Образ героя в современном казахском кино

broadway 2013 M04 15
8036
0
0
0

В каждой истории должен быть герой. От его целей и поступков будет зависеть какой станет история. Так какие они? Герои нашего современного казахского кино?

"Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают обсуждению." Гюстав Лебон.

"Нельзя, чтобы герой был мелок и ничтожен, Но все ж без слабостей его характер ложен." Никола Буало

 

В каждой истории должен быть герой, все остальное зависит от задумки сценариста и от творческих мыслей режиссера. Но герой есть всегда - это точка отсчета любого рассказа, начало любой кинокартины. Либо сюжет следует за персонажами, либо персонажи будут медленно перевариваться сюжетом. И если герой не достаточно хорош или попросту шаблонен, то его присутствие будет вас огорчать.

Кто же они, герои современного казахстанского кинематографа? И есть ли они вообще. Давайте попробуем разобраться.

 

Классические герои

Первым делом мне хотелось бы поговорить о таком фильме как «Шал» и на его примере рассмотреть образ классического героя. Это как раз тот случай, когда образ старика двигает сюжет этого фильма. Возможно это в большей степени заслуга Эрнеста Хемингуэя, который написал повесть "Старик и море", основываясь на сюжете которой, Ермек Турсунов снял свою версию этой истории, но и заслуг режиссера никто не умаляет. Этот образ очень хорошо выписан и создан по всем канонам сценарного искусства. У него есть цель и препятствия, которые он преодолевает на пути к ней. При просмотре картины вопросов наподобие «Кто этот человек? Зачем он в степи? Что он делает? Какими целями руководствуется?» не возникает - все это понятно и без слов. В шале (Ерболат Тогузаков), как в герое, нет ничего лишнего, наносного. Этого и не нужно. Он такой, какой есть - изборожденный морщинами старый человек, в котором дух так силен, что начинаешь забывать про его возраст. Этот образ крепко связан с землей и степью. Этого персонажа невозможно представить в современном городе. Он и степь - две половинки одного целого.

Нельзя обойти своим вниманием, вышедший на экраны весной анимационный фильм «Ер Тостик и Айдахар» Ведь Ер Тостик как раз и есть герой. Более того, герой сказочный и от того менее размытый, самый добрый, славный малый, борец за добро и справедливость - все в наличии. За этот образ не стоит волноваться, достаточно дать ему подходящих врагов, любимую девушку, верных сотоварищей и сказка готова! Единственное на что хотелось бы обратить внимание - в данном конкретном случае, короля делает его свита, и если Шал одинок в своем образе, то Ер Тостик быть один просто не может. Его персонаж отчасти отражается через призму его друзей и врагов. Именно они проявляют его сущность, показывают каким он является на самом деле и на какие подвиги способен. Каков же он на самом деле? Герой-защитник, красив, молод и прямолинеен, а большего от него и не требуется. Разве украсят его, к примеру, депрессивные внутренние монологи рефлексирующего интеллигента или, философское отношение к вопросам добра и зла? Нет, не думаю.

Невыраженные герои

Вот взять, к примеру, фильм «Запрещённые танцы» недавно выпущенный в мир. В этой картине главным героем выведен мальчик по имени Эмир (Ербол Cемкулов). Молодой, амбициозный уличный танцор, который хочет прославиться, а еще мимоходом произвести впечатление на девушку. И судя по фильму, именно мимоходом. Как все молодые и амбициозные, он сначала работает в пиццерии, где моет полы, приносит пиццу и терпит тычки и издевательства от коварных танцоров из другой команды. Враги, они знаете, такие. подлые, завистливые... Антагонисты одним словом. По правде говоря Эмира, как ни приглядывайся к нему, как ни верти в разные стороны, невозможно назвать главным героем. Он проходит сквозь фильм не оставляя за собой практически ничего. Да, его можно рассматривать как среднестатистического парня, неплохого танцора, неплохого друга... Но делает ли это его героем? Нет. И знаете почему? Объясню. Вроде бы у него есть цель - победить в турнире уличных танцев. Как он добивается этой цели? Никак - приглашение на битвы приносит Некто, окончательное решение участвовать в соревновании принимает глава команды. А сама победа выражается в том, что он танцует со всеми и, на взгляд таинственного Некто, их команда делает это лучше других. Самое большое его свершение в фильме, состоит в том, что он принес понравившейся девушке цветы, за что был унижен соперником. Это все. C точки зрения кинематографа он скорей, персонаж, нежели герой. Поэтому мы, наверное, отвлечёмся от личности Эмира и попробуем взглянуть на все под другим углом? О чем этот фильм? О танцах. Проблемы конкуренции, прошлые обиды, первая любовь и дружба, все это выражено танцем и именно танец помогает осознать наличие сюжета. Тогда, будем считать его главным героем)))

Эмир в капюшоне и на заднем плане.

Для всех молодых кинематографистов, которые не проходили курс сценарного мастерства в университете, я бы посоветовала почитать Александра Молчанова. Это российский сценарист, который доступным языком объясняет - как нужно правильно писать сценарий, в том числе и выписывать образы героев.

Современные герои

Сразу хотелось бы отметить, что современный герои – это, как правило, та же самая классика, только в новой обертке. Вот мы потихоньку добрались до первого брутального мачо в казахстанском кино. До «Ликвидатора» спасибо за это Акану Cатаеву. Он попытался привнести в наш отечественный мир кино образ небритого, мрачного, сурового мужика. Арсен (Берик Айтжанов) - герой этой картины именно таков. Он мстит за своего брата, причём мстит не «весело, бодро и со вкусом», как герои Тарантиновских «Бесславных ублюдков», а молча, неулыбчиво и исподлобья. В целом образ Арсена можно назвать уже архетипом в современном кино))) Это наша первая ласточка из категории мачо, наш местный Брюс Уиллис, Антонио Бандерас и Мэтт Дэймон (если брать его героя Борна) и, думается мне, не последний. Это человек, который умеет убивать и убивает. Единственное, что бросается в глаза и отличает Арсена от других подобных «мстителей», это то, что в нем чувствуется обреченность. На протяжении всего фильма складывается впечатление, что он плохо кончит. И этот ход весьма интересен и своеобразен. Он придает Арсену большую убедительность и оттенок драмы. Почему бы и нет?

И, напоследок, мне бы хотелось сказать: «Уважаемые продюсеры и режиссеры, занимайтесь своим делом, и позвольте сценаристам делать работу, которою они знают». Чтобы кино было интересным, захватывающим и заставляло зрителя сопереживать, необходима не только отличная идея, но и крепкий драматургически верный сценарий.

По правде говоря, пересмотрев множество наших современных фильмов, я так и не смогла определить для себя какой же он. Герой современного кино. Может прав был Олег Янковский когда сказал – «Не всякое время может сформировать героя. Бывает ведь и безвременье. Cейчас, по-моему, безвременье. вот и героя нет».

 

Статья целиком доступна по адресу: http://brod.kz/blogs/obraz_geroya_v_sovremennom_kazahskom_kino

Оцените пост

0