Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
12:38, 18 февраля 2013

Единый «пенс»

Есть в нас, все-таки, какая-то странность, притягательная ненормальность. Проявляется это абсолютно во всем. Мы принимаем хорошие законы, которые не работают, и которые мы сами же не выполняем. Мы разрабатываем хорошие системы, имеющие под собой самые благие намерения, а через 15 лет вдруг забываем об этих намерениях. И выясняем, что намерения эти не какие ни благие, а наоборот, зло, с которым надо бороться, и непременно его победить.


Накопительную пенсионную систему в 1998 году создали для того, чтобы в стране появились длинные и "дешевые" деньги для поддержки отечественной производителей и развития инфраструктуры. Как тогда рассказывал один из международных экспертов Стив Муди в своих многочисленных интервью, "необходимость иметь свободные средства для инвестиций в экономику стала основной причиной для внедрения накопительной пенсионной системы". С Муди сложно не согласиться: в конце 90-х на фоне беспрецедентного роста инфляции свободных денег в Казахстане не было, брать их на Западе было дорого. Необходимо было изыскать внутренние резервы. И изыскали.

На сегодняшний день стоимость частных НПФ оценивается в 2-4 миллиарда долларов. 87% всех активов НПФ держат в казахстанских ГЦБ. Возникает вопрос: на какие деньги Нацбанк намерен выкупать у частников эти активы? Из каких резервов возьмутся эти 2-4 миллиарда долларов, чтобы выкупить то, что и так уже инвестировано в казахстанскую экономику? Денег, чтобы выплачивать законную пенсию женщинам, в стране нет. Денег, чтобы платить женщинам законные декретные, в стране нет. А, чтобы у самих себя покупать свое же, есть. Какая-то притягательная ненормальность.

Регулятор запрещает "пенсам" массово выводить средства за рубеж, требуя при этом повышение доходности. А наша экономика, хромая и  горбатая, доходности дать не может. Даже минфиновская подкормка в виде гособлигаций привела лишь к тому, что "пенсы" стали соревноваться в том, кто больше переманит друг у друга вкладчиков.

Поэтому, разумеется, критикуют фонды справедливо: неспособность приумножить пенсионные накопления, неэффективная инвестиционная деятельность, многочисленные злоупотребления. Все это привело к тому, что президент Назарбаев в своем послании в январе 2012 года сначала сказал о необходимости реформирования НПС, а затем, на расширенном заседании правительства, заговорил о едином пенсионном фонде. Создаваться этот фонд, как известно, будет на базе ГНПФ путем слияния и централизации управления пенсионными активами. К слову сказать, ГНПФ лидером рынка не является, по итогам 2012 года он занял 4 место среди НПФ, его доходность отстает от частных фондов и не покрывает уровень инфляции (по данным НБРК).

Что еще интереснее, впервые идею о слиянии наших пенсионных активов и размещении их на глобальных рынках высказал Всемирный банк весной прошлого года. Это сразу же вызвало панические слухи в обществе: Всемирный банк хочет через ЕПФ и через его управление Нацбанком отправить за рубеж хотя бы половину всех пенсионных активов (более 10 млрд. долларов) под доходность в 1,5%. Масла в огонь подлил и Григорй Марченко, заявив в конце нынешнего января, что часть денег ЕПФ будет инвестироваться во внешние активы. Вероятно, на фоне мирового экономического кризиса эти деньги могли бы спасти многие европейские экономики.

Еще более зловещие слухи касались самого факта "управление Нацбанком". Казахстанские чиновники никогда не были хорошими менеджерами, и умеют "красиво потратить" не один миллиард тенге. Им можно припомнить ФОМС, НИФ, оставшийся на бумаге ГПФИИР, да мало ли что еще. Собрав все пенсионные накопления в одном госфонде, будет гораздо легче вывезти их из страны и "распилить".

Разумеется, все эти слухи - из области конспирологии и не имеют под собой никаких причин. Однако, питает их все та же притягательная ненормальность: вместо того, чтобы совершенствовать существующую систему, ее ломают. Ведь первых результатов этой системы мы еще не увидели: люди, которые начали копить в 1998 году, пока не вышли на пенсию.

Конечно, казахстанской экономике позарез нужны деньги. В середине прошлого года рейтинговые агентства дали прогноз о том, что цены на нефть до 2015 года расти не будут. Соответственно, денег больше, чем есть сейчас в стране, не станет, а того, что есть, уже не на все хватает. Говоря о создании ЕПФ, Назарбаев увязал это с необходимостью поддержки темпов экономического роста и развития транспортной инфраструктуры. Как и в конце 90-х, отечественная экономика нуждается в диверсификации и в "дешевых" деньгах.  И изъять эти деньги из одного фонда, к тому же государственного, намного легче, чем из десятка частных. Собственно, ничего удивительного в таком шаге со стороны властей нет: в истории нашей страны очень многие начинания делались добровольно-принудительно, и далеко не все они плохо заканчивались.

Главное, опять не упереться в ненормальность: создание ЕПФ должно сопровождаться решением очень многих вопросов, как технических, так и глобальных. Основной вопрос среди этого множества: гарантированный возврат пенсионных накоплений.

Финансируя строительство мостов и дорог, развивая экономику страны, гражданин должен быть уверен в своем будущем, в сохранности своих накоплений.

0
265
9