным деревьям будут посажены другие, однако, их посадят в другом месте, экология же Кок-Жайляу пострадает.

Леса и другой растительный покров, в свою очередь, защищают почву от пересыхания, поэтому вырубка скажется и на водном балансе региона. Уже сейчас городу не хватает воды, с чем связано и недавнее увеличение коммунальных платежей.  При этом талая вода с ледников, площади которых сокращаются с каждым годом, составляет около трети (32%) в общем объеме водоснабжения города. В условиях глобального потепления, влияние которого фиксируется Казгидрометом в горах Заилийского Алатау, вырубка скажется крайне негативно на ситуации с водой в регионе.

Необходимость оснежения склонов горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» негативно скажется на ситуации с водой в г.Алматы.

В планах проекта врезка в трубу водотока с БАО, т.е. значительная часть воды, которой уже теперь не хватает городу, будет тратиться  на оснежение горнолыжных трасс, что выглядит совсем неадекватно, учитывая сложившуюся ситуацию.

Альтернативным является проект водоснабжения из трех искусственных водных резервуаров,  строительство которых усилить опасность селей, что также нежелательно для города.

На Кок-Жайляу планируют провести асфальтированную автодорогу, что увеличит поток  автомобилей. Поскольку выхлопы тяжелые, то усиление транспортного потока в горах негативно скажется на атмосфере города. Сегодня воздух г.Алматы является сильно загрязненным (согласно индексу загрязненности атмосферы ИЗА5), поэтому усилия муниципалитета должны быть направлены на снижения уровня загрязненности, а не наоборот, как в случае с проектом курорта.

 

3. Цель Иле-Алатауского национального парка - улучшение условий для туризма и отдыха, поэтому строительство на его территории законно.

У любого нацпарка есть три тесно между собой взаимосвязанные функции:

  1. природоохранная (основная)
  2. экопросветительская
  3. рекреационная (по научно определенным квотам антропогенной нагрузки)

В настоящее время рекреационная емкость Иле-Алатауского национального парка ниже уровня его посещаемости туристами.  По словам М. Айнабекова, генерального директора Нацпарка,  экосистема работает на самом высшем пределе, принимая до 200 тысяч человек в год.

Основная цель Иле-Алатауского национального парка - это «сохранение уникальных экосистем и ландшафтов Заилийского Алатау» и только потом использование в туристских целях. Так, согласно Устава Иле-Алатауского национального природного парка, утвержденного председателем комитета лесного хозяйства РК А.К. Аманбаевым в 1996 г.:

"IV/13. На территории национального парка запрещается:
...
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка;
- проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
...
- движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог общего назначения и вне специально предусмотренных для этого территорий;
"

Таким образом, строительство курорта противоречит Уставу,  Конвенции о биологическом разнообразии и другим международным конвенциям и законодательным актам РК.

 

4. Защитники Кок-Жайляу лишь выступают против строительства, не предлагая никаких альтернатив.

К сожалению, в реальности ситуация обратная: мы предлагаем альтернативы, но инициаторы строительства не желают принимать их во внимание.  Мы за развитие туризма в Казахстане и области. Однако, мы против того, чтобы развитие туризма негативно сказывалось на качестве жизни самих казахстанцев.

Недавно проведенный опрос туристов и турфирм Казахстана и зарубежья показал, что для иностранцев Казахстане интересны в первую очередь культурно-исторический (75%), и экотуризм (75%), а горнолыжный туризм занимает в предложенном списке из 16 номинаций предпоследнюю строчку (5,4%).

Таким образом, развитие в Национальном парке экотуризма является логичной и реальной  альтернативой строительству горнолыжного курорта на Кок-Жайляу.

В настоящее время Иле-Алатауский национальный природный парк внесен в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проведение работ по сохранению природного разнообразия и уникальности Парка, позволит перенести его из предварительного списка в основной, чем повысить к нему интерес туристов.

В настоящее время экотуризм по всему миру приносит не меньшие, а в некоторых случаях и большие деньги, оставляя экологию нетронутой.

Развитие экотуризма в Иле-Алатауском национальном парке – отличная альтернатива горнолыжному курорту.

Что же касается горнолыжного спорта, то вблизи города расположено больше 10 горнолыжных баз, развивая которые можно повысить поток туристов. Можно строить и новые курорты, но они должны быть расположены за территорией Национального парка.

Есть по крайней мере два альтернативных проекта горнолыжных курортов. Один из них в свое время был одобрен председателем Олимпийского комитета (Плато Ой-Карагай выше Тургеньского ущелья), строительство прекращено в связи с распадом СССР). Второй(Черная Гора, Текели) уже 6 лет в госпрограмме, но не движется, сделан энтузиастом и специалистом в проектировании горных трасс за собственные деньги, не находится на территории нацпарков и заповедников, по размерам больше Чима в 10 раз(+есть возможности расширения на все виды "снежного" спорта и летнего треккинга), этот проект оживляет целый умирающий город и для его запуска необходимо по предварительным подсчетам автора проекта всего $2млн. (на строительство ГК Кок-Жайляу  планируется потратить $450 млн.).

Группа иностранных туристов в Иле-Алатауском национальном парке наблюдают за птицами (bird watching - один из популярных сегодня видов экотуризма).

 

5. На экологию города влияют выхлопные газы автомобилей, если защитники Кок-Жайляу действительно борются за экологию, им нужно решать эту проблему, а не мешать строить горнолыжный курорт.

О том, какое влияние на атмосферу города окажет горнолыжный курорт сказано выше (см. разъяснение к аргументу 2)  Однако, предполагаемая застройка Кок-Жайляу помимо чисто экологического аспекта,  затрагивает и социальный.

Группа «Защитим Кок-Жайляу!» объединяет людей, для которых плато Кок-Жайляу является излюбленным местом пеших прогулок. Мы против застройки не только потому, что это ухудшит экологию, но и потому, что за последние 20 лет количество мест для горных прогулок в окрестностях г.Алматы резко сократилось, и все больше заборов преграждает туристические тропы. Кок-Жайляу – это одно из немногих сохранившихся пока мест, куда горожане, не имеющие автомобиля, могут выбраться, на дикую природу, подышать свежим воздухом. Строительство курорта лишит их этой возможности.

Пешие прогулки на Кок-Жайляу – давняя традиция алмаатинцев. Нужно ее поддерживать, а не искоренять.

Кроме того, за те деньги, которые планируют тратить на строительство горнолыжного курорта, можно решить многие экологические проблемы города. Например, заменить весь старый автобусный парк новыми автобусами на газе, или обеспечить газовым отоплением жителей частного сектора Алматы и пригорода.

6. Горнолыжный курорт даст городу новые рабочие места.

В ТЭО ГК «Кок-Жайляу» декларируется, что «инвестиции государства в размере $450 млн. будут способствовать созданию более 5300 рабочих мест» (стр. 121). Вместе с тем, когда речь идет непосредственно об обслуживающем персонале курорта, то оказывается, что «в зимний период только на подъемниках и склонах и сопутствующей им инфраструктуре будут задействованы 778 работников. Летом их количество уменьшиться до 280.» (стр. 98)

То есть, сам курорт обеспечит работой только 778 работников и то лишь на зимний период. Для города с населением в 1,5 млн. это капля в море. А 5300 рабочих мест – это цифры, которые ничем не обоснованы, т.е. «взяты с потолка».

Все это позволяет нам говорить, что развитие существующих курортов в области и строительство нового курорта в стороне от города (например, в Тургене), окажет более позитивное влияние на социально-экономическое положение региона. Действительно, безработица в области значительно превышает безработицу в Алматы, и рабочие места там нужнее, чем здесь. Кроме того, если Алматы уже является развитой для туризма, то города-спутники – нет, и развитие курортов в области положительно скажется на их инфраструктуре. Кроме того, новые рабочие места там позволят сократить поток автомобилей в Алматы из области, поскольку многие областные жители на работу ездят в г. Алматы.

 

7. Горнолыжный курорт привлечет много иностранных туристов, проект позволит Казахстану диверсифицировать экономику, слезть с «нефтяной иглы».

Никакого обоснования заявленному количеству туристов горнолыжного курорта в ТЭО нет.

Мало того, они вызывают вполне обоснованные сомнения. В ТЭО декларируется посещаемость в 10 150 лыжников в день. Лыжный день начинается утром, и обычно 90% катающихся за утренний час-два уже поднимаются на склоны. Поскольку на самом курорте смогут располагаться только 1200 человек, 9300 туристов и 780 обещаных ТЭО рабочих должны подняться рано утром из города по пр. Достык до станции канатной дороги. За 1,5-2 утренних часа.

Если даже все туристы окажутся по-солдатски дисциплинированны и согласятся на организованную перевозку в автобусах по 30 человек, нам потребуется 330 рейсов автобусов. Зная, что оборот автобуса от пр. Абая до остановки «Медео» и обратно составит около часа (по пустой дороге), нужны минимум 170 автобусов, которые как часы, должны будут подъезжать, грузиться и взлетать по одной из самых загруженных магистралей города, которую на это время придется полностью освободить от всякого другого транспорта.

При этом 6 дней из 7 у нас по утрам – час пик, а всех муниципальных автобусов – 200 штук на город. Таком образом, «перспектива» - это такой сферический конь в вакууме, никак не связанный с реальностью.

Кроме того, ранее то же самое заявлялось о проекте «Реконструкция курортов «Медеу» и «Шымбулак»:

«Шымбулак позиционирован как элитный курортный комплекс, единственный в Средней Азии, который будет входить в десятку лучших курортов мира… В итоге туристическая отрасль Казахстана получит мощный импульс для планомерного поступательного развития, а город Алматы станет одним из ведущих международных зимних центров отдыха», – говорилось представителями Министерства индустрии и новых технологий. Однако, по факту после реконструкции практически ничего не изменилось.

Что касается «нефтяной иглы», то даже если поверить расчетам ТЭО, и предположить, что ежегодно планируемый курорт будет давать экономике Казахстана 270 млн. в год, то эта цифра составляет менее 0,15% ВВП Казахстана. Очевидно, что с «нефтяной иглы» этот проект даже в том оптимистичном варианте, в каком он представлен в ТЭО, слезть не стране позволит.

 

8. Строить надо именно на Кок-Жайляу, потому что плато находится близко к городу, туристам будет проще добраться до курорта. Кроме того, они смогут одновременно кататься и отдыхать в городе.

Дорога от алматинского аэропорта до Кок-Жаляу составляет примерно 41 км. Дорога от алматинского аэропорта до Тау-Тургеня – около 62 км. Дорога от аэропорта Талдыкоргана до Текели – около 62 км. Таким образом, разница в расстоянии не играет особой роли.

При этом в Алматы достаточно проблем, которые требуют своего решения: экология, плохое качество дорог, перегруженность автотранспортом, неоснащенность частного сектора газом, необходимость обновления системы электроснабжения и т.д. и т.п.  В этой ситуации правильнее направить городской бюджет на решение накопившихся проблем, а не на усугубление их  строительство курорта.

С другой стороны, привлечение туристов в регионы позволит развить инфраструктуру, создать там рабочие места, чем сократит автомобильный трафик в Алматы, поскольку значительная часть жителей городов-спутников приезжает на заработки в южную столицу.

Таким образом, логичнее строить курорт в регионах, а не в проблемном городе.

2 мая 2013, 16:12
3541

Загрузка...
Loading...

Комментарии

ident
3
0
Да им на все насрать, главное запустить руку в бюджет, им пофиг что проект можно сделать в разы дешевле, тем более в другом более удобном месте, они не хотят ничего развивать, им просто тупо хочется урвать, вот и все, они даже горнолыжную базу скорее всего не достроят, оставят на 20% готовым а потом скажут что экологи были правы, а бабло уже поделят, как уже достала эта страна и люди, для которых бабло это бог
пусть пилят в другом месте!
Не заметил закономерного вопроса о том что важнее для нынешного и последующих поколений - планируемые рабочие места и инвестиции или уникальная нетронутая природа и экотуризм в пределах пешей доступности от Алматы? По-моему многие Западные страны жалеют о застройке своих учатсков Альп?
ident
1
0
Да в том то и дело, что можно создать рабочие места и оставить нетронутой природу, в Текелях реально можно отличную горнолыжную базу построить и при вложении гораздо меньших средств
JK23
2
0
Нет давайте угробим редкие виды животных, засрем все склоны к чертям. Но не ударим в грязь лицом. Иначе мыж обещали туристам что будет все пучком, а тут какие местные жители против. Фигня вопрос. Застроить все к чертовой матери.
А реально, все это банальный распил. Как писали выше, построят до половины, потом застройщик свалит, а депутаты скажут да пофиг. И начнут другой гениальный и масштабный проект.
А почему им не жалеть? Снега из-за глобального потепления меньше в Альпах. Соответственно происходит удорожание поддержания курорта в рабочем состоянии (так как все большие площади искусственно оснежать приходится).
Господа противники, не профукайте пожалуйста принятие какого-нибудь закона в этой сфере на волне волнений, умоляю!
По первому пункту, проектно сметная документация уже прошла экспертизу.
Dao
1
0
ну, автор мастак перевирать факты. люди, читайте первоисточник и сравните с тем что тут наваял этот товарисч. в проекте написано - ПЕШИЕ МАРШРУТЫ БУДУТ. автор пишет - нифига, нам некуда будет ходить. ну зачем так перевирать?
в проекте написано - количество эквивалентных рабочих мест, созданных первичным сектором, оценивается в 3156, тогда как еще 2169 эквивалентных рабочих месте будут созданы за счет мультипликативного эффекта. Но там ни слова не написано, что будет создано 5300 рабочих мест. с этими расчетами можно поспорить, но врать-то зачем?
то же по всем остальным пунктам, нет смысла тут подробно все разжевывать. товарисчи спасители, такими темпами вы нихрена не спасете, а только осложните дело, ибо вам перестанут верить. а всем остальным советую перестать потреблять эту жвачку-псевдокритику, а уже включить свой мозг, почитать сие ТЭО, на сайте акимата можно скачать. и поразмыслить - как на самом деле этот бардак остановить? ребята, без обид, но вот так топорно дела не сделать
Жаль портить столь дивный комментарий ответом, да что поделать. Пешие маршруты заявлялись и в районе Чимбулака. Как там гуляется, не подскажешь? О рабочих местах: в проекте написаны пустые, ничем не обоснованные цифры. Для простачков снабдили умными словами: "эквивалентные", "мультипликативный эффект". Сразу убедительно вышло. Странно, что не написали 100500 рабочих мест. Пишы исчо, Дао - поржём тут!
Dao
0
0
политрук, шагом марш отсюда. если ты способен разобраться в методиках макроэкономических расчетов то такое бы не писал. учи матчасть салага, то бишь читай макроэкономический раздел тэо, но не вводи публику в заблужденье
Знатный аргумент - чувствуется, человек ЕНТ сдавал, не иначе. Ну, что мы обо мне да обо мне. Давай, расскажи нам про "макроэкономические рассчёты" в этом твоём тэо, макроэкономист ты наш, а то видишь, я публику в заблуждение только ввожу.
" Да, на смену вырубленным деревьям будут посажены другие, однако, их посадят в другом месте, экология же Кок-Жайляу пострадает." - В ТЭО на это не заложено ни копейки. Так что это будет как и другие акиматовские "компенсационные посадки" - там, где никто никогда не увидит.
Dao
0
0
))))) так вы загляните не в резюме, а туда где дается макроэкономический расклад, оттуда эти цифры. Вот за эту глупость их бить и стоит. сразу же видно, что макроэкономику проекта делали спецы а вот эту фразу впендюрили олухи))) макроэкономисты оперировали понятиями эффект первичный/вторичный/косвенный и т.д. и я привел выдержку из их части тэо. там же речь идет о то, что в целом эффект будет ЭКВИВАЛЕНТЕН созданию нескольких тыщ раб мест. вот и все. вот за эти цифры их надо бить, да за "професионализьм"
По-моему, ничего не мешает вам написать пост по теме и говорить о проекте так, как вам нравится, оперируя теми цифрами, какие вы считаете важными. Буду только рад. Но вот обвинять во вранье все же так огульно не стоит. )
В проекте рассмотрен только самый наилучший расклад. Ничегое не сказано, что будет с курортом, если экономически кризис еще более усугубится или Кок-Жайлау просто не выдержит конкуренции с другими курортами в странах, где все делается по совести.
Комментарий удалён администрацией
Сейчас обвинят в получений западных грантов.
Потому что он - не пофигист, в отличие от многих, которые больше на баранов в отаре похоже, привыкших, что ими только погоняют.
Потому что я тут живу и уезжать никуда не собираюсь. Потому что я люблю наши горы, и считаю, что человек многое теряет, если холит только по асфальту, избегая тропинок. Потому что я не один, и этот проект не нравится многим, потому что я ощущаю их поддержку. Потому что я верю в разум и пока еще не растерял окончательно уважения к госорганам, которые ляпы, конечно, совершают, однако, и к народу прислушиваются и, в общем-то, умеют отказаться от неудачных идей, если они идут слишком вразрез с мнением большинства, как, например, в случае с "праворульками". Потому что умею писать и обрабатывать информацию. И т.д и т.п.
Комментарий удалён администрацией
9 пунктом к посту я бы добавил: Все защитники Кок-Жайляу - это проплаченные западом, ФБР, Британской разведкой, (еще варианты?:) - экологи. У всех кто защищает Кок-Жайляу в глазах доллар. Им всем платят за работу в соц.сетях.
а, и еще все они как один работают в Зеленом спасении.

Долгое время такие комментарии можно было читать на Тенгри, законе и других медиа.
писались от как правило от людей с никами: хочу кататься, студент, noname, пенсионер, инвалид и прочее.

по теме: защитой Кок-Жайляу занимаются разные люди, большинство из которых экологами не являются.
Защитники - это огромная масса разных людей: профессионалов из бизнеса, ученых, представителей культуры, архитекторов, проектантов, журналистов, независимых обозревателей, политики разного масштаба, и даже представители той самой машины, которая все это организует - государства.

И делают они то, что делают на свои личные, заработанные деньги. В отличие от упр.туризма и акимата, у них нет адм. и финансового ресурса. Зато есть главное - умение читать и анализировать проект. В силу разных специфик всех кто защищает проект легко проанализировать и провал в экономике проекта. и провал в маркетинге проекта. и провал в финансах. И да, понять какой ущерб проект может принести нац.парку, его природе. В этом помогали и помогают экологи.
berke
1
0
Пишу для тех, кто живет выше Абая. После 9 вечера с гор спускается свежий и прохладный воздух. Гулять и дышать таким воздухом одно удовольствие. Все это благодаря тем деревьям которые у нас в горах. Если все это срубят. То прощай свежий воздух.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Крупнейшая частная школа осознала, что внедрять финскую модель в чистом виде в Казахстане, не имеет смысла. Нельзя давать детям свободу без "идеальных" учителей.
Zhumanova
вчера / 8:18
  • 5177
  • 7
О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

У меня обширный сексуальный опыт, и я этим не хвастаюсь. Будь у меня возможность, променял бы это всё на одного партнёра. Но так как с личной жизнью не заладилось, а секс я очень люблю, то приходилось изворачиваться.
bez_prav
18 окт. 2017 / 18:01
Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я знал дату свадьбы. За неделю до свадьбы в соцсети "Вконтакте" на все мои последние фото, был проставлен лайк с её профиля. Сердце забилось сильнее. В душе загорелась наивная, крошечная надежда.
Dominator-kz
17 окт. 2017 / 15:41
Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Если вам нет 35 лет и у вас нет своего жилья, то есть интересная гос.программа. Нишевая программа - молодые семьи Алматы до 35 лет, семья - это как минимум 2 супруга без детей.
DanaJarlygapova
19 окт. 2017 / 16:21
Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

История из моей жизни. Я вспоминаю эти отношения и сама не могу понять - как так произошло? А дело в том, что вы и сами не заметите. Это наступает плавно и динамично.
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 14:17
Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Борьба с оборотнями в погонах идёт не один год, но без особого эффекта. Это даёт повод подробнее поговорить о нашей полиции и её проблемах. Как относятся к полицейским казахстанцы?
voiceQZ
20 окт. 2017 / 18:42
  • 2645
  • 41
Как и где найти дешевые авиабилеты?

Как и где найти дешевые авиабилеты?

Дешевые авиабилеты и не только. Какими сайтами воспользоваться лучше всего? Байки о том, что чем раньше вы покупаете билет, тем дешевле, не всегда верны и точны.
dianaobyrne
вчера / 9:25
  • 2227
  • 15
Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Я проработала во многих компаниях и повстречала очень много разных интересных людей. Исходя из моих наблюдений, могу описать несколько категорий работников. Может, речь пойдет о ком-то из вас…
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 17:51
  • 2039
  • 20
«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

Аким Шымкента Габидулла Абдрахимов нашёл решение накопившихся проблем городского транспорта. Все ключевые работники акимата некоторое время будут сами ездить на автобусах.
openqazaqstan
18 окт. 2017 / 10:53
  • 1973
  • 36