АЗК скоро ответит, нарушил ли «Казтемиртранс» закон

ИА «Казах-Зерно» 2013 M03 12
556
0
0
0

Баталии, гневные возмущения грузоотправителей по поводу перевода вагонов из инвентарного парка в приватный, похоже, приутихли. «Казахстан темир жолы» (КТЖ) продавило свою линию, а «Казтемиртранс»...

Баталии, гневные возмущения грузоотправителей по поводу перевода вагонов из инвентарного парка в приватный, похоже, приутихли. «Казахстан темир жолы» (КТЖ) продавило свою линию, а «Казтемиртранс» (КТТ) вроде как наладил работу операторов, определился с тарифами. Однако драма прошедшей осени, когда тарифы на перевозку выросли сразу вдвое, останется в памяти надолго - до нового сюрприза перевозчиков?

Тем временем доля перевезенного посредством железнодорожного транспорта зерна падает. Не общий объем отгрузок - понятно, что при невысоком урожае зерна в прошлом году он обязан снизится - именно доля. Экспортеры зерна предпочитают на коротком плече автотранспорт. Это видно при сличении отчетов КТЖ о перевозках с данными Статагентства. Полностью перешли на автофуры маслоделы, поставщики леса.

Читатели ИА «Казах-Зерно», тем временем, не забыли наших статей и того момента, в который уперлись все претензии к оператору вагонов - КТТ, ловко подменившему понятие аренда на оперирование, тем самым уйдя от зоркого ока антимонопольной службы. Напомним, Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) готово было включить свои инструменты воздействия на зарвавшегося монополиста. Мешало одно обстоятельство: КТТ защитил повышение тарифов перед антимонопольщиками по пункту «аренда вагонов» (по нему же был включен в реестр субъектов-доминантов рынка, по нему же обязан отчитываться о своей тарифной политики), однако в последний момент стал оператором вагонов. И ушел, как показалось, участникам рынка, от ответственности.

На запросы нашего агентства руководство КТТ отвечало, что монополистом себя не считает, и вправе утверждать тарифы на оперирование вагонов, руководствуясь лишь политикой компании. Журналисты стали тревожить руководство АЗК, указывать на данные факты. К чести антимонопольщиков, с подачи журналистов ИА «Казах-Зерно» АЗК был предпринят анализ рынка услуг железнодорожных администраций. Об этом нам сообщал бывший на тот момент председателем агентства Габидулла Абдрахимов.

В середине октября мы обращались к руководству Агентства по защите конкуренции с вопросом о деятельности АО «Казтемиртранс». Суть его сводилась к следующему: является данное АО монополистом по виду деятельности «Оперирование вагонным парком в РК»? В ответе председателя агентства нас заверили, что АЗК будет инициировано расследование, о результатах которого сообщат. В настоящее время наши читатели интересуются: начато ли это расследование, есть ли какие-то предварительные итоги, если да, то, как можно о них узнать?

Просмотрели итоги деятельности агентства за 2012 год на сайте, а также реестр субъектов-доминантов, но не нашли там интересующих нас сведений. В реестре «Казтемиртранс» по-прежнему выступает как предприятие, предоставляющее «Услуги по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава», хотя фактически таковым не занимается. Оплата с участников рынка взимается за оперирование подвижного состава, что значительно удорожает транспортировку грузов (в отличие от пользования инвентарным парком).

Вопрос читателя мы переадресовали нынешнему председателю АЗК Болатбеку Куандыкову. Разместили соответствующий пост на его личном блоге в общественной приемной e-gov. Ответ был получен меньше, чем в недельный срок. Спешим поделиться им с читателями.

«Подпунктом 7) пункта 14 Положения Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее - Агентство) определено, что Агентство предупреждает и устраняет злоупотребления доминирующим или монопольным положением на соответствующем товарном рынке, за исключением нарушений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках», - пишет Болатбек Куандыков.

«Вместе с тем, рассмотреть действия АО «Қазтеміртранс» (далее - Общество) на предмет соответствия антимонопольному законодательству не представляется возможным, поскольку оно по виду деятельности оперирование железнодорожным подвижным грузовым составом не состоит в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение», - дополняет он.

«Вместе с тем, проводимый агентством анализ рынка услуг оперирования железнодорожным подвижным грузовым составом находится на стадии завершения, по итогам которого в случае признания доминирующего положения Общества на рынке услуг оперирования железнодорожным подвижным грузовым составом, его тарифы по указанной услуге в соответствии с действующим законодательством будут подлежать государственному регулированию», - заключает руководитель АЗК.

Остается добавить, что мы будем следить за ситуацией и обязательно сообщим читателям об итогах анализа антимонопольщиков.

Оцените пост

0