Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
05:06, 20 февраля 2013

Проблемы Ислама в современном Казахстане.

Современная реальность такова, что в мире Ислам имеет неоднозначное восприятие, к примеру, для западного обывателя довольно часто стереотип истинного мусульманина заключается в бородатом человеке с чалмой на голове, автоматом Калашникова на плече, и бомбой на поясе. В то время как в Казахстане Ислам долгое время имел только позитивный образ но в последнее время и в Казахстане у простых обывателей мнение об Исламе начало восприниматься неоднозначно. На это есть ряд причин, с которыми я хотел бы вас ознакомить (Порядок перечисления причин производится в произвольном виде и не несет никакой градации).

  1. 1. Некорректные действия со стороны определенных групп людей.

В Казахстане есть масса людей, которые своими осознанными  и неосознанными действиями влияют на появление у широких слоев населения негативных настроев по отношению к Исламу. Для более структурного и схематичного повествования разделю этих людей на несколько условных групп.

«Модные верующие».

Эта категория людей, которые, как правило, включаются в религиозную жизнь в ускоренном режиме и не успев еще перестроить свою внутреннею сущность начинают усиленно использовать весь арсенал внешней атрибутики связанной с религией (одежда, внешний вид и т. п.) и поэтому можно сказать что на начальном этапе религиозная жизнь для них на подсознательном уровне является своего рода модным течением нежели осознанным служением заповедям религии. Как результат, из-за ярко выраженной внешней атрибутики, население воспринимает их как людей придерживающегося Ислама. Но в тоже время, учитывая, что эти люди еще не перестроили свой внутренний мир, они могут проявлять слабость и не устоять перед нелицеприятными соблазнами жизни или совершать явно богунеугодные действия, а население будет воспринимать это не как проступок отельного конкретного человека, а свяжет это со всеми мусульманами в целом. В конечном результате эти люди вносят свою негативную лепту в  образ мусульманина.

«Модные верующие» должны понимать, что в Исламе есть просто мусульмане и отдельно от них стоят имамы (муллы) при этом согласно заповедям спрос с имама в несколько раз превышает спрос с простого мусульманина, так как имам сам по себе является представителем Ислама и все его действия должны быть предельно правильными, так как на него должны равняться остальные. В случае же современного Казахстана, если человек начинает подчеркнуто использовать внешнюю атрибутику он отчасти переносит себя в категорию представителя Ислама и тем самым завышает себе планку и совершая какой либо проступок, образно говоря совершает  двойной грех. Отдельно нужно сказать, что народ всегда чувствует фальшь и если человек внутренне не созрел, весь его внешний религиозный вид выглядит как проявление «понтов» типа посмотрите какой я сильно верующий, это схоже с обычными людскими «понтами» с дорогой одеждой, часами и т.д.. В этой связи, просьба людям не торопиться и содержать свое внешнее состояние в гармонии с внутренним миром и если и производить перемены то только согласно внутреннему состоянию, в этом случае Вы будете наиболее адекватно восприняты другими людьми, а также внесете свой вклад в правильное восприятие Ислама (мое личное мнение, можно внешне оставаться обычным но при этом быть истинным мусульманином).

«Педантичные верующие»

В большинстве своем это искренние верующие, которые в своей жизни пытаются придерживаться абсолютно всех норм, не только обязательных, но и рекомендованных,  а также всех других известных им норм, исполнение которых признано желательным. Сразу оговоримся, тот факт, что они являются искренними верующими достойно уважения, но в тоже время их желание ревностно следовать всем известным им нормам и активная пропаганда такого образа жизни создает у населения ложное мнение об Исламе и подпитывает ложный стереотип, что Ислам это религия запретов. Хотя если смотреть в сравнении основа свода запретов в Христианстве и в Исламе почти полностью идентична, более того если не рассматривать аспект богослужения то требования для мусульманина и христианина совершенно равны с общепризнанными моральными требованиями в светском мире и большинстве случаев люди сами искусственно все усложняют.

Вместе с тем, придерживаясь своих бескомпромиссных взглядов и не желая уступать ни в одной из мелких позиции, «педантичные верующие» проигрывают в главном, а конкретно в распространении Ислама в Казахстане. Их бескомпромиссность и ревностное исполнение всех мелких необязательных нюансов воспринимается населением как элементы фанатизма, тем самым отпугивая население особенно на фоне произошедших терактов. Отдельно нужно сказать о том, что твердо стоя на своих интересах и совершенно не желая считаться с интересами остального общества они немного отдалились от общества в целом. Со временем не находя понимания общих масс они начали собираться в круг единомышленников и стали вариться в собственном соку и тем самым еще больше увеличивая отрыв от общества и учитывая что в глазах населения они являются представителями Ислама они тем самым психологически отдаляют Ислам от нашего современного общества, в итоге получается что борясь за малое они теряют основное.

«Педантичным верующим» необходимо учитывать, что даже в самой основе Ислама лежит много компромиссов, к примеру, даже если рассматривать обязательные нормы как чтение намаза или хадж там предусмотрены компромиссы. Мусульманин освобождается от обязательства хаджа, если у него нет достаточных на это средств или он не может этого сделать по состоянию здоровья, аналогичная ситуация складывается и с намазом. Как известно мусульманин должен исправно выполнять пятикратный намаз в специально обозначенное для этого время, но если в связи с его мирскими делами (к примеру, рабочий график не позволяет) возникают сложности со своевременным чтением намаза, он может перенести чтение намаза на другое удобное для него время (есть специальный порядок), также есть специальная форма чтения намаза, если мусульманин будет в долгой поездке, и таких примеров очень много. Поймите, все эти компромиссы предусмотрены в обязательных нормах, и как то не логично нежелание идти на компромиссы не то, что в рекомендованных нормах (суннет) но и в так называемых желательных нормах.

Необходимо сказать, что в стране очень много людей, которые придерживаются Ислама, но при этом живут обычной жизнью современного человека и хотя таких людей на сегодняшний день  среди мусульман Казахстана большинство в глазах остального общества они совершено незаметны так как они не живут в отрыве от современного мира а замечают именно тех кто усиленно отрываются от общества и по ним и судят об Исламе. Отсюда и рождаются ложные стереотипы об Исламе, а также, о настоящем мусульманине. Показательным является пример с оралманами, к примеру с C 1991 по 2011 год на историческую родину вернулись 860,4 тыс. оралман. Из них доля оралман с Китая и Монголии составляет только 23%, а львиная доля, а именно 77% это оралманы со стран СНГ, но при этом если попросить среднестатистического казахстанца  описать образ оралмана, у него в голове с большой долей вероятности возникнет образ оралмана с Монголии  и Китая, прежде всего из-за того что они отличаются от бывших граждан СССР. Также и в этом вопросе население будет судить об Исламе в Казахстане, прежде всего по тем, кто явно отличается от общества в целом, не замечая основное большинство мусульман.

Итоговая мысль гласит как в казахской народной пословице «Если твое время стало лисой, стань борзой и догони её» нужно жить в ногу со временем и это единственный правильный вариант в противном случае мы просто превратимся в совершенно отсталую страну. Не вижу совершенно никаких причин, почему человек не может оставаться мусульманином и при этом использовать все блага современного мира. В свое время  именно мусульманские страны были двигателями прогресса и науки.

Проповедники дилетанты.

В стране помимо официальных имамов стало много людей, которые пытаются выступать проповедниками и приглашать людей в Ислам. Но проблема заключается в том, что все это происходит в стихийном порядке и на добровольной основе, следовательно, отсутствует какая либо общая методология или общие правила и порядки такой деятельности. В результате каждый действует на свой лад, у кого-то получается хорошо, но другая часть, пытаясь делать добро, де факто можно сказать занимается вредительством.

Определенная группа проповедников дилетантов упорно не хотят учитывать такой фактор как человеческая психология, и к своей деятельности относятся совершенно безответственно. И порой, кажется, что они хотят большую часть работы оставить высшим силам, а сами просто поставить себе галочку, что они произвели попытку спасения души очередного человека. Среди такой категории людей есть девиз, который гласит, что если всевышний не откроет сердце человеку, то неважно сколько раз люди будут пытаться обратить его в веру он так и останется безбожником. Придерживаясь этой позиции, они не утруждают себя, какими либо изысканиями в этой области, а просто сумбурно вываливают на человека беспорядочный поток информации с наличием обязательной угрозы адским огнем. При этом как уже говорилось, совершенно не учитываются базовые принципы человеческой психологии и какие либо другие аспекты, к примеру, такой человек может пытаться вести беседу в общественном транспорте, не учитывая, что это совершенно неуместное время и место. В результате я не буду говорить за сердце, но в голове у своего собеседника они могут оставить неизгладимое негативное впечатление об Исламе.

Призываю всех людей к более ответственному подходу, для начала реально оцените свои возможности и если все еще уверены в своих силах начинайте читать материалы по данной тематике.  Помните, что в старину этим делом занимались богословы (как в Исламе, так и в Христианстве) и эти люди были образованными людьми с широчайшим кругозором. Их теологические споры заучивались наизусть также как айтыс Биржан сал – Сара.

  1. 2. Некомпетентные действия некоторых чиновников

Чиновники, занимающиеся вопросами религии должны четко осознавать всю меру ответственности и каждое свое действие должны взвешивать. К примеру, не так давно открытое Агентство по делам религии свои первые шаги начало с запретительных мер, самым заметным из которого было инициирование нового законопроекта вводящий запрет на молитвенные комнаты в госучреждениях, по сути это был запрет на чтение намаза в госучреждениях.  В результате все это получилось стрельбой из пушки по воробьям, так как в Казахстане не наблюдалась проблема массового чтения намаза в госучреждениях (может быть за исключением единичных примеров, которые можно было бы решить тихо в рабочем порядке). Но зато грохота от этих пушечных выстрелов было очень много, хотя этот законопроект особо не мешал мусульманам, но само словосочетание запрет на намаз вызывало негативное восприятие, также этим поспешили воспользоваться провокаторы, занимающиеся подрывной деятельностью в Казахстане (а такие есть) распространили по миру инфу что Казахстан запрещает намаз, не раскрывая всех нюансов вопроса. Внутри страны у них появился мощный козырь, для противопоставления государству радикально настроенных людей представляя государство в роли врага религии и т.д.

Вообще парадоксально, что Агентство выбрало запретительные меры, так как любые запретительные меры в борьбе с радикальными религиозными течениями дает совершенно обратный эффект. Так как для молодежи (основной силы радикалов) это будет играть роль «красной тряпки», наличие препятствия, автоматом будет включать режим «Ромео и Джульетта» и молодой человек наперекор всему, будет стараться доказать всем и вся что его «любовь» является самой что ни есть настоящей.  Отдельно нужно сказать, что сейчас далеко не  37 год и наказанием за нарушение запретов являются простые штрафы и, по сути, не являются реальным сдерживающим фактором. Наоборот выступает для молодежи своего рода проверкой на «слабо» и дает возможность определенной категории людей осознано идти на нарушение с последующей оплаты штрафа с целью позиционирования себя в роли мученика.

Также это негативно сказалось на основной задаче Агентства, оно должно было проводить работу по пропаганде так называемого «умеренного Ислама» и конечно же учитывая что в восприятии у мусульман Агентство закрепилось в роли «противника намаза» отношение к нему достаточно холодное что косвенно сказывается на не совсем положительном принятии результатов деятельности  данного Агентства. Возможно, теперь необходим своего рода ребрэдниг  Агентства, за счет смены руководителя или другой меры.

  1. 3. Ложные стереотипы

Учитывая, что во времена СССР мы успели существенно растерять связь с Исламом и на начальном этапе независимости Ислам начал входить в нашу жизнь через людей самоучек. Учитывая, что не было специального учебного центра или специальной государственной политики касательно данного аспекта внедрение Ислама шло не единым фронтом, а велось партизанскими методами, на местах люди по своему разумению пытались толковать понятия об Исламе. И довольно часто люди сами запутывали ситуацию или же искусственно создавали запреты и условности. Приведу простой пример, вначале 2000 годов в Кокшетау, по какому-то распределению в помощь местным имамам был направлен имам из Турции. И хотя местные имамы встретили его радужно в последующем отношение к нему со стороны местных охладело прежде всего за счет того что данный турецкий имам начал активно пропагандировать что Ислам это «легкая человеконаправленная религия» и не нужно усложнять жизнь прихожан (уммы) излишними условностями и аскетизмом. Одним из таких противостоянии было связано с галстуками, до его прихода, в мечети существовал негласный запрет на чтение намаза в галстуке (почему то галстук ассоциировали с западом, а все западное воспринимали чуждым для Ислама) приезжий имам назвал это нонсенсом и стал демонстративно приходить в мечет в европейском костюме и обязательно в галстуке, чем вызывал недовольство местных. Это только один пример, в реальности таких ложных стереотипов в Казахстане довольно много.

  1. 4. Внешние подрывные силы.

На сегодняшний день внешние подрывные  силы  научились использовать радикальные течения в Исламе для дестабилизации ситуации в восточных странах. Некоторые проявления есть и в Казахстане, нет смысла в долгом расписывании данного пункта учитывая, что тут могут использоваться все средства. Единственно можно сказать, что эти провокаторы находят очаги недовольства раздувают их и в нужный момент подливают масло в огонь и в результате пожар, поэтому если суметь создать среду, где все будет спокойно и не будет какого-либо горючего материала, сколько бы провокаторы не подбрасывали спичек, пожар бы не возник. По сути, создание этой среды и является первостепенной задачей Агентства.

Закончить все это мне хотелось бы повторным озвучиванием основной мысли, что ненужно желательные нормы выставлять обязательной догмой и заострять внимание на мелочах (внешней атрибутике и т.п.) учитывая, что на практике это ведет к эскалации Ислама от современного общества Казахстана. Вместе с тем люди должны понимать, что при сохранении тенденции к дальнейшей эскалации это будет не только отпугивать население, но и настораживать государство, которое боится, что оно может упустить момент, когда все это может породить силы направленные против существующего государственного строя. Поэтому вместе этого необходимо придерживаться стратегии разумных компромиссов и тем самым сблизить Ислам и население. Хочу заметить, что я не призываю, что то менять в самом Исламе (это было бы сверх глупостью) я лишь призываю использовать те компромиссы, которые изначально предусмотрены в Исламе. В конечном результате пользы от этого для Ислама в Казахстане будет гораздо больше, мыслите масштабно, в свое время благодаря именно этой стратегии разумных компромиссов Ислам прижился в Казахстане, зачем изобретать заново велосипед  используйте проверенную тактику…

6
2031
8