Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
23:17, 11 марта 2013

Последний год Храпуновых в Казахстане

Столь активно ударившись в воспоминания, господин Храпунов все чаще и чаще позиционирует себя любимого в качестве «видного политика, инициатора важных реформ в Республике Казахстан». И подобное перевоплощение не только не уменьшает, а наоборот усиливает чисто журналистский интерес к его персоне. На самом ли деле он и есть тот самый тяжеловес казахстанской политики, вершитель судеб казахстанской государственности, коим усердно пытается себя представить в СМИ? Сдается, что слова деятеля, давно впавшего в тотальную зависимость от своей властолюбивой супруги, мягко говоря, не совсем соответствуют действительности. На самом деле, отмечают упомянутые нами в предыдущих материалах представители неформального объединения «Птенцы Феникса», Виктор Вячеславович относится к той категории людей, которых в обычной жизни называют «шестерками».
Blog post image
Те, кто хоть раз слышал или читал последние «откровения» Виктора Храпунова, наверняка обратили внимание на прямо-таки значительную осведомленность экс-чиновника, причем по любой тематике. Явно используя заготовленные под внешним руководством тезисы, и часто ссылаясь на некие свои личные наблюдения, Храпунов вытаскивает из-за пазухи одну «сенсацию» за другой. Ход, надо сказать, иезуитский, прямо относящийся к «черным пиар технологиям». Никаких доказательств, никаких документов. Все построено по принципу «хотите – верьте, хотите – нет». А если внимательно прослушать, как складно повествует бывший казахстанский чиновник, то появляется стойкое ощущение, что все эти интервью он просто автоматически зачитывает с кем-то уже заранее подготовленного для него текста. Нет ни пауз, ни какого-либо обдумывания ответов, что обычно делают даже опытные спикеры. Речь Храпунова просто льется рекой, хотя если вспомнить его прежние выступления, то Виктора Вячеславовича в силу явного косноязычия, вряд ли можно отнести к мастерам риторики.

Не верите? И правильно делаете! Ведь по рассказам бывших работников четы Храпуновых, их бывший шеф в буквальном смысле превращался в тень при виде первых руководителей страны.

– Лейла Калибековна за нерешительность все время пилила Виктора Вячеславовича, – поделился своими наблюдениями один из «птенцов Феникса» по имени Андрей, – Каждый раз, когда он возвращался с собрания, где присутствовали первые лица государства, она начинала на него наседать – показался ли он им на глаза, поздоровался ли он с Президентом или Премьером. Но Виктора Вячеславовича надо знать! Лишний раз Храпунов предпочитал не высовываться. Он и не стремился к этому! Если приглашали его на встречу с руководителями государства, чему он всегда очень радовался, то старался там вести себя тише травы, ниже воды. Сядет во втором или третьем ряду или спрячется за чью-нибудь спину. Глаз не поднимает, чтобы не заметили. И не дай Бог, чтобы кто-то даже из министров во время такого собрания к нему обратился. Виктор Вячеславович сразу же соскакивал со своего места как ошпаренный и заплетающимся языком что-то пытался говорить. Как будто оправдывался. Из-за этого над ним посмеивались даже водители других министров.

Но самой большой «катастрофой», отметил в разговоре с нами еще один «птенец» по имени Арман, для Виктора Храпунова было общение с Президентом. При виде его Храпунов в буквальном смысле терял дар речи и бледнел, как лист бумаги. На то, видимо, были причины. Особенно бывшему сотруднику компании «Phoenix» запомнился случай попытки Храпунова обратиться в неформальной обстановке к Главе государства по вопросу, от решения которого, по-видимому, напрямую зависела его карьера.

– Где-то в середине апреля 2001 года стало известно, что на открытие в Алматы первой книжной ярмарки приедет сам Президент. Лейла, как узнала, каждый день напоминала Виктору Вячеславовичу, что он должен воспользоваться моментом, и обязательно подойти к Президенту. Иначе не видать ему повышения в мае. Естественно к этой встрече Храпунов стал готовиться основательно.

По наблюдениям Армана, несколько дней подряд Храпунов все время что-то писал, а потом, активно жестикулируя, что-то про себя бубнил. Настроен был крайне боевито. Но вот наступил условный день «Х», вспоминает бывший работник четы Храпуновых: – Весь наш эскорт заранее выехал на бывшую ВДНХ, Виктор Вячеславович хотел еще до приезда делегации из Астаны занять максимально удобную позицию, которая бы позволила ему обратиться к Президенту. Но все пошло не так, как планировал Храпунов. Когда приехал Президент, его служба безопасности моментально определила место Виктору Вячеславовичу. Впереди идет Президент, сразу за ним кажется Утемуратов, потом Алтынбек Сарсенбаев, затем еще несколько человек, а наш, вытягивая шею, где-то в середине делегации пристроился.

И все же, заметил Арман, встреча Храпунова с Президентом состоялась. Правда, по словам Армана, больше она походила на минуту позора Виктора Вячеславовича.

– Когда Президент показался в дверях, Храпунов не пошел, побежал ему навстречу. Стал что-то заискивающе ему говорить. Тут Президент как глянул на него, так Храпунов и остолбенел. Стал что-то бормотать в свое оправдание. Однако Глава государства его уже не слушал. Отвернулся от него, и пошел к своей машине. Храпунов снова к нему, пытается за рукав ухватить. Тут Президент явно не выдержал. Резко повернулся к нему, брови сдвинул, и было уже начал его распекать за все хорошее. Честно говоря, я тут подумал – все, конец Храпунову. К счастью для Виктора Вячеславовича в это мгновение из павильона вышел Чингиз Айтматов. Увидев его, Президент остыл, и уже абсолютно не обращая внимания на Храпунова, стал разговаривать со знаменитым писателем.

Таким образом, план поговорить с Президентом о новом назначении с треском провалился и Храпуновы начали активно готовиться, продавать свои объекты недвижимости и активы. Как отметил Арман, первую скрипку в этой подготовке естественно играла сама Лейла Храпунова: – Она буквально все взяла в свои руки. Стала экстренно ездить к бизнесменам с предложением купить ее компании. Даже свой любимый «Viled» впервые выставила на продажу. К Машкевичу ходила, к Есенгали Байменову, к Киму обращалась. Но зная про «черную» бухгалтерию и проблемы с документами на основные средства, в бизнес этот никто особо ввязываться не хотел. Просили привести все в порядок, а то желания иметь дела с финполом из-за Лейлиных схем ни у кого не было. В итоге «Viled» надолго завис в списке на продажу, так как документы на магазины они, похоже, не могли нормально оформить.

Поговаривают также, что помимо многочисленных эпизодов с перепродажами земельных участков в Алматы, Лейла «откатила» еще одну недвижимость по улице Фурманова в обмен за предоставление земельного участка и разрешения на строительство. Застройщики в буквальном смысле плевались из-за беспредела супруги мэра, когда все пришлось отдать по цене подвального помещения.

Супруга Храпунова потом заставила мужа сделать ремонт в городском акимате так, чтобы она могла в любой момент зайти пройти к его рабочему месту с черного входа. Был специально куплен и самолет Як-40. Снаружи это ничем не примечательный «самолетик», а внутри специально сделан для особо важных персон. Мы все поняли, началась подготовка к большому переезду.

Blog post image

Впрочем, несмотря на то, что мае 2001 года в Астане действительно прошли серьезные кадровые перестановки, ждать отставки Виктору Храпунову с поста акима Алматы пришлось еще целых три года. И все это время чета Храпуновых попросту не тратила, продолжая активную закладку «запасных аэродромов». Помимо увеличения ежемесячных отчислений минимум до 35 тысяч долларов на швейцарский счет своего малолетнего сына, Храпуновыми было определено и место временной передислокации. Выбор, естественно, пал на Восточно-Казахстанскую область. Ведь и Виктор Вячеславович, и Лейла Калибековна там не только родились, но и некоторое время работали. Поэтому, начиная с середины 2002 года, маршрут Алматы-Астана-Усть-Каменогоск-Астана-Алматы стал особенно для Лейлы Храпуновой чуть ли не ежемесячным. И если с Усть-Каменогорском все было понятно, то посещение Астаны требует разъяснения. По утверждению, например, «птенца Феникса» по имени Андрей, Лейла со своими далеко недешевыми подарками буквально обила все столичные пороги, где в случае чего могли помочь с продвижением кандидатуры Виктора Вячеславовича на пост акима ВКО:

– Не знаю, кому и что ей удалось такого подарить, но в Устькаман Храпуновы въезжали королями. И все продолжилось, как на старом месте. Какие-то операции с недвижимостью, открытие торговых домов, даже филиал «Маленькой Венеции» на левом берегу Иртыша отгрохали. Были и новые, как они говорили, горизонты. На «Ульбинку» или на «Казцинк» она, конечно, не замахивалась. Не по зубам было. А вот на арматурный завод и комбинат шелковых тканей виды имела.

Blog post image

И все же кое-что принципиально новое среди активов семьи Храпуновых появилось. Восточный Казахстан давно известен своими лесозаготовками и лесопереработкой. Особенно много предприятий этой сферы экономики находятся возле города Риддер. И как только Храпуновы появились в ВКО, первым же делом стали интересоваться возможностью зайти в этот бизнес. Скоро, рассказывают бывшие работники известной семейки, Лейла Калибековна прознала про имеющиеся разногласия среди учредителей одной из крупных лесозаготовительных артелей: – Честно говоря, я не помню, как они назывались, – рассказал в частности Андрей, – Но хорошо помню, как действовала шефиня, привлекая к своему делу административные возможности Виктора Вячеславовича. Стандартный набор – пожарные, инспектора по технике безопасности, налоговики и так далее. Когда все эти проверяющие ставили лесозаготовителей на колени, появлялась «спасительница» Лейла. Мирно, без ругани, она каждому предлагала выкупить у них их доли в артели. Большинство согласились без разговоров. Все знали, кто к ним в гости пришел…

Тем не менее, в деле получения контроля над лесозаготовками ВКО у Храпуновых возник ряд неурядиц. Оказалось, что не все артельщики горели желанием продавать свои доли. Одних не устраивала цена, другие просто не хотели прощаться с делом, которому они отдали немало лет своей жизни. Вот тут Лейла Калибековна и применила прием, который в Алматы старалась не использовать. Выглядело это следующим образом – к зданию, где сидел один из несговорчивых артельщиков, подъезжал огромный черный Hammer H-1 с жутко крутыми алматинскими номерами, откуда нет, не выходили, вываливались внушительного вида молодые люди. Из тех, с кем лучше не шутить. Зайдя в офис, они предупреждали, что вот-вот подъедет Лейла Калибековна, и хозяин офиса должен сделать «правильный» вывод. Последний несговорчивый сделал «вывод» уже через три месяца, как у Храпуновых появилось желание стать владельцами лесозаготовок.

Здесь, пожалуй, стоит заметить, что со времен, когда Виктор Вячеславович только-только познакомился с Лейлой Калибековной, у них появились и особые друзья и с так называемого «другого» мира. Ныне имена их хорошо известны всему постсоветскому пространству. Среди них все те же «птенцы» выделяют, Салима Киргизбаевича или недавно ушедшего в небытие Аслана Рашидовича. Более того, мало кто знает, что 27 февраля 1997 года Виктор Вячеславович, будучи министром энергетики и угольной промышленности Казахстана, наведался в Лондон в гости к…Михаилу и Льву Черным, где вместе с ними хорошо отметил успешность сделки бельгийского «Трактебеля». Той самой сделки образца 1995 года, когда бельгийская компания сумела купить оцениваемый в 300 миллионов долларов США комплекс предприятий «Алматыэнерго» всего за 5 миллионов долларов.

Однако не все бизнесмены ВКО, узнав про «широкие» возможности четы Храпуновых, тут же поднимали руки вверх. Несколько отойдя от шока, они стали направлять в Астану одну жалобу за другой, прямо указывая на творимый произвол вороватыми супругами. Когда же в кабинете акима ВКО раздался звонок из одного из высоких кабинетов Астаны, Виктор Вячеславович испугался не шутку. Ведь звонивший дал ясно понять Храпунову, что в Астане хорошо известны про дела Виктора Вячеславовича и в ВКО, и в Алматы. Собранный Лейлой Калибековной актив из особо приближенных к супружеской паре людей совещался почти двое суток. Тогда же и было окончательно принято решение, начинать сборы на отъезд в Швейцарию. С этого момента Виктор Вячеславович и Лейла Калибековна стали редко появляться на Востоке Казахстана, рассказывает, например, «птенец Феникса» по имени Андрей: – Из 12 месяцев в году, в Усть-Каменогорске они находились в лучшем случае 3 месяца. В основном летом. Зимой они на Восток ехать не хотели, Лейла чего-то или кого-то боялась, все время уговаривая Виктора Вячеславовича оставаться в Алматы. Насколько я знаю (к тому времени я уже был лично Лейлой уволен), старались не выезжать они из Алматы и когда Храпунова назначили Министром по ЧС. Они готовились окончательно уехать из страны.

Blog post image

Это их дом в Швейцарии

Как всем сегодня хорошо известно, Храпуновым все же удалось уехать в Швейцарию. Уехать, чтобы после того, как происхождением их сотен миллионов долларов заинтересовалась швейцарская прокуратура, на весь мир начать вопить, что на самом деле они белые и пушистые «сторонники демократии», которых преследует «авторитарный» режим в Казахстане. Однако «господа-демократы» не учли, что рано или поздно все тайное становится явным. Как бы они при этом не изгалялись, поочередно выбрасывая в Интернет свои «сногсшибательные» воспоминания.

 
0
1007
0