Газета «Литер». Статья ответственного секретаря Агентства М. Мурзалина: «Под одним шаныраком»

АДР РК March 29, 2013
1706
0
0
0

Перспективы, содержание и приоритеты укрепления межконфессионального и межэтнического согласия в Республике Казахстан как важное составляющее социальной модернизации Казахстана Еще раз перечитал...

Перспективы, содержание и приоритеты укрепления межконфессионального и межэтнического согласия в Республике Казахстан как важное составляющее социальной модернизации Казахстана

Еще раз перечитал прошлогоднюю программную статью Президента Н.А.Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и в очередной раз имел возможность убедиться, что, воистину, время ничего не может сделать великим мыслям.

А вот мое отношение к статье и ее понимание со временем изменилось, стало глубже. Поймал себя на мысли, что изначально как государственный служащий воспринимал ее, в первую очередь, как руководство к действию.

Ведь не простого исполнения своих поручений ждет от нас Президент. Он обращается к каждому казахстанцу как к Гражданину, патриоту своей Родины, соратнику в построении нового суверенного, демократического, экономического развитого государства.

Действительно, за годы независимости сделано очень многое. Нам есть чем гордиться. И темпы социально-экономического развития нашей страны поражают не только и не столько нас, сколько наших партнеров по мировому сообществу. Но время не стоит на месте, продолжается не только планомерный рост экономики Казахстана, но и социальная модернизация нашего общества.

Но тут надо сказать и об обратной стороне медали. Постиндустриальное общество, к которому мы стремимся, и на пути к которому мы добились значительных успехов, по существу является потребительским обществом. А, как известно, одной из основных черт такого общества является массовое социальное иждивенчество. И все это на фоне еще не забытого нами патерналистского прошлого, оставшегося нам в наследство от канувшего в Лету Советского Союза.

Возьмем, например, очень тонкую и деликатную сферу межэтнического и межконфессионального согласия. Много лет успешно функционирует созданная по инициативе Президента Ассамблея народа Казахстана. Во всех регионах страны работают Малые Ассамблеи. Неоднократно они выступали как эффективный инструмент профилактики и разрешения конфликтов на межнациональной почве.

18 мая 2011 года создано Агентство по делам религий, призванное осуществлять государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.

Реализация принятого в октябре 2011 года Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» позволила навести определенный порядок на религиозном поле страны. Из 4551 религиозного объединения, числящегося на бумаге, после перерегистрации осталось 3088 объединений, которые представляют 17 конфессий.

Но ведь все это де-факто меры государственного регулирования.

И когда Глава государства в своей статье пишет: «В фокусе моего внимания – забота о каждом казахстанце. И это необходимо, потому что от решения социальных вопросов зависит жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны» невольно начинаешь задумываться, а в чем заключается ответ каждого из нас на этот актуальнейший тезис?

Почему мы не вспомним слова другого Президента – Джона Кеннеди, ставшие уже классикой современной политической культуры: «Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, спроси, что ты сделал для Родины?»

Президент принципиально обозначил одну из самых злободневных проблем современного Казахстана: «Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп». Он же определил основную причину этого – «социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи».

Мне кажется, у этого социального явления есть еще один важный аспект – это не только инфантилизм молодого человека, попавшего в ловушку времени, это и инфантилизм и безразличие людей, которые его окружали. Многие ли из нас остановили старшеклассника, впервые взявшего в руки сигарету, или усмирили хулигана, обидевшего беззащитного? Предпринял ли кто-либо из нас решительные меры, чтобы остановить молодого человека на самом первом этапе, когда у него только появились непонятные друзья со странной внешностью?

Я вспоминаю перестройку и «лихие» 90-е: тогда многие не смогли найти себя в новой жизни, сломались, «потерялись». Но многие выстояли, показали характер, заложили основу благосостояния нынешнего Казахстана. Это называлось «шоковой терапией».

Таким же шоком для нашего общества стал рост экстремистских настроений и террористические акты в Атырау, Актобе, Таразе. С одной стороны, они показали нам, что, к сожалению, определенная часть наших соотечественников «заблудилась», не смогла найти достойное место ни в бурно развивающейся экономической жизни страны, ни в социуме. Новом казахстанском социуме, ключевыми определениями которого стали слова «демократизация», «толерантность» и «гражданское общество».

С другой стороны, они, я надеюсь, раскроют здоровый потенциал нашего общества, сплотят его для решения ставшей перед нашей страной и народом проблемы религиозного экстремизма и терроризма.

Общество не должно ждать, когда власть решит эту проблему – государству в силу объективных причин одному это не по плечу.

Президент в своей статье уже предложил целый ряд решений, и одно из них – это усиление активности граждан, стремления людей активнее защищать свои права и свободы, повышение степени самоорганизации общества.

 

Оцените пост

0