• 75259
  • 167
  • 23
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Национальность в паспорте — ненужная вещь.

Мы понимаем, что спикер поднимает темы, которые могут вызвать дискуссии в обществе и в среде национал-патриотов. Редакция не согласна с мнением спикера о «казахстанской нации» и о том, что «национальность в паспорте ненужная вещь». Тем не менее мы решили опубликовать  интервью без редакционных правок и готовы предоставить площадку и для других мнений.

РАДИК ТЕМИРГАЛИЕВ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ПАСПОРТЕ – НЕНУЖНАЯ ВЕЩЬ


– Хотел начать с вами беседу с тезисов Льва ГУМИЛЕВА. Известно его восхищение китайским императором династии Тан – Ли ШИМИНЕМ, который объединил кочевую и оседлую культуры (как в свое время  Александр МАКЕДОНСКИЙ – греко-персидскую культуру), создав «золотой век» в истории Китая. За это посмертно ему был присвоен титул Тай-цзун, что означает «Великий предок». Однако уже сейчас нет той кочевой культуры, как и тех народов, – появились новые этносы из старых, согласно этнологической теории Льва Гумилева. Как вы думае те, кто сейчас в нашем регионе  может претендовать на роль Ли Шиминя в плане культурного объединителя?


– Честно говоря, я не думаю, что справедливо такие процессы связывать только с именами отдельных людей, при всем уважении к их деятельности. Если бы подданные Ли Шиминя и Александра Македонского не приняли этих концепций, ничего бы такого не было. Как показывает история, народы могут жить рядом веками и продолжать держаться, мягко говоря, особняком друг от друга, несмотря на все усилия политических деятелей. К счастью, у нас в Казахстане в отношениях между двумя самыми большими народами совершенно иная ситуация. К примеру, не секрет, что в общении на бытовом уровне нередко можно услышать, как местные русские не слишком одобрительно отзываются о нравах российских русских, в то время как казахи приблизительно таким же образом высказываются в отношении  соплеменников из-за рубежа. Наверное, так говорить не очень красиво, но в то же время это четкий показатель того, как сильно изменилась ментальность казахстанских казахов и русских в течение всего лишь нескольких десятков лет. Демографы говорят, что в последние годы существенно выросло количество межнациональных браков, что тоже крайне важно и говорит о том, что общность под названием «казахстанцы» все-таки существует и продолжает укрепляться. На мой взгляд, это хорошо. И с этой точки зрения та же графа «национальность», присутствующая в наших паспортах, – это абсолютно ненужная и даже вредная вещь.

– Казахстанские общественные деятели высказываются за проведение деколонизации, то есть пересмотр прошлого, культуры и так далее. По их мнению, мало этому уделяется внимания. Как вы думаете, это так?

– Некоторые люди этой самой «деколонизацией» занимаются уже больше двадцати лет. Сколько можно-то? Мне их поведение напоминает поведение детей, которые назло матери себе уши отмораживают. Нельзя же что-либо делать тупо против кого-то. Мы же видим, куда пришли сейчас некоторые страны бывшего Союза, которые строили свою политику исключительно на антироссийских принципах. А куда приходит сама Россия, которая по делу и не по делу пытается противопоставить себя США? Мы, что, тоже этого хотим? Поэтому, на мой взгляд, надо как можно больше, абстрагировавшись от политики, просто изучать свое прошлое, развивать свою культуру и больше думать о том, чтобы делать это как можно лучше.

– А в чем вообще заключается деколонизация на нашем примере?  «История закончилась», – так гласит  заголовок книги Фрэнсиса ФУКУЯМЫ. Уверен, вы читали его книгу. Как вы думаете, можно ли этот заголовок-тезис применить и к Казахстану?

– Фукуяма говорил о том, что история «закончилась» в качестве борьбы идеологий полной и безоговорочной победой либеральной демократии. Я лично, как человек, придерживающийся как раз либеральных убеждений, был бы только рад, если бы история подобным образом «закончилась» и в Казахстане. Но уверенности, что все произойдет таким образом, у меня совсем нет. Вопреки Фукуяме, ислам как единственная реальная альтернативная либерализму идеология в сегодняшнем мире, оказывается, способен не только держать удар, но и переходить в контрнаступление. Чем дело закончится, в конце концов, для Казахстана, на мой взгляд, предсказать вообще невозможно, поскольку мы находимся на самой границе двух этих миров и с равными шансами можем оказаться как на одной, так и на другой стороне.

– Я это к тому, что, к примеру, политолог Александр КНЯЗЕВ как-то приводил в пример после Жанаозенских событий вероятный сценарий развития казахстанской внутренней политики на примере Кыргызстана начала 2000-х годов. Тогда там тоже бастовали рабочие. Был расстрел со стороны силовиков. Однако посадили только полицейских, невзирая на то, что они подчинялись приказу! И вот после этого силовики и «слили» физика по специальности и теперь уже экс-главу Кыргызстана Аскара АКАЕВА. Но кыргыз и казах – ведь близкие народы и даже братья. Может ли случиться так, что мы повторим опыт близкого нам народа?

– Казахи и кыргызы, конечно, близкие народы, но Казахстан и Кыргызстан – это совершенно различные государства практически во всем. Руководство Казахстана располагает совершенно иными ресурсами, возможностями и потому может, грубо говоря, действовать методом тыка, в то время как для их кыргызских коллег всего одна ошибка может оказаться фатальной. Поэтому я не думаю, что в условиях нынешних цен на нефть в Казахстане возможна какая-то серьезная внутренняя дестабилизация, если, конечно, такой целью не зададутся некоторые постоянные члены Совета Безопасности ООН.

– Можете ли вы провести какие-нибудь исторические параллели из казахстанской истории, которые можно наблюдать в Казахстане сейчас?

– Между событиями разных времен всегда можно находить какие-то схожие моменты, но это очень часто бывает связано с определенными натяжками. Другое дело, что существуют, к примеру, определенные географические факторы, прямо влияющие на экономические процессы, которые, в свою очередь, влияют на все остальное. Не случайно на местах многих современных населенных пунктов часто обнаруживаются следы поселений древних времен. Отсюда следует вывод: условия окружающей среды заставляли людей в разные периоды истории приходить к одному и тому же решению. Если в свое время золотоордынские ханы, возводя караван-сараи, обустраивая колодцы и борясь с разбойниками, старательно расширяли торговлю через свою ветку Шелкового пути, то нынешние власти Казахстана с теми же целями практически по тому же самому маршруту строят современную автомагистраль, связывающую Китай и Россию. Если раньше веками между собой соперничали властители Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра, то сейчас мы видим похожую картину во взаимоотношениях Казахстана и Узбекистана. В общем, география – это судьба.

– Среди прочего, сейчас часть казахстанской оппозиции считает, что интеграция Казахстана с Россией  по сути  напоминает присоединение Казахстана к России в период властвования хана АБУЛХАИРА. Конечно, пример не столь удачен, но все же, как вы считаете, можно ли предположить, что нынешнее руководство страны повторяет историю?

– Давайте для начала разберем, какими факторами было обусловлено вхождение казахских жузов под протекторат Российской империи. Сам хан Абулхаир с поддержкой России, прежде всего, надеялся добиться реальной власти в Степи. Казахские ханы были в большей степени военными предводителями, необходимыми для того, чтобы возглавлять ополчения, составленные из разных племен, нежели правителями. Это их, разумеется, не устраивало, и не случайно, что вслед за Абулхаиром российскими подданными себя поспешили признать практически все крупные ханы и султаны. Причем у родоплеменной знати эти инициативы вначале вызвали серьезное недовольство, и того же Абулхаира от смерти спасло лишь заступничество авторитетных батыров, его товарищей по оружию.  И поэтому его присяга так и осталась бы пустой формальностью, если бы казахи не нуждались в российских рынках, поскольку Россия, как более развитая экономическая держава, в тот момент представляла куда больший интерес, нежели среднеазиатские государства или Китай. Это подтверждают и просто невероятные темпы развития русско-казахской торговли, начиная с 40-х гг. XVIII века. Казахи ежегодно пригоняли на ярмарки сотни тысяч голов скота, взамен закупая массу российских промышленных товаров, и тот же Оренбург очень быстро стал одним из самых крупных центров торговли в Российской империи.

Теперь давайте перенесемся в наше время. Политическая элита вполне уверенно держит поводья в своих руках и не горит желанием добровольно кому-то отдавать власть, а народ, явно предпочитающий российским товарам китайские, на каждом шагу костерит Таможенный союз за рост цен. Поэтому я не думаю, что современные интеграционные процессы,  ориентированные главным образом на развитие бизнеса, приведут к утрате независимости Казахстаном. И даже наоборот: вполне возможно, что разочарование от несбывшихся ожиданий может вскоре обернуться существенным охлаждением в отношениях двух стран, и дальнейшие планы по созданию Евразийского союза  так и не будут воплощены в жизнь.

– Кстати, как, по-вашему, какие традиции и обычаи казахов уже «вышли из строя»?

– Наверное, проще будет назвать те, которые еще не вышли. А если серьезно, то я полностью согласен с мнением Нурбулата МАСАНОВА: что казахи после коллективизации, оторвавшись от традиционной сферы хозяйствования, невольно стали новым народом, культура которого находится на данный момент на стадии становления. Что-то в ней останется от предков, что-то будет перенято от соседей, а что-то образуется свое. И не стоит комплексовать по этому поводу, как это часто происходит. Мол, мы такие-сякие, единственные, кто все забыл и все потерял. На самом деле можно гордиться тем, что казахский этнос после колоссальных испытаний первой половины XX века оказался способен модернизироваться и преодолеть путь, который для вчерашних кочевников был гораздо труднее, чем для земледельческих народов.

– Понятно, что в истории Казахстана много «темных пятен». Расскажите, какие страницы истории Казахстана все еще закрыты. И что мешает их открыть?

–Да, безусловно, мы многого не знаем о своем прошлом. Причем что-то в силу объективных причин мы уже не узнаем никогда, но в то же время еще много нам не известно потому, что не открыто. Ценные документы ждут своего часа в архивах Ирана, Китая, России, Турции и многих других стран. Поэтому нужно просто работать, работать и работать. Справедливости ради следует сказать, что в рамках государственной программы «Культурное наследие» было сделано немало. Изданы прекрасные сборники документов и иных источников, часть из которых была впервые переведена на казахский и русский языки.

Есть, конечно, и нарекания, но по сравнению с тем, как обстоит дело у наших соседей, нам грех жаловаться. Другое дело, что, к примеру, уровню ученых, работающих в архивах, не всегда соответствует уровень авторов сводных работ. При знакомстве со многими трудами можно найти кочующие от одного автора к другому ошибки и устаревшие сведения, свидетельствующие о том, что эти историки попрос ту не знакомы даже с известными источниками.

– Спасибо за интервью!

 

С Радиком Темиргалиевым, Исполнительным директором Центрального регионального филиала НОФ "Аспандау" Беседовал Халил МУКАНОВ

Ашық Алаң  (Трибуна)

13 февраля 2013 / №6(24)

 
Aspandau Aspandau
Название нашего фонда отражает глубокий духовный смысл казахского глагола «аспандау» - «взвиться ввысь». Миссия Фонда: Объединение здоровых сил общества с целью выявления, накопления и развития личностного потенциала на территории Казахстана на основе создания целостной саморазвивающейся системы, важнейшими элементами которой являются наука и образование. Официальный сайт - http://aspandau.kz/
18 февраля 2013, 12:03
446

Loading...

Комментарии

Ну да, казахов становится все больше и больше, но у кого-то пятая точка чешится от этого, кому-то очень хочется "уравнять" казахов со всеми - а ведь казахи больше всех налогов тратят, в армии больше всего казахи служат и, рискуя жизнью, защищают страну, и т.д. В конце концов, Казахстан - историческая земля казахов. Конечно, вклад других народов тоже достаточно весомый, но мы казахи никому же не говорим, забудь свою нацию и не упоминай ее. Наоборот, мы казахи - терпимы ко всем нациям и народам. Хотят ходить в своих национальных одеждах - пожалуйста, своя национальная кухня - пожалуйста, свой национальный язык - пожалуйста, свои национальные традиции - пожалуйста, и т.д. Казахи от этого не тупеют, как фашисткое быдло в некоторых странах.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 24348
  • 19
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 12701
  • 348
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
вчера / 11:00
  • 7979
  • 48
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 6320
  • 54
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 4094
  • 28
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2632
  • 18
«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

Бесцеремонные попытки силовиков помешать работе журналистов демонстрируют, в каком правовом государстве мы живём. Разбить телефон, угрожать, бить – всё это для «сотрудников» в порядке вещей.
openqazaqstan
13 нояб. 2017 / 19:02
  • 2473
  • 33
Поездка на заработки в Южную Корею: пройти таможню и не стать персоной нон грата

Поездка на заработки в Южную Корею: пройти таможню и не стать персоной нон грата

Между нашими странами действует безвизовый туристический режим до 30 дней. Но на таможне не "туристов" разворачивают назад с пожизненным запретом во въезд в их страну. Однако пройти паспортный контроль вполне возможно.
Krykbayeva
12 нояб. 2017 / 14:38
  • 2834
  • 46