Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:08, 02 апреля 2013

Нужна ли Казахстану креативная экономика?

Blog post image

Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя.
Фредерик Бегбедер, «99 франков»

Сегодня, многие потребляемые нами товары и услуги несут в себе заметный отпечаток творческой мысли. Стремление быть на шаг впереди конкурентов требует от компаний постоянного новаторства, а в таких сферах как дизайн, реклама, мода, телевидение, разработка программного обеспечения креативность и инновации являются главным условием конкурентоспособности.

В 80-х годах прошлого столетия, с перемещением промышленного производства в развивающиеся страны, творческие сектора в таких странах как США, Великобритания, Франция и Германия, вошли в число приоритетных, наряду с высокотехнологичными. В 90-х это привело к “окультуриванию” экономики и упрочнению взаимосвязей между творчеством и бизнесом.

"Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности"
UK, Creative Industries Mapping Document, 1998

Первым свидетельством признания творческих индустрий стало их выделение в Великобритании в отдельную группу видов предпринимательской деятельности. По данным британской статистики, вклад творческих индустрий в экономику страны составляет около 36 млрд. фунтов стерлингов в год, а каждый десятый фунт стерлинга в структуре экспорта приносят именно творческие индустрии.

С такой долей в общем объеме казахстанской внешней торговли не может сравниться ни одна группа товаров, за исключением групп «Топливно-энергетические товары» и «Металлы и изделия из них» (69,9% и 13,1% соответственно, Агентство РК по статистике, 2012г.).

Сегодня творчество считается корпоративным капиталом, даже оружием в борьбе за конкурентные преимущества в мировом масштабе.
Фил Вуд, «Круговорот городского творчества»

На Западе процесс становления творческих индустрий сопровождался “культурной конверсией” опустевших производственных площадей, олицетворявших уходящую индустриальную эпоху. Они были переданы по наследству деятелям современности: дизайнерам, программистам, архитекторам, хореографам, представителям творческих профессий. Просторные цеха идеально подходили для организации галереей и масштабных инсталляций, шоу-румов и мастерских художников, концептуальных магазинов, арт-кафе и коворкинг-пространств.

Благодаря компактному размещению творческих групп, существовавших ранее обособленно, были созданы условия для их эффективного взаимодействия. Особую роль в системе хозяйственных отношений таких “колоний художников” приобрели законы арт-менеджмента, что в свою очередь стало приносить плоды в виде ориентированных на рынок культурных продуктов, а экономисты удовлетворенно подсчитывали дивиденды.

В отличие от технопарков и бизнес-инкубаторов, которые финансируются в основном из государственного бюджета, арт-пространства помимо доходов от предпринимательской деятельности успешно применяли механизм фандрейзинга, привлекая средства спонсоров, доноров и меценатов.

Тем временем, в Казахстане ввиду отсутствия полноценного творческого кластера и арт-рынка, независимым творческим деятелям пока отведена архаичная роль свободных художников. Казахстанский бизнес, в свою очередь, ввиду низкой конкурентоспособности отечественной продукции,  вынужден размещать заказы по разработке эксклюзивного дизайна, видеопродукции и другого креативного контента в основном в России, Украине и странах Прибалтики. Часто креативные директора казахстанских продакшн-компаний являются специалистами из этих стран.
Законодательство нашей республики на сегодняшний день не ставит прямой задачи перехода к креативной экономике. Мы строим новое индустриальное общество, взамен уже полученному историческому опыту, когда Казахстан был частью великой индустриальной державы.

При этом большого количества желающих посвятить себя строительству очередного Турксиба или освоению Целины не наблюдается, а ведь кто-то должен воплощать великие проекты в жизнь, не в кресле, а именно в поле, на объектах «Карты индустриализации». Остается одно, отвести культуре идеологическую роль привития любви к труду и воспитания не креативного, а рабочего класса.

Отсутствие большого интереса к инженерным и техническим специальностям, могли бы объяснить социологи. Человек современности стремится жить в гармонии с окружающим миром и не собирается покорять и эксплуатировать природу. В этом свете, наиболее привлекательно зазвучали в Казахстане идеи известного ученого Джереми Рифкина о зарождении сопереживающей цивилизации и Третьей индустриальной революции. Но даже, абсолютно правильный прицел на переход к «зеленой» экономике, будет недостаточным без учета роли «креативности» как ключевого понятия современности и повышения тяги общества к творчеству.

Скоро в центре внимания будет стиль жизни, а не карьера, и работа будет представляться вереницей проектов и великих начинаний.
Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале, Бизнес в стиле фанк.

Между тем, формирование креативного класса, на сегодняшний день – это устойчивый мировой тренд. Бурное развитие социальных интернет-площадок Facebook, Twitter, Youtube, позволяющих не только общаться, но и творчески самовыражаться, генерируя собственный контент, является одним из наглядных тому подтверждений.

Не удовлетворенное ролью “белых воротничков”, нынешнее поколение офисных работников отходит от статичного выполнения своих должностных обязанностей. Вместо этого, они начинают генерировать нестандартные идеи, берут на себя инициативу, ищут самореализации в качественном культурном досуге, а их образ жизни начинает походить на тот, который раньше вела художественная интеллигенция. Творчество активно проникает в работу и бизнес.

Этим и объясняется, что поколение, появившееся в нашей стране в 80-90-х годах, работе на промышленных объектах скорее предпочтет оказаться в кожаном кресле руководителя департамента одной из многочисленных национальных компаний, где будет разрабатывать безупречные стратегии и программы развития. А ввиду отсутствия в стране креативного кластера и качественных культурно-досуговых программ, продолжит сублимировать оставшуюся творческую энергию в путешествия, развлечения, автомобили, гаджеты и т.д.

Там где правила игры не позволяют выиграть, английские джентльмены меняют правила.
Гарольд Джозеф Ласки

Если мы рассчитываем на создание в нашей стране благоприятной среды, способствующей генерации большого количества креативных идей и их последующей коммерциализации, мы не можем уповать на исторические или ментальные особенности, а должны создать соответствующие правовые условия для поддержки творческих проектов граждан и формирования креативного класса.
Основными документами, где могли быть заложены правовые стимулы и условия для формирования творческого кластера являются: Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию  на 2010-2014 гг., Дорожная карта бизнеса – 2020, Закон о культуре и уже “отстрелявшийся” Национальный проект "Культурное наследие".

Blog post image

К сожалению, по итогам анализа этих документов получается, что в Казахстане творчество и индустрия – понятия, на законодательном уровне далеко не родственные и существующие на разных плоскостях. Индустрия пока является олицетворением экономического успеха страны, а культура и творчество являются теми опорами, на которых строится духовность нации, внутриполитическая стабильность и преемственность  историко-культурного наследия. Цели культурной политики весьма благородные, они и не должны опускаться до “меркантильных” интересов. Скорее бизнес и экономическая политика должны двигаться в направлении культуры и учитывать роль творческого капитала с точки зрения повышения конкурентоспособности.

Несомненно, определенные преференции на законодательном уровне заложены. Сектор «Искусство, развлечения и отдых» вошел в число приоритетных видов деятельности в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020». Налоговый кодекс предусматривает ощутимые льготы для некоммерческих видов деятельности, которые тесно пересекаются с творческими индустриями. Весьма обнадеживающе прозвучали также заявления Министра культуры и информации Кул-Мухаммед М.А. на расширенном заседании коллегии о планируемой поддержке творческой, инновационной культурной и просветительской деятельности, в том числе совместных проектов и программ с творческими союзами, неправительственными организациями, творческой общественностью.

Предпосылки зарождения творческого кластера уже наблюдается в Алматы. Исторически, на основе рыночных механизмов в городе возникли самые успешные в стране рекламные и кинокомпании, развивается индустрия моды и культурного досуга. А в результате осознанного городскими властями позиционирования города в качестве культурной столицы республики были заложены основы для зарождения новой формации творческой интеллигенции, ориентированной на соединение культурных практик и правил ведения бизнеса, появилось первое культурное коворкинг-пространство.

Тем не менее, пока о целенаправленной стратегической работе по формированию креативной экономики в республике говорить пока не приходится. Вопрос «Нужна ли стране стратегическая программа по творческим индустриям и требуется ли вмешательство государства?» остается открытым и требует изучения и обсуждения в самых широких кругах.

Мансур Смагамбетов,

Деловой еженедельник "Бизнес и Власть"

№ 10 (442), Пятница, 29 марта 2013 г.

0
888
1