Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
13:24, 24 марта 2013

21 Марта. Наказаны «рублем».

Инвестировано - 3 264 881 тг.
Заработано - 781 495 тг.

Этот пост, я уверен, особенно будет интересен тем, кто планирует импортировать товары или оборудование из стран Таможенного союза. А еще в этой записи я пишу о первом крупном «проколе» магазина Просто Хобби. Потому что, вне всякого сомнения, заплатить более 100 тысяч тенге на ровном месте иначе как «проколом» не назвать. При чем здесь, спросите вы, Таможенный союз?

В июле этого года исполнится 2 года официальному запуску Таможенного союза (ТС) между Казахстаном, Россией и Белоруссией – 1 июля 2011 года на границах между этими странами был отменен транспортный контроль. По задумке создателей, приобретение товаров в «союзной» стране должно было стать такой же простой процедурой, как если бы съездить за покупками в соседний город. Я, как экономист, обеими руками поддерживаю идею такой интеграции, потому что верю, что разрушение всяческих административных барьеров благотворно повлияет на развитие бизнеса.

tamozhennyiy-soyuz

Конечно же, полноценно это работает только в том случае, когда бизнес готов «выйти в свет», когда он уже обеспечивает внутренний спрос и может конкурировать с импортом. На примере атырауского продуктового рынка можно наглядно удостовериться, что наш бизнес пока не в состоянии прокормить страну - 90% пищевых продуктов попали на прилавки городских магазинов из-за бугра.

Сейчас анализируя весь процесс приобретения мебели ИКЕА в Самаре, я понимаю, что некоторые задумки создателей ТС могут стать реально выгодными для казахстанского бизнеса. В частности, одним из плюсов является принцип избежания двойного обложения НДС, согласно которому при приобретении товаров НДС уплачивается покупателем в своей же стране.

Объясню на примере покупки мебели ИКЕА. Как вы помните, после того, как мы разработали дизайн и выбрали модели мебели, мы заключили договор купли-продажи с ИКЕА, на основании которого они выставили нам счет на оплату. В сумму этого счета был включен российский НДС, который равен 18% (25 712,69 рублей внутри общей суммы 168 561 рублей). Но по канонам Таможенного законодательства, магазин ИКЕА должен был выставить счет БЕЗ НДС, на чистую стоимость товаров (142 848,31 рублей). НДС должен был быть оплачен нами, покупателем товара, после прохождения границы, в размере 12% - ставки, действующей в Казахстане. То есть, если бы мы придерживались такого сценария, мы бы уплатили НДС в размере 17 141,80 рублей, на 8 570,89 рублей или почти 43 000 тенге меньше.

Но всего этого я не знал, а если быть точнее, глубоко заблуждался, считая, что если я покупаю товары с российским НДС, то при ввозе в РК дополнительный НДС платить не нужно. Я не знал, что продавца нужно заранее предупреждать о том, что счет нужно выставить БЕЗ НДС, и что в договоре лучше предусмотреть пункт, о том, что товары реализуются по нормам ТС и стороны соглашаются об взаимном обмене необходимыми документами. Обо всем этом меня «просветили» в Налоговом департаменте уже после приобретения мебели, и «обрадовали» новостью, что 12% НДС за ввоз товара мы все равно должны оплатить. И так как продавец теперь ни за что не переделает счет и не вернет уплаченный НДС, то 12% будут исчисляться с общей стоимости (20 227,32 рублей или 100 934 тенге).

Это был жестокий удар по нашему бюджету… Незнание закона и неопытность стали причиной потери 100 тысяч тенге, которые мы могли потратить на приобретение книг или каких-либо рекламных мероприятий. Этот урок я запомню надолго, а чтобы и вы не попали в такую ловушку, я сделал простенький work flow, чтоб он служил для вас ориентиром при осуществлении таких покупок.

Процесс приобретения товаров по ТС
Процесс приобретения товаров по ТС

Кроме уплаты самого налога, покупатель товара обязан сдать в налоговый орган Декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам (форма 320.00), к которой обязан приложить следующие документы (пункт 3 статьи 276-20 Налогового кодекса РК):

  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде;
  • Подтверждение уплаты НДС с банка (выписка или копия платежного поручения);
  • Договор, на основании которого приобретены товары (там должны быть указаны полные реквизиты сторон, номера регистрации и банковские счета);
  • Счет-фактура от Продавца;
  • Товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров (в нашем случае мы приложили копию накладных со склада ИКЕА и талон о прохождении границы от транспортной компании);

Все эти документы должны быть сданы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом (налоговым периодом является месяц, когда вы импортировали товар). И если вы не успеете отчитаться или уплатить НДС вовремя, пеняйте на себя – карающая машина Налогового комитета действует безжалостно. Удачи вам!

1
174
0