ГОЛОСА АЛМА-АТЫ. Часть 2: Голос оперного театра.

Artbatfest 2013 M03 19
1542
0
3
0

Алматинский писатель Елена Клепикова собрала истории о сокровенных закоулках, бульварах, дворах Алма-Аты – того города, что существует в легендах, былях, анекдотах, кухонных разговорах его обитателей.

Голос оперного театра.

В каждом уважающем себя городе есть театр.  А то и не один, если город большой или «театральный». Театр драмы – обязательно, театр для детей -  почти обязательно, театр кукол, оперетты, теней, театры-студии со своими зрителями. В нашем городе театров драмы два, театров для детей и юношества тоже два, театров кукол – три, немецкий театр, корейский театр, уйгурский театр музыкальной комедии, экспериментальный театр «Арт-и- Шок» - всех сразу и не перечесть.

И в каждой уважающей себя столице обязательно есть театр оперы и балета. Даже если столица «из бывших».

Всё началось в 30-х годах прошлого века, когда столицу из Кзыл-Орды перевели в Алма-Ату. Правда, дома у меня тогда своего ещё не было – кочевал по клубам вместе с труппой. Но труппа собралась знатная. Ещё бы, всем миром помогали, точнее, всем Союзом. Педагоги, композиторы, дирижёры из Москвы, Ленинграда, Киева работали. Жемчужины балетной и оперной классики исполняли. И своё создавали. Написал в 1934 году Евгений Брусиловский оперу «Кыз Жибек», и вот эту оперу наши артисты на первой декаде Казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году и представили. Гульбахрам Байсеитова пела партию Жибек. Нежный, непередаваемый голос, звук арфы небесных дев, прозрачными пальцами перебирающих струны – лучи зимнего солнца, хрустальный колокольчик, нежный и чистый. «Гак-ку, гак-ку» высоко в небе прощались с домом до весны, улетающие на юг гуси. «Гак-ку, гак-ку» - звенел голос Куляш, птицей взлетая к небу. Самой молодой Народной артисткой СССР стала наша Куляш.

И наконец-то построили в столице специальное здание – мой дом, театр оперы и балета. Пять лет строили, совсем немного до окончания строительства осталось, совсем чуть-чуть, и началась война. До искусства ли тут. Но достроили здание и открыли 26 октября 1941 года. «Когда говорят пушки, музы молчат». Неправда, не молчат музы. И пусть их голоса не громче разрывов бомб, они – сильнее. На моей сцене выступали лучшие. На моей сцене танцевала божественная Галина Уланова. На моей сцене артисты приближали победу: дарили веру, надежду, любовь.

Пайки тыловые крошечные, в театре почти не топят, света мало: голодно, холодно. Помню, перед спектаклями сидят в гримёрках, укутанные, кто во что горазд, на стёклах лёд. Но раздаётся третий звонок, сбрасывают они свои платки да пальтишки, раздвигается бархатный занавес и начинается волшебство на сцене. Для раненых из госпиталей, для эвакуированных и местных, для тех, кто приехал с фронта  в отпуск и для тех, кто отправлялся на фронт. Вечер за вечером, год за годом.

Много спектаклей за полвека в моём доме поставили, многие удивительные артисты на моей сцене играли. На рубеже веков закрыли театр на ремонт. Надолго. Открыли после… да-а… и теперь я там себя не голосом ощущаю, а призраком. Призраком голоса. Пожалуй, это моя «голосовая» зрелость или мудрость. Называйте, как хотите, но мне она нравиться.

История о билетах, которую рассказал Голос Оперы:

Русланчику 20 апреля исполнялось шесть лет. Он уже мальчик большой, и мечта у него тоже большая – стать артистом. Не просто артистом, а артистом балета, танцовщиком. И не просто танцовщиком – Великим Танцовщиком. Как Николай Цискаридзе. Время, которое оставалось у него от десткого сада, Руслан делил между компьютерными «бродилками-стрелялками» и телевизором. По телевизору он смотрел балет, и только балет.

День рождения приближался: папа, мама, сестра, дедушки и бабушки, дяди и тёти готовили подарки. А Руслан думал «опять надарят машинок» и ходил грустный. Сестрёнка Зарина, чтобы утешить брата, выдала страшную тайну: «Родители хотят тебе настоящий телефон подарить, с фотиком». Руслан только вздохнул: «Не хочу я никакого телефона».

Зарина побежала к маме и сказала, что брат телефона не хочет, и пусть они подарят на день рождения телефон ей. Родители посовещались, и вечером папа спросил сына:

- Руслан, какой ты сам хочешь подарок?

Руслан, не веря своему счастью, попросил:

- Папочка, своди меня в день рождения в театр, на балет. Честно-честно, я буду хорошо себя вести!

- Сына, а гости?! А вдруг балета не будет?

- Пап, гости пускай потом придут, а балет обязательно будет. Ведь это же мой день рождения!

Обещание есть обещание и на следующий день в обед папа поехал за билетами. Подошёл к кассе, спросил:

- 20 апреля у вас балет или опера?

- Балет, - раздался голос из окошка кассы.

- А билеты есть? – поинтересовался папа.

- Есть, - спокойно ответила дама-кассир, - Осталось два места в четвёртом ряду, два в шестом и четыре подряд в седьмом, но с краю – выбирайте.

- Мне четыре билета, пожалуйста.

- С вас сорок тысяч тенге.

- Сколько?! – поразился папа.

- Сорок.

Папа очень давно не был в оперном театре, совсем не ориентировался в ценах и местах и подумал, что если он возьмёт билеты в разные места, это будет не так дорого, и попросил:

- Тогда дайте мне билеты, которые по два места, а не четыре подряд.

Кассир выдернула из книжечки билеты:

- С вас восемьдесят тысяч.

- Сколько-сколько!? – папа был потрясен до глубины души, - Ну, у вас и цены, это же половина моей зарплаты за месяц. Сколько один билет стоит?

Кассир показала папе план зала с ценами на билеты.

- Шесть тысяч за балкон?! – у папы сорвался голос.

- Всего шесть тысяч, - с ударением на «всего» молвила кассир, - Но их расхватали в первый день…

- Да за что???!!! – закричал папа.

- Дама в окошке удивлённо подняла глаза:

- Вы что, мужчина, афишу не видели, телевизор не смотрите, газет не читаете? Двадцатого у нас «Щелкунчик». Единственный спектакль и главную партию танцует САМ Цискаридзе.

Фамилию танцовщика она произнесла с придыханием, будто открывая тайну первой и единственной любви. Папа вытер со лба пот:

- День рождения у сына, шесть лет будет. В театр просится… Дайте два билета, пожалуйста. Только, чтобы ему было хорошо видно.

- Тогда четвёртый ряд в самый раз, - заулыбалась дама в окошке, протягивая билеты, - А цены у нас обычно невысокие. Такие только когда звёзды приезжают. Поздравляю!

Папа принёс два билета домой, рассказал всё маме, и мама решила, что на балет пойдут папа с сыном.

И настал день рождения, и была сцена, и было сказочное представление, и была радость, и было счастье.

Ночью, когда уставший от впечатлений и рассказов Руслан уснул, папа сказал маме:

- Знаешь, Алька, это было… это было… это… Давай в театр сходим. Ты что хочешь, балет или оперу? Я завтра за билетами сгоняю.

Мама засмеялась и крепко обняла папу.

_____

Елена Клепикова. Алматы 2013.

_____

http://www.fotosfera.kz/my/153 - панорамная фото-экскурсия по карте фестиваля ARTBATFEST 2013 - и именно по местам действия рассказов Елены Клепиковой.

ARTBATFEST 2013 http://artbat.kz

Приятного вам путешествия по Алма-Ате!


Оцените пост

3