Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:37, 12 марта 2013

Астана имеет лицо Востока и Запада

Blog post imageСтолица Казахстана Астана не перестает удивлять своим обликом. Первый визит в город остается в памяти навсегда. Однако и при частом посещении столицы облик города каждый раз содержит в себе новизну. Астана восхищает, удивляет, радует, поражает воображение. В проектировании столицы Казахстана, наряду с отечественными архитекторами, работают зодчие разных стран. Никто из них не вправе нарушить задуманного автором генерального плана застройки столицы. Это свидетельство большой градостроительной культуры и художественного такта зодчих, громадного авторитета японского архитектора Кишо Куракавы. Различные направления современного зодчества Западной Европы переплелись и слились здесь воедино, приобретая новый образ. Проектированием и застройкой Астаны занимаются ведущие архитекторы с мировым именем: японец Кишо Куракава, британец Норман Фостер, итальянец Манфреди Николетти и другие. Главное же, что определило облик Астаны, – местные духовные и материальные условия, особенности культуры страны и требования заказчика, желающего, чтобы столица имела лицо Востока и Запада. О столице Астане и современных тенденциях архитектуры рассказывает архитектор Манфреди Николетти, руководивший проектированием киноконцертного зала в новом административном центре столицы.

Blog post imageМБ: Господин Николетти, что вы думаете по поводу трансформаций в архитектуре за последние десятилетия в условиях применения современных технологий?


М.Н.:
Современная компьютеризация процесса разработки проекта позволяет сэкономить время при поиске наиболее подходящих формальных решений, с помощью использования трехмерных изображений проверить соответствие технических форм и позволить клиенту увидеть проект со стороны. Но тем менее назначение архитектуры – не показать технические способности, функциональную безупречность; роль архитектуры – в возможности выразить в проекте чувства, заложить в проект прекрасную сказку. И эта сказка-легенда должна быть выражена в нескольких практических формах. Здание должно явиться, в конце концов, неким символом. Только в случае, если современные технологии будут развиваться в тесной взаимозависимости с формальной концепцией архитектуры, они могут стать стимулом для развития теории и практики архитектуры.

МБ: По-вашему мнению, может ли сегодня то, что идет вопреки гармонии, через десяток лет считаться полной гармонией в архитектуре?
М.Н.:
Форма, идея которой была почерпнута из природного мира, может стопроцентно гарантировать достижение равновесия всех существующих сил, но в то же время иметь черты примитивных архетипов. Проект будущего здания – это не только логическая цепочка «функции – формы – структуры – строительства», а глобальная концепция, некая идея, в которой даже маленькая техническая деталь является гармоничным дополнением застройки пространства.

МБ: Как говорил архитектор Владилен Красильников,      «конец XX века ознаменовался новой волной интернационализации архитектуры, сметающей национальные границы и уравнивающие облик нового Пекина с Чикаго или Штутгартом». Как вы считаете, время местной архитектуры прошло и мы сейчас наблюдаем международную архитектуру?


М.Н.:
Я думаю, что время так называемого международного стиля или международной архитектуры уже позади. Сейчас мы живем в эпоху тенденций микса глобальной и местной архитектуры: в современной архитектуре присутствует послание глобализма, а также черты национальных традиций и культуры.

МБ: Ваш проект был признан лучшим из числа проектов строительства киноконцертного зала в новом административном центре столицы. Что, по-вашему, стало решающим фактором конкурсной комиссии?


М.Н.:
Я думаю, наш проект был выбран потому, что проект здания явил собой символ Республики Казахстан на мировой арене, его новой роли в международном сообществе, а также сочетал в себе традиции страны и народа. Также здание отличается весьма интересными техническими характеристиками. Так, по площади аудитории это здание является на сегодня самым крупным в мире, с холлом на 3500 мест и открытым фойе общей площадью 4 тысячи квадратных метров. Конструкция защищает посетителей от сурового климата, выдерживая температурный режим от –40 градусов по Цельсию зимой и до +40 градусов – в летнее время.

МБ: Какие впечатления у вас остались от работы в Казахстане?
М.Н.:
Работа в Казахстане явилась своего рода вызовом для меня. Мы были первыми из международных архитекторов, которые выиграли право на разработку и реализацию проекта. Все было ново и для нас, и для клиента. Мы несколько раз встречались с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Мы много времени потратили на анализ и обсуждение проекта. Для нас было понятно, что этот проект находился под пристальным вниманием самого Главы государства. И он ждал от нас волшебного здания. Он постоянно напоминал нам, шутя, что строящееся здание находится прямо напротив резиденции президента Акорды, и поэтому стройка и сами архитекторы находились под его постоянным контролем. Важность персоны Нурсултана Назарбаева очень влияла на нашу работу, в особенности на дизайн проекта. Он постоянно требовал от нас все новых и новых решений в дизайне. И благодаря его дальновидности мы получили такой великолепный финальный продукт.

МБ: С чего вы начинаете проект? Каков ваш шаг номер один?
М.Н.:
Как говорил французский философ Жан-Поль Сартр, «сознание проявляет себя как желание». Процесс работы над проектом – это попытка создать то, чего еще не существует в природе. Люди всегда стремятся к новизне, хотят того, чего еще нет. Проект является воплощением образа, способного восполнить существующий вакуум.

МБ: Что вдохновило вас на выбор именно такого образа для проекта?
М.Н.:
После посещения Астаны, пролетая над бескрайними степями Казахстана, его солеными озерами, пустынной землей, мы заметили нехватку некоего «цветка», который бы раскрывался в центре города, этот недостаток мы и решили восполнить в своем новом проекте.

МБ: Когда вы понимаете, что проект завершен? Какие чувства вы испытываете?
М.Н.:
Проект является постоянным процессом познания и созидания. Поэтому у него может и не быть финального конца, работа над проектом может продолжаться очень долго, как со стороны работы над идеей, так и работы с ее наполнением. Цель любого проекта – это предвидеть возможное будущее. В практическом плане: на определенной стадии архитектор понимает, что проект завершен, что пора остановиться. Но это не означает, что готовое здание само по себе является завершенным продуктом, оно просто дополняет настоящее через свой образ и дает пищу для размышлений о будущем, еще только грядущем.

МБ: Казахстан недавно отметил 20-летие независимости. Что вы можете пожелать казахстанскому народу?
М.Н.:
Казахстан является молодой, но в то же время очень сильной и гордой страной с уникальными национальными традициями. Я желаю казахстанскому народу и вашей прекрасной стране стать заметными фигурами на современной мировой арене. Строительство Астаны – дело всей нации. Столица создается не на одну эпоху и не для одной нации или группы людей, а для всех времен и народов. Она служит развитию культуры. В строительство главного города Казахстана вложены гордость и благосостояние народа. Он является гордостью человеческого рода, без различий рас, веры и национального происхождения.
Человечество создало великую Архитектуру, великое Искусство и изначальную светлую жизнь, которые не трогает время, как будто они преисполнены вечным дыханием весны, любви и никогда не стареющей душой.

Беседовал член Союза журналистов РК, почетный академик Международной академии архитектуры стран Востока (МААСВ), профессор Международной академии архитектуры (Москва, МААМ), асс. проф. ФА КазГАСА Манат БЕЙСЕМБАЙ

Литер

0
955
0