Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:13, 18 марта 2013

Недропользование по казахски или как работается недропользователям в Казахстане

В 2010 году в Казахстане был принят новый закон о недрах и недропользовании. Однако, существующая система недропользования с введением данного закона так и не была систематизирована, и единственная отрасль Казахстана, которая хоть как-то развиватеся, сталкивается с большими как административными, так и казуистическими проблемами законодательства.

Вот основные проблемы существующей системы:
1. Отсутствие четких разграничений между компетентным органом и комитетом геологии. Например, кто может описать четкую процедуру возврата контрактной территории?
2. Не выполнение компетентными и уполномочеными органами процессуальных сроков рассмотрения документов. Если кто сталкивался с процессами согласования, наверное заметили, что компетентный орган никогда не отвечает вовремя на подаваемые запросы.
3. Отсутствие состыковки принятых между собой законов. Например, всем недропользователям прописали императивное казахстанское содержание в закупках, при этом закон о недрах и недропользовании четко устанавливает процедуру закупа ТРУ (только через конкурсы). Критерии выбора поставщиков и подрядчиков не позволяют устанавливать страну производителя. Соответственно, подрядчик не имеет право определять страну производителя. С другой стороны, если он не выполняет казахстанское содержание, то получает в итоге штраф за не исполнение контрактных обязательств.
4. Некоректное налогообложение твердых ископаемых в части уплаты НДПИ и налога на сверхприбыль приводит к тому, что государственный бюджет не дополучает внушительные суммы денег. Я уже до этого писал в своем блоге эту проблему. Суть заключается в том, что трансфертное ценообразование для передачи на следующий передел переработки (что уже является внеконтрактной деятельностью) ограничивается себестоимостью плюс 20%, что ведет к тому, что сложные месторождения с более высокой себестоимостью уплачивают больше налогов. А сама система ограничения контрактной деяетльности маржой в 20% позволяет осаждать всю прибыль на внеконтрактной деятельности, на которую уже не расспростроняется режим налога на сверхприбыль.
5. Нет четкого распредления ответственности по министерствам, при согласовании контракта на добычу или разведку, за какие пункты они именно отвечают, при такой ситуации получается, что некоторые министерства пытаются согласовать вещи, которые к ним вообще не имеют отношения, что сильно порождает коррупцию во всех согласующих министерствах.
6. В законе о недрах и недропользовании вообще нет прав недропользователей, что застваляет иногда соглашаться с министерствами на абсурдные вещи, так как в противном случае можно остаться вообще без контрактов. 
7. Не все подзаконные акты были приняты для исполнения закона о недрах и недропользовании. Например, все еще действует старый порядок закупа ТРУ, хотя в законе было четко прописано, что Правительство должно было разработать новый порядок закупа ТРУ.
8. Идея с модельным контрактом была очень хорошей, но ее так и не довели до нормального вида, имеется какой-то жестокий модельный контракт, под который не каждый подрядчик подпишется и изменить который практически не возможно. Во-первых, таких контрактов должно быть как минимум пять-десять для разных случаев, во-вторых данный контракт должен разрабатываться точно с участием бизнес-сообщества.
В столь стратегической отрасли для Казахстана в первую очередь нужно наводить порядок и контроль, чтобы создать прозрачные условия для потенциальных инвесторов, чтобы был двухсторонний диалог, а не одностороннее давление государственных органов с непонятными не работающими системами.

 
0
493
0