место в рейтинге
  • 49143
  • 208
  • 34
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Экспортные пути Казахстана на примере нефти.

Говоря о геополитическом расположении Казахстане, стало уже обычным слышать, что мы находимся в сердце Евразии, и что через территорию Казахстана проходит Великий шелковый путь. Но если смотреть на положение дел с практической точки зрения, мы понимаем, что тот факт что мы находимся именно в сердце Евразии, лишает нас свободного выхода к океану (другими словами выхода к мировым рынкам) а Великий шелковый путь на сегодняшний день уже не столь велик, чтобы приносить нам пользу. Учитывая, что Казахстан «по-настоящему» в больших объемах экспортирует только энергоресурсы и зерно, именно в этих сферах и проявляются все нюансы и особенности экспортных путей Казахстана. Предлагаю вашему вниманию обзор существующих эскортных путей на примере нефти.

  1. 1. Российское направление с последующим выходом на черное море (мир), а также по суше на европейский рынок.

Учитывая политику, которая существовала в СССР, «все дороги вели в Рим Москву» что означало, что экономика всех республик СССР, была по максиму завязана на России и именно по этой причине в 90-е независимый Казахстан, был очень зависим от России. Это касалось и нашего «черного золота», так как почти вся нефть Казахстана экспортировалось через нефтепровод, проходящий по территории России (Атырау-Самара и дальше по нефтепроводу России). И хотя Россия нам друг, она не забывала русскую поговорку  «дружба дружбой, а денежки врозь» и выжимала максимальную выгоду из сложившейся ситуации. Это касалось не только стоимости транспортировки, но и смешивания тяжелой российской нефти с более высококачественной легкой казахстанской нефтью с целью получения приемлемого качества нефти на выходе на рынки Европы. Россия выходит на рынок с нефтью маркой Urals – смесь разных сортов нефти, которая образуется за счет смешивания тяжелых соответственно и дешевых сортов нефти из месторождений Татарстана и Башкортостана с легкой нефтью из Сибири Siberian light и Казахстана Tengiz light. По сути, если не смешивать тяжелую нефть Татарстана она не будет столь востребована в мире. Необходимо заметить что схожая ситуация была с нефтепроводом Азербайджана и газопроводом Туркмении и каждая из стран по своему искала выход из зависимого положения.

Но такое положение дел продержалось недолго, на Каспийской сцене появлялись американцы, которые активно включились в добычу нефти в Казахстане и Азербайджане, следовательно, также оказывались в зависимости от России, не желая мириться с этим, они вначале безуспешно пытались добиться от России уступок, а в дальнейшем совместно с Казахстаном и Азербайджаном начали разрабатывать альтернативный путь, в обход России, проходящий через Азербайджан, Грузию и Турцию.  Уважаемый читатель итак, плавно продолжая историю, мы переходим на второй экспортный путь Казахстана.

  1. 2. Каспийское направление через Азербайджан Грузию и Турцию с выходом на Средиземное море (мир).

Было заявлено о начале строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан с возможностью приема казахстанской нефти посредством танкеров по Каспию. И хоть были сложности с использованием различных  методов транспортировки нефти, для Казахстана данный путь являлся достаточно интересным вариантом, прежде всего за счет того что давало возможность вывести на рынок «чистую» не смешанную казахстанскою нефть,  что позволяло продавать казахстанскую нефть по более дорогой цене. Россия, понимая, что возник реальный риск полностью потерять прибыль за транспортировку нефти по территории России, соглашается на компромиссный вариант строительства нефтепровода КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум с долей России 31%, а доля Казахстана 20,75%, остальное это доли иностранных компании) с фиксированной приемлемой ценой за транспортировку нефти. Но при этом данный нефтепровод шел от Тенгиза напрямую в Новороссийский порт на Черном море и тем самым позволяя выводит на рынок чистую казахстанскую нефть марки Tengiz light. В конечном результате строительство КТК на тот момент заморозило Казахстанские планы  на счет использования альтернативного пути через Баку-Тбилиси-Джейхан. Но нужно отдать должное российской стороне при согласовании пропускной способности нефтепровода они согласились на строительство нефтепровода, пропускная способность которой была меньше объемов добычи нефти на Тенгизе и тем самым вынуждая Казахстан перегонять часть нефти по старому нефтепроводу Атырау-Самара где она смешивается с дешевой российской нефтью.

Чуть с опозданием в игру включился и Китай, и хотя китайцы и выкупили большое количество месторождений, но в большинстве своем это малые месторождения и даже все вместе не могут конкурировать с объемами добычи на Тенгизе. И в случае с Китаем все было предельно просто, учитывая, что конечный потребителем был сам Китай, он и выступил инициатором строительства нефтепровода из Казахстана в Китай и тем самым открыв 3 экспортный путь, в направлении Китая (строилось несколько отдельных нефтепроводов но в конечном результате все объединили и создали сеть) .

  1. 3. Китайское направление.

Необходимо заметить, что китайское направление для Казахстана является очень интересным в том плане, что между нами нет посредников, а также это важно для диверсификации наших экспортных путей. Необходимо заметить, что дополнительным бонусом строительства нефтепровода Казахстан-Китай является тот факт, что данный нефтепровод дает нам возможность соединить наши нефтяные месторождения с нашими же нефтеперерабатывающими заводами.  Как уже говорилось выше, во времена СССР все строилось с намеренной привязкой к России, поэтому если нефть в Казахстане добывалась на западе, то завод по переработке строился не рядом с месторождением, а как можно дальше на востоке, где нефти нет, а нефть на эти заводы поставлялась с России тем самым лишая Казахстан полной самостоятельности в данном вопросе. В результате, Казахстан только сейчас, через 20 лет после независимости сумел замкнуть цепь (отвлекусь от темы, хочу извиниться если кому то покажется что я настроен простив России, хочу заверить что это не так, я просто констатирую факты как они есть, хочу также сказать что скорее наоборот я являюсь сторонником интеграции именно с Россией, хотя вместе с тем должен сказать что ТС не совсем оправдывает себя. На эту тему необходимо писать отдельный пост).

  1. 4. Иранское направление с последующим выходом к персидскому заливу (мир)

Необходимо заметить, что со строительством нефтепровода КТК эпопея Каспийской нефти не закончилась с учетом того что добыча нефти на Тенгизе росло а вместе с тем в самое ближайшее будущее ожидается начало добычи нефти на Кашагане в этой связи актуальность транспортировки добытой нефти резко выросло. И снова началось «бодание» с Россией которая никак не хотела увеличивать пропускную способность нефтепровода КТК пытаясь выторговать себе более лучшие условия. Переговоры велись с 2007 года а согласие Россия дала только в 2010 и то только после того как Казахстан начал реальные шаги по строительству нефтепровода «Есене-Курык» которая входит в ККСТ  (Казахстанская Каспийская Система Транспортировки нефти). Данный нефтепровод позволил бы перегонять нефть с Тенгиза и Кашагана на порт Курык и оттуда на танкерах доставлять нефть до нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) о чем писалось выше, но следует заметить, что наличие нефтепровода до Курыка дает Казахстану возможность использовать и Иранское направление и в свое время обсуждался проект строительства нефтепровода Нека-Джасак именно для нашей нефти и Иран, сейчас крайне заинтересован в предоставлении услуг по транспортировке нефти через его территорию с выходом к Персидскому заливу. Для Казахстана это могло бы быть наиболее интересным вариантом но этому пока мешает политическая ситуация в Иране и вместе с тем нефтепровод БТД является стратегическим для США и они пресекают всякие порывы Ирана на создание конкуренции данному нефтепроводу. Но вместе с тем необходимо заметить, что этот путь будет всегда оставаться потенциально возможным, учитывая, что мы не будем привязаны к нефтепроводу БТД и всегда сможем послать наши танкеры порт Неку в Иране.

На сегодняшний день Россия не стала испытывать судьбу и не давая возможности  Казахстану начать работу по ККСТ дало согласие на увеличение пропускной системы КТК и снова Казахстан отложил начало сроков строительства пути в обход России и в ближайшее будущее основная часть нефти будет идти через Россию. В целом согласно заявлению КМГ Казахстан планирует увеличить способность экспортных нефтетранспортных систем с 68,7 до 101 миллиона тонн нефти в год. В частности, до 67 миллионов тонн в год расширится КТК. Удвоится (с 10 до 20 миллионов тонн ежегодно) пропускная способность нефтепровода «Казахстан – Китай». Пропускная способность нефтепровода «Атырау-Самара» и морского порта Актау останется на прежнем уровне, то есть 17,5 и 11 миллионов тонн в год соответственно.

Бахтияр KazAnalitik
19 февраля 2013, 2:24
9340

Загрузка...
Loading...

Комментарии

aydos
0
0
Было интересно) спасибо
ispan
0
0
да, очень интересный пост) а зачем замораживать стр. трубопроводов? почему бы не гнать нефть в нескольких направлениях, или Кз не потянет такого объема?
Просто проблема в цене. Гнать нефть через Атырау-Самара невыгодно так как там мы не получаем хорошей цены. Цена падает за счет смешивания казахстанской нефти с нефтью России. В КТК наша нефть выходит на рынок в чистом виде. Поэтому в планах стоит расширение всех нефтепроводов кроме Атырау-Самара. А строительство нефтепроводов замораживают потому как нефтепровод КТК наиболее удобен с технической стороны и если Россия не создает препон строительство нового нефтепровода экономически неоправданно... Но в любом случае Казахстан достоит этот альтернативный путь.
G-git
0
3
Только ли в цене и в удобстве КТК ли дело?
Проходят незамеченными тревожные процессы происходящие в Каспийском регионе,непосредственно касающихся Казахстана и России. ЕС подталкивает страны каспийского региона к более решительным действиям связанными с альтернативными поставками энергоресурсов в обход России.

На фоне беспорядков в ближневосточных странах Азербайджан , Туркмения и Казахстан превращаются в важных энергетических партнеров ЕС. Стоит отметить, что Азербайджан сегодня в регионе играет двойственную роль - производителя нефти и природного газа, и транзитного звена поставок на мировые рынки нефти и природного газа (проекты БТД и ТКГ) Казахстана и Туркменистана.

Проект строительства ККСТ, приобретает особую актуальность на фоне сообщений, что до конца 2012 года, Казахстан намерен получить первую нефть с Кашагана. Конкуренция же за поставки газа и нефти в Европу грозит вылиться в вооруженное столкновение на Каспийском море, принадлежность акватории которого остается предметом международных споров.

Азербайджан и Туркмения заявляют о том, что ТКГ пройдет внутри национальных секторов этих двух стран, и поэтому остальные прибрежные страны Каспия не могут диктовать Баку и Ашхабаду, что им нужно делать в своих территориальных водах. К тому же все прикаспийские страны уже ведут добычу нефти и газа в своих секторах моря.

Однако Москва настаивает на том, что деление на национальные сектора было чисто условным и пока пять стран не подписали рамочного документа о правовом статусе Каспия, ни одна из них не вправе строить трубопровод по дну Каспия, даже внутри своих «национальных секторов»
А строительство ТКГ будет означать де-факто признание раздела Каспия на сектора. Это для России совершенно неприемлемо, и ей придется действовать в духе операции по принуждению Грузии к миру. «На этот раз придется принуждать Ашхабад и Баку к соблюдению международного права. Возможно, что и путем авиаударов, если они по-другому не понимают, – считает Александров, завотделом Института стран СНГ

О серьезности намерений Росии на Каспии говорят и военные приготовления. До 2020 года Каспийская флотилия получит до 16 новых кораблей. Из состава оперативно-стратегического командования «Юг» морякам будут переданы некоторые авиационные части.
....

Кроме того, в арсенале Каспийской флотилии появятся и береговые ракетные комплексы «Бастион», которые способны уничтожать надводные цели сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» на дальности до 300 км. До января 2012 года Каспийская флотилия получит первый из серии новых ракетно-артиллерийских кораблей типа «Буян-М» – «Град Свияжск». Также на боевое дежурство на Каспии заступят три новейших десантных корабля. При этом не надо забывать о флагмане Каспийской флотилии – сторожевом корабле «Татарстан», зачисленном в состав ВМФ в 2002 году. Его ударный комплекс «Уран» способен на дальности в 130 км уничтожить любой объект противника. На каспийском побережье Дагестана развернут мобильный противокорабель ный береговой ракетный комплекс «Бал-Э» дальностью 120 км, а на черноморском побережье Кавказа — комплекс «Бастион» со сверхзвуковой противокорабель ной ракетой «Яхонт» дальностью 300 км. А, например, базу новейших стратегических ядерных подлодок на Камчатке пока охраняет лишь древний аналог «Бастиона» – комплекс «Редут». Кроме того идет перевооружение войск и ВВС в Южном военном округе (ЮВО) на Северном Кавказе. Войска ЮВО, оснащаются современными средствами связи и бронетехникой (танки Т-90А и Т-72БМ, БМП-3 и БТР-82А) на 65—70 процентов, авиацией почти на сто, в то время как в целом по Вооруженным силам современной техники сейчас 16 процентов.
www.ng.ru http://www.customsunion.ru/info/2618.html kursiv.kz http://www.investkz.com/journals/74/776.html
Интересно то как... Цена падаеть....
"""Цена падает за счет смешивания казахстанской нефти с нефтью России. """
Ага. Значиться, нефть из России - грите - худшего какчества, чем в Казахтане???Да???
тогда откуда - в ЗКО - огромные склады серы взялися???
Да ишшо и парафинчик там складируетси не- подецки много...
И все равно - в КТК нефтя казахстанская поступает на пределе содержания этих вредных растворенных веществ, несмотря на производимую очистку...
И без российской нефти - то бишь без разбавления - трубопровод бы давно уже засралси парафином...
занимательно. было бы еще интересно глянуть на потоки импорта
во времена СССР все строилось с намеренной привязкой к России, поэтому если нефть в Казахстане добывалась на западе, то завод по переработке строился не рядом с месторождением, а как можно дальше на востоке, где нефти нет, а нефть на эти заводы поставлялась с России

Я думаю намеренно никто не привязывал, так как был единый СССР и никому в голову не могло прийти, что когда-нибудь республики станут независимы. Всё дело в экономической целесообразности. К Вашему сведению НПЗ не строят там, где есть месторождения, а строят там где есть потребление нефтепродуктов (Экономическая и Социальная География за 10 й класс) иначе вся территория Саудовской Аравии была бы покрыта НПЗ, а вместо нефтетанкеров были бы бензо-мазуто танкеры. Главная проблема КТК это пролив Босфор, который ограничивает дальнейшее расширение трубопровода. В бытность СССР на востоке и юге РК были построены НПЗ по причине более высокой плотности населения (соответственно большего потребления нефтепродуктов) и более развитой промышленности (Павлодарский ТПК). В остальном и в целом статья понравилась, думаю было бы интересно рассмотреть также проблему газопроводов в Казахстане, так как новый газопровод из Зап Казахстана в Астану и Караганду строится через территорию России, а Восточный Казахстан вообще не планируется газифицировать... Важность газа для населения, экономики и экологии страны я думаю объяснять не надо...
для Восточного Казахстана есть месторождение Тарбагатай. Есть договоренность с КНР о поставках очищенного газа в Вост. Казахстан (на территории КНР будет построен завод LNG)
На счет Босфора полностью с Вами согласен, данная проблема не освещена в посте только потому, что не хотел перегружать пост чрезмерной информацией. Но не соглашусь с вами в той части, что это являлось первопричиной, которая не давала, увеличит объем КТК. Как известно в конечном результате после того как Россия согласилась его все таки увеличили. Не буду углубляться в тему Басфора которая требует отдельного разговора можно просто добавить, что Турция находится под влиянием США и когда это выгодно США Босфор откроет свои ворота, а нефть с КТК это в большой своей части нефть США. Может Вы и правы и на счет НПЗ, может я зря качу бочку на старичков с ЦК СССР, конкретно в этом вопросе, но все же я останусь при своем мнении. Но согласитесь в условиях независимости жизненно важно соединить нефть с НПЗ.
Рахмет за замечание…
На данном этапе США перешли на разработку сланцевого газа и нефти и уже известно : себестоимость барреля 60 дол... И теперь странам ОПЕК и другим нефте-газодобывающим государствам , что бы удержать цену от 112 до 90 дол. необходимо удержать цену барреля то-есть снижать добычу.... И теперь КЗ необходимо Китайское и Индо/пакистанское направление . Газпром и Транснефть несут убытки ... Участие Франции в боевых операциях в Мали , это начало войны за обладания и влияния в регионы с полезными ископаемыми.. С уважением ....
Сланцевая нефтя- накрылася медным казаном в штатах... Вы разве новостей не читаете??? весь прошлый год, да и половину ентого - во всех СМИ обсасывали эти новости...
Не отметили два момента: во-первых, не все 67 млн КТК отдадут под казахстанскую нефть; во-вторых, как вы думаете чем будет наполнятся китайская труба при падении добычи на текущих месторождениях, контролируемые Китаем?

И Ескене, опечатка )

Хорошая статья для новичков : )

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 38390
  • 63
СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
вчера / 14:43
  • 7619
  • 52
Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Известный политолог России Андрей Карпов предложил сделать Алматы центром секс-туризма. Но для этого сперва нужно легализовать проституцию в стране.
tala03
13 авг. 2017 / 14:48
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 1709
  • 2
Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Многие способные выпускники без Алтын Белги готовились к тестированию, чтобы в честной борьбе попытать счастья на гранты без ущемления со стороны якобы "золотых" выпускников.
DanaJarlygapova
14 авг. 2017 / 14:35
Приложение казахстанских школьниц признали лучшим на конкурсе в Сан-Франциско

Приложение казахстанских школьниц признали лучшим на конкурсе в Сан-Франциско

Команда алматинских школьниц выиграла главный приз международного конкурса Technovation Challenge 2017 по разработке мобильных приложений.
yviNews
11 авг. 2017 / 16:38
  • 2366
  • 5
Сколько дней казахстанцы отдохнут на День Конституции и Курбан айт

Сколько дней казахстанцы отдохнут на День Конституции и Курбан айт

Многие уже сейчас планируют отпуска и праздничные выходные. Сколько дней отдыха будет в этом году в честь Дня Конституции и мусульманского праздника Курбан айт?
yviNews
11 авг. 2017 / 15:08
  • 1372
  • 0
На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

Мы объехали по кругу озеро Иссык-Куль, о чем повествует предыдущий пост, и вернувшись из поездки подумали, а почему бы нам не рвануть на наше озеро, не менее прекрасное?
yelenasergiyenko
13 авг. 2017 / 13:13
  • 1335
  • 6