Хит-парады: конец эпохи больших альбомов

snatch 2013 M04 28
1561
14
3
0

Некоторое время назад читал статью на Википедии о каком-то альбоме, кажется "Songs in the Key of Life" Стиви Уандера, и в конце концов перешёл по линкам на списки альбомов, занимавших первые места в...

Некоторое время назад читал статью на Википедии о каком-то альбоме, кажется "Songs in the Key of Life" Стиви Уандера, и в конце концов перешёл по линкам на списки альбомов, занимавших первые места в хит-парадах разных стран. Просматривая эти списки за последние сорок лет, заметил интересную закономерность. В этом ракурсе показателен хит-парад "Биллборда", на примере которого и рассмотрим, что же такого произошло интересного.

Так вот, в 60-е, 70-е и в первую половину 80-х годов, список номеров 1 чарта США за год порой ограничивался всего 7 альбомами. Как вы понимаете, в году 52 недели, соответственно, пластинки возглавляли чарт не меньше 5 недель.

Возьмём 1964 год и посмотрим, чьи записи находились на 1-ом месте журнала "Биллборд". По моему мнению, именно в этом году стартовал шоу-биз, который мы терпим до сих пор. Появились The Beatles и взорвали мир, и заодно всю музыкальную индустрию.

"Поющая монахиня" бельгийской монахини Жаннин Деккерс - 6 недель (4 недели в 1963 году)
"Meet the Beatles" - 11 недель
"The Beatles' Second Album" - 5 недель
Мюзикл "Hello, Dolly!" - 7 недель
The Beatles - "A Hard Day's Night" - 14 недель
"People" Барбры Стрейзанд - 5 недель
"Beach Boys Concert" - 4 недели

Неплохо, да? Если сейчас, а мы об этом поговорим тоже, кто-то проторчит на вершине больше 2-3 недель (есть, правда, исключения) - это просто невиданный успех, автор альбома - мегазвезда. 40 лет назад занять первое место в США - тоже больше достижение, но крупный успех мерялся количеством недель на вершине.

Что же изменилось с тех пор? Почему редкая птица долетает до 4 недель на вершине чарта?

Да, количество артистов умножилось во сто крат, конкуренция просто сумасшедшая. Менеджмент и маркетинг музыкальной индустрии настолько жёсткий и профессиональный, что отпихивать локтями конкурентов и долго оставаться царём горы физически невозможно. Динамика продаж пластинок и CD тоже круто изменилась - тиражи физических носителей падают, люди всё больше предпочитают скачивать треки в интернет-магазинах (в лучшем случае). Многие музыканты предпочитают избегать крупные рекорд-лейблы и записываться на независимых компаниях или же самостоятельно, выбирая творческую свободу кабальным контрактам мейджоров.

Всё это, конечно, правильно. Но не кажется ли нам, что просто по-настоящему классных альбомов никто не записывает? Или их никто не продвигает так, как они этого заслуживают? Не знаю, история покажет. В одном разговоре я даже услышал, что крупные рекорд-лейблы сегодня озабочены продвижением только ОДНОЙ песни, чтобы побольше заработать. Об альбомах говорить не приходится.

Давайте рассмотрим ещё несколько примеров. Дальше будет 1970 год:

The Beatles - "Abbey Road" - 3 недели (8 недель в 1969 году)
Led Zeppelin -"Led Zeppelin II" - 6 недель (1 неделя в 1969 году)
"Bridge Over Troubled Water" Саймона и Гарфанкела - 10 недель
"Deja Vu" группы Crosby, Stills, Nash & Young - 1 неделя
Дебютный альбом Пола МакКартни - 3 недели
The Beatles - "Let It Be" - 4 недели
Саундтрек к фильму "Вудсток" - 4 недели
Третий альбом группы Blood, Sweat & Tears - 2 недели
"Cosmo's Factory" от Creedence Clearwater Revival - 9 недель
Второй альбом Сантаны "Abraxas" - 6 недель
Третий альбом LZ - 4 недели

Без комментариев! Какие артисты, какие пластинки! Каждый год бы такие шедевры, да в чарты! Кто не знает, практически все эти альбомы составляют "золотой" фонд, классику современной музыки.

Посмотрим еще. 1976 год:

Chicago - "Chicago IX - Chicago's Greatest Hits" - 2 недели (3 недели в 1975 году)
Earth, Wind & Fire - "Gratitude" - 3 недели
"Desire" Боба Дилана - 5 недель
"Their Greatest Hits (1971-1975)" группы Eagles - 5 недель
Питер Фрэмптон - Frampton Comes Alive! - 10 недeль
The Wings (группа Пола МакКартни) - "Wings at the Speed of Sound" - всего 7 недель
"Presence" от Led Zeppelin - 2 недели
Rolling Stones, "Black and Blue" - 4 недели
"Breezin'" Джорджа Бенсона - 2 недели
Одноимённый альбом Fleetwood Mac - 1 неделя
Стиви Уандер, "Songs in the Key of Life" - 11 недель (3 недели в 1977 году)

Все эти альбомы, почти все, тоже сегодня считаются классикой поп-музыки. Кстати, в 1977 году номеров 1 было всего 7: флитвудмэковский "Rumours" проторчал на вершине 29 (!!!) недель + 2 недели в 1978 году, тираж составляет свыше 30 млн экземпляров, а это п?%;ц как много.

Ну что, ещё посмотрим? Пожалуйста, 1984 год:

Всего пять!!!
Thriller (кто автор?) - 15 недель (22 недели в 1983 году)
Саундтрек к фильму "Свободные" - 10 недель
Huey Lewis and the News, "Sports" - 1 неделя
Босс, "Born in the USA" - 4 недели (3 недели в 1985 году)
Prince and the Revolution, "Purple Rain" - 22 недели (2 недели в 1985 году)

И вот, начиная с 1986 года, количество артистов, занявших 1-ое место "Биллборда", начало постепенно увеличиваться, а количество недель на вершине постепенно снижаться. Если в 1990-е было достаточно много больших альбомов, то в 2000-е их можно на пальцах пересчитать. В первую очередь можно выделить второй альбом Адель, который в 2011-2012 годах проторчал в топе 23 недели.

Одним из последних годов, породивший монстров, пожалуй можно назвать 1991 год:

Vanilla Ice, "To the Extreme" - 8 недель (8 недель в 1990 году)
Дебют Мэрайи Кэри - 11 недель
REM, "Out of Time" - 2 недели
Майкл Болтон, "Time, Love & Tenderness" - 1 неделя
"Spellbound" Полы Абдул - 2 недели
NWA, "Niggaz4Life" - 1 неделя
Skid Row, "Slave to the Grind" - 1 неделя
Van Halen, "F.U.C.K" - 3 недели
Натали Коул, "Unforgettable... with Love" - 5 недель
"Черный альбом" Металлики - 4 недели
Гарт Брукс, "Ropin' the Wind" - 8 недель (10 недель в 1992 году)
Guns N' Roses - Use Your Illusion II - 2 недели
U2, "Achtung Baby" - 1 неделя
Майкл Джексон, "Dangerous" - 3 недели (1 неделя в 1992 году)

А вот например список номеров 1 за 2010 год:
I Dreamed a Dream - Susan Boyle
Animal - Kesha
Contra - Vampire Weekend
Hope for Haiti Now - Various Artists
Need You Now - Lady Antebellum
Soldier of Love - Sade
Battle of the Sexes - Ludacris
My World 2.0 - Justin Bieber
Raymond v. Raymond - Usher
Glee: The Music, The Power of Madonna - Glee Cast
The Adventures of Bobby Ray - B.o.B
The Oracle - Godsmack
To the Sea - Jack Johnson
Thank Me Later - Drake
Recovery - Eminem
Nightmare - Avenged Sevenfold
The Suburbs - Arcade Fire
Teenage Dream - Katy Perry
Asylum - Disturbed
Kaleidoscope Heart - Sara Bareilles
A Thousand Suns - Linkin Park
You Get What You Give - Zac Brown Band
Hemingway's Whiskey - Kenny Chesney
Bullets in the Gun - Toby Keith
I Am Not a Human Being - Lil Wayne
The Incredible Machine - Sugarland
Speak Now - Taylor Swift
The Gift - Susan Boyle
My Beautiful Dark Twisted Fantasy - Kanye West

Глядя на большую часть этих имён, хочется спросить: "Бэрримор, кто эти люди?" Кто из них останется в анналах истории музыки? Джастин Бибер? Лил Уэйн? Сьюзан Бойл? Не спорю, и раньше было много мусора - чего сейчас никто не помнит и не будет вспоминать. Но сколько всякой ерунды в хитах сегодня? Каков её удельный вес по отношению к хорошей музыке? Может я просто старый брюзга?

Напоследок ещё одно замечание: за последние 20 лет сильно изменился стилистический состав хит-парада. Скажем, раньше в Топ-10 и тем более на 1 место попадали рок-н-ролльные группы, кантри-музыканты, поп- и соул-артисты. В последние 10-15 лет в чартах засилье хип-хопперов и бойз-бэндов. Если в прошлом в "Биллборд" могли попасть и неамеркианцы, то сегодня это редкость. Где-то в середине 1990-х годов американский музыкальный рынок закрылся для иностранных исполнителей, кроме проверенных ветеранов. Даже англичание нечасто могли пробиться в США. Такая протекционистская политика крупных игроков американского шоу-биза по-моему ни к чему хорошему не привела. Американцы и без этого не страдают любознательностью, и отсутствие классных зарубежных музыкантов на рынке Штатов только усугубило их культурную зашоренность.

Итак, вернёмся к основному вопросу этого поста? Кто они, большие альбомы конца 90-х и 2000-х? Что останется в истории музыки?

p.s. Это слегка подкорректированный пост с моего ЖЖ.

Оцените пост

3

Комментарии

0
Просто раньше, чтобы заполучить понравившуюся песню нужно было покупать альбом целиком. И ты волей неволей слушал остальные треки. Сейчас же ты просто качаешь главный хит и даже не подозреваешь об остальных песнях, которые не попали в ротацию, на которые не был снят клип.

Качают альбомами сейчас только прожженные рокеры и хипстеры ИМХО))

Сейчас я понимаю, что как следует расслушал и полюбил некоторые альбомы только потому, что потратил на них деньги и слушал их на физическом носителе с вкладышами, артами всякими, лирикой.

Масштабы растут, границы стираются. Сейчас в плейлистах обычной восьмиклассницы групп и песен больше, чем у знатного меломана 70-х. Но перерастает ли количество в качество?
0
Верно, но не совсем. Это началось не вчера, а с конца 80-х, тогда тоже покупали альбомы. А если не хочешь альбом, достаточно купить сингл с любимой песней.
0
Все таки нужно смотреть не по количеству недель на 1 месте а по продажам. Ведь есть иногда застои когда альбом с продажами 100 тыщ. на 1, но есть и бум когда альбом с 250 тыщами и в 5-ке не лазеет. Нужно больше рабрираться в сути чартов а не потому кто на верхушке
0
Все рассмотренные примеры 60-90-х - платиновые и мультиплатиновые альбомы. Иначе они бы не торчали на верхушке неделями. Да и суть не в продажах, а в том, что в хит-парадах сегодня один мусор (сугубо личное мнение).
0
Вы меня не правильно поняли, я хотел сказать что есть мега альбомы которые хоть и не достигли 1-го места но все стали платиновыми или бриллиантовыми
Показать комментарии
Дальше