место в рейтинге
  • 317550
  • 671
  • 71
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ИЗБЕГАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТИ: основные тренды I квартала 2013 года

 

За отчетный период в стране произошли важные перестановки во власти, которые в некоторой степени оживили политический процесс. Растущие интеграционные устремления Москвы, заявленный в Пекине новым руководством страны курс на возрождение величия китайской нации и пост-афганский сценарий Вашингтона – формируют новые «уязвимости» для Астаны. Новое Правительство вынуждено прибегать к непопулярным мерам в условиях угрозы дестабилизации цен на мировых рынках сырья. В разных уголках страны растет гражданская активность на базе социального недовольства. Казахстан еще не вступил в фазу длительной социально-политической турбулентности. В то же время фундаментальные предпосылки к этому уже сформированы…

Итак, обо всем по порядку.

1. Главным драйвером политического процесса стал Государственный секретарь Марат Тажин. Заданные им новые качественные параметры внутренней политики, высокий авторитет в дипломатическом корпусе и экспертном сообществе приковывает особое внимание к деятельности главного президентского стратега.

Концептуальное видение Государственного секретаря остро недостает экспертному сообществу по двум актуальным вопросам повестки дня:

- во внешней политике – какова будет внешнеполитическая линия Казахстана по отстаиванию национальных интересов в рамках развития евразийской интеграции?

- во внутренней политике – какое место отводится политической оппозиции в демократизации государства и, в частности, конституционной реформе, о возможности которой говорил Глава нашего государства?

На сегодняшний день М.Тажин и его команда – интеллектуальная армада Акорды и ее последняя надежда. Экспертное сообщество ожидает четких сигналов по обозначенным пунктам повестки.

2. Возрастают социальные ожидания от деятельности Премьер-Министра Серика Ахметова. Правительство уже обнародовало весьма амбициозные цифры по наращиванию ВВП на душу населения до $24500 к 2017 году, что отражает «линейный сценарий» экономического роста. Однако все еще не видно работы по модернизации национальной экономики. Подготовительные мероприятия явно затянулись. Сейчас важно продемонстрировать хотя бы тактический успех.

Глава Правительства сосредоточился на актуализации программных документов индустриально-инновационного развития. По этой работе можно будет судить о качестве всего кабинета. Важно закрепить за новой командой статус «самого индустриального Правительства».

К большому сожалению, на коллегии Министерства образования и науки С.Ахметов озвучил невысокий уровень финансирования науки в 2013 году – 50 миллиардов тенге, тогда как в прошлом 2012 году этот показатель составил 51,3 миллиардов тенге. Таким образом, произойдет снижение этого важного индикатора национальной конкурентоспособности не только в относительных, но и в абсолютных значениях. Это означает, что новое Правительство продолжит губительную для научно-технологического потенциала политику.

На этот счет существует экспертное мнение – если расходы на науку в течение 5 – 7 лет стабильно не превышают 1% от ВВП, может наступить необратимое разрушение научно-технологического комплекса страны. Казахстан последние десять лет сохраняет этот показатель на уровне в 4-5 раз ниже требуемого для поддержания жизнеспособности науки.

Стратегическим интересам Казахстана отвечало бы финансирование  науки на уровне 2,5% от ВВП, являющийся средним показателем для стран ОЭСР, куда наша страна стремится войти. Назрела критическая необходимость финансирования отечественной науки на уровне хотя бы не ниже 2% от ВВП. Напомню, что текущий уровень финансирования науки составляет 0,19% от ВВП, то есть в десять раз ниже стратегической необходимости.

В этой связи от Премьер-Министра ожидают волевого решения.

3. Усиливающаяся неопределенность вокруг перспектив Руководителя Администрации Президента Карима Масимова, судя по всему, вынуждает его уйти в тень.

В то же время отсутствие опыта стратегического политического руководства, «регионализация» внутренней политики с переходом соответствующих полномочий к Правительству и «соседство» с мощными фигурами резко сужает его способность эффективно влиять на политический процесс. По сути, АП превращается в протокольно-церемониальный аппарат, что в целом соответствует духу административной реформы.

Сильной стороной АП является создание Службы центральных коммуникаций при Президенте РК, которая пока еще не сумела систематизировать информационные потоки государственных органов. Слабыми сторонами, по-прежнему, остаются – отсутствие мощного аналитического подразделения, острый дефицит стратегических инициатив, боязнь открытого взаимодействия с политической оппозицией, фактический провал в региональной работе и самоустранение от регулирования социальных конфликтов на местах.

4. Не совсем удачный старт взял Первый заместитель Председателя НДП «Нур Отан» Бауыржан Байбек. Назначение относительно молодого чиновника в качестве главы партии власти вселило надежды на качественные изменения в ее работе. Кроме того, на предыдущих должностях он тесно работал с молодежью. Однако уже первые его заявления в прессе вызвали массу вопросов в обществе и вызвали шквал негодований в сетевом пространстве Казнета. Благо, что человека красят дела, а не слова.

Вряд ли перед партией стоят серьезные электоральные задачи, но с учетом фигуры нового руководителя партия могла бы обратить внимание на следующие вопросы:

- репозиционирование политической партии: превращение из «партии агашек» в «партию перспективной молодежи»;

- создание на базе партии конкретных и эффективных механизмов «социального лифта» для молодежи;

- активное взаимодействие с гражданским обществом и точечная реакция на социально значимые запросы общества;

- перенесение «центра тяжести» партийной работы в регионы: партия должна максимально тесно работать с вновь созданным Министерством регионального развития, необходимо решать насущные вопросы простого населения.

Модернизация партии «Нур Отан» должна предполагать «приземление» содержательной работы. Наивно ожидать от разработки новых политических документов партии возвращения ей симпатии народа. И это не вина нового руководителя.

5. Необходимо оказать всемерную поддержку работе Председателя Агентства по делам религий Кайрата Лама Шарифа. Глава ведомства реализует системные мероприятия, направленные на переформатирование религиозного пространства Казахстана и наведение порядка в нем:

Во-первых, был принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который четко обозначил намерение государства защищать национальные интересы в религиозной сфере и обеспечить права и свободы граждан в сфере вероисповедания.

Во-вторых, осуществлена перерегистрация религиозных объединений, что позволило государству провести «инвентаризацию» конфессионального пространства, консолидировать и укрепить традиционные для Казахстана религиозные организации, запретить деятельность деструктивных культов, наносящих ущерб здоровью и имуществу граждан.

В-третьих, завершается судебно-исковая работа по закрытию религиозных объединений, не прошедших перерегистрацию. Несмотря на беспрецедентное давление международных, якобы правозащитных, организаций на Агентство по делам религий, проводится большая работа по блокированию деятельности псевдорелигиозных организаций.

Здесь уместно будет вспомнить, что после известной трагедии 11 сентября, США – всемирный оплот демократии – приняли беспрецедентные меры по усилению системы национальной безопасности. Так, было учреждено новое Министерство внутренней безопасности, а также принят закон, разрешающий специальным службам осуществлять тотальное прослушивание телефонных разговоров, перехватывать письма с электронной почты. Все эти мероприятия были направлены на восстановление режима законности и правопорядка на территории США. Мировое сообщество восприняло с пониманием вынужденные меры, и даже выразило поддержку. В том числе Глава нашего государства от имени народа Казахстана выразил соболезнование народу США, наша страна поддержала деятельность Международной антитеррористической коалиции и присоединилась к ней.

Теперь, спустя десять лет после 11 сентября, эта трагедия пришла и в наш дом. Казахстан находится под угрожающим воздействием террористической активности со стороны различных религиозно-экстремистских групп.

В-четвертых, пересмотрен порядок набора и обучения в иностранных религиозных  учебных заведениях. Список иностранных государств и религиозных учебных заведений, где допускается обучение граждан Казахстана, также подвергся ревизии.

В-пятых, обновляется и совершенствуется деятельность Духовного управления мусульман, таким образом, будет придан новый импульс системообразующей религиозной организации.

Следует отметить, что вся эта работа проведена на фоне периодической критики и нападков на главу ведомства со стороны представителей нетрадиционных для Казахстана религиозных течений.

В условиях реально угрожающих террористических атак Агентство по делам религий превратилось в министерство духовной и идеологической безопасности. По сути, выполняя ту работу, которую провалила КНБ. Другое дело, что сотрудники Агентства не носят погоны и соответственно получают зарплату меньше.

Важно, чтобы не взирая ни на какие должности, К. Лама Шариф волевым образом продолжил работу по защите национальных интересов в религиозной сфере. Нельзя допустить того, чтобы иностранные державы превратили Казахстан в арену для столкновения радикальных религиозных учений. Крепкий национальный стержень, светский образ жизни и традиционные духовные ценности – несущие конструкции государственной политики в сфере религии.

Правительству следует рассмотреть возможность укрепления материально-технической базы Агентства.

6. Наибольшее сопротивление в обществе вызывают инициативы Министра труда и социальной защиты населения Серика Абденова. Ограничение объема декретных выплат  матерям и повышение возраста выхода женщин на пенсию, по сути, являются антидемографическими и дискриминационными мерами. Возглавляемое С. Абденовым министерство по своему предназначению относится к группе ведомств, занимающихся развитием качества человеческого капитала. Справедливое нарекание общества усиливается на фоне подготовки к проведению ЭКСПО – 2017, безудержного расширения квазигосударственного сектора в нестратегических отраслях экономики, других дорогостоящих мероприятиях государства, где нет очевидного экономического эффекта.

Понятно, что инициативы министра были продиктованы ожидающимися трудностями для экономики страны. Понятно, что они идут в русле поручений Главы государства о социальной модернизации. Понятно, что некоторые инициативы исходили от руководства Национального Банка РК. Но непонятно почему мы решили вдруг экономить на своих матерях, сестрах и дочерях?!

На мой взгляд, требуется серьезная коррекция предложенных инициатив, без существенного снижения объема государственной поддержки женской половине населения. Создается впечатление, будто министра просто хотят сделать «козлом отпущения» для реализации болезненных непопулярных мер.

7. Положительную динамику развития демонстрирует Агентство по делам государственной службы благодаря активной и плодотворной работе его Председателя Алихана Байменова.  С приходом нового руководства в Агентстве произошло немало позитивных изменений:

- повышена роль и статус Агентства в системе государственного управления: работникам Агентства присвоена категория «В» административного государственного служащего, так же как и у работников Канцелярии Премьер-Министра, аппаратов палат Парламента, Верховного Суда и Счетного комитета;

- проведена работа по нормативно-правовому обеспечению административной реформы: разработаны и приняты Концепция новой модели государственной службы и Закон «О государственной службе».

- проведена работа по активизации международного сотрудничества Агентства с ведущими глобальными структурами: недавно проведена учредительная конференция Регионального хаба в сфере государственной службы – совместный с Программой развития ООН проект.

Перед Академией государственного управления при Президенте РК поставлена задача – превращение Академии в центр генерации и распространения идей меритократии.

Во всех своих публичных выступлениях А. Байменов неустанно повторяет тезис о том, что синонимом словосочетания «государственная служба» является «Служение Нации».

Несмотря на определенный скепсис относительно предпринятых мер, следует отметить, что именно А. Байменов привносил в эту сферу системные улучшения и, тем самым, обеспечивал лидерство Казахстана в реформировании государственной службы.

8. Низкая эффективность Министра иностранных дел Ерлана Идрисова непростительна в условиях динамично меняющегося мира.

МИД – Министерство Независимости, который постоянно находится на самом переднем краю в борьбе за национальные интересы Казахстана. Слабое руководство им может привести к потере суверенитета. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас.

Во-первых, фактически, вся работа по внешнеполитическому сопровождению процесса евразийской интеграции перешла к Заместителю Премьер-Министра К.Келимбетову и Министру по делам экономической интеграции Ж.Айтжановой.

Во-вторых, неоправданно затянулась разработка государственной программы «Азиатский вектор развития». Тем самым, уже в который раз саботируется поручение Главы нашего государства о превращение МИД в орган внешнеэкономического сотрудничества для привлечения в Казахстан зарубежных инвестиций и технологий, прежде всего из высокодинамичных государств Азии.

1) Почему в Казахстане до сих пор нет посольства Республики Сингапур?

2) Какие условия объективного или субъективного характера препятствуют этому?

3) Изъявляло ли желание сингапурская сторона открыть в Казахстане свое посольство и какие меры принял Казахстан инициативно для способствования этому?

На мой взгляд, следует вводить рейтинг послов по объему привлеченных в Казахстан инвестиций и технологий. Аналогичную работу надо проводить и в отношении иностранных дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане.

В-третьих, вызывает беспокойство откровенно непаритетное для Казахстана взаимодействие с Россией, которая частенько начала прибегать к недружеским акциям в отношении официальной Астаны. Бросающаяся в глаза несоразмерность фигур С.Лаврова и Е.Идрисова будет на руку Москве, но не нам.

В-четвертых, эффективность работы Совета по внешней политики вызывает вопросы. Министр так и не сумел организовать эффективную деятельность диалоговой площадки для экспертного сопровождения внешней политики Казахстана. И это понятно, ведь инициатива о создании экспертного органа исходила не от самого министра.

В-пятых, полагаю обязательным ведение внешнеполитических переговоров на государственном казахском языке. МИД до сих пор не решил для себя дилемму – подбирать кадры, исходя из знания казахского языка или профессионализма. Хотя такой дилеммы не должно было быть.

Действующий Министр является кадровым дипломатом и зарекомендовал себя с положительной стороны на посольских должностях. Однако в условиях осложнения внешнеполитического фона вокруг Казахстана необходимо более эффективное отстаивание  национальных интересов страны.

В системе МИД неоправданно засиделись не менее достойные кандидаты на должность министра. Прежде всего, Кайрат Сарыбай и Нурлан Ермекбаев.

 

*   *   *

Системные риски для устойчивого развития Казахстана сохраняются. Авторитарный характер политической системы, сырьевая ориентация экономического уклада, преступно низкий уровень готовности сил и средств национальной безопасности, отсутствие общей консолидирующей идеологии, слабое национальное самосознание и религиозная безграмотность создают предпосылки как для появления внутренних тенденций, ведущих к потере государственности, так и для слабого сопротивления попыткам осуществления экспансии извне.

Наиболее важным политическим вызовом для Казахстана остается передача власти новому лидеру. Совершенно непредсказуемое поведение элитных групп и внешних сил при передаче власти вызывает обоснованные опасения относительно возможной дестабилизации ситуации в стране. Гражданское общество не готово гарантировать приверженность ценностям мира и согласия при возможной кризисной ситуации.

Руслан Жангазы

политолог

Фото – www.alau.kz

 
Руслан Жангазы zhangazy
технополитолог - эксперт в области исследования и разработки национальной научно-технологической политики
1 апреля 2013, 12:12
1149

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Сокурсник Илона Маска инвестировал в образовательные проекты, и теперь хочет создать в Казахстане рабочие места на глобальном рынке аутсорса.
Zhumanova
18 мая 2017 / 13:38
  • 52160
  • 23
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
вчера / 11:08
  • 7520
  • 26
А-ля Астана: новый город начали строить на левом берегу Сырдарьи

А-ля Астана: новый город начали строить на левом берегу Сырдарьи

Свершилось! Сегодня в Кызылорде приступили к застройке левобережной части Сырдарьи. Через 10 лет на месте этого пустыря будет шумный и современный новый город, наш престижный деловой Левый берег!
socium_kzo
17 мая 2017 / 17:39
  • 5159
  • 8
Пристань для обиженных людей. Как Жарылкап Калыбай Родину поменял

Пристань для обиженных людей. Как Жарылкап Калыбай Родину поменял

Этот несомненно талантливый, яркий, достаточно харизматичный журналист приобрёл себе много поклонников в среде оппозиционно-либеральной интеллигенции. Теперь они вновь, стоя, аплодируют своему кумиру.
openqazaqstan
17 мая 2017 / 16:01
  • 4571
  • 57
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 3977
  • 32
Кого нам ждать: обнародована культурно-развлекательная программа EXPO-2017

Кого нам ждать: обнародована культурно-развлекательная программа EXPO-2017

Рианны не будет (как и ожидалось, в общем-то). Зато будут Мумий Тролль с Би-2, Эрос Рамазотти, 30 Seconds to Mars, и даже почему-то Limp Bizkit. А также фестивали J Azzia и "The Spirit of Tengri".
Clair-de-la-Lune
18 мая 2017 / 1:19
  • 3961
  • 11
Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Попасть в притоны на алматинском проспекте Сейфуллина, которых, как бы ни старались полицейские, меньше не становится, теперь можно, только зная явки и пароли.
Mirogloff
19 мая 2017 / 13:25
  • 3901
  • 32
В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

Икона "Умягчение злых сердец" несет особые - сакральные, духовные смыслы. Ее намоленность ощущается даже за те секунды, пока прикасаешься губами к образу.
ValentinaVladimirska
20 мая 2017 / 0:09
  • 2861
  • 0
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
вчера / 10:57