23:19, 24 апреля 2013

Тибет. В поисках собственной середины.

В поисках собственной середины

Большинство туристов приезжают в Тибет для того, чтобы увидеть легендарную гору Кайлас, которая в восточных религиях считается центром мироздания, и совершить ритуальный трехдневный обход, «кору» вокруг горы. Мы не стали исключением, после многодневных катаний тело требовало физической активности. «Кора» стала для нас самым главным пунктом в программе. Считается, что у тех, кто совершает ее, жизнь меняется в лучшую сторону, причем кардинально. Я, к примеру, впервые женился! Что можно познать себя, узнать тайны вселенной. В общем Кайлас овеян мифами и легендами, толпы эзотериков стремятся к нему каждый год. Для меня же визит к Кайласу открывал возможности посетить медитационные пещеры самого известного йогина и поэта древнего Тибета по имени Миларепа, примеры из жизни которого меня очень вдохновляют.

Миларепа

«Кора» начинается от поселка Дарчен и идет по долине Дарпоче, мимо  западного «лица» Кайласа. Напротив, на другом берегу долины монастырь Дира Пук, с одной из пещер Миларепы на его территории. Мне удалось посидеть в пещере в медитации около получаса. Пока сидел, в пещеру пришли три местные бабушки, попросили их благословить текстами, по которым я медитировал, что я и сделал. На выходе из пещеры меня перехватила интендант местного Ламы-настоятеля, и я с бабушками попал к нему на аудиенцию. Местный Лама немного говорит по-английски, ему лет 40, улыбчивый, дал мне лепёшку из подношения, которое сделали для него бабушки, и попросил съесть её с друзьями на следующее утро. Сходили с Палычем под северную стену Кайласа, за два часа туда обратно. Стена впечатляет. На вершине по индуистским традициям живёт Шива, но мне этот синий господин малоинтересен. По буддийской традиции на вершине Кхорло Демчёг (Чакрасамвара), главный йидам школы Карма Кагью.

первый вид на Кайлас

начало Коры

Кайлас

вершина Кайласа

горный гид Андрей Гундарев (Алмазов) у подножия  Кайласа

Кайлас на закате

Второй день самый сложный, потому что туристам и многочисленным паломникам необходимо преодолеть перевал Долма-Ла высотой 5600м. В хорошую погоду это не очень сложно, но вот при плохой, во время снегопада, многие разворачиваются назад. Нам с погодой повезло. К вечеру спускаешься к очередному монастырю  Зутул Пук с еще одной одноименной пещерой. На всем протяжении «коры» нам встречались «ползущие» простираниями вокруг горы тибетцы. Мы поддерживали их, давая паломникам какие-то наши продукты. Еще мы поддерживали нашего гида Юру, у которого, от воздействия высоты резко ухудшилось самочувствие. Отпаивали его аспирином.

паломники на Коре

на перевала Долма-Ла

наша группа на перевале Долма-Ла

Спасут ли мир владыки Шамбалы?

На третий день, преодолев 56 км пути, мы немного уставшие вернулись в Дарчен. Решили не ночевать в Дарчене, а рвануть до посёлка Джада, что в тибетской перди, но в окружении древних королевств Шаншунг и Гуге, откуда в 10-м веке пошла вторая волна распространения буддизма в Тибете.  Переехав пару перевалов и преодолев 120км строящихся дорог, оказываемся в королевстве Гуге, которое по преданию считается легендарной  Шамбалой. Песчаный пейзаж Толинг похож  на каньон Чарын, только порода не такая красная и по размерам раз в 100 больше. И каньон в данном случае реки Сатлендж , самого крупного притока Инда. Посетили пещерный город Цапаранг, столицу королевства Гуге. Пещерный комплекс на горе высотой 300м. На самой вершине королевский дворец (ну очень маленький). Китайцы вначале доломали всё к чертям, что не сломали мусульманские наёмники по заказу царя соседнего Ладакха, засрали и взорвали, а сейчас восстанавливают. Но как восстановить взорванные уникальные пятиметровые статуи с уникальным наполнением? В одном из храмов, а их всего 4 на территории города, осталось несколько не совсем разрушенных статуй. Могу себе представить, как было невероятно красиво до 66-го, когда пришли коммунисты. Но остались практически нетронутыми фрески. К сожалению, фотографировать запрещено. Пытались дать смотрителю денег за возможность съёмки, не берёт. А гулять по комплексу очень интересно, иногда заходя за запрещающие знаки и петляя в лабиринте переходов от одной пещеры к другой. На самой вершине порадовал знак «No urinate!» «Не мочиться!», иначе крыша на которой вы стоите провалится вместе с вами.

долина Гаруды

панорама Гуге

песчаный пейзаж Толинг

городище Цапаранг

Ступа в кашмирском стиле в Гуге

Вдоволь насытившись экзотикой, на обратном пути в Лхасу мы не могли не заехать к еще одному важному туристическому объекту, священному озеру Манасаровар. Озеро, вокруг которого паломники тоже совершают «кору». Озеро считается наполненным «живой» водой. Рядом есть второе озеро Ракшас-Тал, но уже с «мертвой» водой. Помочил в этой воде ладони, вроде не облезли. Ночуя у озера в гест-хаусе, поняли, что наше путешествие подходит к концу.

возле озера Ракшас-Тал

закат на Маросароваре

Утром привычно погрузились в наш джип и еще три дня возвращались в Лхасу. Мы решили не повторять предыдущих подвигов и в Пекин вернулись китайскими авиалиниями. В Пекине была Китайская Стена, утка на ужин, заключительный шопинг, но все это уже совсем другая история, можно сказать из другого мира. Много путешествуя, не о многих местах могу сказать, что уезжая оттуда, оставляешь там частичку себя. Пожалуй Тибет  - это именно такое место.

Ямдрок-цо озеро

Продолжение пр Пекин следует.