Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
22:49, 10 апреля 2013

По обе стороны кулис

Летом прошлого года одним из самых ярких событий для меня стал фестиваль оперного и балетного искусства проведенный на сцене ГАТОБ. Зарубежные гости и артисты ГАТОБа подарили горожанам яркое и запоминающийся зрелище. Мне как представителю прессы довелось увидеть это действо с другой стороны - побывать на репетиции. Тогда я смог оценить каким же трудом и количеством затраченного на репетициях времени дается одна постановка. Причем это плод совместной работы многих людей: артистов, музыкантов, дирижеров, режиссеров, хореографов, декораторов, осветителей, гримеров, бутафоров и многих других.

И вот, спустя почти полгода новый фестиваль, на этот раз посвященный 200-летию итальянского композитора Верди, оставшегося в истории благодаря своим операм. В преддверии фестиваля при непосредственном участии Ювижена был устроен ставший уже традиционным флеш-моб, на этот раз в Алматинском метро. После такой презентации фестиваля я не мог не посетить одну из постановок. Выбор пал на оперу о которой ранее много слышал - "Аиду". История о роковой любви эфиопской рабыни и египетского военачальника вполне подходила для столь не искушенного зрителя как я. К тому же мне еще с 16 лет, после прочтения в память врезалась цитата из романа "Собачье сердце", о том как ученые отложили все дела чтобы посетить "Аиду" в Большом.

К театру я подъехал примерно за час до начала оперы. И тут у меня родился экспромт - в прошлом году я видел как репетируют оперу, а почему бы в этот раз не посмотреть, что твориться за кулисами и в гримерках за час до спектакля? Действовал я быстро, позвонил представителю организатора фестиваля - банка Казком и после не долгих переговоров разрешение на проход закулисы театра было получено. Так мне удалось увидеть то, что обычно скрыто от зрительских глаз...

Blog post image

Первое, что меня поразило - это развешенные повсюду в коридорах и гримерках вешалки с костюмами. Впрочем это и не удивительное учтивая, что практически каждому артисту за время оперы приходиться несколько раз менять костюм.

Blog post image

Между гримерками столкнулся с директором ГАТОБа, а также замечательным органистом Габитом Несипбаевым. Он весь был погружен в организационную работу. Я больше привык видеть его за клавишами органа.

Blog post image

Первое куда мне удалось пробраться была общая гримерка. Именно здесь накладывают грим всем артистам. В ожидании своей очереди за час до спектакля у дверей гримерки собрались почти все исполнители главных ролей. Свое место уже успела занять исполнительница партии принцессы Амнерис, солистка оперы и заслуженный деятель РК - Сара Ищанова.

- За час до спектакля я чувствую внутреннюю энергетику, прилив крови и драйв - отмечает Сара. В этот момент стараешься полностью перевоплотиться в свой образ и глубже понять его. Начинаешь анализировать поступки персонажа.

Blog post image

Оказалось процесс нанесения грима - достаточно сложный процесс. Тут и не посредственно грим (накладные бороды, носы, изменение черт лица), так и косметические процедуры подводки бровей и прочего.

Blog post image

В коридорах мимо гримерки без костюма и грима проходил гость фестиваля из Германии - Георгий Ониани. В этот день  он исполнил главную мужскую партию - Радамеса.

Blog post image

В соседнем с Сарой Ищановой кресле сидел исполнитель важной для этой оперы партии роли фараона - Болат Есимханов.

- Перед спектаклем я думаю об основных его моментах и об общем плане оперы. Волнение перед спектаклями остается даже за многие годы работы, но с опытом приходит контроль над собой и своими эмоциями. Хочется, чтобы все прошло идеально, как на репетиции.

Blog post image

Blog post image

Интересно наблюдать за процессом постепенного преображения Болата. Сначала занимаются макияжем, потом наклеивают накладную бороду. Все должно выглядеть достаточно естественно.

Blog post image

Так как царь египетский, макияжа на его лицо наклыдывается больше, чем у женских ролей. В Египте мужчины подводили глаза и чтобы соответствовать образу царя Рамзеса Болату также надо обильно подвести глаза.

- Да, фараонам это тоже делали другие люди. У них были слуги, а у нас гримеры - в шутку замечает Болат.

Blog post image

Рядом еще одному артисту делали макияж. Эта гримерка могла вместить трех артистов одновременно, но в постановке их участвует много больше, ведь не меньшее количество трудов нужно затратить на артистов хора и балета задействованных в спектакле.

Blog post image

Blog post image

Парики также являются важной частью образа. Очень редко артистов можно видеть на сцене "в своих волосах". Обычно все равно или приходиться накладывать парик, или наоборот делать лысым, убирая волосы под специальную шапочку.

Blog post image

И вот уже через десять минут образ царя почти закончен. Артист преобразился и вот перед нами уже предстает Рамзес. Гримеры, отметили, что для этой роли не потребовалось серьезной работы. Обычно у них уходят больше времени, особенно когда нужно накладывать пластический грим меняющий черты лица.

Blog post image

Между тем свою работу уже почти закончили техники. Декорации устанавливаются заранее. Со стороны они похожи на нагромождение беспорядочных занавесов, но во время спектакля должны будут превратиться в могучие каменные стены дворцов.

Blog post image

Оркестр также отрабатывает последние детали. Главное для них - привыкнуть к работе с новым дирижером. У каждого дирижера свой стиль работы и управления оркестром, поэтому музыкантам приходиться под него подстраиваться. На время фестиваля дирижерская палочка была в руках Кристиана Санду.

Blog post image

Главное для оркестра слаженность между игрой отдельных музыкантов. При исполнении такого эпического произведения, как опера ошибок быть не должно, так что каждый музыкант отрабатывает свою часть много раз в одиночку и совместно с оркестром.

Blog post image

За двадцать минут до спектакля занавес опущен, но внутри еще завершаются последние приготовления.

Blog post image

Зрители заняли места, занавес поднялся и началась феерия музыки, вокала, актерской игры и хореографии. Опера была достаточно масштабной. В целом это было очень яркое костюмированное шоу, с величественной и потрясающей по своей энергетики музыкой Верди, замечательными голосами и убедительной актерской игрой солистов. Все это дополнялось пронзительно трагическим и эпичным сюжетом оперы.

Blog post image

Гость фестиваля из Германии Георгий Ониани органично смотрелся в образе египетского полководца и главного трагического персонажа оперы. Мне трудно судить об особенностях исполнения партии Радамеса, но субъективно показалось, что он справился с ней отлично

Blog post image

Не менее убедительно звучал голос нашей артистки Жупар Габдуллиной. Зрители искренне сочувствовали ее персонажу рабыни Аиды, а когда она начала петь, сразу становилось понятно чья партия в опере солирующая. Артистка доказала, что обладает очень мощным голосом. Наверняка завсегдатаи спектаклей ГАТОБа знают об этом, но для тех, кто редко посещает оперу и слышали ее в первый раз это было открытие.

Blog post image

А вот и фараон уже в окончательном варианте грима появляется на сцене. Его вокальная партия хоть и не столь велика, но тем не менее была запоминающейся.

Blog post image

Больше всего поражали массовые сцены, когда вместе с солистами пел хор. Вокальная мощь артистов передавала зрителям все нюансы трагического сюжета. К середине оперы все уже заражено слушали и даже когда объявляли перерывы в зале продолжала стоять тишина. В суть сюжета начали вникать даже абсолютно далекие от искусства люди, переживая и сочувствую героям Аиды.

Blog post image

Кроме вокала в постановке было немало и танцевальных сцен. Артисты балета, задействованные в спектакле, своей замечательной хореографией дополнили общее впечатление. Особенно заметной стала сцена марша египетских войнов под знаменитую мелодию из "Аиды". В слаженных и синхронных действиях танцоров был виден большой профессионализм.

Blog post image

Лично я очень оценил историческое погружение во время просмотра оперы. Ты словно окунаешься в ту эпоху, видишь и можешь понять мысли людей и мотивы их поступков. Древний Египет был в каждой детали оперы: в музыке, словах, игре артистов. При том, что авторы опер чаще всего имели весьма примерное представление об описываемом месте и времени и чаще всего строили сюжеты на стереотипах - это достаточно удивительно. Когда следишь за этой оперой, кажется, что египтяни должны были разговаривать именно так, хотя конечно если глубоко копнуть, можно будет найти много не соответствий истории. Но дело в том, что когда видишь все это вживую на сцене глубоко "копать" не хочется.

Blog post image

Как мне показалось артисты выкладывались по полной во время исполнения своих партий. Самоотдача была видна, как у местных артистов, так и у зарубежных гостей, как например у исполнителя партии эфиопского царя Амонасро итальянца Джанфранко Монтрезора.

Blog post image

Между тем в антракте у каждого артиста свой способ отдохнуть и подготовиться к выходу в следующем Действии. Некоторые ходят по гримерке и оживленно обсуждают с коллегами спектакль, реакцию публики и свои возможные проколы. Тут не обходится без веселья, театральных шуток и подколов.

Blog post image

Иногда артиста можно застать в совсем неожиданный момент. Я даже немного обомлел когда войдя в гримерку увидел эфиопского царя спокойно попивающего чай.

Blog post image

Интересно было наблюдать за артистами, которых сейчас видел на сцене столь близко от себя.

Blog post image

Некоторые пользуются перерывом, чтобы еще раз отработать вокальную партию. Жупар Габдуллину вместе с ее концертмейстером я как раз застал за этими занятиями. Жупар распевалась перед последним в этом спектакле выходом на сцену.

Blog post image

Секретами вокальной подготовки к спектаклю поделился исполнитель роли жрица Джалиль Гизатуллин.

- Артист должен много распеваться перед выходом на сцену. Конечно свою партию певец должен хорошо проработать. Перед спектаклем он должен по настоящему гореть. Вот за день до спектакля петь и даже просто говорить не рекомендуется. Кстати никакой особой диеты для улучшения голоса у оперных исполнителей нет. Яйца и прочее лабуда - это мифы. У нас вообще пьют водку для улучшения голоса - шутит Джалиль.

Blog post image

И вот снова выход на сцену. Сара Ищанова не пустила меня в гимерку во время антракта, сказав, чтобы ей не мешали сосредоточиться. И это не удивительно, ведь в следующем действии у ее персонажа Амнерис была очень большая и тяжелая в драматическом плане партия.

Blog post image

Развязка трагедии - последнее действие. Возлюбленные Аида и Радамес остаются замурованными заживо в гробнице, а Амнерис тоскует стоя на их погребальном камне. Такая концовка впечатлила многих, особо чувствительные даже расплакались.

Blog post image

Гром аплодисментов и каждый из исполнителей партий по очереди выходит на сцену под приветствия зрителей. Опера имела настоящий успех у публике и все аплодировали стоя. Каждый артист сполна получил оваций и цветов благодарных поклонников.

Blog post image

Так прошла постановка "Аиды" в рамках оперного фестиваля. В эти дни множество жителей нашего города приобщились к опере, взглянули на этот вид искусства по новому. Надеюсь в ГАТОБе теперь всегда будет такой аншлаг, как был во время фестиваля Верди.

11
1675
3