Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
00:45, 28 апреля 2013

Хит-парады: конец эпохи больших альбомов

Некоторое время назад читал статью на Википедии о каком-то альбоме, кажется "Songs in the Key of Life" Стиви Уандера, и в конце концов перешёл по линкам на списки альбомов, занимавших первые места в хит-парадах разных стран. Просматривая эти списки за последние сорок лет, заметил интересную закономерность. В этом ракурсе показателен хит-парад "Биллборда", на примере которого и рассмотрим, что же такого произошло интересного.

Так вот, в 60-е, 70-е и в первую половину 80-х годов, список номеров 1 чарта США за год порой ограничивался всего 7 альбомами. Как вы понимаете, в году 52 недели, соответственно, пластинки возглавляли чарт не меньше 5 недель.

Возьмём 1964 год и посмотрим, чьи записи находились на 1-ом месте журнала "Биллборд". По моему мнению, именно в этом году стартовал шоу-биз, который мы терпим до сих пор. Появились The Beatles и взорвали мир, и заодно всю музыкальную индустрию.

Blog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post image

"Поющая монахиня" бельгийской монахини Жаннин Деккерс - 6 недель (4 недели в 1963 году)
"Meet the Beatles" - 11 недель
"The Beatles' Second Album" - 5 недель
Мюзикл "Hello, Dolly!" - 7 недель
The Beatles - "A Hard Day's Night" - 14 недель
"People" Барбры Стрейзанд - 5 недель
"Beach Boys Concert" - 4 недели

Неплохо, да? Если сейчас, а мы об этом поговорим тоже, кто-то проторчит на вершине больше 2-3 недель (есть, правда, исключения) - это просто невиданный успех, автор альбома - мегазвезда. 40 лет назад занять первое место в США - тоже больше достижение, но крупный успех мерялся количеством недель на вершине.

Что же изменилось с тех пор? Почему редкая птица долетает до 4 недель на вершине чарта?

Да, количество артистов умножилось во сто крат, конкуренция просто сумасшедшая. Менеджмент и маркетинг музыкальной индустрии настолько жёсткий и профессиональный, что отпихивать локтями конкурентов и долго оставаться царём горы физически невозможно. Динамика продаж пластинок и CD тоже круто изменилась - тиражи физических носителей падают, люди всё больше предпочитают скачивать треки в интернет-магазинах (в лучшем случае). Многие музыканты предпочитают избегать крупные рекорд-лейблы и записываться на независимых компаниях или же самостоятельно, выбирая творческую свободу кабальным контрактам мейджоров.

Всё это, конечно, правильно. Но не кажется ли нам, что просто по-настоящему классных альбомов никто не записывает? Или их никто не продвигает так, как они этого заслуживают? Не знаю, история покажет. В одном разговоре я даже услышал, что крупные рекорд-лейблы сегодня озабочены продвижением только ОДНОЙ песни, чтобы побольше заработать. Об альбомах говорить не приходится.

Давайте рассмотрим ещё несколько примеров. Дальше будет 1970 год:
Blog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post image

The Beatles - "Abbey Road" - 3 недели (8 недель в 1969 году)
Led Zeppelin -"Led Zeppelin II" - 6 недель (1 неделя в 1969 году)
"Bridge Over Troubled Water" Саймона и Гарфанкела - 10 недель
"Deja Vu" группы Crosby, Stills, Nash & Young - 1 неделя
Дебютный альбом Пола МакКартни - 3 недели
The Beatles - "Let It Be" - 4 недели
Саундтрек к фильму "Вудсток" - 4 недели
Третий альбом группы Blood, Sweat & Tears - 2 недели
"Cosmo's Factory" от Creedence Clearwater Revival - 9 недель
Второй альбом Сантаны "Abraxas" - 6 недель
Третий альбом LZ - 4 недели

Без комментариев! Какие артисты, какие пластинки! Каждый год бы такие шедевры, да в чарты! Кто не знает, практически все эти альбомы составляют "золотой" фонд, классику современной музыки.

Посмотрим еще. 1976 год:
Blog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post image

Chicago - "Chicago IX - Chicago's Greatest Hits" - 2 недели (3 недели в 1975 году)
Earth, Wind & Fire - "Gratitude" - 3 недели
"Desire" Боба Дилана - 5 недель
"Their Greatest Hits (1971-1975)" группы Eagles - 5 недель
Питер Фрэмптон - Frampton Comes Alive! - 10 недeль
The Wings (группа Пола МакКартни) - "Wings at the Speed of Sound" - всего 7 недель
"Presence" от Led Zeppelin - 2 недели
Rolling Stones, "Black and Blue" - 4 недели
"Breezin'" Джорджа Бенсона - 2 недели
Одноимённый альбом Fleetwood Mac - 1 неделя
Стиви Уандер, "Songs in the Key of Life" - 11 недель (3 недели в 1977 году)

Все эти альбомы, почти все, тоже сегодня считаются классикой поп-музыки. Кстати, в 1977 году номеров 1 было всего 7: флитвудмэковский "Rumours" проторчал на вершине 29 (!!!) недель + 2 недели в 1978 году, тираж составляет свыше 30 млн экземпляров, а это п?%;ц как много.

Ну что, ещё посмотрим? Пожалуйста, 1984 год:
Blog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post image

Всего пять!!!
Thriller (кто автор?) - 15 недель (22 недели в 1983 году)
Саундтрек к фильму "Свободные" - 10 недель
Huey Lewis and the News, "Sports" - 1 неделя
Босс, "Born in the USA" - 4 недели (3 недели в 1985 году)
Prince and the Revolution, "Purple Rain" - 22 недели (2 недели в 1985 году)

И вот, начиная с 1986 года, количество артистов, занявших 1-ое место "Биллборда", начало постепенно увеличиваться, а количество недель на вершине постепенно снижаться. Если в 1990-е было достаточно много больших альбомов, то в 2000-е их можно на пальцах пересчитать. В первую очередь можно выделить второй альбом Адель, который в 2011-2012 годах проторчал в топе 23 недели.

Одним из последних годов, породивший монстров, пожалуй можно назвать 1991 год:
Blog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post image

Vanilla Ice, "To the Extreme" - 8 недель (8 недель в 1990 году)
Дебют Мэрайи Кэри - 11 недель
REM, "Out of Time" - 2 недели
Майкл Болтон, "Time, Love & Tenderness" - 1 неделя
"Spellbound" Полы Абдул - 2 недели
NWA, "Niggaz4Life" - 1 неделя
Skid Row, "Slave to the Grind" - 1 неделя
Van Halen, "F.U.C.K" - 3 недели
Натали Коул, "Unforgettable... with Love" - 5 недель
"Черный альбом" Металлики - 4 недели
Гарт Брукс, "Ropin' the Wind" - 8 недель (10 недель в 1992 году)
Guns N' Roses - Use Your Illusion II - 2 недели
U2, "Achtung Baby" - 1 неделя
Майкл Джексон, "Dangerous" - 3 недели (1 неделя в 1992 году)

А вот например список номеров 1 за 2010 год:
I Dreamed a Dream - Susan Boyle
Animal - Kesha
Contra - Vampire Weekend
Hope for Haiti Now - Various Artists
Need You Now - Lady Antebellum
Soldier of Love - Sade
Battle of the Sexes - Ludacris
My World 2.0 - Justin Bieber
Raymond v. Raymond - Usher
Glee: The Music, The Power of Madonna - Glee Cast
The Adventures of Bobby Ray - B.o.B
The Oracle - Godsmack
To the Sea - Jack Johnson
Thank Me Later - Drake
Recovery - Eminem
Nightmare - Avenged Sevenfold
The Suburbs - Arcade Fire
Teenage Dream - Katy Perry
Asylum - Disturbed
Kaleidoscope Heart - Sara Bareilles
A Thousand Suns - Linkin Park
You Get What You Give - Zac Brown Band
Hemingway's Whiskey - Kenny Chesney
Bullets in the Gun - Toby Keith
I Am Not a Human Being - Lil Wayne
The Incredible Machine - Sugarland
Speak Now - Taylor Swift
The Gift - Susan Boyle
My Beautiful Dark Twisted Fantasy - Kanye West

Глядя на большую часть этих имён, хочется спросить: "Бэрримор, кто эти люди?" Кто из них останется в анналах истории музыки? Джастин Бибер? Лил Уэйн? Сьюзан Бойл? Не спорю, и раньше было много мусора - чего сейчас никто не помнит и не будет вспоминать. Но сколько всякой ерунды в хитах сегодня? Каков её удельный вес по отношению к хорошей музыке? Может я просто старый брюзга?

Напоследок ещё одно замечание: за последние 20 лет сильно изменился стилистический состав хит-парада. Скажем, раньше в Топ-10 и тем более на 1 место попадали рок-н-ролльные группы, кантри-музыканты, поп- и соул-артисты. В последние 10-15 лет в чартах засилье хип-хопперов и бойз-бэндов. Если в прошлом в "Биллборд" могли попасть и неамеркианцы, то сегодня это редкость. Где-то в середине 1990-х годов американский музыкальный рынок закрылся для иностранных исполнителей, кроме проверенных ветеранов. Даже англичание нечасто могли пробиться в США. Такая протекционистская политика крупных игроков американского шоу-биза по-моему ни к чему хорошему не привела. Американцы и без этого не страдают любознательностью, и отсутствие классных зарубежных музыкантов на рынке Штатов только усугубило их культурную зашоренность.

Итак, вернёмся к основному вопросу этого поста? Кто они, большие альбомы конца 90-х и 2000-х? Что останется в истории музыки?

p.s. Это слегка подкорректированный пост с моего ЖЖ.

3