Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
07:14, 21 февраля 2013

Проблемы детей-сирот

Сегодня в Казахстане почти 11 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в 196 организациях образования, здравоохранения и социальной защиты. Нельзя сказать, чтобы государство и общество не проявляли об оставшихся без родителей детях повышенную заботу. Ежегодно на их содержание выделяется порядка 8 млрд. тенге из местных бюджетов и немалая спонсорская помощь. Но существует проблемы, связанные с социальной интеграцией детей-сирот.

Прежде всего, это связано с тем, что в интернатах права и интересы детей подвергаются систематическому нарушению, а именно речь идет о насилии над детьми. По итогам опросов, проведенных Детским фондом ЮНИСЕФ, более половины воспитанников подтвердили наличие в казахстанских детских домах системного насилия.

Этому способствует определенная закрытость этих заведений для общественности и государственных органов. Несмотря на то, что Генеральная Прокуратура берет такие дела на особый контроль, факты повторяются с пугающей частотой.

Дети опасаются как сверстников, так и воспитателей. Элементы дедовщины среди воспитанников и палочной системы воспитания возводят насилие в ранг одного из допустимых средств общения и решения проблем. Дети не чувствуют себя защищенными в созданных для них же государственных учреждениях, а идти им больше некуда.

Вопиющий случай причинения смерти семилетнему мальчику в Баганашылском детском доме, ставший известным общественности и СМИ, вызвал обоснованное возмущение.

Похожая ситуация существует и в частных приютах, открываемых религиозными объединениями. Контроль за их деятельностью практически не ведется.

Одним из следствий такого явления становится то, что количество выпускников интернатов, поступивших в вузы, составляет 6%, тогда как общереспубликанский показатель – более 50%. Что происходит с детьми, когда условия сложились так, что им тяжело социально интегрироваться?

У детей, оставшихся без родителей вырабатывается стойкое безразличие к собственной судьбе, а отсюда уже растут корни будущего асоциального поведения. Можно привести один пример, хотя таких великое множество: занимаясь бродяжничеством, воспитанники Мичуринского детского дома Павлодарской области совершили кражу 195 тысяч тенге. Спустя два месяца несовершеннолетние были доставлены в областной центр адаптации, откуда сбежали и совершили угон автомашины. За совершенные преступления воспитанники осуждены к двум годам лишения свободы с испытательным сроком на один год.

С каждым шагом стена между такими подростками и обществом становится все крепче и неприступнее. Этому в немалой степени способствуют равнодушие либо непрофессионализм администрации учреждения, где они воспитывались. И эту проблему нужно решать систематично.

Проведенные Генеральной Прокуратурой совместно с Комитетом по охране прав детей проверки показали, что в отдельных учреждениях для проживания детей не обеспечены даже элементарные условия.

Отсутствует эффективный контроль и обратная связь с воспитанниками. Здесь заслуживает критики работа местных исполнительных органов, которые ослабили контроль за деятельностью интернатных учреждений.

Наряду с необходимостью эффективной системы мониторинга и контроля нужно совершенствовать и систему подготовки кадров для таких учреждений.

Чувствуя свое профессиональное бессилие, отдельные из них начинают отвечать детям-сиротам агрессией и психологическим прессингом, что только усугубляет ситуацию.

Между тем, чтобы показать детям, что их судьба обществу не безразлична, во многих случаях достаточно просто не нарушать их прав и стремиться хорошо делать свою работу.

Есть немало примеров, когда воспитанники детских домов благополучно интегрируются в общество, а некоторые из них сами помогают детям, оставшимся без родителей.

Нельзя при этом не сказать еще об одной проблеме, с которой сталкиваются большинство выпускников детских домов. Это отсутствие жилья.

За последние семь лет из 14 тыс. выпускников вернулись в закрепленное жилье только 832 или 6%, а получили от государства квартиры лишь 823 или 5,8%.

Соответственно, свыше 12 тыс. выпускников на сегодня не имеют жилья. При этом только половина из них (6091) состоит на учете.

На сегодня из находящихся в интернатных учреждениях  10 887 воспитанников, только 6% или около 700 детей  имеют закрепленное жилье. В очереди за жильем стоят более 8 тысяч детей или 81 %.

Следует отметить, что сейчас в Парламенте уже рассматривается законопроект, направленный на усиление жилищных прав детей-сирот. Но даже этот закон не сможет помочь, если не будет ответственного и неравнодушного к детям отношения уполномоченных лиц.

В отдельных случаях, не обеспечивается сохранность имевшегося у детей-сирот жилья. Причина - в размытости компетенции по данному вопросу, из-за чего ни один из уполномоченных органов не считает себя ответственным за сохранность жилья детей-сирот.

Правда имеются и такие факты, которые не объяснишь никакими объективными обстоятельствами.

Так, на протяжении трех лет директор Мангистауской областной Детской деревни Садыков проживал с семьей в одном из домов учреждения, предназначенных для воспитанников. Более того, расходы за коммунальные услуги на сумму 215 000 тенге оплачены директором за счет средств государственного учреждения.

После вмешательства Прокуратуры Садыков освобожден от занимаемой должности.

Еще один пример того, как прокурактура поспособстовала восторжествованию справедливости. В Петропавловском Доме юношества незаконно проживали четверо работников полиции и управления образования. При этом воспитаннице областного детского дома Климчук в размещении было отказано из-за отсутствия свободных мест.

По предписанию прокуратуры все незаконно проживавшие выселены, права Климчук  восстановлены.

В настоящее время прокуратурой предлагаются конкретные меры, направленные предотвращению сиротства и нарушению прав детей, оставшихся без родителей, что уже является положительной тенденцией.

1
2000
2