Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
23:42, 26 марта 2013

День театра. Год театра. Жизнь театра

Blog post image

27 марта на планете отмечается Всемирный день театра.

В этом году день театра для меня - особый. Потому что сам театральный сезон мы с @okinownik «открыли» самым волшебным образом - в ташкентском театре «Ильхом». И в этот праздник я вспоминаю сентябрь прошлого года, когда я впервые перешагнула порог вселенной «Ильхома»...

У ценителей театра при слове «Ильхом» замирает сердце. Вот уже почти четыре десятилетия этот ташкентский театр является символом независимого искусства во всей Центральной Азии.

«Ильхом» расположен в центре Ташкента, но если не задаваться целью искать его – случайно не наткнешься. В окружении стадиона «Пахтакор» и кинотеатра «Панорама» скромное здание «Ильхома» теряется. Но стоит переступить его порог – за ним теряется вся остальная страна. Потому что «Ильхом» - это даже не театр. Это целая вселенная.
 

Во вселенной «Ильхома» есть центр, вокруг которого, как вокруг солнца, вращается все – это его основатель, режиссер Марк Вайль. Вайля не стало в 2007 году. Режиссер был убит за день до открытия 31-го театрального сезона возле собственного подъезда. Причиной послужила постановка «Подражания Корану», которую местные исламисты сочли кощунством. Два года назад убийцы режиссера получили тюремные сроки.

 

«Подражаниями Корану» в «Ильхоме» в начале сентября 2012 года открыли уже 37-й сезон. Спектакль долго не играли, но в память о мастере решили восстановить. Принципиально. Из старого состава, который был задействован в постановке еще в начале 2000-х, остался только один актер – заслуженный артист Узбекистана Сейдулла Молдаханов. Компанию ему на сцене сегодня составляют выпускники школы-студии при театре.

 

«По-моему нам этих ребят, эту седьмую студию, сам Марк послал, чтобы театр продолжал жить», - говорит Молдаханов. После премьеры он сидит вместе со зрителями в театральном буфете (хотя скорее – баре) и приветствует каждого. В «Ильхоме» нет случайных людей – публика здесь хоть и очень разношерстная, но постоянная. Пока я разговариваю с актером, к нему то и дело подходят и молодые ребята, и люди постарше, благодарят за спектакль. И называют тут Сейдуллу Молдаханова очень нежно: дядя Саша.

 

Заметно, что после спектакля дядя Саша устал. Говорит, что пришлось сильно похудеть, чтобы вернуться к роли и выглядеть достойно на фоне юных коллег. «Подражания» «ильхомовцам» даются сложно не только в эмоциональном плане, но и в физическом – в нем непростая хореография. Но пока в театр приходит зритель, пока его ценят и на родине, и за границей, «Ильхом» не боится ничего – ни усердной работы, ни политических передряг, ни финансовых трудностей.

 

Сразу же после спектакля худрук «Ильхома» Борис Гафуров просит зрителей почтить память Марка Вайля минутой аплодисментов. Все цветы, которые зрители вручили актерам, через несколько минут после окончания постановки оказались у портрета мастера в фойе театра. Здесь так принято, здесь основатель «Ильхома» до сих пор жив, и именно им жив театр.

 

Гафуров рассказывает, что после гибели Вайля театру пророчили скорое закрытие. Но несмотря ни на что, «Ильхом» по-прежнему есть, он все так же нужен и актуален. Просто в истории театра начался новый период.

 

Все, кто работает в «Ильхоме», говорят о нем с любовью и пристрастием. Из-за этой любви и Сейдулла Молдаханов, и Борис Гафуров, которые востребованы как актеры в российском кино, остаются здесь. Из-за этой любви в студию театра каждый новый набор приходят молодые люди, мечтающие стать частью вселенной «Ильхома». Из-за этой любви в театре никогда нет свободных мест.

 

На было их и на открытии сезона. Полтора часа публика в ошеломленном молчании следила за действием, хотя практически каждый из пришедших спектакль уже видел – тогда, почти десять лет назад, когда его поставил Марк Вайль. Несмотря на сильнейшее впечатление, которое производят «Подражания Корану», описать происходящее на сцене сложно. Практически невыполнимо. Это, что называется, надо видеть. Скажу только одно: этот спектакль невообразимо смел. До такой степени, что невозможно представить ничего даже отдаленно похожего ни в одном из театров Казахстана. Нам бы такого не позволили.

 

А за стенами маленького, но храброго «Ильхома» продолжает биться пульс столицы Узбекистана. Страны, в которой все меньше людей говорят на русском языке, в которой мужчине уже считается неприличным обратиться на улице к незнакомой женщине, в которой обменять иностранную валюту легально практически невозможно, но люди живут с улыбкой на лице.

 

С такой же снисходительной улыбкой строгое высшее руководство страны закрывает глаза на «Ильхом». Ему хоть не помогают, но зато и не мешают. Так он и продолжает жить уже тридцать седьмой год подряд – театр-легенда, театр-дыхание, театр-вселенная.

6
359
1