Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-2
14:24, 18 февраля 2013

Экспортные пути Казахстана на примере нефти.

Говоря о геополитическом расположении Казахстане, стало уже обычным слышать, что мы находимся в сердце Евразии, и что через территорию Казахстана проходит Великий шелковый путь. Но если смотреть на положение дел с практической точки зрения, мы понимаем, что тот факт что мы находимся именно в сердце Евразии, лишает нас свободного выхода к океану (другими словами выхода к мировым рынкам) а Великий шелковый путь на сегодняшний день уже не столь велик, чтобы приносить нам пользу. Учитывая, что Казахстан «по-настоящему» в больших объемах экспортирует только энергоресурсы и зерно, именно в этих сферах и проявляются все нюансы и особенности экспортных путей Казахстана. Предлагаю вашему вниманию обзор существующих эскортных путей на примере нефти.

  1. 1. Российское направление с последующим выходом на черное море (мир), а также по суше на европейский рынок.

Учитывая политику, которая существовала в СССР, «все дороги вели в Рим Москву» что означало, что экономика всех республик СССР, была по максиму завязана на России и именно по этой причине в 90-е независимый Казахстан, был очень зависим от России. Это касалось и нашего «черного золота», так как почти вся нефть Казахстана экспортировалось через нефтепровод, проходящий по территории России (Атырау-Самара и дальше по нефтепроводу России). И хотя Россия нам друг, она не забывала русскую поговорку  «дружба дружбой, а денежки врозь» и выжимала максимальную выгоду из сложившейся ситуации. Это касалось не только стоимости транспортировки, но и смешивания тяжелой российской нефти с более высококачественной легкой казахстанской нефтью с целью получения приемлемого качества нефти на выходе на рынки Европы. Россия выходит на рынок с нефтью маркой Urals – смесь разных сортов нефти, которая образуется за счет смешивания тяжелых соответственно и дешевых сортов нефти из месторождений Татарстана и Башкортостана с легкой нефтью из Сибири Siberian light и Казахстана Tengiz light. По сути, если не смешивать тяжелую нефть Татарстана она не будет столь востребована в мире. Необходимо заметить что схожая ситуация была с нефтепроводом Азербайджана и газопроводом Туркмении и каждая из стран по своему искала выход из зависимого положения.

Но такое положение дел продержалось недолго, на Каспийской сцене появлялись американцы, которые активно включились в добычу нефти в Казахстане и Азербайджане, следовательно, также оказывались в зависимости от России, не желая мириться с этим, они вначале безуспешно пытались добиться от России уступок, а в дальнейшем совместно с Казахстаном и Азербайджаном начали разрабатывать альтернативный путь, в обход России, проходящий через Азербайджан, Грузию и Турцию.  Уважаемый читатель итак, плавно продолжая историю, мы переходим на второй экспортный путь Казахстана.

  1. 2. Каспийское направление через Азербайджан Грузию и Турцию с выходом на Средиземное море (мир).

Было заявлено о начале строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан с возможностью приема казахстанской нефти посредством танкеров по Каспию. И хоть были сложности с использованием различных  методов транспортировки нефти, для Казахстана данный путь являлся достаточно интересным вариантом, прежде всего за счет того что давало возможность вывести на рынок «чистую» не смешанную казахстанскою нефть,  что позволяло продавать казахстанскую нефть по более дорогой цене. Россия, понимая, что возник реальный риск полностью потерять прибыль за транспортировку нефти по территории России, соглашается на компромиссный вариант строительства нефтепровода КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум с долей России 31%, а доля Казахстана 20,75%, остальное это доли иностранных компании) с фиксированной приемлемой ценой за транспортировку нефти. Но при этом данный нефтепровод шел от Тенгиза напрямую в Новороссийский порт на Черном море и тем самым позволяя выводит на рынок чистую казахстанскую нефть марки Tengiz light. В конечном результате строительство КТК на тот момент заморозило Казахстанские планы  на счет использования альтернативного пути через Баку-Тбилиси-Джейхан. Но нужно отдать должное российской стороне при согласовании пропускной способности нефтепровода они согласились на строительство нефтепровода, пропускная способность которой была меньше объемов добычи нефти на Тенгизе и тем самым вынуждая Казахстан перегонять часть нефти по старому нефтепроводу Атырау-Самара где она смешивается с дешевой российской нефтью.

Чуть с опозданием в игру включился и Китай, и хотя китайцы и выкупили большое количество месторождений, но в большинстве своем это малые месторождения и даже все вместе не могут конкурировать с объемами добычи на Тенгизе. И в случае с Китаем все было предельно просто, учитывая, что конечный потребителем был сам Китай, он и выступил инициатором строительства нефтепровода из Казахстана в Китай и тем самым открыв 3 экспортный путь, в направлении Китая (строилось несколько отдельных нефтепроводов но в конечном результате все объединили и создали сеть) .

  1. 3. Китайское направление.

Необходимо заметить, что китайское направление для Казахстана является очень интересным в том плане, что между нами нет посредников, а также это важно для диверсификации наших экспортных путей. Необходимо заметить, что дополнительным бонусом строительства нефтепровода Казахстан-Китай является тот факт, что данный нефтепровод дает нам возможность соединить наши нефтяные месторождения с нашими же нефтеперерабатывающими заводами.  Как уже говорилось выше, во времена СССР все строилось с намеренной привязкой к России, поэтому если нефть в Казахстане добывалась на западе, то завод по переработке строился не рядом с месторождением, а как можно дальше на востоке, где нефти нет, а нефть на эти заводы поставлялась с России тем самым лишая Казахстан полной самостоятельности в данном вопросе. В результате, Казахстан только сейчас, через 20 лет после независимости сумел замкнуть цепь (отвлекусь от темы, хочу извиниться если кому то покажется что я настроен простив России, хочу заверить что это не так, я просто констатирую факты как они есть, хочу также сказать что скорее наоборот я являюсь сторонником интеграции именно с Россией, хотя вместе с тем должен сказать что ТС не совсем оправдывает себя. На эту тему необходимо писать отдельный пост).

  1. 4. Иранское направление с последующим выходом к персидскому заливу (мир)

Необходимо заметить, что со строительством нефтепровода КТК эпопея Каспийской нефти не закончилась с учетом того что добыча нефти на Тенгизе росло а вместе с тем в самое ближайшее будущее ожидается начало добычи нефти на Кашагане в этой связи актуальность транспортировки добытой нефти резко выросло. И снова началось «бодание» с Россией которая никак не хотела увеличивать пропускную способность нефтепровода КТК пытаясь выторговать себе более лучшие условия. Переговоры велись с 2007 года а согласие Россия дала только в 2010 и то только после того как Казахстан начал реальные шаги по строительству нефтепровода «Есене-Курык» которая входит в ККСТ  (Казахстанская Каспийская Система Транспортировки нефти). Данный нефтепровод позволил бы перегонять нефть с Тенгиза и Кашагана на порт Курык и оттуда на танкерах доставлять нефть до нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) о чем писалось выше, но следует заметить, что наличие нефтепровода до Курыка дает Казахстану возможность использовать и Иранское направление и в свое время обсуждался проект строительства нефтепровода Нека-Джасак именно для нашей нефти и Иран, сейчас крайне заинтересован в предоставлении услуг по транспортировке нефти через его территорию с выходом к Персидскому заливу. Для Казахстана это могло бы быть наиболее интересным вариантом но этому пока мешает политическая ситуация в Иране и вместе с тем нефтепровод БТД является стратегическим для США и они пресекают всякие порывы Ирана на создание конкуренции данному нефтепроводу. Но вместе с тем необходимо заметить, что этот путь будет всегда оставаться потенциально возможным, учитывая, что мы не будем привязаны к нефтепроводу БТД и всегда сможем послать наши танкеры порт Неку в Иране.

На сегодняшний день Россия не стала испытывать судьбу и не давая возможности  Казахстану начать работу по ККСТ дало согласие на увеличение пропускной системы КТК и снова Казахстан отложил начало сроков строительства пути в обход России и в ближайшее будущее основная часть нефти будет идти через Россию. В целом согласно заявлению КМГ Казахстан планирует увеличить способность экспортных нефтетранспортных систем с 68,7 до 101 миллиона тонн нефти в год. В частности, до 67 миллионов тонн в год расширится КТК. Удвоится (с 10 до 20 миллионов тонн ежегодно) пропускная способность нефтепровода «Казахстан – Китай». Пропускная способность нефтепровода «Атырау-Самара» и морского порта Актау останется на прежнем уровне, то есть 17,5 и 11 миллионов тонн в год соответственно.

Blog post image

-2