Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-9
07:18, 12 апреля 2013

АФГАНИСТАН. ИСХОД НАТО?

 

Blog post image

 

В начале января 2013 года сайт NEWS-ASIA сообщил новость, практически оставшуюся незамеченной о том, что Президент Казахстана, Нурсултан Назарбаев, подписал закон, согласно которому французским вооруженным силам разрешено использовать в качестве перевалочного транзитного центра аэропорт Шымкента на юге страны.Ранее, в ноябре прошлого года, было подписано соглашение об обеспечении транзита военного имущества и персонала Франции из Афганистана через территорию Казахстана, сообщает  издание.

Новость о том, что по соседству в одном из крупнейших городов на юге Казахстана будет базироваться военные силы НАТО, была воспринята неоднозначно.Как известно, в будущем году предстоит вывод контингента сил НАТО из Афганистана. Военно-воздушная база Североатлантического альянса в Кыргызстане, расположенная под Бишкеком, является важным перевалочным пунктом, в котором происходит приемка и отправка грузов, необходимых для перевооружения и жизнеобеспечения контингента. Однако, по некоторым данным, уже в скором времени на смену Кыргызстану может прийти Казахстан.

 

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ

Военная база в международном аэропорту «Манас», история которой берет свое начало в 2001 году, периодически становилась предметом довольно жестких дискуссий, и в определенный момент даже становилась одним из ключевых факторов внутренней политики.Основными поставщиками ГСМ американской авиабазы в Бишкеке, переименованной в Центр транзитных перевозок (ЦТП), являлись компании Red Star Enterprises Limited и Mina Corp Limited, которые зарегистрирован ы в Лондоне и Гибралтаре. Данные фирмы закупали поступавшее из России топливо у шести киргизских фирм, принадлежащих сыну экс-президента Бакиева.
Blog post image
Нынешнее руководство Кыргызстана в лице Президента Алмазбека Атамбаева ведет достаточно открытую пророссийскую политику, причем такой вывод можно сделать даже из предвыборной риторики нынешнего главы государства, который обещал гражданам добиться вывода натовского контингента как можно быстрее. При этом, неоднократно ставился вопрос о повышении стоимости аренды, кроме того, по имеющейся информации, Бишкек, в случае, если удастся добиться вывода американских военных со своей территории, он может рассчитывать на миллиардный кредит от России. Россия и Кыргызстан в последнее время достаточно активно сотрудничают в экономической и энергетической отрасли, кроме того, оба государства являются членами Организации Договора коллективной безопасности СНГ, что подразумевает взаимные обязательства.
В такой ситуации, когда в Бишкеке реализуется политика по выдавливанию военной базы НАТО, на замену ему с большой долей вероятности может прийти соседний Казахстан. В качестве возможного пункта размещения новой перевалочной базы называется город Шымкент.
Стоит отметить, что Вашингтон и Астана уже давно обсуждали подобную возможность, в частности, еще в декабре 2011 года в ходе саммита ОБСЕ, проходившего в Вильнюсе, тогдашний Государственный секретарь США Хиллари Клинтон провела ряд встреч с официальными представителями Казахстана, в ходе которых, говоря официальным языком, происходило обсуждение «вклада Астаны в усилия США по укреплению региональных транспортных связей», иными словами, Казахстан выразил готовность к сотрудничеству с НАТО.
Не удивительно, что такое «поведение» Казахстана вызывает неприкрытое раздражение Москвы. В России подобные действия называют не иначе, как «вероломством», напоминая о том, что Казахстан также, как и Кыргызстан, является членом ОДКБ, согласно устава которого, размещение иностранных военных баз «третьих государств» может происходить только в случае, если остальные партнеры по организации будут не против этого. Астана же, судя по всему, пренебрегла такими условиями, что и вызвало возмущение партнеров.Но давайте разберемся, кто и чего нарушил и почему? Для этого вернемся на некоторое время назад.
РЕТРОСПЕКТИВА
 

Афганистан как в прошлом, так и сегодня является одной их ключевых стран в регионе. Кто только не пытался получить контроль над этим бесплодным клочком земли. Его геополитическое расположение позволяет влиять на развитие событий как в Центральной Азии, так и вокруг Пакистана, Индии, Китая, Ирана и др. Помимо того, что Афганистан граничит с Ираном – потенциальным источником нефти для США, Китаем – главным конкурентом США в регионе, на его территории присутствует международный военный контингент, и это обстоятельство еще раз подчеркивает то значение, которое придает ему дядя Сэм.

Как вы наверное догадываетесь, основной проблемой любого воинского контингента, расположенного на территории иностранного государства, является его материально-техническое и людское обеспечение. Понятно, что решение этой задачи возможно только в трех случаях: при наличии воздушного, морского или наземного пути. Географическое расположение Афганистана допускает только две возможности - наземное и воздушное. И здесь возникают еще один не менее сложный вопрос: безопасность маршрутов для доставки персонала и амуниции.Вопрос о надежном транспортном маршруте доставки грузов в Афганистан очень остро встает в последнее время. Основной маршрут транзита грузов для войск Пентагона и НАТО проходит через Пакистан, у которого в приграничных с Афганистаном районах ситуация остается крайней нестабильной. В конце 2008 года Пакистан закрыл канал снабжения через свою территорию международного контингента НАТО в Афганистане. Временное приостановление тылового обеспечения многонациональных сил в Афганистане, по данным источников в пакистанском правительстве, вызвано было начавшейся накануне при поддержке военной авиации, артиллерии и танков широкомасштабной антитеррористической операции в районе стратегического Хайберского перевала на пакистано-афганской границе.

Командованию НАТО пришлось принимать срочные меры. Диверсификация транспортных путей началась с саммита лидеров 26 стран НАТО 29 июня 2004 года в Стамбуле . На отдельном от основного мероприятия, заседании Совета Россия - НАТО министры иностранных дел не смогли разрешить проблемы, накопившиеся между партнерами и их решение перенесли на будущее. Для обеспечения боеспособности антиталибской коалиции первоначально коридоры пролета над Россией были проложены для самолетов США, а с осени прошлого года - для сил НАТО. 
На тот момент пролет самолетов НАТО был разрешен для доставки грузов и вооружений по сети воздушных коридоров, соединяющих военные базы НАТО и США. Сеть имела несколько направлений - северный участок: авиабаза США "Ганси" (Манас) в 30 км севернее Бишкека, через Луговой (Казахстан), далее на южную оконечность Аральского моря, затем от Казахского залива через Каспий на "Насосную" (Азербайджан), Вазиани (Грузия), откуда раздваивались на юго-востоке на авиабазу Инжерлик (Турция) и через Гудауту (Грузия) на Констанцу (Румыния); другие направления: с авиабазы в Таджикистане (дислоцируются ВВС Франции) и авиабазы Кокайды (размещались ВВС Германии) коридоры сходились в небе над авиабазами Ханабад и Чирчик (Узбекистан) и соединялись с общим коридором над южными зонами Аральского приморья. 
Уже в 2008 году НАТО заключил договор с Москвой, который позволил пользоваться российскими железными и автомобильными дорогами для перевозки грузов, предназначенных для коалиционных войск в Афганистане.

Германия и Испания, чьи войска расположены в наиболее спокойных северных районах Афганистана, заключили с Россией соглашения о воздушных поставках грузов. В то же время НАТО вел переговоры с Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном по поводу возможности доставки грузов в Афганистан через из территорию. 
3 апреля 2008 года в Бухаресте на саммите НАТО, посвященном перспективам обеспечения мирного и стабильного развития Афганистана, Президент Узбекистана И.Каримов предложил перейти с формата «6+2», предусматривающего участие стран-соседей Афганистана (Китай, Узбекистан, Пакистан, Иран, Туркменистан и Таджикистан) + США и России на формат «6+3», подразумевающего и участие НАТО в решении афганской проблемы. Президент Узбекистана также выступал с инициативой создания у себя в стране коридора через пограничный узел Термез-Хайратон и транзита невоенных грузов, а также создания трансафганского торгового коридора. Следует отметить, что Республика Узбекистан до этого момента вывела со своей территории контингент американских войск и данный шаг был расценен странами Запада как изменение внешнеполитического курса Ташкента.

СЕВЕРНАЯ СЕТЬ ДОСТАВКИ - NDN.

Особое внимание следует уделить транзиту посредством железнодорожных коммуникаций.Северная сеть доставки, NDN (Northern Distribution Network) - это маршруты транзита грузов через Россию, Среднюю Азию и Кавказ, по которым идёт тыловое снабжение для 140-тысячного оккупационного контингента в Афганистане. Центральное командование ВС США, разработавшее концепцию NDN к сентябрю 2008 г., намеренно демилитаризовало название и заложило участие только коммерческих компаний. Помимо решения критически важной задачи тылового снабжения войск США и НАТО, северная сеть доставки создаёт в транзитных странах инфраструктуру поддержки для будущей военно-политической и экономической деятельности США и способствует увеличению американского присутствия.
Blog post image

Северная сеть доставки состоит из трёх альтернативных маршрутов. NDN Север начинается в порту Риги, пересекает по железной дороге Россию, Казахстан и Узбекистан, и прибывает в афганский Термез . Маршрут ККТ NDN - Казахстан, Киргизия, Таджикистан - начинается так же в Риге, но идёт в обход Узбекистана. NDN Юг обеспечивает альтернативу России: транзит начинается в Грузии в порту Поти, пересекает Азербайджан и Черное море, прибывая из Баку через Каспийское море в казахский порт Актау, и далее через Узбекистан в Термез. Северный путь проходит по автомобильным и железным дорогам и паромами через Каспий. США также рассматривают возможность доставки грузов с востока России - через Владивосток и Сибирь в Казахстан и далее, как сообщил в марте 2010 г. командующий транспортным командованием ВС США генерал Дункан Макнабб . Согласие на наземный транзит "небоевых" (nonlethal) грузов от России было получено, как утверждают вашингтонские источники, ещё на саммите НАТО-Россия в апреле 2008 г. Первые 20-футовые контейнеры начали прибывать в Кабул в марте 2009 г., темпом более 500 штук в неделю.

В начале 2010 года НАТО получил возможность перевозить невоенные грузы в Афганистан через Россию. Это произошло после того, как 27 января генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен подписал договор о железнодорожном транзите с министром иностранных дел Казахстана Канатом Саудабаевым.
Аналогичное соглашение с РФ было подписано в 2008 году. Для того, чтобы грузы (главным образом, гуманитарные) начали провозить, требовалось согласие Казахстана и стран Центральной Азии. Открывшийся путь должен был дополнить уже существующий - через Пакистан. Однако сотрудничество РФ и НАТО было прекращено после военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года. Постепенное возобновление взаимоотношений длилось весь 2009 год. 26 января 2010 года состоялось первое с момента российско-грузинского конфликта заседание Совета Россия - НАТО на уровне глав генеральных штабов. 
Летом 2010 года НАТО начал разработку пробных европейских маршрутов. Так, 19 июня в Клайпедский порт (Литва) прибыла пробная партия транзитного груза НАТО. Груз принадлежал немецкой стороне и далее транспортировался "Литовской железной дорогой". Грузы провезли через Литву, Латвию, далее через Россию, Казахстан, Узбекистан до Афганистана.
По российским железным дорогам и за один год перевозится около 5 тыс. контейнеров НАТО.
ПОЗИЦИЯ РОССИИ

Между тем,Правительство РФ разрешило использование не только наземного, но и комбинированного транзита через территорию России вооружений и военной техники Международных сил содействия безопасности в Афганистане.Соответствующее постановление председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал 25 июня 2012 года.

В итоговом документе туалетную бумагу и минеральную воду заменили словами военная техника и вооружение.
В постановлении, опубликованном в банке данных нормативных актов правительства России, отмечается, что комбинированный транзит вооружений допускается при соблюдении ряда условий:
– Вооружения и военная техника должны быть помещены под процедуру таможенного транзита.
– На все перевозимое вооружение должен представляться официальный сертификат, подтверждающий номенклатуру, количество вооружения и техники и цель их перемещения
– Грузовые операции с перевозимым вооружением должны производиться в присутствии должностных лиц таможенных органов.

Данный документ стал логическим завершением тех неимоверных усилий которые персонально оформил большой патриот и государственник Дмитрий Рогозин, трудившийся тогда представителем Кремля в НАТО, по осуществлению транзита военных грузов США и НАТО через территорию России в 2009 г. Поясняя причины задержки с подготовкой необходимых документов Рогозин в январе 2010 года заявлял:"Что касается транзита, то проблемы не в нас, а в том, что НАТО замешкалась в согласовании этого вопроса с другими транзитными государствами. В частности, вопрос с Казахстаном был согласован только 29 декабря прошлого года. Теперь, я думаю, это транзит сможет заработать на полную мощность".

Blog post image

Тут вот, кстати, Рогозин будучи уже вице-премьером ещё уточнял"Все грузы НАТО, которые планируется переправлять в Афганистан через перевалочный пункт в Ульяновске, будут проходить таможенный досмотр..." О том, что господин Рогозин рассуждая о перевозках минеральной воды и туалетной бумаги  сознательно утверждал неправду, говорит и внимательное изучение документов подписанных между РФ и Североатлантическим альянсом еще в 2000 году. Понятное дело, что в силу своего положения, он просто не мог не знать этого и все комментарии и заявления  о создании транспортного центра США и НАТО в Ульяновске были  максимально закамуфлированы, дабы скрыть истинные намерения. Краткую характеристику его личным моральным качествам дает американская дипломатическая переписка, опубликованная 25 февраля 2011:

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО РАЗДЕЛ Засекречено: посол Уильям Дж. Бернс; 
1. (C) КРАТКИЙ ОБЗОР:...Поведение Рогозина - талантливого, но до глубины души аморального политика - будет четко соответствовать сигналам, получаемым им из Кремля.
Конечно, было бы наивным думать, что инициатива создания центра транзитных перевозок целиком и полностью является заслугой господина Рогозина. На самом деле российское политическое руководство последовательно осуществляло программу сотрудничества с НАТО, начиная еще с 2000-х. В целях выполнения резолюции Совета Безопасности ООН 1386 (2001) Правительство РФ издало постановление, в котором в частности заявлялось:

1. Установить, что по отношению к наземному транзиту через территорию РФ вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении, не применяются порядок, определенный Положением о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 306, и классификатор вооружения, военной техники и военного имущества, транзит которых осуществляется через территорию Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 973-р, за исключением товаров по перечню согласно приложению".

В свою очередь постановление от 28 марта 2008 года значительно упрощает правила транзита для военного имущества, следующего в адрес Международных сил содействия безопасности в Афганистане и в обратном направлении. Но не всего, а кроме наименований, перечисленных в постановлении, включая танки, космические ракеты и военные корабли.

Казалось бы, обратившись к классификатору вооружений, не трудно путем исключения выяснить, какие грузы подпадают под упрощенную схему транзита. Это: Автомобили и другие самоходные машины военного назначения на колесном и гусеничном ходу; Парашюты; Аппаратура передающая для радиотелефонной , радиотелеграфной связи, радиовещания и телевидения; Средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения; Комплексные средства обработки и анализа картографической продукции военного назначения; Военная форма одежды, снаряжение и атрибуты; Специальное тыловое оборудование - и т.д.  Не совсем "натовская туалетная бумага", но грузы  вроде бы действительно нелетальные".

На первый взгляд понятно, что постановление правительства от 2008 года апеллирует к постановлению от 8 апреля 2000-го года, в котором определены общие правила "о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации".

А в самом существовании такого документа казалось бы ничего удивительного нет. Если возможна ситуация, при которой страна "А" обратится к РФ с просьбой о транзите вооружений через ее территорию (например, Туркмения закупила оружие в Белоруссии), то такая ситуация должна быть регламентирована законом.

Постановление же от 2000 года гласит, что транзит вооружений через территорию РФ возможен.И как уже было сказано, во-первых, в соответствии с классификатором вооружений, разрешенных для транзита, а во-вторых, при соблюдении целого ряда формальностей, согласований с МИДом, Минобороны, Минторгом, МВД, пограничной службой, ФСБ, Минтрансом и так далее.

Вроде бы все правильно.Речь идет о грузах не летального характера.  Но возникает вопрос: А для кого тогда предназначено постановление от 8 апреля 2000 г. N 306, и классификатор вооружения, военной техники и военного имущества ? Вот в этом и кроется маленький секрет. Суть в том, что со странами входящие в НАТО, но с каждым в отдельности было заключено отдельное Соглашение о транзите и здесь идет речь уже о летальных грузах – с Испанией, Францией, Германией, США (с 2009г.), Италией(2012г). Чтобы глубоко не копать, приведу в доказательство последнее. Совет Федерации ратифицировал 30 июня 2012 года, межправительственное соглашение с Италией о воздушных перевозках через территорию России военной техники, вооружений и боеприпасов для осуществления операции по стабилизации и восстановлению Афганистана, только через…Краснодар.

А вот что именно перевозится, определенно классификатором.

Вот еще выдержка из одного очень любопытного документа  с сайта МИД РФ - Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил.Совершено в Брюсселе 19 июня 1995 года ...

СТАТЬЯ II
1. Помимо территории, на которую распространяется действие НАТО СОФА, действие настоящего Соглашения распространяется на территорию всех государств-участников настоящего Соглашения, которые не являются участниками НАТО СОФА.

Кроме того указанный документ ратифицирован ГосДумой РФ федеральным законом РФ от 7.07.2007 г. N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему" 16 июня 2007 г. Вот полный текст самого Соглашение между сторонами Североатлантического договора о статусе их сил (войск) от 19.06.1951

Отличие этой ссылки , от приведенной выше с официального сайта МИД РФ  заключается в том,что это и есть основной документ, который впоследствии корректировался . И в законе о ратификации этого Соглашения, подразумевается именно первоначальный текст. Если Вы его внимательно прочтете, то поймете откуда на самом деле "растут ноги" у военной базы в Ульяновске.

В полном соответствии с этим документом  уже  9 марта 2009 президент России Дмитрий Медведев поставил свою подпись под федеральным законом "О ратификации российско-американского межправительственного соглашения о транзите военных грузов и персонала в Афганистан".

Соглашение, ратифицированное данным законом, было заключено правительствами России и США 6 июля 2009 года. Государственная Дума послушно проштамповала закон о ратификации этого соглашения 25 февраля 2011 года, против голосовала только фракция КПРФ, остальные единодушно поддержали, а 2 марта соглашение о транзите одобрил и Совет Федерации.

Соглашение предусматривает просто огромный объем транзита военных грузов и войск США через российское воздушное пространство. Общее количество полетов американских самолетов в одну сторону может достигать 4500 в год, но этот лимит распространяется только на государственные воздушные суда США. Транзитные полеты через воздушное пространство России самолетов в одну сторону может достигать 4500 в год, но этот лимит распространяется только на государственные воздушные суда США. Транзитные полеты через воздушное пространство России самолетов взятых правительством США внаем вообще никакими лимитами не ограничены.Американская сторона в соответствии с этим соглашением освобождена от уплаты таможенных пошлин, налогов за перевозку военных грузов, а вдобавок Россия должна взять на себя все расходы по аэронавигационному обслуживанию полетов.

Blog post image

При обсуждении в Думе было сказано, что в течение полутора лет действия соглашения США совершили 1050 транзитных рейсов через территорию России, перевезли 112 тыс. военнослужащих (для примера - это больше чем численность всего советского контингента в Афганистане) Транзит через российское воздушное пространство является основным маршрутом доставки в Афганистан американских военных.

Соглашение позволяет США осуществлять транзит войск и военных грузов своих союзников по коалиции в Афганистане. При этом Россия никак не может контролировать этот транзит.В думе представитель правительства пояснил что за 1,5 года пока соглашение действовало без ратификации американские воздушные транспорты не совершили ни одной промежуточной посадки на российской территории. А такая необходимость стала назревать.

Blog post image

Снимок, сделанный 8 июня 2011 года, показывает,как немецкий бундесвер осуществляет погрузку в АН-124-100 грузовой самолет российской авиакомпании "Волга-Днепр" бронированные гаубицы Panzerhaubitze 2000 . Мазари-Шариф, к северу от Кабула, REUTERS

Главный советник административного департамента правительства РФ Александр Дуленко заявил, что руководство страны заинтересовано в транзите, но для этого потребуется целый ряд изменений действующего законодательства. Руководство авиакомпании «Волга-Днепр», которая уже и так  перевозит через Ульяновск грузы для немецких вооруженных сил, предложило организовать перевалочную базу в аэропорту «Ульяновск-Восточный». Согласно предложенной схеме, грузы стран НАТО будут, минуя Узбекистан, доставляться самолетами, в т. ч. российскими, из Афганистана в Ульяновск, где станут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу (Ригу, Таллин) и далее – по морю.В марте 2012 министр обороны РФ Анатолий Сердюков подтвердил намерения России: " Перспектива создания в Ульяновске перевалочного пункта для транзита грузов США и НАТО в рамках содействия миссии в Афганистане – в интересах военной безопасности России.."

Немаловажна и экономическая сторона вопроса. Ведь стоимость транспортировки одного футового контейнера через «Ульяновск-Восточный» обойдется натовцам в $5000-6000. Всего же, по оценкам экспертов, силам НАТО понадобится перебросить около 40 000 таких контейнеров. При такой выгоде безопасность военного транзита, видимо, отходит на второй план.

По правилам НАТО, принадлежащие Альянсу грузы не могут досматриваться в пути. По сложившейся практике, каждая из партий контейнеров оценивается, к примеру, в $10 000, а их содержимое обозначается как «сыпучие стройматериалы».  Ряд специалистов уверены, что это создает риск перемещения через территорию России наркотиков или иных грузов, отличающихся от задекларированных.

Между тем создание натовской транзитной базы в России  должно было быть согласовано с решениями сессии Организации коллективного договора о безопасности (ОДКБ) от 20 декабря 2011 года. Лидеры ОДКБ, в которую входили на тот момент  Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, договорились, что военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ можно размещать лишь с согласия всех участников. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подводя итоги того заседания, заявил: «Теперь для того, чтобы разместить военные структуры внерегиональных стран на территории ОДКБ, необходимо будет получить официальное согласие всех его членов». А президент РФ Дмитрий Медведев тогда же отметил: «Принятие договоренностей является очень важным для консолидации позиции внутри ОДКБ».

Москва  ратуя за право вето на иностранное военное присутствие прежде всего преследовала целью закрытие базы "Манас". Благодаря принятой договоренности теперь можно избавиться от американской авиабазы в центре Киргизии. Кроме того, эфемерными становятся планы Пентагона сохранить свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе после вывода войск из Афганистана. США предложили Узбекистану и Таджикистану создать сеть учебных центров, чтобы учить местных военных использовать технику НАТО, безвозмездно переданную им после вывода из Афганистана. Естественно, что к технике прилагается определенное количество инструкторов и обслуживающего персонала. И учебки в любой момент могут превратиться в базы.

И вот после всего этого Россия сама дала добро на появление на своей территории военной, по сути, базы НАТО!

ПОЗИЦИЯ КАЗАХСТАНА

Для США затраты по снабжению подразделений НАТО в Афганистане возросли в шесть раз после того, как в ноябре 2011 года Пакистан закрыл свои границы для конвоев Североатлантического альянса.Ежемесячные расходы Пентагона на транспортировку грузов через территорию Казахстана возросли до 104 млн долларов. Ранее, когда поставки осуществлялись через порт города Карачи, расходы составляли 17 млн долларов. Северный путь снабжения подразделений НАТО значительно сложнее с точки зрения оформления грузов, чем южный - через Пакистан. Резкое охлаждение отношений США и Пакистана произошло в ноябре 2011 года после того, как американские ВВС из-за ошибки в разведданных нанесли ракетно-бомбовый удар по позициям пакистанских пограничников близ границы с Афганистаном.Как сообщил сайт EurasiaNet.org заявление, в котором говорится: "За период 2009-2011 гг. из США и Европы через порт Актау в Афганистан было отправлено 15430 контейнеров, т.е. большая часть грузов, транспортируемых по ССП".

Blog post image

В ноябре 2011 г. Казахстан ратифицировал поправки в соглашение с США об обеспечении коммерческого ж/д транзита спецгруза через территорию РК в Афганистан. Это соглашение послужило дополнением существующего пункта пропуска на границе с Узбекистаном еще одним альтернативным - Бейнеу-Каракалпакия - для осуществления коммерческого железнодорожного транзита специального груза и сопровождающего его персонала, с тем, чтобы маршрут пролегал по менее населенной территории Казахстана и дальше от казахстанско-узбекской границы и в целом от Афганистана.

Но и это ещё не всё. Северная сеть доставки, согласно американским планам, является лишь первым шагом в освоении транзитных государств и установления контроля над ними. Вторым этапом должен стать "Современный шёлковый путь", концепцию которого разрабатывает вместе с военными и спецслужбами вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS). Современный шёлковый путь, согласно докладу CSIS - это трансконтинентальная торговая сеть, полностью покрывающая евразийское пространство, которая зафиксирует присутствие экономических интересов США, утвердит успех противоповстанческой кампании в Афганистане и предотвратит обратное развитие, тем самым реализуя широкие стратегические цели США . О России в концепции сказано отдельно: "Современный шёлковый путь подорвёт экспортную монополию России и обеспечит доступ к жаждущим новым рынкам Китая, Индии и Пакистана".

Ключевыми пунктами в Северной Распределительной Сети NDN в наземной его части South NDN (коридор Юг NDN) стали таким образом железнодорожные станции Жанаозен и Шетпе. А в воздушном коридоре из Афганистана, акцент смещается из киргизской авиабазы  Ганси (Манас) в казахстанский Шымкент.

Blog post imageBlog post imageBlog post image

К слову сказать, в декабре 2011 года также завершилось строительство казахстанского участка железнодорожной линии «Узень - Государственная граница с Туркменистаном» открыв новую трассу в сторону Персидского залива.Общая протяженность новой дороги составила 650 км, стоимость проекта – 620 млн долларов.

Blog post image

По мнению казахстанских чиновников, Актау для НАТО более удачная альтернатива транзитному узлу в российском Ульяновске.Как отметил Биржан Канешев, заместитель акима Мангыстауской области:"Кратчайший путь в Европу  лежит через Актау, ...До Ульяновска далеко"; используя же Актау, США "смогут сэкономить массу денег". "Казахстан готов внести свою лепту в реализацию инициативы "Нового Шелкового пути" в виде новых проектов. Одним из таких проектов является создание Транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в морском порту Актау, - говорится далее в заявлении. - Он может стать составной частью маршрута Казахстан-Туркменистан-Афганистан в составе "Нового Шелкового пути", связывающего Центральную и Южную Азию".

В начале июня 2012 генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен с удовлетворением константировал: "Мы также достигли договоренности об обратном транзите из Афганистана с тремя центральноазиатскими партнерами: Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Эти договоренности предоставят нам целый ряд новых вариантов, а также необходимую крепкую и гибкую транспортную систему…"

Blog post image

Закон об ассигновании средств на национальную оборону США дал добро на увеличение выплат странам Средней Азии, участвующим в материально-техническом снабжении вооруженных сил НАТО в Афганистане, через западную границу которого планируется, в частности, вторжение в Иран. Адресаты увеличенной денежной помощи — Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.Учитывая, что общая сумма финансирования операции в Афганистане на 2012 год составил  более чем $120 млрд, надо полагать, руководство этих стран приложило максимум усилий для того, чтобы приватизировать часть транзитного пирога. Всего на выплаты "государствам коалиции за поддержку за оказываемую ими помощь военным операциям США"  было предназначено в 2012 году более чем $1,7 млрд.

.Blog post image

В частности, США взяли на себя обязательство по «развитию внутреннего оборонного потенциала и  обеспечению безопасности границ» государств «Шёлкового пути».Как объясняют исследователи из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), «Современный Шёлковый путь» является «частью противоповстанческой стратегии США в регионе». Как и Северная сеть доставки (NDN) — пути снабжения оккупационных войск США и НАТО в Афганистане, проходящие через Россию, которую в Вашингтоне считают первым шагом к реализации «Шёлкового пути».Таким образом, «Новый Шёлковый путь» продолжает американскую стратегию Большой Центральной Азии, где ставится целью «предотвращение установления любой другой страной монополии на энергоресурсы или энергетическую транспортную инфраструктуру в странах Централь-ной Азии и Южного Кавказа, которая бы ограничила доступ США к энергоресурсам». Другими словами, США и их союзники недвусмысленно заявляют о  своих претензиях на контроль над значительной частью Евразии, являющейся в  том числе и частью территории Казахстана.

В ответ на эти планы НАТО, Иран ответил тем, что готов ударить по любой стране, которая будет «использована врагом для нападения на Исламскую Республику». Такое заявление сделал генерал Хосейн Салами, заместитель командующего «Корпуса стражей исламской революции». Он подчеркнул, что любой район, любая территория, которые будут использованы для агрессии против Ирана, подвергнутся ответному удару со стороны корпуса. Можно ли считать таковой территорию использующуюся для доставки боевой (летальной) техники, амуниции, туалетной бумаги и минеральной воды? Вопрос риторический. Но политическому руководству Казахстана есть над чем подумать.

-9
1083
0