Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
09:50, 11 апреля 2013

О возможностях и проблемах перерабатывающей промышленности АПК Казахстана — эксперт

Новость на Казах-зерно:Газета «КазахЗерно.kz» уже на протяжении ряда лет является информационной площадкой, своеобразной трибуной для участников зернового рынка, фермеров, сельхозученых. На ее страницах не однажды рождалась полемика по самым насущным вопросам, возникающим в процессе развития отечественного АПК. Наболевшей, актуальной сегодня является тема участия Казахстана в Таможенном союзе.

В одних глазах она стала проблемой, в других - нормальным интеграционным процессом. И вот попала в фокус внимания ученых. Кандидат технических наук, сотрудница «Казахского научно-исследовательского института экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий» Ольга Петровна Ельцова радует читателей нашей газеты своими аналитическими выкладками. Кто проиграл, а кто выиграл в ТС, какие пути развития возможны для союза, как смогут защитить себя казахстанские предприниматели? - на эти и другие вопросы постаралась ответить в своей монографии эксперт.

Конкурируют не государства, а товары

По информации, положительное сальдо внешней торговли Казахстана постоянно уменьшается. Источником этого является торговля Казахстана с партнерами по Таможенному союзу. «Суммарный экспорт из нашей страны в Россию и Беларусь увеличился в январе лишь на 1,0% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до скромных $504,0 млн., тогда как поставки их товаров увеличились на 10,8%, до $1 млрд. 168,6 млн. В итоге сложилось общее отрицательное сальдо не в пользу Казахстана - минус $664,6 млн.

Есть эксперты, СМИ, которые спекулируют темой неравноправия государств в рамках Таможенного союза. Но очевидно, что равноправными в условиях любого альянса могут быть только конкурентоспособные отрасли, предприятия. Функционирование ТС лишь подтвердило низкую конкурентоспособность отечественных товаров, в том числе продовольственных, не только на мировом рынке, но даже в рамках ТС.

В повышении конкурентоспособности есть два основных партнера - государство и бизнес. Государство создает привлекательные конституционные, правовые, финансово-экономические условия для эффективной работы предпринимателей. Предприниматели, опираясь на предоставленные государством условия, производят продукцию с наименьшими затратами, при этом достойного качества и имеющую спрос на внутреннем, а также на внешнем рынке, и достигают свою естественную цель - прибыль.

В Казахстане проводится работа в направлении повышения конкурентоспособности на законодательном уровне, разрабатываются концепции, программы и множество мероприятий к ним по созданию благоприятной бизнес-среды, осуществляются различные проекты.

В частности, совместным проектом с Всемирным банком (ВБ) «Повышение конкурентоспособности с/х продукции РК» были выработаны направления поддержки проектов, и реализовывалось много проектов по распространению знаний, созданию гармонизированной Национальной товарной биржи (НТБ).  В продолжение этой работы c 2005 года проводится работа при участии международных экспертов по созданию и развитию кластерной модели АПК (кластеры в пищевой промышленности). Ажиотаж вокруг кластерной модели поутих, но в программных документах декларируется, что одно из условий их реализации - развитие кластерных образований.

В послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» (14.12.2012) сказано, что экономическая политика государства состоит во всеобъемлющем экономическом прагматизме на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности, и для осуществления намеченного курса одной из задач указана «Дорожная карта» по формированию перспективных национальных кластеров.

Относительно задач и возможностей конкурентоспособности самих предприятий.

Если исходить из того, что конкурентоспособность определяют наличие технических, экономических, организационных условий, можно привести примеры конкурентоспособных пищевых предприятий Казахстана.

Кто смог бы стать флагманом

Это всем известная кондитерская фабрика «Рахат» (в 2012 г. исполнилось 70 лет), которая в советское время пережила немало кризисных ситуаций, но сумела адаптироваться в рыночной экономике. Продукция предприятия известна не только в Казахстане, но в ближнем и дальнем зарубежье. И главным брендом фабрики является его организационная составляющая. Это прочный костяк из бессменного руководителя и группы топ-менеджеров - высоких профессионалов в технологии, маркетинге, экономике и др., опытных рыночников.

Предприятия мукомольно-крупяной промышленности являются значимыми мировыми экспортерами продукции. Конкурентоспособность отрасли была обеспечена, во-первых, реформой А.Н.Косыгина, благодаря которой еще до развала СССР было проведено радикальное перевооружение. Этот ресурс себя не исчерпал, а прочно стоящие предприятия имеют возможность продолжать техническое переоснащение. Во-вторых, развитие отрасли не ограничено сырьевым обеспечением.

Предприятия по производству хлебопекарной, безалкогольной продукции могут быть отнесены к конкурентоспособным на внутреннем рынке страны, поскольку для производства не требуются сложные технологии и оборудование. А хлебопекарные изделия, кроме того, по большей части относятся к продукции ежедневного потребления.

Предприятия, производящие молочную продукцию, относящуюся к скоропортящейся (кисломолочные, творожные изделия), также могут быть отнесены к конкурентоспособным на внутреннем рынке в связи с определенными ограничениями их импорта на дальние расстояния.

При этом в молочной отрасли можно выделить компанию «ФудМастер» - лидер отрасли. Здесь иностранный профессиональный менеджмент, возможность перераспределения инвестиций внутри крупного мирового холдинга, сильная маркетинговая концепция, хорошая оснащенность. Предприятие в меньшей степени, чем другие молочные предприятия Казахстана, зависит от сырьевого обеспечения, имеет собственные молочные фермы, надежную систему сбора молока.

Но в целом такие ранее мощные отрасли, как мясная, молочная, плодоовощная консервная, в настоящее время в настоящем загоне, обладают низкой конкурентоспособностью даже на внутреннем рынке, что ярко проявилось в условиях ТС.

И можно бы указывать на предпринимателей, которые не стремятся снижать себестоимость выпускаемой продукции, не адаптировались к условиям рыночной конкуренции. Действительно, нельзя отрицать, что причинами низкой конкурентоспособности нередко являются отсутствие профессиональных организационных решений, маркетинга и менеджмента, недостаточный уровень технического оснащНовость на Казах-зерно:ения.

В чем суть?

Но одна из главных причин отставания казахстанских пищевых предприятий - ресурсное обеспечение, поскольку на протяжении многих лет со стороны государства не уделялось должного внимания развитию смежных сельскохозяйственных отраслей. А проблема низкого уровня их поддержки, особенно молочного скотоводства, по сравнению с Россией, тем более Белоруссией, уже стала притчей во языцех. Это можно отнести к просчету государства на глобальном системном уровне.

Кроме того, невозможно не отметить существующие административные барьеры, а также невысокий профессионализм многих чиновников. Цена их заблуждений, допускаемых ошибок, медлительности или просчетов при разработке подзаконных актов, правил, программ и других документов - это зачастую реально или потенциально утраченные позиции конкурентоспособности предприятиями пищевой промышленности.

Хорошо известно, что в России не только разрабатываются, но и реально претворяются в жизнь российскими чиновниками мероприятия по поддержке (защите) отечественных предприятий. По логике вещей, Казахстан, являясь ближайшим соседом и партнером России, должен разрабатывать аналогичные мероприятия по поддержке (защите) своих предпринимателей. Можно приводить множество примеров в доказательство того, что логика бывает бессильна.

Из далекого 2002 года. Предприятия по производству соковой продукции в течение нескольких лет добивались, чтобы были установлены пониженные таможенные пошлины на импортируемые концентраты соков, по аналогии с установленными в России. Почти невозможно было доказать, что в Казахстане острый дефицит плодоовощной продукции не только для переработки, но даже для потребления в свежем виде.

Свежий пример. Компания «Раимбек Боттлерс» в течение почти 2-х лет в разных инстанциях доказывает факт несправедливой конкуренции со стороны российских производителей продукции детского питания, для которых еще в 2005 г. была установлена льготная ставка НДС 10% на широкий ассортимент продукции, причисленной существующим в России классификатором (ОКЭД) к детскому питанию - нектары, морсы, компоты, сокосодержащие напитки, в Казахстане же к продукции детского питания такой льготы нет (установлена ставка НДС 17%), поскольку подобный классификатор отменен, и продукция должна экспортироваться в соответствии с ТН ВЭД ТС, где подобные позиции детского питания не предусмотрены. Только после привлечения высоких инстанций вплоть до уровня ЕЭК, вопрос начал решаться.

Пример внесения изменения в Закон «О техническом регулировании». На пищевых предприятиях Казахстана продукция в основном производится по национальным стандартам (СТ РК), но значительная часть производится по стандартам организаций (СТО), что позволяет производителям оперативно реагировать на спрос потребителей, внедрять новые инновационные виды продуктов на основе мировой практики и собственных разработок. При этом и те, и другие стандарты должны отвечать обязательным требованиям, установленным соответствующими Техническими регламентами. Однако в 2012 г. в Закон РК от 09.12.2004 года № 603-11 внесено дополнение ст.23 п.1 аб.3, гласящее: «Стандарты организаций не применяются для выпуска продукции в обращение на рынок». При этом обращает внимание тот факт, что в ст.24 п.1 того же Закона прописано: «На территории республики Казахстан могут применяться международные, региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, руководства и рекомендации, а также стандарты иностранных государств и организаций, отвечающие целям, предусмотренным п.1 ст.4 настоящего Закона» без каких либо ограничений по их применению. В связи с введенным изменением, возникла озабоченность предприятий, что они ставятся в неравные условия с другими странами на продовольственном рынке Казахстана. По мнению экспертов, введенное в закон РК дополнение противоречит соглашению «О единых принципах и правилах техрегулирования в РБ и не может быть правомочным с введением других соглашений и технических регламентов ТС.

Пока нет открытости…

Можно еще указать на практическое отсутствие элементарного таможенного контроля на соответствие маркировки импортируемой продукции, хотя бы на наличие информации на государственном языке, на порой необоснованное возбуждение антимонопольных или таможенных разбирательств.

И еще один немаловажный момент: содействие повышению конкурентоспособности отечественной продукции путем обеспечения достоверной, научно обоснованной, своевременной и доступной информацией («Кто владеет информацией, тот владеет миром»). Существующее положение в этом направлении пронзительно отражено в эпиграфе одного из отечественных сайтов: «Пока в АПК Казахстана нет правды и открытости, он обречен на неудачи, а попытки открыть занавес - подсудны».

Во-первых, постоянно обсуждаемая проблема достоверности официальной статистической и ведомственной информации (показатели поголовья, валовых сборов, производства, производственных мощностей и мн. мн. др.). По уверениям статистического ведомства, в последние годы ведется активная работа по совершенствованию методик сбора и обработки информации с целью сближения с международными требованиями, искоренения фальсификаций и уменьшения отклонений от реальных показателей. Действительно, благодаря ужесточению исполнения требований похозяйственного учета в сельских поселениях, проведению работы по идентификации скота, выявилось, что реальное производство молока в республике (на данном этапе) на 400 тыс. т Новость на Казах-зерно:меньше, чем определялось статистикой.

Во-вторых, доступность и своевременность информации. В настоящее время на сайте МСХ РК размещена официальная статистическая информация только по отдельным показателям развития сельского хозяйства.

Каких-либо аналитических записок, отчетов, табличных материалов, составленных хотя бы на базе статистической информации, в свободном доступе нет.

В разделе «Новости» нет архива, чтобы отследить помещенную прошедшую там статистическую, таможенную или маркетинговую информацию или пояснения и др.

В свое время было очень хорошее намерение создать информационно-маркетинговую систему МСХ РК: постановление Правительства РК «О вопросах формирования информационно-маркетинговой системы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» (30 октября 2000 года N 1627). В соответствии с этим 7 января 2002 г. приказом МСХ РК утверждены «Правила функционирования информационно-маркетинговой системы МСХ РК».

Но указанный выше приказ утратил силу приказом МСХ РК от 4 октября 2012 года № 1-4/502. Таким образом, идея создания автоматизированной информационно-маркетинговой системы МСХ РК так и не воплощена в жизнь.

А на сайте Казагромаркетинга размещена бегущей строкой информация о текущих ценах на сельхозпродукцию. Размещавшаяся ранее на бесплатной основе информация о ценах продовольствия за неделю - теперь только платная. Вся аналитическая информация КАМ - совсем старая или устаревшая, но… на платной основе.

Для сравнения

В России существует Аграрная российская информационная система (АРИС), ее сайты на федеральном уровне: www.mcx.ru , www.cri.mcx.ru , www.gvc.ru , agrocosmos.gvc.ru , www.agrosystem.ru , snti.aris.ru , referent.aris.ru , distob.aris.ru , : http://agrostat.aris.ru

Система АРИС включает: Центр рыночной информации АПК РФ. Анализ и прогноз состояния конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов и услуг. Анализ состояния и прогнозы развития рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Информация о ценах, объемах реализации и закупках сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов и услуг для села.

Главный вычислительный центр МСХ РФ. Геоинформационные технологии в АПК, системы мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК по подотраслям, разработка специализированного ПО, базы данных, создание и сопровождение интернет-проектов.

Космический мониторинг АПК. Сельскохозяйственная статистика на основе космического мониторинга. Оперативный контроль состояния посевов и земельных угодий, как в глобальном, так и локальном масштабе.  Всероссийский научно-исследовательский институт по информатизации АПК. Вопросы комплексной информатизации, телекоммуникации, общероссийские классификаторы в системе агропромышленного комплекса и рыболовства. Общероссийский классификатор продукции (ОКП) по классам, относящимся к агропромышленному комплексу и рыболовству.

Система научно-технической информации АПК. Актуальная информация по основным тематическим направлениям проблематики АПК России (полноформатные электронные версии текстовых документов: энциклопедии, специализированная литература, журналы, статьи, брошюры, бюллетени и др.). Blog post image

Постскриптум

Министр сельского хозяйства Казахстана недавно дал пояснение принципа разработки новой Программы «Агробизнес-2020»: «В отличие от действующей программы, в новой акцент сделан на создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК, чтобы он стал более прибыльным и менее рискованным. Министерство отошло от практики разработки директивных производственных программ к программе по созданию условий, так как бизнес сам в состоянии разобраться, что и как сеять и куда продавать сельхозпродукцию. Механизмы государственной поддержки, предусмотренные Программой, позволят создать оптимальные условия для повышения конкурентоспособности субъектов АПК».

…Может быть, так это и будет. И все же не оставляет сомнение, целесообразно ли программным документом в качестве цели обозначать создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов, т.е. то, что в методологическом плане должно являться задачей программы. Не получится ли, что, потратив колоссальные средства на государственную поддержку, никто не будет отвечать за должный конечный результат - обеспечение продовольственной безопасности.

Справка: 1 доллар = 150,93 тенге.

 

О. П. Ельцова, к.т.н., эксперт Форума предпринимателей Казахстана

 

Газета «КазахЗерно.kz»

0
361
0