Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-2
22:08, 07 апреля 2013

Барахолка: снести нельзя оставить

Introduction

На прошлой неделе, а точнее в пятницу, в акимате города Алматы под председательством акима Ахметжана Есимова состоялось совещание по вопросам модернизации и приведения рынков к современным стандартам и градостроительным требованиям. Я был приглашен на мероприятие в качестве блогера.

Если отбросить в сторону все умные слова, которыми был заполнен зал, то весь разговор сводился к тому, как горожанам предложить альтернативу барахолке. В условиях общества потребления искоренить тягу людей к покупкам едва ли возможно, но предложить делать это цивилизованно без ущерба к нашему кошельку вполне реально. Главное верно просчитать все возможные последствия такого решения.

Предоставив право оперативной публикации новостным порталам, я решил рассмотреть вопрос несколько глубже - в системе координат "продавцы барахолки - горожане - руководство города".

Позиция руководства города

В пятницу акиму города были представлены проекты 15 новых торговых центров, которые в ближайшее время будут построены в Алматы на месте традиционных базаров. Эта задача была поставлена главой города в апреле 2011 года.

Как сообщил начальник Управления архитектуры и градостроительства Алматы Габит Садырбаев, на территории мегаполиса расположено 74 рынка. На месте 40 из них, построенных без нарушения законодательства, будут возведены современные торговые дома с паркингами. 34, находящиеся на «красных линиях» и нарушающие градостроительные нормы, будут перенесены. В настоящее время 15 из 40 рынков города получили АПЗ (акт постоянного землепользования) и согласовали эскизные проекты для проектирования торговых объектов. Эскизные проекты еще 7 рынков находятся в стадии рассмотрения.

Blog post image

Фото предоставлено пресс-службой акимата

Ахметжан Есимов на совещании сообщил о том, что еще не все владельцы базаров осознали перспективы программы модернизации городских рынков:

«Сначала программа модернизации встретила сопротивление со стороны владельцев рынков - вплоть до организаций акций протеста. В настоящее время сопротивление значительно снизилось, но еще не все владельцы базаров осознали перспективы программы. Несмотря на это, программа по модернизации рынков будет продолжена», - подчеркнул Ахметжан Есимов.

Говоря о модернизации рынков, аким заметил, что контейнерная торговля изжила себя и выгодна только владельцам этих рынков. Здесь царит антисанитария, отсутствуют нормальные условия не только для покупателей, но и для продавцов.

По данным медиков, среди торгующих на барахолке уровень больных туберкулезом в 7 раз превышает средний по городу, а количество онкобольных - в 3 раза. Кроме того, торговцы не имеют пенсионных сбережений, социальных гарантий и льгот.

В качестве примера успешной модернизации были приведены рынок «Строй сити» по проспекту Рыскулова и комплекс «АДК» по Сатпаева. Аким Алматы отметил, что эти объекты имеют собственные паркинги и полностью соответствуют всем требованиям и стандартам современного торгового центра.

Кроме того при разработке проектов новых торговых центров было поручено уделять особое внимание их архитектурному решению.

«Современные торговые центры должны не только отвечать функциональным требованиям, они должны органично вписываться в архитектурный облик нашего города», - сказал  Ахметжан Есимов.

Позиция продавцов барахолки

В конце прошлого года сообщалось, что с появлением торговых центров вместо барахолки в Алматы 180 тысяч человек могут потерять устоявшийся бизнес. Дело в том, что торговые места станут дороже примерно в 1,5 раза, а торговцы могут потерять нажитую клиентуру.

Воскресный опрос продавцов барахолки показал их скептицизм относительно сноса барахолки. Один из продавцов рассказал о том, что никто из них не верит в это, а другой считает, что барахолка, просуществует еще, как минимум, 5-6 лет.

В целом, продавцы с недоумением и возмущением относятся к планам снести барахолку. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что с 2013 года торговцев обязали зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями. Соответственно, за первый квартал текущего года продавцы успели заплатить налоги, сделать социальные отчисления, заплатить пенсионный взнос.

"Аким говорит, что торговцы не имеют пенсионных сбережений, социальных гарантий и льгот, как так?" - удивился один из них.

По словам резидентов барахолки, в конце 2012 года возле рынка "Глория" на барахолке построили новый рынок "Ұлыгер". Как говорят продавцы, контейнера продавались и расходились как горячие пирожки.

"Если акимат в течении последних нескольких лет мечтает о сносе барахолки, то насколько законно и логично решение о создании нового рынка "Ұлыгер", который опять же находится на красной линии?" - возмущается еще один продавец.

"Они хотят, чтобы мы перебрались в торговые центры, специально построенные для торговли. Я вам вот что расскажу: строят торговый центр "Март", я звонил туда, мест уже нет. Он еще не открылся, а все бутики были разобраны. Как я понял, их выкупили даже не простые продавцы из барахолки, а известные бренды. Тогда не понятно, для кого вообще строят?"

Продавцы жалуются на недостаточный уровень проводимой информационной работы, которая могла бы нивелировать риски усугубления протестных настроений среди продавцов барахолки.

"Если бы до того, как бренды расшевелились, пришли бы к нам, рассказали, что строят "Март", то мы по крайней мере цивилизованно продумали бы все варианты. Все же хотят сидеть в теплом месте, а не прозябать в контейнере зимой", - продолжает опрошенный продавец.

Кроме того, на барахолке, как говорят местные торговцы, до сих пор продолжают продавать контейнеры. С администрацией рынка составляется договор. В соответствии с ним, продавец, по сути, покупает контейнер, но не локацию, которая и образует цену. Один из продавцов, пожелавших остаться неизвестным, рассказал, что цены на некоторые контейнеры доходят до 200 000 долларов, хотя себестоимость контейнера двадцатитонника не превышает 1200 долларов.

Факторами образования такой дорогой цены являются местонахождение ряда, проходимость покупателей, на каком из рынков стоит контейнер. Но...

Если продавцов начнут выселять, то денег никто уже не вернет.

"Нам скажут, ты купил контейнер, так забирай его. Нам что делать? У нас по четверо детей, учатся, их надо одевать, кормить, кто о них позаботится?"

"В прошлый раз пытались снести один из рядов, продавцы вышли на акцию протеста, позвали телевидение, после вспыхнувшей шумихи ряд оставили. А теперь представьте, что может произойти, если попытаются снести всю барахолку. Никто не скажет точно, что будет тогда. Но вы можете представить масштаб".

"Нам говорят, что снос барахолки разгрузит пробки. Но причем тут мы, мы же за ограждением торгуем? Там же машины не проезжают. Бороться нужно со стихийной торговлей вдоль дороги, которая занимает одну и даже две полосы! Кроме того, по всему Северному кольцу висят знаки, запрещающие стоянку автомобилей. Но тем не менее, это является хлебным местом для парковщиков. Кто за этим следит?"

Позиция алматинцев

О настроении горожан по вопросу барахолки можно составить впечатление на основе комментариев под статьями в новостных ресурсах. Можете судить сами, предлагаю несколько ссылок: первая, вторая, третья.

Тем не менее, если опираться на социальные замеры, то по данным опроса Института политических решений, 40 процентов опрошенных алматинцев поддерживают ликвидацию стихийной торговли в виде барахолки, а 26,4 процента - против сноса. Главными причинами неудобства барахолки местные жители называют постоянные заторы на Северном кольце.

Blog post image

Фото: Роза Есенкулова
Дания АЛЬТАЕВА, аналитик Института политических решений:

Мы спросили алматинцев об истинных, по их мнению, причинах сноса, здесь мы не видим доминирующего мнения. С небольшим отрывом лидирует ответ «нелегальная торговля товарами» (17,2%). В пределах 13-14% фиксируются: «отсутствие цивилизованных условий торговли (антисанитария, криминал и пр.)», «желание влиятельных лиц завладеть территорией», «расположение рынков в пределах "красных линий" (заблокирован въезд/выезд из города в случае ЧС)», «бесконечные пробки и загруженность дорог в местах торговли».

В меньшей степени в качестве причины респонденты указывают «желание крупных собственников вытеснить из сферы торговли мелких торговцев» (10,5%) и «внутренние конфликты между руководителями рынков и городской администрацией» (7,4%).

Важно было узнать о возможных последствиях сноса. Большинство в качестве основного последствия указывают «увеличение безработицы» (23,3%) и «рост протестного потенциала» (17,1%). В пределах 11-12% отмечаются такие последствия, как положительные, так и негативные: «уменьшение количества некачественного и контрафактного товара», «уменьшение предложения на рынке/удорожание товаров», «освобождение выездной/въездной магистрали на случай ЧС», «создание цивилизованных условий торговли».

В целом, по результатам опроса, горожане настроены больше позитивно, чем негативно. Однако необходимо обратить внимание на возможные последствия сноса, поскольку здесь стоит вопрос социальной стабильности. Вопрос сноса необходимо рассматривать не только в географическом и архитектурном контексте, но и с точки зрения социальной стабильности в увязке с внутренней политикой города Алматы.

***

Не буду делать никаких заключений, не преследовал цели лоббировать чьи-либо интересы. В пределах свободного времени и ресурсов, которые были у меня в распоряжении, я попытался нарисовать общую картину. Пусть у каждого сложатся свои собственные выводы. Толщина кошелька не у всех одинаковая, оттого и, думаю, мнения будут полярные.

Читайте меня в твиттере: @Barkorn

-2