место в рейтинге
  • 202451
  • 1728
  • 90
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Владельцам автомобилей о качестве бензина

Проблема качества моторного топлива уже многие годы не решается в Казахстане. Сам то я не автолюбитель. Автомобиля собственного с 25-ти лет нет. Но, не об этом речь пойдет в посте, а о причинах низкого качества бензина.

Рассмотрим проблему по этапам доставки бензина конечным потребителям:

- производство топлива моторного;

- оптовые предприятия;

- АЗС - розница.

1. Начнем с производителей бензина - НПЗ Казахстана.

Их всего три: - Атырауский нефтеперерабатывающий завод (далее АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (далее ПНХЗ) и ПетроКазахстанОйлПродактс (далее ПКОП). Кроме них в Казахстане еще около 32 мини НПЗ. Но вся продукция мини НПЗ является полуфабрикатами  (сырьем) и уходит на дальнейшую переработку. Поэтому существующие мини НПЗ никаким образом не влияют на рынок топлива моторного.

Для нашего исследования возьмем производство бензина за последние 10 лет: 2003-2012 гг (рис.1).

Рисунок 1 - Производство бензина (в том числе авиационный) за 2003-2012 годы, тыс. тонн

 

Как показывает рисунок 1 динамика роста производства бензина не впечатляет: 2003 год - 1 841,4 тыс. тонн, в 2007 году - 2 633,3 тыс. тонн, в 2012 году 2 874 тыс. тонн. В 2006, 2008 и 2011 году даже наблюдается падение объемов производства бензина в стране.

Причины, так сказать спадов в производстве:

- поломки устаревшего оборудования или ремонт (текущий, капительный). Действительно все НПЗ построены еще в советское время;

- перебои с поставками сырой нефти, то есть сырья.

Причины, можно сказать, уважительные. И все было бы нормально, если бы казахстанцы не покупали автомобили, наша экономика оставалась на уровне 2003 года. Но ведь экономика страны то развивается, количество автомобилей (не только легковых, но и грузовых, спецтехники) растет. Поэтому закономерен дефицит. По некоторым данным 30% ГСМ импортируется из России и других зарубежных стран. Некоторое представление уровня дефицита дают следующие цифры: прирост ВВП РК за 10 лет составил 527%, а прирост производства бензина - около 57%. Даже если брать во внимание, что ВВП обеспечен экспортом природных ресурсов, все равно за 10 лет количество автомобилей в Казахстане увеличилось раза в три. То есть дефицит покрывается за счет либо подпольного производства бензина, либо его контрабанды, либо и того и другого вместе взятых.

Далее отметим, что производство нефтепродуктов в Казахстане характеризуется следующим:

- АНПЗ и ПНХЗ принадлежит АО "КазМунайГаз" (ФНБ "Самрук-Казына"). В ПКОП, по моему, АО "КазМунайГаз" имеет ключевую долю в уставном капитале. То есть производство бензина практически на 100% контролирует государство.

- 50% сырья поставляемые на казахстанские НПЗ идет из сибирских месторождений нефти, то есть принадлежит Российской Федерации. При этом Россия не заключает долгосрочных контрактов поставок нефти на казахстанские НПЗ. И правильно делает - это ведь сильнейший козырь в ее политической игре.

- в сентябре 2012 года стартовало строительство комплекса глубокой переработки нефти в АНПЗ. Для этого был взят займ в 1,1 млрд. долларов США у Экспортно-импортного банка Китая, 252 млн. долларов у Банка Развития Казахстана. Не понятна ситуация - на сколько будет увеличено производство бензина.

- экспорт бензина в Республике Казахстан запрещен.

Таким образом, в сфере производства бензина мы видим явные проблемы с объемами производства, с поставками сырья на два НПЗ и с запоздалыми проектами по строительству дополнительных мощностей. Все это создает высокую зависимость от внешних поставщиков нефти и топлива моторного. В то же время государственная монополия рынка не дает возможности частного инвестирования в данную отрасль.

2. Некоторые оптовики, на рынке нефтепродуктов, закреплены за нефтезаводами. Другие работают самостоятельно. Какой то определенной информации я не нашел. Оптовики реализуют топливо розничной сети АЗС и корпоративным клиентам (сельскохозяйственные и промышленные предприятия). Они также импортируют топливо.

3. АЗС.

По последним данным в Казахстане насчитывается примерно 4 300 АЗС, в 2000 году их насчитывалось более 5000.

В 2005-2006 количество начало сокращаться, это связано было с запретом использования контейнерных и передвижных заправок в населенных пунктах и укрупнение сетей АЗС под основными брендами (Гелиос, КазМунайГаз, Sinooil). Последние два года идет небольшой рост количества заправок. Основными тенденциями данного рынка в Казахстане, можно назвать:

1. Продажа одиночной АЗС или небольшой сети крупному игроку на рынке и их дальнейшее ребрендирование;

2. Слабый государственный контроль качества бензина на АЗС.

Одиночные АЗС или небольшие сети не могут "честно" выжить в сложившейся ситуации:

- с одной стороны государство с 2009 года ввело регулирование розничных цен на бензин марок Аи-80, Аи-92, Аи-93 и дизельное топливо (летнее и межсезонное). Заметьте, регулирование касается только розничных цен;

- с другой стороны монополист (АО "КазМунайГаз") производства топлива моторного диктует оптовые цены.

1. Если одиночное АЗС, мелкая сеть АЗС не будет добавлять присадки в топливо, то оно просто разорится. Возможно, эта проблема касается и других крупных сетей АЗС за исключением сети АЗС самого АО "КазМунайГаз" (около 280 АЗС и 37 нефтебаз). Для сравнения у "Гелиос" - 250 АЗС и 14 нефтебаз, у "Royal Petrol" около 36 АЗС. Можно было бы покопаться кому именно принадлежат крупные сети АЗС, но это не важно, в любом случае большая часть их них, так или иначе, зависят от поставок АО "КазМунайГаз".

Если провести опрос, предполагаю многие владельцы авто предпочитают заправляться в сети АЗС КазМунайГаз. Потому что там качество хорошее, потому что они сами себе его производят, сами себе продают, и у них нет необходимости его "разводить".

2. С помощью государственных проверок можно было бы позакрывать все АЗС, которые реализуют некачественный бензин. Но и здесь нефтяное лобби поработало. На сегодня, Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК (далее Госстандарт) имеет право проводить проверки:

- не более 1 раза в год;

- с разрешения органов прокуратуры;

- с предварительным уведомлением объекта проверки.

Даже если им каким то чудом удалось выявить нарушения по качеству бензина, то в законе не прописано что дальше делать некачественным моторным топливом. Я так понял, оно может быть отправлено на реализацию в другие АЗС... или даже остаться на прежней.

Итак, вроде рассмотрели сложившуюся ситуацию и логичны два направления, которые повысят качество бензина в розничных сетях при сохранении низких цен:

- увеличение производства нефтепродуктов за счет строительства мини НПЗ глубокой переработки нефти. С объемом производства 500 тыс. тонн нефтепродуктов в год, для покрытия дефицита необходимо строительство 10 мини НПЗ. Стоимость одного мини НПЗ глубокой переработки нефти - 30 млн. долларов, 10-ти - 300 млн. долларов. Даже если построить 20 мини НПЗ - расходы составят 600 млн. долларов - это в два раза меньше чем строительство комплекса глубокой очистки нефти в АНПЗ. Проектные сроки строительства одного мини НПЗ - 18-24 месяца. Инвесторами мини НПЗ могут стать казахстанские крупные предприятия, те предприятия которые используют нефтепродукты в своем производственном процессе. Ну например, почему бы Air Astana не инвестировать 30-60 млн. долларов в строительство собственного мини НПЗ? Но здесь нужны гарантии государства, что монополист нефтяной трубы даст к ней доступ, что в первые 10-20 лет инвесторы мини НПЗ будут защищены от рейдерства и пр..

- Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК надо наделить более серьезными полномочиями - вплоть до отзыва лицензии АЗС при выявлении некачественного бензина. Надо организовать контроль качества бензина на всех этапах: производство, транспортировка, хранение, реализация. Тут нужна реальная сила, чтобы преодолеть лобби в законодательной ветви власти. Это как запретить реализацию табака в Казахстане - практически не возможно. На первый взгляд, монополистам лидирующей сети АЗС выгодно пролоббировать ужесточение контроля. Но тогда все конкуренты резко уйдут с рынка и в игру включится Антимонопольный комитет. Поэтому такая игра в "честное конкурентное преимущество" выгодна и политика монополиста в ближайшее время не изменится.

Таким образом, мы видим что ситуация очень и очень сложная, практически неразрешимая. Вероятнее всего казахстанским владельцам автомобилей еще лет 20-ть придется заливать Аи50, оплачивая Аи92. Еще лет 20-ть автовладельцы, скрепя зубами, будут отвозить на ремонт свои автомобили. Теперь, хоть знать будете кто виноват в этой ситуации. )))

 

PS: кстати, проблема то касается всех, ведь 20-30% себестоимости товара складывается из транспортных расходов

 

Источник: http://www.predictor.kz/?p=567

Ернар Предиктор predictorkz
Блогер, фрилансер, коллекционер
13 марта 2013, 7:21
2756

Загрузка...
Loading...

Комментарии

yvision.kz - здесь можно проголосовать - за АЗС где вы, обычно, заправляете свой автомобиль...
Qaseke
0
0
причем тут спецтехника и производства бензина?
притом... какой вопрос - такой ответ ))) что вам не понравилось? формулируйте вопрос четче... и желательно комментить по существу, а не цеплятся .... ну удалю я спецтехнику - суть статьи изменится? с другой стороны спецтехника ведь тоже может на бензине работать... я ведь не указываю какая именно спец техника
Большинство спец техники работает на диз топливе. Но вот бы вы описали весь процесс ценообразования именно на диз топливо.
большинство... да, но ведь не вся спец техника работает на дизтопливе )))) по дизтопливу примерно такая же ситуация - производство дизтоплива растет медленными темпами... здесь есть плюсы от государственного регулирования цен на диз топливо (летнее и межсезонное), так как нет сезонных скачков цен, у предприятий нет необходимости заранее закупаться дизтопливом, при этом отвлекая оборотные средства и снижая свою прибыльность... но это другая тема... я не слышал, чтобы предприниматели жаловались на качество дизтоплива...
Зря не слышали, а ведь диз топливо одно из повышающих факторов на большинство товаров.
Государственное регулирование цен - звучит забавно. Не помню в каком году летом началась невыносимая жара. И зайдя в свой обычный магазин я увидел что цена на минералку Алекс поднялась чуть ли не в два раза. На мой резонный вопрос почему: продавец ответил сакраментальным - а хуле?
После двух хороших втычек по наглой харе и доходчивой аргументацией остался довольным обычной тогда суммой! Вот это и есть урегулирование цен в межсесонье.
Еще один этап забыли: поставщик нефти на НПЗ - от качества нефти зависит себестоимость топлива и маржа участников. Я позапрошлом году копался в статистике. Если обратить внимание, на экспорт и импорт регионов, у нас получается, что с Кызалординской области идет поток топлива - а там завода по переработки нефти нет. Я затем выяснил, что на многих месторождений, трубопроводов и хранилищ, есть маленькие не зарегистрированные заводы, которые гонят низкооктановый бензин и мазут. Объемы этих переработок огромный! Потребление топлива (надо сделать приблизительный расчет) - переработка на наших заводах + импорт в РФ = объем, который перерабатывают данные заводы. По моим расчетам, это около 25-30% от общего объема потребления - вот они и делают всю некачественную продукцию, которая формирует негатив на весь рынок.
Официально Кызылординская область начала давать ннефтепродукты с 2009 года - официально - небольшие объемы. Если не бомбят незарегестированные мини заводы - то тогда ситуация как на западе Казахстана. Ведь после бегства двух братьев (акима области и депутата Мажилиса Парламента РК) в области накрыли множество мини-заводов. ЛОгично предположить что кое кто в Кызалординской области крышует теневой оборот нефтепродуктов и неплохо на этом наваривается, если по вашим расчетам теневое производство нефтепродуктов в такой степени влияет на рынок.
Влияет еще как, ведь все бензины с присадками - это их продукция. Потом мы говорим о контроле акций крупных заводов АО "КМГ". Ведь КМГ контролируют только акции. А вот кто контролирует прием нефти, переработку и отпуск готовой продукции?
Теоретически сами заводы и их лаборатории, но нет вот спецов по контролю, поэтому на глаза.
по закону предусмотрен "Банк качесва топлива", но в реале не знаю кто этим занимается
я немногое о другом. Этот рынок контролируют другие люди, а не акционеры
у КМГ есть хорошие лаборатории, которые постоянно проверяют качество топлива. Правда, удаленные АЗС наверное проверяют реже. Очень сложно проверять нефтехранилища - это другая тема
Тимур, Вы случайно не располагаете информацией касательно хозяев ТОО "Петролеум Оперейтинг"?
"В ПКОП, по моему, АО "КазМунайГаз" имеет ключевую долю в уставном капитале. То есть производство бензина практически на 100% контролирует государство."
- примерно 50%

"50% сырья поставляемые на казахстанские НПЗ идет из сибирских месторождений нефти, то есть принадлежит Российской Федерации"
- нефть из России идет только на ПНХЗ (тут ничего не поделаешь, завод в СССР заточили под сибирскую нефть).

в сентябре 2012 года стартовало строительство комплекса глубокой переработки нефти в АНПЗ
- для производства новых нефтехимических продуктов (бензол и параксилол)

рис.1 был бы более информативным если бы была разбивка на Аи 80, Аи 92/93, Аи 95/96
в принципе проблемы у нас только с производством высокооктанового бензина (95/96). Вот его как раз и импортируют многие АЗС.
"- нефть из России идет только на ПНХЗ (тут ничего не поделаешь, завод в СССР заточили под сибирскую нефть)."
действительно, ничего не поделаешь, но и инвестировать в ПНХЗ на мой взгляд не имеет смысла...
по ПКОП - в сети информация, что этот НПЗ тоже частично закупает российскую нефть (из трубы которая идет в Китай)

- по рисунку - нет статистики по видам бензина, а так согласен - было бы информативнее...
в любом случае, динамика роста количества авто, промышленности и пр. намного выше динамики роста производства бензина Аи80/92/93.

Спасибо за комментарий.
Автор, о каких мини НПЗ идет речь? Мини НПЗ в КЗ строить нецелосообразно!
Во первых, откуда они будут закупать нефть, да и кто вообще им ее даст? А та нефть в трубопроводах, которую Вы упомянули, является экспортной, и никак не может быть направлена на внутренний рынок.
Во вторых, качество выпускаемого сырья на мини НПЗ всегда будет худшим, не превышая октановое число за 60-70%. А учитывая намерение РК об обеспечением качественным сырьем Евро 5 и выше, то со временем о роли мини НПЗ можно забыть
В Казахстане созданы условия при которых строить мини НПЗ нецелесообразно. Получается что нелегальные НПЗ выгодные, а легальные не выгодные? Это уже вопросы к государственной политике. То что мини НПЗ не может перерабатывать нефть до Евро 5 и выше - это вранье. Думаете откуда я взял стоимость мини НПЗ - 30 млн. долларов? Нет не с потолка - я погуглил и нашел готовые проекты мини НПЗ - стоимость и сроки взяты оттуда. Я даже от себя увеличил стоимость мини НПЗ с 24 млн. долларов до 30 млн. долларов, а сроки с 12-18 мес, до 18-24 месяцев.
Учитывая, что вы так легко солгали по поводу неэффективности мини НПЗ, могу предположить, что и по экспортной трубе вы слукавили... но и аргументировано опровергнуть вас тоже не могу - потому как нет у меня под рукой информации по сырью на ПКОП..8OL67dobwmw7iw6Q6a331vA504pqTy.jpg
Автор, нет такого мини НПЗ за 30 млн. долл, который способен выпускать хотя бы бензин марки АИ-92. Если найдете такой, то пожалуйста, дайте ссылку. Все что перерабатывают наши мини НПЗ, они потом смешивают с присадками.
Для примера: Самым крупным из действующих в РК мини НПЗ является Амангельдинский ГПЗ, который способен выпускать диз. топливо и бензин Аи-80 (с натяжкой). Но в прошлом году он начал выпускать бензин АИ-92!!! Как? Да путем смешивания топливо с присадками. А потом это херня поставляется на АЗС. Вот Вам и секрет успеха мини НПЗ.
А знаете как живут многие мини НПЗ? Тупо перерабатывают: нефть с разведочных скважин, краденную нефть (путем врезки в трубопроводы), остатки нефти с временных нефтехранилищ добывающих компаний, и тд.

Касательно трубопроводов, еще раз подчеркну, в трубопроводе содержится экспортная нефть (за исключением фиксированного объема для нужд 3-з НПЗ), которая расчитывается по средним мировым ценам! Конечно, можно официально протянуть выкидные линии с трубопровода до местонахождения мини НПЗ (очень дорого строить!), но как собирается прожить мини НПЗ с нефтью за 750$/тонну, когда как: 1. в стране низкие цены на ГСМ, 2. глубина переработки на мини НПЗ низкая, 3. остатки нефтепродуктов куда девать?
а я говорю что есть ))) информации в сети много - ищите сами - мне вас в любом случае не перееубдить )))
Касательно Амангельдинского ГПЗ: при проектной мощности 100 тыс. тонн переработки в год (на 1 января 2012 года выпущено более 100 тыс. нефтепродуктов) на него было затрачено 20 млн. долларов по программе ГПФИИР... но мы же знаем как составляются сметы на госзаказы... потому реальная стоимость скорее всего 10-15 млн. долларов... но зато они скоро будут выпускать Аи95, Евро3 и Евро4 )))). Количество рабочих достигнет 400 человек. total.kz
у нас АИ-95 даже АНПЗ не выпускает!
вот АНПЗ не выпускает, а Амангельдинский ГПЗ будет выпускать, контроль качества осуществляют германские специалисты... вы прежде чем что нить ляпнуть - перепроверьте себя - меня утомляет объяснять вам очевидное, то что в сети можно найти...
Мляяя... я сам с Джамбула! У меня куча-туча знакомых работают в Амангельдинском ГПЗ. По мимо Хабара, есть и другие СМИ. Это, я Вам для сведения.
Да хоть инопланетные спецы будут осуществлять. Пока дойдет до АЗС его уже разок разбавят.
Вопрос такой, Вы сами верите насчет евро 3 и евро 4?
И второе вопрос, Вы хоть раз видели систему топливо подачи после казахстанского "высоко-октанового" бензина? Который теоретически выпускают Казахстанские заводы?
Только на юге существует около 500 "самоваров"
Да эти самовары - капля в море. Необходимо по-скорее провести модернизацию 3-х НПЗ и утвердить экологические требования к ГСМ "не менее Евро 5"!
Дело в том, что в том же США для каждого региона свои требования к качеству бензина. Например, в густонаселенных районах (Нью-Йорк) высокие, а в городах Аляски низкие требования. Шли они к этому долго и учитывали все социально-экономические последствия введения экологических требований. А вы хотите "поскорее". Зачем в Кокшетау (продуваемому со всех сторон) или в Степногорске с населением в 35 тыс. человек Евро-5? В Алматы - высокие требования к качеству бензина, переход на Евро5 - это актуальная проблема, а в регионах бензин должен просто тупо соответствовать заявленному октановому числу.
Эти самовары (мини НПЗ) могут перерабатывать от 200 до 1000 тыс. тонн сырой нефти в год. Модернизация только АНПЗ стоит чуть более 1 млрд долларов США... а сколько будет стоить модернизация трех НПЗ?
это правильно. тогда самовары практически умрут
predictorkz, в США марка "Regular" - наш АИ-92.
predictorkz, без обид, но нефтянка не ваш конек. В КЗ голову ломают над тем, что как обеспечить сырьем 3 НПЗ, а Вы тут мечтаете о Самоваре "миллионнике".
я и не говорил, что нефтянка мой конек... но нефтянка это и не ваш конек ))))
В РК импорт бензина составляет до 50 % ! Так что рынку нпз есть куда расти( и только модернизации существующих заводов явно не достаточно). В РК бензин октановым число выше 92 не производится, а октановое число выше достигается путем добавления присадок. Качественное дизтопливо реально решило бы проблему экологии. Строительство современного мини -НПЗ глубокой переработки нефти выгодная вещь уже даже при существующих ценах на ГСМ. Едиственным критическим условием является доступ к нефти. Кстати, мини-НПЗ это мощности даже до 500 тысяч тонн по сырью. Лет 8 назад действительно такой завод можно было построить за 30-40 млн.долларов! Сейчас цены незнаю, но с тех пор подоражала сталь и произошло обесценивание денег.
Пишу коммент так как был в теме.;)
я думаю, тема с мини НПЗ была бы актуальной и при средней стоимости одного мини НПЗ в 60-70 млн. долларов
Поверьте мне она актуальна и и стоимости около 100 лимов! Просто срок окупаемости увеличится на один год. И составит примерно с учетом подготовки проектно-сметной документации, заказа завода у производителя, монтажа под ключ - 8 лет. Не больше!
Еще хотелось бы добавить, что к сожалению наше правительство упустило хороший шанс занять ведущее место в Центральной Азии по производству качественного ГСМ! У нас есть нефть и есть деньги для инвестиций в строительсво НПЗ, а лишним кчаественный ГСМ не будет никогда!
Но возможно дело даже не в правительстве, а в ГЕОПОЛИТИКЕ.
И еще! Погуглите для интереса сколько НПЗ в одном только Сингапуре( городе- государстве). И что они делают с "лишним" ГСМ.
Еще погуглите сколько в Казахстане морских портов с выходом на мировой океан.
Это не мешает Казахстану продавать столько млн тонн нефти в год! И у нас достаточно соседей вокруг, которым необходим ГСМ. И опять же задача импортозамещения внутри страны!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8702
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3085
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3236
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 2833
  • 50
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2744
  • 9
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 2789
  • 31
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2117
  • 17
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2245
  • 2