Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
22:08, 31 марта 2013

О модернизации пенсионной системы в Казахстане

Последние новости о грядущей модернизации пенсионной системы заставляют меня невольно задуматься о ней.

Blog post image

По данным  Агенства Республики  Казахстан по статистики население Казахстана находится на пороге старости. К началу 2011 года доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 6,6%, что по шкале демографического старения ООН означает: население страны находится на пороге старости. Согласно прогнозу ООН в 2050 году доля населения старше 60 лет в Казахстане составит 25.4%,  когда в целом к этому времени 22% населения земли будет пенсионерами, и во всех развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходиться по пенсионеру. С учётом сложившейся тенденции демографического старения населения, увеличения продолжительности жизни пенсионеров, большинство стран столкнутся с дефицитом пенсионной системы. В связи с этим с 1994 года начались дискуссий о пенсионной реформе, в частности  в докладе Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения» предлагалось введение обязательного накопительного элемента — накопительных пенсий. Что и было сделано в Казахстане в 1996 году. Был принят закон «О пенсионном обеспечении», наряду с повышением возрастного порога выхода на пенсию с 55 до 58 лет у женщин и с 60 до 63 лет у мужчин, а также получен кредит в размере 300 миллионов долларов от МВФ и МБ. С 1998 года работники начали вносить взносы на индивидуальные пенсионные счета за 10% ставкой от зарплаты.

Как мы знаем, накопительная  пенсионная система  впервые была отработана «чикагскими мальчиками» во главе с Милтоном Фридманом, которые ликвидировали государственную пенсионную систему в Чили 1980 году и создали частные накопительные компании с легкой руки Пиночета. Итогом этих неолиберальных реформ можно считать  крах и реформирование нынешней пенсионной системы в Чили. Поэтому отказ от Чилийской модели является своевременным для Будущего Казахстана, а полное возвращение к солидарной системе обязательного пенсионного обеспечения модернизированной под демографические реалии Казахстана является актуальным, прекратив превращать Казахстан в лабораторию МВФ и МБ для проведения экспериментальных реформ, которые чужды нашему менталитету и традициям, подвергая будущие наших детей и внуков в небытие.

Как гласит социальная концепция неолиберализма, каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт, все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции. Так же как и в либерализме, социальная концепция неолиберализма игнорирует коллективную природу человека, придерживаясь индивидуализма, стимулируя эгоизм и развивая эгоцентризм, что в свою очередь подрывает основы коллективного общества, доверия, уважения и заботы.

Отсюда и вытекает проблема с дефицитом пенсионной системы. Эгоист не хочет платить за кого-то, даже за своих пожилых родителей. В западных либеральных странах это нормальная тенденция, которая входит в традицию. Поэтому тот факт, что  в 2050 году на каждого работающего гражданина будет приходиться по пенсионеру, естественно стало проблемой, которую пытаются решить, чтобы каждый будущий пенсионер заранее позаботился о своей старости. Казахское общество исторически было коллективным, в связи с тем, что только сильный коллектив, семья, племя могла выжить в нашем традиционном кочевом образе жизни. Это впиталось в нас, это наш менталитет, который кстати был закален в советское время, духом коллективизма уже в эпоху когда мы перешли на индустриальное развитие. Для нас не проблема, то что является проблемой для запада. Не стоит гнаться, не учитывая нашу историю, менталитет, традиции и культуру за европейским стандартом, который искусственно навязывается.

Корень проблемы дефицита пенсионной системы которое ожидает нас, заключается не в том, что более молодое поколение не сможет в рамках солидарной накопительной системы платить пенсию старшему поколению, которое выйдет на заслуженный отдых. Проблема в том что либеральная, неолиберальная идеология эгоизма, эгоцентризма, индивидуализма и меркантилизма привела к демографическому кризису старения населения за счет снижения рождаемости. Коллективная сила семьи подвержена разрушению, отказом от ответственности за будущее поколение и доверия к детям и близким, тем самым эгоист верит только в свои силы, и строит свою жизнь и старость для одного себя или очень ограниченного числа людей, крайние формы этих принципов не дают ему доверять свою старость своим детям, а также не позволяет брать на себя бремя за родителей и обеспечивать их старость.

Какой Казахстанец откажеться от своих родителей? И не обеспечит им достойную старость? Какой Казахстанец не даст достойное воспитание и образование своим детям, чтобы обеспечить себе достойную старость?

Поэтому проблему надо решать в корне, а не прикрываться идеологическими принципами, которые чужды для нашего общества и выполнять как узко мыслящие и твердолобые рекомендации либерального общества. Первоначальной задачей в решении данной проблемы является отказ от либеральных принципов, и переход к коллективному, солидарному обществу наших предков, и направить все силы для того чтобы в первую очередь повысить рождаемость в Казахстане на достаточный уровень, и дать будущим поколениям правильное воспитание, обеспечить качественным образованием, и возможностями реализации своих идей и потенциалов, тогда проблема дефицита пенсионной системы будет решена, через доверие, ответственность и трансферт между поколениями — от младшего поколения к старшему по солидарному принципу.

Вопрос пенсионного фонда заключается только в том как эффективно использовать солидарную пенсионную систему, как ее модернизировать под демографические реалий Казахстана, а не в создание единого государственного накопительного фонда, или в повышении пенсионного возраста женщин. Предлагаемые пути правительством на данный момент не являются новыми и эффективными механизмами генерирования доходов в государственный сектор. Более того, это ведь абсурдно при средней продолжительности жизни женщин 73 лет (по прогнозам 2011 года в Казахстане) повышать возраст выхода на пенсию до 63 лет. Мы рождены работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать! Жизнь человека по среднестатистическим данным на сегодняшний день условно можно разделить на три этапа: 1/3 срока жизни до 25 лет на формирование и становление, 1/3 срока до 50 лет на реализацию потенциала и трудовой деятельности  , 1/3 срока для того чтобы пожинать плоды трудов. Поэтому, мы не должны искусственно отбирать время и заслуженный отдых из за неэффективных и некачественных механизмов государственной машины управляемой правительством, у которой не в полной мере получается провести замену данных механизмов, и перейти на новый качественный уровень менеджмента. Решать проблему бюджета надо не за счет кармана своего населения, а за счет иностранного капитала, который чувствует себя как хозяин в нашей стране!

Резюмируя свои мысли, хочу сказать, что грядущая модернизация пенсионной реформы, которая собирается проводиться это петля на наши шей. Боюсь что правительство не справляясь с проблемами, решается поменять курс от принципов социального государства, и данная модернизация это один из шагов к новому Будущему Казахстану. Затяните по уже ремни и готовьтесь!

 
3