Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
07:13, 01 апреля 2013

Судьба алмаатинцев

Алма-Ата, как положено столице, долгое время служила политическим, культурным и научным центром Казахстана. В советское время с такими гигантами, как АЗТМ, АДК, АХБК и другими заводами и фабриками считалась еще крупным промышленным центром. Алма-Ата была также городом студентов. С 1981 года она является единственным городом миллионером Казахстана и сейчас в ней проживает значительная часть населения страны.

В Алма-Ате всегда ощущалась особая аура, которая в первую очередь была связана с ее жителями. Алмаатинцы по праву считались более продвинутыми в образовательном и культурном плане.

Если взять казахов, то абсолютное большинство представляет второе или третье поколение тех, кто когда-то по окончанию учебы или по работе оказались в столице. Их родители были родом из разных регионов Казахстана и поэтому им  чуждо традиционное разделение на жузы и рода. Они толерантны, они были и остаются просто алмаатинцами. Таким образом, Алма-Ата как бы была местом, которое само проводило естественный отбор среди приезжих  казахов и, одновременно, сплачивая их.

Вполне естественно, к моменту распада СССР столичные жители составляли основной штат республиканских министерств и ведомств. С приобретением независимости на республиканский уровень стали выдвигаться представители других регионов, что было закономерным и объективным процессом.

Сейчас Алматы, продолжая оставаться самым крупным мегаполисом, тем не менее, не соизмеримо своей численности слабо представлен в общей структуре государственных институтов.

За все годы только один алмаатинец Касым-Жомарт Токаев последовательно возглавлял две ветви власти: правительство и сенат. Из 20 членов правительства вице-премьер Кайрат Келимбетов, министры Ерболат Досаев, Берик Имашев, Нурлан Капаров, а также председатель национального банка Григорий Марченко  родились в Алматы. К ним можно отнести министра иностранных дел Ерлана Идрисова, закончившего школу в Алматы и уроженца Баку председателя Конституционного совета Игоря Рогова. В когорте областных акимов один алмаатинец Ерлан Арын возглавляет Павлодарскую область. Практически нет выходцев из южной столицы в руководстве национальных компаний и институтов развития.  Самый влиятельный, безусловно, это Тимур Кулибаев, но здесь особый случай. Из всех перечисленных только Г. Марченко показал себя настоящим алмаатинцем, заявив о своем личном отрицательном отношении к строительству горнолыжного курорта Кок Жайляу. Остальные промолчали. Видимо, этих новых жителей новой столицы проблемы родного города уже не волнуют. Если в высших эшелонах власти алмаатинцы более или менее представлены, то процент на среднем и низовом уровне государственных органов значительно ниже.

Безусловно, снижению доли алмаатинцев в государственных и около государственных органах  способствовало потеря столичного статуса. На первый взгляд, Алматы успешно чувствует себя в новой роли. Но из-за продолжающейся официальной политики по окончательному переезду всех последних значимых компаний и институтов развития в Астану, бывшая столица потихоньку превращается в непонятный мегаполис с непонятной судьбой. Даже широко разрекламированный региональный финансовый центр Алматы так и не получил дальнейшего развития.

Алматы напоминает некогда любимую женщину, которой вроде оставили все и деньги на содержание выделяют, но при этом она лишена прежнего внимания. Все это отразилось на его жителях, которые также утрачивают прежний бренд продвинутых казахстанцев.

Конечно, многие алмаатинцы добились успехов в бизнесе и в других сферах, но их, как уже было отмечено, мало в руководстве государственных органах. Данное обстоятельство в реалиях трайбализма и непотизма, является существенным фактором. А без этого сегодняшним алмаатинцам, лишенных таких казахских особенностей, трудно пробиться наверх. Сыграло свою роль и слабое владение государственным языком. Соответственно, не находясь в центре принятия решений, невозможно повлиять на принятие решений даже в отношении своего города. Как пример, никто из властьимущих даже не поинтересовался мнением алмаатинцев относительно проекта горнолыжного курорта Кок Жайляу, который в случае его реализации ухудшит и без того плохую экологическую ситуацию в городе.

Алмаатинцы практически не замечены в политической жизни. Считанное количество уроженцев южной столицы в руководстве правящей и в других парламентских партиях. Первый заместитель партии Нур Отан Бауыржан Байбек родился в Алматы, но здесь тоже особое исключение. Вряд ли алмаатинцев привлекут политические платформы партий Ауыл и Руханият, у которых соответственно, на первом месте стоят проблемы села и оралманов. Мало их в оппозиционном лагере, но по сравнению с другими регионами они достаточно активны в социальном плане.

Сегодня Алматы задыхается от смога, чистые улицы и тротуары остались только в воспоминаниях коренных горожан, вечный транспортный коллапс, даже от снега в этом году город очистился естественным путем. Самый красивый город страны на глазах превращается в большой аул со всеми присущими ему чертами.

Но одно очевидно, алмаатинцы, которым от своих предков достались самые лучшие черты разных регионов и которые не подвержены этническому, жузовому и родовому  разделению, постепенно теряют свои когда-то высокие позиции. От этого в конечном счете теряет и государство.

И очень жаль, что, так происходит.

 
0
379
3