место в рейтинге
  • 121297
  • 739
  • 36
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Никто кроме тебя

21 марта был четвертый показ кантаты-балета «Кармина Бурана» Карла Орфа, либретто Г.Туткибаевой. Но этот пост не об этом. Вернее, не столько о Кармине, сколько о пользе повторных просмотров спектаклей. Я его смотрела и слушала во второй раз.

Да простят меня истинные знатоки и ценители искусства, но практически всегда впервые на спектакль я иду с девственно чистым сознанием. Моя соратница по операм же обязательно изучит либретто, какие будут партии, кто их когда исполнял, просмотрит имеющийся в сети видео материал, прослушает аудио, а то и почитает форумы на предмет отзывов. За несколько дней до того как, ее распирает желание поделиться со мной и сюжетом, и характерными особенностями произведения, историей его создания, и отдельными хитовыми ариями... Но она уже знает, что максимум, что я готова предварительно узнать – это историю создания и может быть характерную особенность. Объясню почему. Вот если Вам рассказать вкратце о фильме Эльдара Рязанова «Гараж», у Вас появится желание его посмотреть? Скучно и, по сути, ни о чем, скажете Вы. А при этом фильм гениальный. Многие сюжеты, использованные в операх Верди, – это же полный ужас. Именно перед ними я просматриваю программку и, приглаживая волосы, встающие дыбом, каждый раз отчаянно вопрошаю: «почему не предупредили, что все так страшно?» И все равно отказываюсь узнавать заранее. Чтобы без предварительных ожиданий.

Кантата-балет «Кармина Бурана» - вообще уникальный случай. Текст на латинском языке без каких-либо титров на экране. В программке есть общий сюжет, похожий на памятку-страшилку для вступающих в партию. Дескать, дается шанс, но будут искушения. Вот один мальчик поддался Року и исчез во мраке. Роли – Баритон, Тенор, Сопрано, Юноша, Девушка, Рок, Флора, Зефир, Соблазнительница и солист хора.

Одним словом, в первый раз я была совершенно не готова к образам и сюжетным поворотам. Нужно было активно впитывать картины, звуки, костюмы. Тут же размещать предложенные персонажи по полочкам, чтобы картина мира осталась вокруг своей точки сборки. В сентябре 2012 года был некоторый шок от появления мэтра ГАТОБ Талгата Кузембаева в костюмах Солнца и Луны. Его же роль пьяного монаха (спасибо произведениям о Робине Гуде) показалась спасительным буйком в потоке Кармины. Но опять же, когда в роли Луны баритон Талгат Кузембаев стал брать высокие ноты, это показалось как минимум очень странным. Тогда же в первый раз увидела Дану Таласпекову. Но и это был шок, потому что в начале она появляется, но не поет. Только величественно проходит мимо. А ее антипод – Рок не поет в принципе, потому что он артист балета. Непонятный персонаж, вообще не упомянутый в программке, одетый в костюмы с цилиндрами (как потом оказалось, Дулат Токанов, выступающий в Кармине Буране инкогнито) был определен как синхронный текст к кабачным безобразиям и прочему. Но вынос на сцену настоящего чуда в перьях повлек совершеннейший когнитивный диссонанс, чтобы это, черт возьми, не значило. То, как это чудо пело странным голосом со странными переливами, вызвало массу вопросов. Главный из них – кто это??? И почему вокруг него танцоры с топорами? Может это и есть Зефир? Причем, не в смысле ветерка, а именно взбитая с сахаром белковая масса?

Единственный, кто оставался непоколебимым центром восприятия – это Нурлан Конокбаев. Он четкой нитью идет через весь спектакль. Его персонаж (конечно же Юноша) вполне логичен и понимаем с первого раза. Да и сам Нурлан Конокбаев узнаваем по другим ролям.

При всей этой какофонии звуков и видеоряда, Кармина Бурана «цепляет». Она просто будоражит и не отпускает. И на волне бураности были прочтены стихи (в переводе), написанные еще в XIII веке. Были прослушаны отдельные арии и хоровые партии. Чудо в перьях оказалось Жареным Гусем. В ряду принцесс, трубадуров, влюбленных поэтов, гонцов, в конце концов, роль Жареного Гуся весьма оригинальна. Как, собственно, и музыка Орфа.

Одним словом, просто необходимо было еще раз это все увидеть и услышать, не тратя ни минуты из драгоценного одного часа спектакля на удивление и шок.

Как говорит народная мудрость, «нельзя в одну реку войти дважды». Так и невозможно попасть на совершенно одинаковые спектакли. Как мне кажется, нет серой массы, упомянутой в Кармине. Каждая личность уникальна сама по себе. Более того, каждый человек в разные моменты своей жизни может быть совершенно разным.

К тому же в спектаклях могут быть замены. Благодаря которым можно, к примеру, узнать новые для себя имена и голоса. 3-го марта в опере «Абай» впервые увидела и услышала Шахимардана Абилова. Именно он изображен в роли Абая на билбордах по городу.

Тогда Шахимардан Абилов показал совершенно другого Абая. Лично для меня образ Кунанбаева еще с детства сложился несколько однобокий. Этакий упитанный человек, сидящий на корпе, играющий на домбре, сочиняющий или переводящий стихи. Совершенно не от мира сего и выступающий неким таким альтруистом - защитником униженных и оскорбленных. И, честно говоря, этот образ так с детства и не пересматривался. Шахимардан Абилов показал, что Абай на самом то деле мог дать отпор кому угодно. Иметь неприкосновенный авторитет как среди своих, так и среди чужих. И быть при этом человеком глубоко и остро переживающим боль. Это было видно по его арии – плачу по отравленному Айдару. Такой массовый эффект от баритональных партий видела впервые. Сейчас я понимаю, что именно такой Абай вероятнее всего ближе к реальному. Спасибо г-ну Абилову за это.

В Кармине Буране была, кажется, только одна замена – вместо Талгата Кузембаева пел Айдос Жабагин. Кстати, теперь можно наверняка сказать, что роль Рока исполнил Азамат Аскаров, Девушку танцевала Жанель Тукеева, Флору – Динара Есентаева, Зефира – Азамат Жанкабаев, Соблазнительницу – Айнур Абильгазина. А Жареный Гусь, указанный как тенор, – это Болат Канагатов. Ну и конечно же уже упомянутые Нурлан Конокбаев и Дулат Токанов.

Надо отметить, что артисты подобраны очень точечно. Во второй раз получилось это заметить. У Айдоса Жабагина статичные роли получаются, как мне кажется, лучше динамичных. И у него Солнце и Луна. Дулат Токанов оживит и покажет в разных красках любой персонаж, поэтому у него яркая личность в цилиндрах. У Болата Канагатова специфичный голос. Не знаю, у кого бы Жареный Гусь получился убедительнее. Удивительно, но даже нашли подходящих по комплекции среди артистов балета для ролей мясников. Дана Таласпекова стала самим воплощением Фортуны. К примеру, такая прекрасная драматическая певица как Гульзат Даурбаева была бы в этой роли не так гармонична. Даже то, что на роль чистой прекрасной Девушки была выбрана Жанель Тукеева, а Соблазнительницы - Айнур Абильгазина (и в этой же компании Айгуль Дуйсекова и Наргиз Мирсеидова) очень характерно и точно. Причем отнюдь не по каким-то личным качествам, о которых я и понятия не имею. Все-таки права была Маргарита Владимировна Соловьева на лекциях по драматургии, когда говорила, что король Янковский и король Леонов – это два совершенно разных короля. И королевы у них разные. И королевства. При абсолютно одинаковых сценариях.

Каждый спектакль, даже если уже и увиденный до этого, открывается по-новому. Я трижды смотрела «Лебединое озеро», по два раза «Щелкунчика», «Любовный напиток», «Абая» и «Кармину Бурану». Могу со всей ответственностью заявить, что это одиннадцать разных спектаклей. И пойду смотреть и слушать снова. Потому что каждый человек, а тем более артист уникален. И никто кроме него так не раскроет свой персонаж.

 
MadinaR
Импрессионист
22 марта 2013, 23:14
1977

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 32650
  • 194
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15294
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16600
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 12159
  • 3
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11884
  • 59
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8310
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7650
  • 87
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
вчера / 18:36
«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

Жизнь в Алматы не всегда сладкая, как сахарная вата и мультики субботним утром. В этой ироничной статье автор блога «Almaty — My First Love» расскажет о семи причинах не любить Алматы.
AlmatyMyLove
20 нояб. 2017 / 13:12
  • 2501
  • 70