Nazarbayev Strategic Initiative:
United Nations Science, Technology and Innovations Organization
(UNSTIO)
Руслан Жангазы
технополитолог
На днях завершил чтение достаточно интересной книги «Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций», автором которой является Нурсултан Назарбаев. Скажу сразу: книга оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны, автор выдвинул весьма оригинальную идею, четко аргументировал ее необходимость и указал пути ее воплощения. С другой стороны, я не заметил какой-либо активной работы в направлении ее реализации.
Президентскую книгу можно оценить как предисловие к Стратегии «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Автор приводит в пример глобальный мозговой центр Rand Corporation, разработавший аналитический прогноз глобальной технологической революции на период до 2020 года – период развертывания шестого технологического уклада.
Я разделяю мнение о необходимости «расширения горизонта планирования», но в то же время полагаю, что Казахстан уже проиграл битву за XXI век. Нам пора задуматься о Стратегии развития Казахстана в XXII веке.
Президент Нурсултан Назарбаев обозначил задачу – войти в число 30 наиболее конкурентоспособных государств мира. Здесь необходимо отметить следующее – если в топ-50 мы вошли экстенсивным путем или благодаря наращиванию сырьевого экспорта, то в «тридцатку» мы сумеем войти только лишь реально повысив качество и уровень жизни населения.
Заслуживает отдельного внимания научный глобальный прогноз «Будущее цивилизаций на период до 2050 года», который послужил основой для новой методологии интегрального макропрогнозирования – совместное исследование казахстанских и российских ученых.
Методология интегрального макропрогнозирования соединяет учение о циклах, кризисах и инновациях Н.Кондратьева и Й.Шумпетера, теорию о цивилизациях и социально-культурной динамике П.Сорокина, А.Тойнби, Ф.Браделя, теорию ноосферы В.Вернадского и Н.Моисеева, балансовый метод экономического макропрогнозирования Нобелевского лауреата по экономике В.Леонтьева, а также другие исследования.
От себя добавлю, что в соседней России формируется альтернативная, не менее перспективная научная школа на базе Факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Так, авторитетные ученые А.Акаев и В.Садовничий представили совместный труд «О новой методологии долгосрочного циклического прогнозирования динамики развития мировой и российской экономики».
Нурсултан Назарбаев выдвинул идею разработки общей глобальной стратегии для всего человечества – Стратегии радикального обновления глобального сообщества, которая будет включать в себя три субстратегии:
1. Стратегия энергоэкологического партнерства цивилизаций
2. Стратегия инновационно-технологического прорыва
3. Стратегия радикального экономического обновления
Каждая из них, безусловно, представляет огромный интерес для академического сообщества и требует отдельного, более глубокого научного исследования. В настоящей статье я хотел бы подробно остановиться на втором пункте, где Президент обозначил генеральные контуры стратегии инновационного прорыва.
Так, в данном разделе:
- даны дефиниции таким понятиям, как «инновация» и «технологический уклад», предложены соответствующие классификации;
- обозначены тенденции и перспективы технологической динамики цивилизаций;
- оценена научная база для осуществления глобального инновационно-технологического прорыва;
- рассмотрен мировой опыт внедрения новых технологий в свете глобализации;
- проанализированы стратегии технологической динамики цивилизаций.
Ключевая мысль «… важнейшим направлением стратегии глобального инновационного прорыва является обеспечение взаимодействие между разными странами и цивилизациями для сближения уровня технологического и экономического развития на основе ускоренного опережающего освоения новых высокоэффективных технологий отстающими странами, которые не могут осуществить инновационный прорыв без помощи авангардных стран».
В своем труде Нурсултан Назарбаев пишет: «В настоящее время не существует межгосударственного органа, уполномоченного и ответственного за регулирование глобального технологического развития.
Конечно же, такие организации, как ПРООН, ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization), региональные объединения Европы, стран Африки, Тихоокеанского региона ведут свою деятельность и достигают определенного успеха в пределах своих полномочий. Однако их полномочия не выходят за рамки содействия, консультаций, разработки программ, организации конференций, семинаров и т.д.
В этой связи, вероятно, надо рассмотреть в первую очередь корректировку полномочий и механизмов деятельности ООН в сфере глобального технологического развития».
В связи с этим возникают следующие вопросы:
1. Почему МИД не занимается продвижением этой стратегически важной, особенно для Казахстана, инициативы?
2. Почему МОН и МИНТ, будучи заинтересованными государственными органами по данному вопросу, не среагировали должным образом?
3. Почему АП не взяла на контроль и не приняла соответствующий план межведомственных мероприятий по реализации инициативы Главы государства?
4. И наконец – почему сам Президент официально не дал соответствующее поручение?
Считаю, что книга Президента должна быть настольной для руководителей указанных государственных органов и достойна широкой популяризации ее основных положений в международных кругах.
Казахстан в ближайшее время обязан предложить мировому сообществу создать Организацию Объединенных Наций по вопросам науки, технологий и инноваций (UNSTIO).
С учетом трудностей, который испытывает Казахстан в области научно-технологического развития – это стратегическая инициатива Назарбаева, способная установить более справедливый международный режим доступа для нашей страны и других развивающихся государств к инновациям.
В связи с этим представляется целесообразным:
- создать межведомственную рабочую группу под председательством Премьер-Министра по реализации инициативы Президента;
- разработать план мероприятий по реализации инициативы Президента;
- проработать вопрос о дате и месте озвучивания Президентом своей инициативы на международной площадке, рассмотреть возможность организации выступления Президента перед Генеральной Ассамблеей ООН;
- скорректировать концепцию «ЭКСПО – 2017» в Астане в соответствии с инициативой Президента;
- рассмотреть возможность дислоцирования штаб-квартиры новой структуры в Астане;
- создать Международный научный совет по долгосрочному прогнозированию в Астане;
- принять иные меры, вытекающие из этой инициативы.
Фото - services.flikie.com