Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
11:17, 10 апреля 2013

Любимые грабли экспорта казахстанского зерна уже напоминают трещотку

Новость на Казах-зерно:В Казахстане с неминуемостью грозы в начале мае надвигается элеваторный коллапс, подобный тому, что разразился осенью 2011 года. Об этом свидетельствуют все прогнозы ученых и участников рынка на предстоящий урожай, на эти мысли наталкивают данные Статагентства РК, но в то же время с ними противоречат доклады международных организаций и мнения некоторых практиков. Ждать ли нам предстоящей осенью многокилометровых очередей у элеваторов, ждать ли нам обвала цен, и какие факторы повлияют на дальнейшую конъюнктуру зернового рынка в Казахстане. В этом попытался разобраться корреспондент газеты «КазахЗерно.kz».

АПК Республики Казахстан и, в частности, отрасль растениеводства продолжает пребывать в двух реальностях. Одна из них - официальная, ее можно охарактеризовать словами Черномырдина: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Вторая (назовем ее «рабоче-крестьянской») наполнена слухами и легендами, которые, как известно, появляются тогда, когда в «официальной части программы» одни лишь лакуны - благодатная почва для пересудов и домыслов.

Россияне и другие неприятности

Итак, ценник на зерно в Казахстане, с такой уверенностью забравшийся на 320-долларовую отметку, сейчас с  той же устремленностью скатывается вниз. Вот уже миновал 250-долларовый рубеж, 240-долларовый, где-то впереди уже маячит 220-долларовый. В небольшой ремарке к ситуации (заметка называлась Последние 4 года цены на пшеницу в Казахстане весной вели себя предсказуемо) мы провели небольшой анализ рынка зерна за последние четыре года. У Казахстана с выбором сценариев, как оказалось, не густо. Грубо говоря, все сводится к тому, есть ли в стране зерно или нет его. Если есть - низкая цена, зато растущие объемы экспорта, если нет - хорошая цена, но слабые отгрузки, это понятно всем.

Текущий маркетинговый год в этом отношении сравним с годом 2010-2011, когда Казахстан и его региональные конкуренты получили слабый урожай и цена на пшеницу внутри страны, на фоне всеобщего дефицита, достигла $330-340. Случилось это в конце января. Но, начиная с февраля, цены начали уверенное скольжение вниз, к $150 сентября, к $90 - ноября. Похоже, не правда ли? Сегодня карты путают россияне. В 2010-11 году, как известно, Россия вводила запрет на экспорт зерна. В этом году любые разговоры на тему эмбарго пресекаются.

Эмбарго на экспорт зерна из России действовало с 15 августа 2010 года по 1 июля 2011 года. В том сельскохозяйственном году из-за аномальной засухи погибло около трети урожая. 1 июля 2011 года Россия возобновила поставки зерна на мировой рынок. В 2012 году Федоров заявлял, что Минсельхоз не видит предпосылок для введения эмбарго на экспорт зерна.

«Насчет зернового эмбарго - конечно, было… Но есть люди непосвященные, не понимающие, что выгодно, а что - нет. Поэтому такие люди были, есть и будут, одни умышленно будут подталкивать к принятию таких запретительных мер, крайне нежелательных с экономической точки, другие будут по незнанию. Это тоже сила», - рассказал Федоров в Чебоксарах в субботу, отвечая на вопросы журналистов о попытках давления на него. «У нас позиция принципиальная, боевая: мы не допустим, чтобы «били» российских крестьян», - добавил Федоров.

Весной 2011 на балансе в РФ имелось порядка 27 млн. тонн, на текущий момент, по данным Росстата, на 1 марта - 20,4 млн. тонн (с пометкой - «без субъектов малого предпринимательства»). Но вот о том, сколько зерна на руках у тех самых субъектов - не знает, пожалуй, никто. Наше агентство провело небольшой опрос среди представителей российского зернотрейда. Оценка импортного потенциала россиян (что больше всего сейчас интересует держателей зерна в Казахстане) была крайне противоречивой. С информацией о наличии в РФ зерна картина тем более расплывчата. Вот как высказался один из опрошенных: «А никто не знает. Всё зависит от цены, которую продавят экспортёры. С погрешностью 5 млн. тонн - 15-20. Пополам с вредителями. Никто не знает правды».

Сколько бы зерна ни было у россиян, но пока они обходятся своим. Об этом говорят данные аналитической службы «Русагротранса», устами ее руководителя Игоря Павенского, который на прошлой неделе высказался по поводу импорта зерна из Казахстана следующим образом: «Падение внутрироссийских цен на зерно ослабило спрос на зерно из Казахстана и снизило темпы его импорта до 110 тыс. тонн против 168,1 тыс. тонн в феврале. С 1 по 27 марта из Казахстана было ввезено всего 102,7 тыс. тонн зерна, в том числе 24,5 тыс. тонн - на Урал (64,4 тыс. тонн в феврале), 40,9 тыс. тонн - в Сибирь (51,3 тыс. тонн)». Общий объем поставленного за 9 прошедших месяцев в РФ из Казахстана зерна составляет чуть больше 610 тыс. тонн. Так понемногу угасает главная надежда казахстанского зернотрейда реализовать свой экспортный потенциал за счет северного соседа.

Как это было

В итоге РК остается практически один на один со своим зерновым мешком, который, по оценке статистиков, на 1 марта составлял 11,4 млн. тонн. 8,5 млн. тонн из них - продовольственная пшеница. Продолжая сравнивать год нынешний с 2011-м, можно заметить, что в марте одиннадцатого на балансе в РК имелось 5,3 млн. тонн продовольственной пшеницы.

Цена падала - экспорт шел. Сказать честно, не густо: в апреле 2011 было отгружено 84,6 тыс. тонн пшеницы и 87,6 тыс. тонн муки, в мае - 107,6 и 97,3, соответственно, в июне - 80,3 и 94,8, в июле - 81,5 и 132 тыс. тонн. Эти показатели немногим отличаются от динамики этой весны. В итоге на 1 сентября 2011 в закромах родины оставалось 3,8 млн. тонн зерна. А потом произошло известное - Казахстан получил 29,7 млн. тонн зерна в бункерном весе. И имеющиеся в стране мощности хлебоприемных пунктов, которые к тому времени составляли менее 14 млн. тонн, - «просели» под этим весом.

Как это будет

А теперь год текущий. По данным комитета таможенного контроля, за июль-февраль включительно Казахстан на внешние рынки отгрузил 3,8 млн. тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте, и порядка 610 тыс. тонн в рамках взаимной торговли в рамках ТС. Итого немногим менее 4,5 млн. тонн. А теперь задача с одним неизвестным - сколько зерна останется на балансе РК 1 сентября 2013 года? При этом, в феврале в российском направлении был, по всей видимости, пик продаж, когда мы отгрузили 168 тыс. До этого значительное оживление фиксировалось в сентябре (объем экспорта в РФ составил 112 тыс.). На внешний рынок, с момента получения урожая-2012, больше всего за текущий МГ было отгружено в октябре (619 тыс. тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте), по вполне понятным причинам. В целом же среднемесячный объем экспорта курсирует в пределах 370-400 тыс. тонн.

Новость на Казах-зерно:На сегодня, ввиду снижения цен на внутреннем рынке, есть предпосылки к тому, чтобы нарастить объемы продаж, но пока торговля ведется слабо. Об этом нам сигнализируют участники рынка. Вот комментарий одного из зернотрейдеров. «Если месяца два назад участники рынка ждали, когда сформируется верхний предел предложения, то сегодня ждут окончание падения. Цена должна закрепиться, хотя бы на неделю, чтобы трейдеры успели провести сделку, закрепить маржу. Но сегодня ясности в том, сколько еще будет продолжаться падение, еще нет. Называются весьма разные цифры - от 32 до 28 тыс. тенге за тонну рядовой пшеницы. Давальцы пока не готовы работать по этим ценам».

Настроения давальцев вполне предсказуемы. Рынок подкрепляется комментариями отдельных экспертов, которые заявляют о сезонности снижения котировок.

«То, что мы сейчас наблюдаем, - не более чем сброс зерна перед посевной. Дефицит останется актуальным после весенне-полевых работ. Да, в ближайшие месяц-два ожидать возвращения зимних цен не стоит, но летом пшеница отыграет вверх - это неизбежно», - такое мнение мы услышали от оппонента.

Даже учитывая все «за» и «против», можно придти к выводу, что экспорт зерна и муки в марте-мае не превысит полтора миллиона тонн. Отгрузки июня - загадка. Предел возможностей казахстанской логистики был продемонстрирован в мае прошлого года, когда, по данным Минсельхоза, было перевалено за границу 1,2 млн. тонн. Даже если допустить сценарий, что привлекательный ценник закрепится в ближайшее время и импортеры вдруг накинуться на казахстанское зерно, то максимальный объем поставок до конца маркетингового сезона - 2,7 млн. тонн. При этом, напомним, самом оптимистичном варианте развития событий Казахстан исполнит заявленный руководящим сельхозведомством экспортный потенциал в 7 млн. тонн. Но совсем не многие наши комментаторы разделяют столь радужные настроения.

В разговоре с опытнейшим предпринимателем мы получили реальную оценку возможностей отечественного зернотрейда. «Таможенники еще не скоро обнародуют сведения об отгрузках марта, но поверьте мне на слово, они были в пределах февраля, если не сказать, хуже. Да, сегодня рынок оживился. «Потеплели» цены, но участники сейчас все еще не могут найти консенсуса. Мукомолы и трейдеры, под давлением импортеров, тянут цену вниз. Тяжело уступают позиции держатели. В апреле, возможно, ситуация изменится, объемы экспорта вырастут, но немного: рынки Средней Азии, всю зиму закупавшиеся, можно сказать, впритык, теперь могут себе позволить хлеб по доступной цене. Но не стоит забывать о том, что с апреля на элеваторах страны начинается техбаза. Это усложнит процесс. Скорей всего, объемы возрастут в мае. С июня южные регионы России начнут получать свое зерно. Вывод - до конца маркетингового сезона Казахстан отгрузит еще не более полутора миллионов тонн зерна. Общий объем поставок составит 6-6,3 млн. тонн».

Этот прогноз совпадает с экспертным мнением специалистов Иностранной сельскохозяйственной службы при Минсельхозе США (FAS USDA). В недавно опубликованном отчете службы экспорт зерна из Казахстана оценивается в 6 млн. тонн. Факторами, которые сдерживают экспорт пшеницы, называются: низкие начальные запасы; снижение спроса на казахстанскую пшеницу в России; рост конкуренции со стороны российской пшеницы, в т.ч. за логистическую инфраструктуру.

«В текущем сезоне экспорт пшеницы из Казахстана не превысит 6 млн. т, - говорится в отчете FAS USDA, - что почти вполовину меньше, чем в прошлом сезоне. Круг покупателей казахстанской пшеницы значительно сузился по сравнению с прошлым сезоном. В последние несколько месяцев активизировался экспорт пшеницы в Россию. Ожидается, что он останется на высоком уровне вплоть до уборки нового урожая российской пшеницы».

Кому верить? Или откуда берется цена

В том же отчете Минсельхоза США даются очень скромные конечные запасы. По данным американцев, на конец маркетингового периода в закромах казахстанцев должно остаться 3 182 тыс. тонн продовольственной пшеницы.

Исходя из всего написанного выше - от 5 до 6 миллионов тонн. В 2011 году, напомним, оставалось 3,2 млн. тонн. Повторит ли в текущем сельхозсезоне растениеводческая отрасль рекорд 2011 года по намолоту - еще не известно. Был ли рекорд на самом деле - догадки есть. Минсельхоз США, например, считает, что производство пшеницы 2013-го составит 15 млн. тонн. Мы о другом. Эта разница в 3 миллиона давит на рынок. Для какого-нибудь работника статистики это - всего лишь цифра. Для импортера - это повод ждать, когда под напором запасов цена просядет.

И вообще, откуда возникла такая разница, в этом году, если, например, данные 2011 года американских служб и родной статистики разнятся на каких-то тысяч 500-600? Но это, как говорится, лирика. Прибавьте скромный урожай, который нам пророчат американцы (15 млн. тонн) к 5 млн. тонн остатка на сентябрь по нашим расчетам, на основе данных статагентства. Получится 20 миллионов. Если так, то этот хлеб вполне вместят 22,8 млн. тонн имеющихся мощностей ХПП и порядка двух запланированных к вводу в этом году. А если не так? Снова скандалы у ворот элеваторов, снова распри по поводу влажности, снова - «ты проезжай, а ты стой в очереди до посинения», снова зерно в буртах, снова анекдотичные переброски зерна из северных регионов в южные, снова бросовые цены?

Причем Продкорпорация, как кажется, уже предчувствует этот коллапс, вводя систему товарных кредитов. Тревогу первыми, как ни странно, забили в Минсельхозе. Совсем недавно вице-министр сельского хозяйства Муслим Умирьев поделился с корреспондентом КазТАГ  своими опасениями по поводу нехватки емкостей ХПП на севере Казахстана. «Емкости хранения по области составляют 6 млн. тонн, и в среднестатистический год их достаточно для того, чтобы сохранить полученный урожай. Но в годы высокого урожая существует угроза нехватки емкостей», - подчеркнул Муслим Умирьяев. По его данным, «в республике в целом имеется порядка 24 млн. тонн емкостей для хранения, а на долю Северо-Казахстанской области приходится 39% от общего производства зерна».

На авось?

Ну, поднял Умирьяев проблему, ну порекомендовал прочитать программу «Агробизнес-2020», в которой все так замечательно просчитано и «предусмотрен механизм инвестиционных субсидий при строительстве и вводе в эксплуатацию емкостей для хранения зерна». Ну а дальше? Скажете, снова будем пенять на МСХ? Не мы - старые опытные участники рынка, производители с 30-летним стажем, предприниматели, которых вновь загоняют в каббалу.

«Такое впечатление, что зерно в Казахстане производят на авось, - говорит один из опрошенных нами зернотрейдеров. - Вот, прошлой осенью остаток хороший был. Помнится, в интервью вашей газете бывший глава Продкорпорации Кабрахманов хвалился, что теперь у него есть в распоряжении 5 миллионов тонн, которые он сейчас продаст задорого и будет все окей на ближайшие лет пять. Не дали, однако, ему воплотить гениальную идею. На балансе у ПКК сейчас 3 млн., которые они готовы раздавать за 30 тыс. тенге/тонна фермерам. А цена, поставленная самой корпорацией, держалась всю зиму. И не давала другим торговать. А теперь вот - не вашим, не нашим. Не прошла наша цена, отвернулись от нас импортеры. И сейчас, под спудом будущего урожая, который, скорей всего, будет не столько большим, сколько сырым, начинаем судорожно искать рынки сбыта».

Новость на Казах-зерно:Трейдеры вспомнили о подзабытых рынках - Афганистане, например. Вот какой комментарий оставил на нашем сайте Мелькомбинат «Мутлу»: «Скоро цены снизятся до 28000 тенге за 1 тонну, и мы сможем поставлять нашу муку по цене 400$ в Афганистан, вытесняя с этого рынка пакистанских мукомолов. Возможно, и 2013 году мы опять займем 1 место в мире по экспорту муки».

Египет? А чем не вариант. Недавно в местных СМИ прошла новость о том, что министр снабжения АРЕ встречался с представителями Казахстана, с целью обсудить возможность поставок отечественной пшеницы в африканское государство. Правда, кто эти загадочные представители, нашему агентству выяснить пока не удалось. В Минсельхозе говорят, что не знают, в ПКК говорят, что не мы. «Скорей всего, это частная инициатива», - предположил один из респондентов. С Египтом - одним из основных импортеров хлеба в мире мы торговать умеем. Последний раз  Египет закупил зерно казахстанского происхождения в 2009-10 МГ. Тогда объем импорта составил 180 000 тонн. Однако не всегда честно. В 2011 году североафриканское государство отказалось принять 4 груза казахстанской пшеницы из-за высокого содержания поврежденных зерен. Тогда отечественное зерно было заменено на российское.

Нафантазировать можно хоть Берег Слоновой Кости. А что? - там тоже хлеб едят, наверное… Хлеб много где едят. Вот только до всех этих привлекательных мест доехать хлебу нужно. По государственной железной дороге, но в частных вагонах. Да, как бы не хотели в «Казахстан темир жолы» смягчить удар по зерновикам, выбрав для перевода вагонов год с «удачной» ценовой конъюнктурой, но получилось, как получилось. Никто из участников рынка не захотел брать разницу по доставке на себя, в итоге их «предложили оплатить» импортерам. С чем они согласились без особого воодушевления. Такой в итоге получился экспорт. Такой в итоге получился торговый год. Но как бы там ни было, у казахстанского зерна при зимних ценах было «пространство для маневра» между себестоимостью и ценой предложения. Будет ли оно осенью, если вдруг, по примеру 2011 года, цена на внутреннем рынке, как мы писали выше, опустится до 90 долларов?

Поживем - увидим. Все равно на авось живем…

0
162
0