Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
10:02, 20 марта 2013

История мирового кино в призах и премиях (1946-1957)

Обычно принято читать курс по «Истории мирового кино» по хронологии и странам: итальянский неореализм, «французская новая волна», «английские рассерженные» и т.д. Читая свой курс «История кино» для режиссеров университета «Туран», я решила посмотреть – как это общепринятая история сочетается с историей кино в призах? Как призы Канн, Венеции, Берлина, Москвы, премия «Оскар» влияли на мировое кино? Плюс отметим немного коммерческих фильмов, которые остались в истории. Еще хотелось увидеть фронтальную историю развития мирового кино, то есть не только западного – европейского и американского, но и азиатского, советско-социалистического, латино-американского и других кинематографий мира. Пока мы смотрим фильмы одного послевоенного десятилетия – 1946-1957.

Безусловно, ИТАЛЬЯНСКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ определял развитие всего мирового кино – это особенно ярко видно по фестивальным призам 1946-1952 годов – фильмам Роберто Росселини, Витторио де Сика, Лукино Висконти. Однако с начала 1950-х годов о себе громко заявляет ЯПОНСКОЕ КИНО СВОЕГО «ЗОЛОТОГО ВЕКА», которое было абсолютно самодостаточным и концу десятилетия вышло на первое место в мире по выпуску фильмов (1958 год – 504 фильма). Но мир был поражен не столько количеством, сколько качеством, философией и изысканной кинематографической культурой японского кино. Мы помним только об успехе «Расемона» Куросавы, а получали призы фильмы Кэндзи Мидзогути,  Тэйноскэ Кинугаса, позже Масаки Кобаяси, Кането Синдо, Ясудзиро Одзу. Другая азиатская кинематография, которая в эти же годы вступила в свой «золотой век» - ИНДИЙСКАЯ. Здесь одновременно развивалось кино популярное - Раджа Капура «Бродяга» и «Господин 420» и так называемое «параллельное кино» - Сатьяджита Рея и других арт-хаусных режиссеров.Любопытно, что до того как СОВЕТСКОЕ КИНО ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ» вышло на первый план, я имею в виду главный приз Канн картине Михаила Колотозова «Летят журавли», советское кино постоянно было в поле зрения крупных кинофестивалей и призы получали самые разнообразные, даже «за лучшее использование цвета в кино» в фильме "Каменный цветок".

Набирает силу ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО, в основном в лице Робера Брессона, Жана Кокто и Андре Кайатта, которое позже выплеснется в фильмах режиссеров «французской новой волны». А в АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ тех лет во всю формировалось жанровое кино – мюзиклы, исторические ленты, фильмы-ужасов, триллеры. Следующие два занятия у нас будут посвящены кинематографу Альфреда Хичкока. Как кстати у нас в прокате недавно прошел фильм о нем. В то же самое время старая Европа готовится к взрыву по выражению Кирилла Разлогова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КИНО - Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Федерико Феллини, Пьера Паоло Паззолони, Ингмара Бергмана и Андрея Тарковского. Интересный период: конец пятидесятых - шестидесятые годы. Быть может, самый интересный в «Истории мирового кино». Но об этом чуть позже. Пока мы завершаем смотреть фильмы первого послевоенного десятилетия.    

1946

«Рим – открытый город», 1945, реж. Роберто Росселини – Гран-при Канн

«Человек №217» М. Ромма – приз за «Лучшую режиссуру», Канны

«Битва на рельсах» Рене Клемана, Франция – приз жюри, Канны

«Великий перелом» Ф. Эрмлера – за лучший сценарий, Канны

«Каменный цветок» А. Птушко – за лучшее использование цвета, Канны

«Потерянный уик-энд» Б. Уйалдер, США – «Оскар»

1947

«Антуан и Антуанетта», Ж. Беккер, Франция – лучший психологический фильм, Канны

«Лучшие годы нашей жизни», Уильм Уйлер - «Оскар»

«Золушка», «Миклухо Маклай», «Конек-Горбунок» - то, что снималось в СССР

1948

«Похитители велосипедов», Витторио де Сика

«Земля дрожит» Лукино Висконти, Италия

«Любовь» Роберто Росселини, Италия

«Веревка» Альфред Хичкок, США

1949

«Третий человек», Кэрол Рид, Великобритания – Гран-при Канн

«Гамлет», Лоуренс Оливье, Великобритания – «Оскар»

«Манон», Анри-Жорж Клузо, Франция – Гран-при Венеции

1950

«Правосудие свершилось», Андре Кайат, Франция – Гран-при Венеции

«Орфей», Жан Кокто, Франция

«Хроника одной любви», Микеланджело Антониони

«Вся королевская рать», США, Роберт Россен – Оскар

1951

«Расемон», Акира Куросава, Япония – Гран-при Венеции

«Забытые», Луис Бунюэль, Испания – лучший режиссер, Канны

«Самая красивая», Лукино Висконти, Италия

«Дневник сельского священника», Робер Брессон, Франция

«Трамвай желание», Элиа Казан, США – спец. Приз Венеции и за лучшую женскую роль

«Все о Еве», Джозеф Л. Маневич, США – Оскар, спец. приз Канн

«Бродяга», Рад Капур, Индия

1952

«Рим в 11 часов», Италия, Джузеппе де Сантис

«Умберто Д», Витторио де Сика Италия

«Жизнь куртизанки О-хару», Кэндзи Мидзогути, Япония

«Фанфан-тюльпан», Кристиан Жак, Франция

1953

«Врата ада», Тэйноскэ Кинугаса, Япония – Гран-при Канн-54

«Сказки туманной луны после дождя», Кэндзи Мидзогути, Япония – серебро Венеции

«Маменькины сынки», Федерико Феллини, Италия – серебро Венеции

«Римские каникулы», Уильям Уйалер, США

1954

«Семь самураев», Акира Куросава, Япония – серебряный лев Венеции

«Двенадцать пар глаз», Кейсуке Киношита, Япония

«Дорога», Федерико Феллини, Италия – серебро Венеции

«Окно во двор», Альфред Хичкок, США

1955

«Мамочка не позволяет», Тони Ричардсон, Великобритания

«Песнь дороги», Сатьяджит Рей, Индия

«Господин 420», Радж Капур, Индия

«В порту», Элиа Казан, США – Оскар

1956

«Красный шар», Альбер Ламорис, Франция

«И бог создал женщину», Роже Вадим, Франция

«Приговоренный к смерти бежал», Робер Брессон, Франция

«Крыша», Италия, Витторио де Сика

1957

«Летят журавли», Михаил Калатозов, СССР – золото Канн

«Непокоренный» Сатьяджит Рей, Индия – Золото Венеции

«12 разгневанных мужчин», Сидней Люмет, США – золото Берлина

«Белые ночи», Лукино Висконти, Италия – серебро Венеции

«Ночи Кабирии», Федерико Феллини, Италия

«Земляничная поляна», Ингмар Бергман, Швеция

«Седьмая печать», Ингмар Бергман, Швеция

«Трон в крови», Куросава – приз в Венеции

«Крик», Микеланджело Антониони, Италия

 

P.S. Студенты мастерских В. Тюлькина и И. Гонопольского прямо на занятии сделали отличные плакаты, посвященные "итальянскому неореализму", "кинематографу "оттепели" и "японскому кино 1950-х годов". Впереди - Хичкок, Бергман и Сатьяджит Рей.

   
4
306
3