Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
04:11, 02 апреля 2013

Финпол разрабатывает законопроект, который кардинально меняет механизм госзакупок

Кроме того, Агентством финансовой полиции во исполнение поручения Главы государства по усилению борьбы с коррупцией путем совершенствования законодательства разрабатывается законопроект, направленный на совершенствование системы предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения.

Особое место в нем занимают меры по противодействию коррупционным проявлениям в сфере государственных закупок, они предполагают кардинальное изменение механизма проведения конкурсов.

По данным портала госзакупок, в 2012 году было зарегистрировано почти 13 тысяч самостоятельных организаторов процедур закупок. Это значительно усложняет контроль за расходованием бюджетных средств и предупреждение коррупционных проявлений.

В этой связи, Агентством финансовой полиции было внесено предложение о наделении отдельного государственного органа функциями по организации и проведению всех конкурсов по государственным закупкам.

Это предложение поддержано и уже реализуется в рамках разработанного Министерством финансов законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственных закупках».

Данная мера позволит усилить контроль, повысить качество и оперативность проведения закупок.

Однако само по себе создание единого организатора госзакупок не решит всех существующих проблем.

Необходимо принятие комплекса дополнительных мер.

В частности, для обеспечения прозрачности предлагаем внедрение двух видов электронных реестров: реестр лиц, аффилиированных с должностными лицами единого организатора, и реестр конечных бенефициаров участников госзакупок.

Это позволит автоматически исключать любую аффилиированность при участии в закупках и последующей реализации договора. Каждая отклоненная попытка участия в конкурсе аффилиированных лиц в виде электронного отчета будет направляться в финансовую полицию для проведения профилактической работы с нарушителями.

Предлагается также обязать победителей госзакупок публиковать развернутые отчеты о движении освоенных бюджетных средств вплоть до каждого контрагента и субподрядчика.

Правоохранительные и контролирующие органы должны знать, на что расходуется каждый бюджетный тенге.

А предприниматели, работающие с бюджетными деньгами, должны быть готовы соблюдать режим абсолютной прозрачности.

Не секрет, что суммы т.н. «откатов» закладываются в бюджет еще на стадии его планирования.

В этой связи, предлагается внедрить «Единую базу цен на товары и услуги», что существенно затруднит завышение закупочных цен при планировании бюджетных расходов.

Необходимо наделить Счетный комитет и региональные ревизионные комиссии полномочиями по контролю за формированием бюджета (по опыту РФ, Турции, Великобритании).

При этом предлагается необоснованное планирование и завышение цен, а также согласование заведомо «раздутых» бюджетных расходов отнести к коррупционным административным правонарушениям.

Наряду с этим, законопроект содержит ряд поправок, предусматривающих кардинальное изменение механизма государственных закупок.

За госорганом-заказчиком предлагается сохранить только право на подготовку общей технической спецификации закупаемых товаров, работ и услуг, в соответствии с которой единый организатор будет присваивать ей категорию сложности.

Тем самым мы исключим т.н. «заточку» конкурсной документации под аффилиированных поставщиков и обеспечим конкурентную среду.

Наряду с этим, предлагается исключить проверку поставщиков на соответствие квалификационным требованиям при каждом конкурсе.

Для этого необходимо ввести реестр всех поставщиков, с ранжированием их по уровню квалификации.

К примеру, при объявлении конкурса на строительство объекта, всем компаниям, имеющим квалификацию, соответствующую сложности объекта, рассылается уведомление, и все они автоматически допускаются к участию в конкурсе. Победителем объявляется участник, предложивший наименьшую цену.

Для повышения категории квалификации поставщики могут привлекать субподрядчиков, либо объединяться в консорциумы.

Предлагаемый механизм облегчит предпринимателям доступ к госзакупкам, поскольку не нужно будет готовить конкурсную документацию на каждый конкурс, а также лишит организатора возможности отклонить заявку неугодного поставщика.

При наличии соответствующего уровня квалификации, участие в конкурсе будет сводиться лишь к подаче ценового предложения.

Также считаем целесообразным распространить действие Закона «О государственных закупках» с учетом вышеуказанных нововведений на национальные компании.

Сейчас их деятельность в сфере закупок регулируется Правилами закупок товаров, работ и услуг АО «ФНБ «Самрук-Казына», которые имеют схожие с Правилами для госорганов недостатки и нормы, способствующие лоббированию интересов отдельных поставщиков.

На наш взгляд, возвращение национальных компаний под действие Закона «О государственных закупках» позволит усилить контроль за расходованием средств, аккумулируемых в нацкомпаниях.

К примеру, в 2012 году Комитетом финансового контроля Министерства финансов выявлены нарушения в сфере госзакупок государственных органов и учреждений на общую сумму 219 млрд.тенге, т.е. более 13 % от общей суммы государственных закупок за год. Общий бюджет госзакупок составляет 1,6 трлн.тенге.

При этом, бюджет закупок Фонда составляет 3,5 трлн.тенге, которые не подпадают под меры государственного финансового контроля.

Следует отметить, что распространение действия Закона «О государственных закупках» на национальные компании является рекомендацией Организации экономического сотрудничества и развития, данной в ходе 2-го раунда мониторинга реализации Казахстаном Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (рекомендация 3.5).

Кроме того, законопроект содержит ряд других норм, направленных на профилактику и пресечение коррупционных проявлений, которые также исходят из положений Конвенции ОНН против коррупции и рекомендаций ОЭСР.

0
180
0