• 91269
  • 1
  • 6
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Финпол разрабатывает законопроект, который кардинально меняет механизм госзакупок

Кроме того, Агентством финансовой полиции во исполнение поручения Главы государства по усилению борьбы с коррупцией путем совершенствования законодательства разрабатывается законопроект, направленный на совершенствование системы предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения.

Особое место в нем занимают меры по противодействию коррупционным проявлениям в сфере государственных закупок, они предполагают кардинальное изменение механизма проведения конкурсов.

По данным портала госзакупок, в 2012 году было зарегистрировано почти 13 тысяч самостоятельных организаторов процедур закупок. Это значительно усложняет контроль за расходованием бюджетных средств и предупреждение коррупционных проявлений.

В этой связи, Агентством финансовой полиции было внесено предложение о наделении отдельного государственного органа функциями по организации и проведению всех конкурсов по государственным закупкам.

Это предложение поддержано и уже реализуется в рамках разработанного Министерством финансов законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственных закупках».

Данная мера позволит усилить контроль, повысить качество и оперативность проведения закупок.

Однако само по себе создание единого организатора госзакупок не решит всех существующих проблем.

Необходимо принятие комплекса дополнительных мер.

В частности, для обеспечения прозрачности предлагаем внедрение двух видов электронных реестров: реестр лиц, аффилиированных с должностными лицами единого организатора, и реестр конечных бенефициаров участников госзакупок.

Это позволит автоматически исключать любую аффилиированность при участии в закупках и последующей реализации договора. Каждая отклоненная попытка участия в конкурсе аффилиированных лиц в виде электронного отчета будет направляться в финансовую полицию для проведения профилактической работы с нарушителями.

Предлагается также обязать победителей госзакупок публиковать развернутые отчеты о движении освоенных бюджетных средств вплоть до каждого контрагента и субподрядчика.

Правоохранительные и контролирующие органы должны знать, на что расходуется каждый бюджетный тенге.

А предприниматели, работающие с бюджетными деньгами, должны быть готовы соблюдать режим абсолютной прозрачности.

Не секрет, что суммы т.н. «откатов» закладываются в бюджет еще на стадии его планирования.

В этой связи, предлагается внедрить «Единую базу цен на товары и услуги», что существенно затруднит завышение закупочных цен при планировании бюджетных расходов.

Необходимо наделить Счетный комитет и региональные ревизионные комиссии полномочиями по контролю за формированием бюджета (по опыту РФ, Турции, Великобритании).

При этом предлагается необоснованное планирование и завышение цен, а также согласование заведомо «раздутых» бюджетных расходов отнести к коррупционным административным правонарушениям.

Наряду с этим, законопроект содержит ряд поправок, предусматривающих кардинальное изменение механизма государственных закупок.

За госорганом-заказчиком предлагается сохранить только право на подготовку общей технической спецификации закупаемых товаров, работ и услуг, в соответствии с которой единый организатор будет присваивать ей категорию сложности.

Тем самым мы исключим т.н. «заточку» конкурсной документации под аффилиированных поставщиков и обеспечим конкурентную среду.

Наряду с этим, предлагается исключить проверку поставщиков на соответствие квалификационным требованиям при каждом конкурсе.

Для этого необходимо ввести реестр всех поставщиков, с ранжированием их по уровню квалификации.

К примеру, при объявлении конкурса на строительство объекта, всем компаниям, имеющим квалификацию, соответствующую сложности объекта, рассылается уведомление, и все они автоматически допускаются к участию в конкурсе. Победителем объявляется участник, предложивший наименьшую цену.

Для повышения категории квалификации поставщики могут привлекать субподрядчиков, либо объединяться в консорциумы.

Предлагаемый механизм облегчит предпринимателям доступ к госзакупкам, поскольку не нужно будет готовить конкурсную документацию на каждый конкурс, а также лишит организатора возможности отклонить заявку неугодного поставщика.

При наличии соответствующего уровня квалификации, участие в конкурсе будет сводиться лишь к подаче ценового предложения.

Также считаем целесообразным распространить действие Закона «О государственных закупках» с учетом вышеуказанных нововведений на национальные компании.

Сейчас их деятельность в сфере закупок регулируется Правилами закупок товаров, работ и услуг АО «ФНБ «Самрук-Казына», которые имеют схожие с Правилами для госорганов недостатки и нормы, способствующие лоббированию интересов отдельных поставщиков.

На наш взгляд, возвращение национальных компаний под действие Закона «О государственных закупках» позволит усилить контроль за расходованием средств, аккумулируемых в нацкомпаниях.

К примеру, в 2012 году Комитетом финансового контроля Министерства финансов выявлены нарушения в сфере госзакупок государственных органов и учреждений на общую сумму 219 млрд.тенге, т.е. более 13 % от общей суммы государственных закупок за год. Общий бюджет госзакупок составляет 1,6 трлн.тенге.

При этом, бюджет закупок Фонда составляет 3,5 трлн.тенге, которые не подпадают под меры государственного финансового контроля.

Следует отметить, что распространение действия Закона «О государственных закупках» на национальные компании является рекомендацией Организации экономического сотрудничества и развития, данной в ходе 2-го раунда мониторинга реализации Казахстаном Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (рекомендация 3.5).

Кроме того, законопроект содержит ряд других норм, направленных на профилактику и пресечение коррупционных проявлений, которые также исходят из положений Конвенции ОНН против коррупции и рекомендаций ОЭСР.

Финансовая полиция finpol
Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)
2 апреля 2013, 16:11
368

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 16005
  • 3
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 12785
  • 3
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 8170
  • 92
Опровержение на статью «Самый большой мошенник в стране – Казахтелеком»

Опровержение на статью «Самый большой мошенник в стране – Казахтелеком»

По требованию компании АО «Казахтелеком», Блог-платформы YourVision» сообщает своим пользователям, что сведения, изложенные в статье, являются непроверенными.
yvision
вчера / 15:29
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
21 нояб. 2017 / 18:36
«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

Жизнь в Алматы не всегда сладкая, как сахарная вата и мультики субботним утром. В этой ироничной статье автор блога «Almaty — My First Love» расскажет о семи причинах не любить Алматы.
AlmatyMyLove
20 нояб. 2017 / 13:12
  • 3204
  • 71
В Кызылорде нет Детского дома: мы построили 8 коттеджей для детей

В Кызылорде нет Детского дома: мы построили 8 коттеджей для детей

Тут живут будущие повара, актрисы, журналисты, боксеры, баскетболисты, певцы, поэты и многие другие талантливые дети!
socium_kzo
22 нояб. 2017 / 14:49
  • 2624
  • 0
«Развитие Казахстана самими гражданами»: миф или реальность?

«Развитие Казахстана самими гражданами»: миф или реальность?

Проблем в обществе много: даже больше, чем догадывается среднестатистический казахстанец. И тут я хочу описать несколько, с моей точки зрения, проблем нашего общества.
Advokot
18 нояб. 2017 / 23:27
В Алматы появится велосипедный коридор от Орбиты до Зеленого базара

В Алматы появится велосипедный коридор от Орбиты до Зеленого базара

В Алматы планируется строительство велосипедного коридора, который соединит юго-запад и северо-восток мегаполиса. Об этом сообщил глава управления пассажирского транспорта и автодорог Алматы.
yviNews
вчера / 14:20
  • 3045
  • 32