Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
18
05:50, 06 апреля 2013

Зачем ходить в театр?

Давно ли вы были в театре? И были ли там вообще? Никогда не считал себя поклонником театрального искусства. Но вот попав на пару спектаклей и опер, мне довелось по новому посмотреть на театр. Я открыл для себя, что это очень интересный, по своему зрелищный, а главное «живой» во всех отношениях вид искусства. Но это все только моя личная, субъективная история. У каждого наверное есть своя. Мне стало интересно, а как же воспринимают театр другие люди, те для кого он по своему очень близок, и не важно связан он с их основным родом деятельности или нет. Что они расскажут о своем знакомстве с театром? Что они смогут посоветовать для тех, кто еще не успел приобщиться к лицедейству? И зачем вообще сейчас стоит ходить в театр? Что теряют люди не признающие театра вовсе? Ответы на все эти вопросы я решил получить у разных людей...

Blog post image

Ольга Малышева, журналист, блогер, @omalysheva, экс-редактор Today.Kz:

- Можно самозабвенно утверждать, что в театры ходить «надо», но такое мнение кажется мне слишком категоричным. Каждый для себя решает сам, что ему действительно надо. Выбирает человек жить в культурном вакууме – бог ему судья. И если нет желания выбираться из него, никакие советы и объяснения не помогут. Я могла бы сказать, что походы в театр повышают культурный уровень, развивают воображение, расширяют кругозор – но вы же понимаете, что это сплошные шаблонные слова. По-моему, в театр необходимо ходить только при одном условии – если любишь, если не ходить не можешь.

"Если вам кажется, что театр скучен и несовременен, значит, вы еще не нашли свой театр, своего режиссера, свою форму подачи. Не понравилось в академическом – сходите в экспериментальный. Не нужно останавливаться, если вы недовольны конкретным спектаклем, возможно, стоит посмотреть еще один. В Казахстане в целом и в Алматы в частности есть масса талантливых актеров и режиссеров, которые могут преподнести даже канонические вещи так, что это будет интересно и увлекательно"

- При первом знакомстве с театром я посоветовала бы начать с вопроса себе: а чего я вообще хочу от театра? У каждого свой вкус и свои ожидания. В Алматы театров больше десятка, есть из чего выбирать. Во-первых, четыре «столпа»: русский и казахский театры драмы и русский и казахский ТЮЗы. Есть национальные – уйгурский, корейский, немецкий. Отдельно стоит наш такой нестандартный «Артишок». Кроме того, появились небольшие театральные труппы вроде «Дома Q», «Театра Лиц», театра «diWel». У них тоже бывают интересные спектакли. Одно могу порекомендовать однозначно: для знакомства с театром не стоит «вестись» на гастролеров из России. Как правило, нам привозят не самые лучшие спектакли, это «чес», часто халтура. А если хотите конкретных рекомендаций, то просто перечислю спектакли, которые мне особенно нравятся: «Малые супружеские злодеяния» в театре Лермонтова на малой сцене, «Отель двух миров» на его же большой сцене, «Справочник Сингапура» на малой сцене ТЮЗа имени Сац и «Вино из одуванчиков» в «Артишоке».

- Театром я увлеклась сравнительно недавно. Как журналист я долгое время избегала театральной темы, не считала себя достаточно компетентной. Но однажды, во время интервью, мой респондент, театральный актер, спросил меня, люблю ли я театр. И я растерялась. Я не знала, как ответить на этот вопрос, потому что знала театр недостаточно для того, чтобы любить его или не любить. А чуть позднее так получилось, что мне пришлось (опять же по работе) за неделю посмотреть сразу четыре спектакля. И меня захватило! Сейчас я знаю едва не наизусть репертуары нескольких театров. Многие спектакли видела по три-четрые раза – в разных составах. Театр живой, это не кино, и вы не сможете увидеть дважды одну и ту же постановку, нельзя сыграть абсолютно одинаково. Представьте, что актер играет роль не один десяток лет (у нас таких немало), он переосмысливает героя, герой меняется вместе с ним, взрослеет, мудреет, стареет. В наблюдении за этим есть своя магия.

- После просмотра действительно хорошей постановки возникают противоречивые чувства - она наполняет и опустошает одновременно. После такого спектакля выходишь из зала – и хочется молчать. В сентябре прошлого года мы с кинообозревателем Каримом Кадырбаевым ездили в Узбекистан специально, чтобы попасть на открытие сезона в театр «Ильхом». Шел спектакль «Подражания Корану». Когда действие закончилось, мы вышли на улицу и просто молчали минут десять. А потом Карим мне говорит: «Сказать, что я ох…ел, значит – ничего не сказать». Вот что значит – хороший спектакль!

Blog post image

Aйсулу Азимбаева, актриса («Асель, друзья и подруги», пародия на фильм «Черный лебедь»), член творческого объединения «Луч» (Abai45):

— Мне кажется, что такие вещи как увлечение театром идут еще со школы. Ведь на сцене обычно ставят те произведения, которые мы когда-то читали, русскую, казахскую и зарубежную классику. Лично мне еще с детства привили большую любовь к литературе. Мне кажется, что чем больше человек читает, тем более ему может быть интересен театр. И даже чтобы понимать авангардные постановки, не по классическим произведениям нужно иметь определенный багаж прочитанных книг.

Вообще театр всегда был привилегией интеллигенции, не каждому человеку это было понятно и интересно, и в том, что в театр и сейчас ходят не все, нет ничего удивительного.

Мне кажется, человек многое приобретает посещая театр. Для меня само актерское ремесло очень сложный вид искусства и мне это интересно с профессиональной точки зрения. Вообще театр также как и литература и кино пробуждают определенные эмоции и переживания. Фишка театра в том, что это делают вживую, в настоящем времени. Эти эмоции намного естественнее, человек переживает их намного сильнее. Чтобы воспринимать театр нужно быть эмоционально чувствительным.

— В какой театр можно сходить для знакомства с этим искусством? Это зависит от менталитета. Это может быть национальный театр, академический или напротив авангардная постановка. Лично я советовала бы начать с классики — Чехова, Гоголя. Те люди, которые больше ценят музыку, могут попробовать сходить в оперный театр. «Лебединое озеро» — всем понятная постановка, которую, я думаю, каждый уважающий себя человек должен посмотреть и знать о чем она. Театром нужно просто наслаждаться как искусством.

— Я благодарна своей школе и классному руководителю. Она заставляла нас один раз в неделю ходить в театр, это мог быть ТЮЗ или театр Лермантова. То есть, мы читали Бунин, Булгаков,а затем видели это на сцене. Это было интересно. В школе у нас было актерское мастерство. Мы ставили небольшие постановки и водевили.

Через какое-то время я сама начала заниматься балетом и оперный театр стал моим домом. Я занималась для себя. Надо было посмотреть все базовые постановки «Жизель», «Лебединое озеро» и другие. Потом мой друг начал работать в театре АртиШок и я стала посещать их авангардные постановки. Вообще я никогда в жизни не могла подумать что стану актрисой. Когда меня случайно заметили и пригласили на роль в «Асель, друзья и подруги» и я прошла кастинг - это стало полной неожиданностью. Так я пришла в актерскую профессию.

— В искусстве есть божественная сила. Любая постановка - это грандиозное действо, в котором задействовано много людей. Если люди смотрят спектакль, это значит каждый находит в нем что-то для себя. Я люблю смотреть театральные постановки, потому что это задевает новые нотки в душе, начинаешь переосмысливать некоторые вещи, по другому относиться к классическим персонажам. С каждой постановкой начинаешь понимать людей глубже. Бывало испытываешь чувство восторга после спектакля. Я могу запомнить одну фразу или даже один взгляд и он оставляет след в душе.

Blog post image

Вероника Насальская, режиссер, актриса, директор театра «АртиШок» (автор фото Иван Беседин):

— Мне кажется, в театр стоит идти, чтобы понять нравится тебе этот вид искусства или нет. Сейчас в нашем городе расцвет не государственного не традиционного направления театра. Когда Артишок начинал свою работу не государственных театров практически не было по ряду причин. Сейчас стало появлятся большое количество новых коллективов. Сейчас стоит идти в театр, чтобы посмотреть что нравится. Классические образцы этого вида искусства или не традиционные новые формы, или чтобы сказать: театр это вообще не мое. Стоит идти хотя бы для этого. Молодые люди на то и молодые, чтобы обладать жадностью новых впечатлений.

— Что теряют люди, которые не когда не бывали в горах? Что теряют люди, которые никогда не видели фильм Бергмана «Земляничная поляна? Они не имеют представления об этих вещах. Так же и с театром. Мне кажется, эти люди теряют определенное впечатление от жизни. Для того, чтобы судить о чем то, необходимо видить это.

— Если человек ставит цель изучить театральный культурный срез города, как минимум нужно посмотреть на три или четыре разных театральных коллектива. Тогда вы сможете выбрать для себя то, что нравится вам. Одно дело спектакль в театре Лермантова и совсем другое постановка в танцтеатре Габбасовых. Если посмотреть один не удачный фильм, то это же далеко не значит, что кино вам не понравится вовсе. У нас театральные группы можно пересчитать по пальцам. Поскольку я являюсь директором театра «АртиШок», то конечно могла бы порекомендовать приходить в наш театр, но также я могла бы сказать однозначно, что в любом другом театре вы можете потенциально увидеть что-то интересное.

— Я в театр попала еще в 15 лет. Это была театральная студия при ТЮЗе, затем колледж, различные семинары и мастер классы. Я пошла учиться актерскому ремеслу по собственному желанию и даже вопреки воли родителей видивших для меня несколько другую судьбу. Педагог студии заманил меня к себе и когда возник вопрос куда поступать я сказала, что это будет театральное учебное заведение. Отец разрешил мне туда поступать только надеясь, что меня не возьмут. Как зритель я начала воспринимать театр уже в процессе обучения. В Алматы, к сожалению, тогда было немного театров и не было как таковой театральной среды. Уже начав обучения я стала узнавать театр, режиссеров, актеров, постановки.

— В ТЮЗе я проработала 9 лет. Там я познакомилась с замечательными актерами позже составившими костяк театра АртиШок. Мы пошли на смелый эксперимент. Мы оставили свои места, свои роли, репертуары в государственном театре и стали делать свой материал формируя один из первых независимых театров. В то время (12 лет назад) это было очень экстремально. Но у нас была большая вера и она повела нас за собой. Мы стали популярны в Алмате и играли на гастролях во многих странах. Сейчас, к сожалению, я очень редко бываю зрителем. Работы много, а времени мало. Но я знаю, что происходит много интересного в нескольких точках. Я не буду сейчас их называть, дабы никого не обидеть и не обделить вниманием. Но сейчас есть как минимум три-четыре интересных творческих очага.
Зрительский спрос на тетр сейчас высокий. У нас практически не бывает свободных мест перед спектаклем.

— Когда я вижу, что где-то в нашем городе люди делают действительно талантливые вещи, возникает ощущение, что в этой профессии ты находишься не зря. Когда ты видишь интересные очаги творчества за пределами своего театра, то это вдохновляет. В любом случае это воспитывает зрителя в том числе и нас.

Blog post image

Айгуль, экономист, блогер. Из театральных жанров предпочитает оперу:

— Я не думаю, что всем людям, молодым или старым, нужно обязательно ходить в театры. Это особенная субкультура — люди театра, слой таких людей не велик. В театр люди ходят за эмоциями, чтобы посмеяться и поплакать. Сходить в театр хоть раз нужно всем, чтобы понять, а вдруг вы человек театра, просто раньше об этом не знали? Жизнь бывает трудной, серой, скучной, и как она расцвечивается яркими цветами, когда в ней есть такое увлечение.

Насчет несовременности и скучности — бывает, к сожалению, и такое. Талант и искрометность вещи штучные. Но есть и совершенно ослепительные талантливые спектакли, переворачивающие душу, заставляющие задуматься о собственной жизни, переосмыслить свое поведение — они есть, их надо найти. Как отличит одно от другого, как избежать говна и выбрать конфетку? Для этого надо читать театральную критику, она есть на всех значимых интернет-порталах. Нужно идти туда, где аншлаг, публика далеко не дура.

— Есть люди, тонкие, умные, образованные, которые театр не понимают, им кажется, что на сцене дурака валяют, все слишком условно. Таким надо ходить в кино!

Я советую всем ходить в театр им. Лермонтова. Это классический репертуарный театр с хорошей труппой и интересными постановками. Самая забойная у них вещь, это «Король Лир» Шекспира.

— Меня спрашивают как знатока театра, но на самом деле и я не театральный человек. Да, я несколько раз в месяц хожу в оперный театр, но это другое, меломаны меня поймут. В обычном театре мне не хватает грохота оркестра и то, что не поют, а говорят прозой. Первые мои детские посещения оперного театра менее закаленного человека могли бы полностью отвратить от него. Это было мероприятие обязательное, шли мы в театр строем, с учительницей. Это было в другом городе, не в Алматы. Не знаю, как тут было. На эти представления — балетные и оперные — ставили самых стрёмных артистов. Представляете, что в зале творилось — 1000 человек школоты и пэтэушников! Зрители буянили, стреляли жеваной бумагой, пускали самолетиков, орали и свистели, по рядам бегали училки и пытались навести порядок.

Будучи уже взрослой, любя оперу, я подумала, что хватит слушать ее на дисках, нет ничего лучше «живого» представления. Пришла в ГАТОБ им. Абая, в наш прекрасный театр. И попала на неудачный состав. Хуже не бывает — Фауст в исполнении Мурата Шалабаева и Маргарита в исполнении Риммы Вальтер. Я подумала — ужасный провинциальный театр, ужасное исполнение, ужасные голоса. Мне не нравились многие постановки, но я приходила снова и снова и в конце концов театр повернулся ко мне своей талантливой стороной. Были и слезы восторга и гром аплодисментов.

— Когда выходишь из зала после удачного спектакля, могут быть разные чувства. Выходишь в прекрасном настроении, насмеявшись, это настроение и окрыление у тебя еще долго сохраняется, когда вспоминаешь удачные перлы. Если это была трагедия, тот же «Король Лир», то там тебе «глаголом жгли», тоже сильные ощущения. Начинаешь думать о жизни, так ли ты живешь, так ли живет общество. До таких откровений доходишь, переосмысливаешь некоторые вещи. А оперная божественная музыка, голоса, исполнение, эмоции — я без них жить не могу! Могу после хорошей оперы прийти домой и поставить себе диск с той же оперой, или послушать из интернета, опера меня не хочет отпускать.

Нет, без театра — жизнь не полная. Никакое кино и телевидение не заменит живого восприятия шедевров, энергетического обмена с артистами на сцене.

Blog post image

Элина Мусакулова, выпускница КИМЭП, работает на портале HushHush, ведет научную программу для детей — «Шоу сумасшедшего профессора Николя»:

- Хорошая актерская игра захватывает, вовлекает в другой мир — мир, где царит пьеса, и где ее идеи окружают тебя подобно кокону. После спектаклей (нет, не всех, к сожалению) в голове настоящий шторм: у тебя открываются глаза на какие-то новые вещи, ты пересматриваешь свои взгляды на жизнь, иногда становишься терпимее к окружающим, иногда озлобляешься на несправедливость и безжалость, что, увы, имеют место на земле. Для меня слова, сказанные со сцены, имеют вес намного больший, нежели речи, что мы слышим в фильмах. Это, безусловно, нельзя принимать за абсолютную правду, все относительно. Но, чаще всего, хорошая театральная постановка меня потрясает больше хорошего кино. Я думаю, всем стоит искать этого «потрясения».

— Будучи маленькой, я часто ходила в театр Лермонтова. Мы жили не очень богато, и театр был единственным местом, где я ела красную икру. Я ее просто обожала! В театр за компанию с мамой я шла есть икру, а не смотреть спектакли. По крайней мере, так было поначалу. Однако, сама того не заметив, позже я отвела сцене первое место, а к икре и вовсе стала равнодушной. Уверена, начинать знакомство с театром надо с икры в раннем детстве!

Последний пару раз, что я была в русском театре драмы, меня разочаровали. Не возьмусь сказать, что же именно было причиной. Но, откровенно говоря, я просто скучала.

— Сейчас мне нравится танцтеатр сестер Габбасовых. Это не есть абстракция на все сто процентов, какую мы видим в молодых театрах, и это привлекает. А еще я просто влюбилась в балет. Хотя.. какая девочка не любит шикарные декорации, яркие костюмы и стройные мужские ноги?

Blog post image

Ильяс Даньяров, руководитель молодежного театра «Аттракцион» (Астана):

— Я считаю, что в театр люди должны ходить просто так, по своему желанию. Никто не должен их заставлять делать это. Театр способен вызвать у людей различные эмоции, он вдохновляет и переносит человека в определенную проблему, и наблюдая за действием зритель «проживает ситуацию», соответсвенно обогащает жизненный опыт, учится на чужих примерах. Люди, считающие театр несовременным, либо тупы, либо просто не бывали в театре, на хорошем спектакле. Я например побывав в театре оперы, видел школьников, которых просто загнали туда. Так как сама опера была глубоко ущербна и неинтересна, все школьники сидели в своих телефонах. Эти люди наверняка больше никогда не придут в театр. Весь мир сейчас сходит с ума по театру, в одной Москве больше 150 театров. Просто у нас в Казахстане многое далеко не так, как в других странах.

— Конечно же я рекомендую прийти в «Аттракцион», например на комедию «Том, Дик и Гарри», особой смысловой нагрузки там нет, но сумасшедшая атмосфера и энергетика уносят, зал смеется так что не слышишь собственных мыслей. Ненавязчиво и думаю способно «зацепить». Я сам с Павлодара. В павлодарском театре драмы им. Чехова очень хороший репертуар, ну и вообще все.

— Сам никогда особо не любил театр до 10 класса. Банальный поход в театр на спектакль «Женские капризы» в театре им. Чехова в Павлодаре изменил мое отношение. Не сказать, чтобы мне понравилось, но удивил аншлаг и доброжелательный зал. После решил таки посмотреть «Преступление и наказание» и понеслось. Я разбил копилку и купил билеты на все представления. И каждую пятницу, субботу и воскресенье одевал костюм (школьный), чистил ботинки и шел в театр. Это был мой ритуал. После спекталкя «Черное молоко», я даже не мог сдержать слез. Настолько поразила сцена, где героиня с быдловатым прошлом после рождения ребенка меняется и говорит «я сукой быть не хочу».

— Я играл в ансамбле мюзикла «Питер Пэн», а дальше мы в школе создали студию, директор пригласила артистку павлодарского театра Ю.Деревянкину помогать нам. Так я стал этим заниматься. Ну а посмотрев «Мамма Миа!» я просто грезил мечтой сделать хоть что-нибудь похожее. Так и родился театр Аттракцион.

— Что касается вопроса зрителя и можно ли его назвать благодарным, мое мнение — зрители благодарными бывают, а вот зритель нет. Большинство современной молодежи не хотят замечать что-то, что не касается их. Мало кто хочет признавать чьи-то результаты.

— После того, как я посмотрю действительно хороший спектакль, я обычно очень страдаю. Корю себя за то, что никак не связан с этим, что я не сделал что-то подобное.

 

Читайте меня в Твитере

18
12189
6