место в рейтинге
  • 833703
  • 4486
  • 1523
Нравится блог?
Подписывайтесь!

О банкоматах, зарплатах и немного о Марченко

Идея написать пост о "нелогичности" казахстанской банкоматной сети возникла у меня очень давно. Часто бывая в небольших населённых пунктах, я постоянно сталкиваюсь с проблемой, что в том или ином малом городе или селе в лучшем случае нет банкомата банка, в котором я обслуживаюсь, а-то и вообще никакого банкомата в помине не существует. В то же время в Алматы можно часто встретить 10-20 банкоматов в радиусе не более 100 м, при этом у большинства из них никакой очереди не наблюдается. Следует добавить к этому дефициту ещё и проблему высоких комиссий банков за обслуживание в "чужих" банкоматах, которая наиболее остро чувствуется, наверное, даже не для нас - молодых людей, а для тех, кто по карточкам получает пенсии и пособия.

Для того, чтобы попытаться разобраться с ситуацией, я проанализировал ежегодную статистику Национального банка РК по платёжным карточкам и банкоматам. Всего на данным Нацбанка, на настоящий момент платёжные карточки выпускают 24 банка и АО "Казпочта".

В инфографике очень четко видно, что наибольшая плотность банкоматной сети - в городах Астана (11,2 банкомата на 10 тысяч населения), Алматы (11,0) и в Атырауской области (8,4). Примечательно, что Акмолинская (4,2) и Алматинская (1,9) области, окружающие Астану и Алматы находятся на 12-м и 16-м (последнем) местах по этому показателю. При этом нужно учитывать, что внутри регионов диспропорции в распределении банкоматов ещё сильнее и подавляющее их большинство находится в областных центрах.

Логично, что вполне достаточно сети, в которой на 1000 клиентов будет приходиться один банкомат. Поэтому сравнив в инфографике количество активных дебетных карт и банкоматов, можно сделать вывод, например, что из Алматы, в частности, можно без ущерба для пользователей переместить в сёла около 700 банкоматов.

Среди банков, владеющих наиболее крупной сетью банкоматов, диспропорции в распространении банкоматной сети видны ещё сильнее. Принцип Паретто, кстати, в данном случае работает великолепно: всего 6 банков владеют 72% банкоматов в стране. При этом все крупные банки, как магнитом, тянет устанавливать банкоматы в двух столицах, особенно в южной. Например, в Алматы установлено 28% всех банкоматов Казкоммерцбанка, 23% - АТФБанка, 22% - Банка ЦентрКредит.

К сожалению, не смотря на постоянный рост банкоматной сети, в малых городах и сёлах их практически нет. В настоящее время, нужно признать, банки гонятся за прибылями не методом поиска клиентов на новой территории, а методом дублирования сети банкоматов. Я думаю, что все обращали внимание, что в торговых центрах далеко не у всех банкоматов выстраивается очередь, но тем не менее некоторые банки щедро размещают по 3-5 банкоматов в одной точке. Например, на этой неделе я заходил в торговые центры "МЕГА Алма-Ата" и "Silk Way City", в первом я насчитал 21 банкомат, во втором (гораздо меньшем по размеру) - 15. Таким образом, сеть банкоматов только в двух ТРЦ по размеру примерно равна количеству банкоматов ведущих банков, например, в Кызылординской или Жамбылской области.

Вместо того, чтобы привлекать клиентов качеством обслуживания, банки бравируют количеством банкоматов и устанавливают высокие комиссии по обслуживанию их платёжных карт в сети конкурентов, что в конечном счёте бьёт всегда по простому населению.

Для сравнения в таблице указаны тарифы по зарплатным и пенсионным карточкам трёх крупнейших банков Казахстана по размерам активов, а также АО "Казпочта", как организации, имеющей наибольшее количество отделений (в том числе в сельской местности) среди всех эмитентов карточек. Как видно из таблицы, снимая, например, 500 тенге с карточки Народного банка в банкомате Казкоммерцбанка, вы отдадите комиссию в 2 раза больше требуемой суммы. Очень актуально проблема высоких комиссий стоит и с переводом денег с карточки на карточку (поэтому многим приходится ехать до ближайшего отделения банка, выпустившего карточку получателя перевода, чтобы отправить деньги своим родным).

Очевидно, что пока в сельскую местность и малые города не войдут в массовое обращение современные платёжные системы, эти регионы всё-таки достаточно ограничены в развитии, особенно учитывая их отдалённость. Банки же, повторюсь, занимаются в основном борьбой друг с другом на городских фронтах Алматы.

К новым идеям, исходящим от Национального банка РК, я отношусь всегда очень настороженно, потому что часто они влекут непопулярные последствия. Но к идее Григория Марченко о создании Единого процессингового центра, которую он озвучил 11 января 2013 года, прислушался с интересом.

В настоящее время 24 банка и АО "Казпочта" выпускают платёжные карточки, в стране действуют 13 процессинговых центров, при этом некоторые банки собираются создавать собственные процессинговые центры. Чтобы создать один такой процессинговый центр нужно потратить несколько миллионов долларов, что, в конечном итоге, естественно ляжет на плечи нас - многочисленных клиентов банка. Поэтому было бы логично, если бы в стране был один процессинговый центр, и ещё логичнее, чтобы деньги снимались и переводились по адекватной комиссии в независимости от того, какой банк выпустил карточку. Аналогичный опыт практикуется, например, в Германии, Канаде, Южной Корее, Португалии, Латвии, Болгарии, ЮАР и т. д.

Понятно, что от такого решения, если оно действительно будет принято, получит пользу именно население, потому что, во-первых, станет дешевле снимать деньги и производить платежи с карты на карту и в других направлениях, во-вторых, банкоматы с едиными условиями будут доступны в любой точке Казахстана, в-третьих, будет значительно дешевле проводить безналичные платежи.

Естественно, что создание единого центра негативно скажется на ведущих банках, которые уже сформировали большую сеть банкоматов и получают неплохую прибыль от обслуживания клиентов сети конкурентов. В плане же затрат, банки ничего не теряют, потому что все они и в настоящее время либо содержат собственный процессинг, либо платят за использование процессинга банка-партнёра.

Поэтому хотелось бы, чтобы в этот раз Национальный банк проявил волю и принял решение, которое бы отстаивало интересы не банков, а населения. Буду с интересом следить, каким образом будет развиваться данная инициатива.

Спасибо за внимание!

Читайте меня в Твиттере: @YakovFedorov

Яков Фёдоров theYakov
Человек разумный
19 февраля 2013, 11:13
8942

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Всё верно изложено. Граммотная аналитика. И раньше видно было, что у нас есть дублирование сети банкоматов, но в таких масштабах... Это не удобно для жителей, проживающих в сельской местности. Я за создание ЕПЦ.
alch
1
0
Спасибо за труд!
мне кажется надо развивать терминалы оплаты, а не банкоматы. Банкоматы ведь это удобство по оплате и управлением финансами, а не для снятия средств
Согласен с Вами, Тимур! Но, пока стереотипы сильнее. А так, только вопрос времени, когда безналичные платежи будут превалировать над выдачей наличных.
Тимур, спасибо за комментарий! Я абсолютно с вами согласен - в идеале мы вообще должны рано или поздно отказаться по максимуму от наличных платежей. Но и для безнала нужно по максимуму нивелировать высокие комиссии банков, сейчас даже чтобы выслать деньги с карты одного банка на карту другого банка, мы платим солидные суммы.
Chikin
0
0
Хотел поинтересоваться, солидная сумма за перевод - это сколько?
С карточки Халыка в карточку Халык 10тыс тенге первод стоит 120 тенге.
Ejica
2
0
отлично. неужели это так сложно просчитать профессионалам?
Яков, а кто вам дал данные что в Германии, Канаде, Корее и прочих перечисляемых вами странах 1. "Единый" 2. государственный процессинг. дайте пжл ссылки на источники по каждой статье
Здравствуйте, Константин. Прежде всего хотелось бы уточнить, что я не пишу о государственном процессинге, это не есть обязательное условие. Главное, чтобы он был независимым и единым для всех банков. В каком виде и в какой форме собственности его осуществлять - это действительно важный вопрос, но лично я хотел разобраться, насколько это выгодно, а значит нужно населению.
Что касается источников, то тут действует шпионский принцип - 99% всей информации добывается в открытых источниках. Для упрощения поиска, чтобы вы не повторяли мой длинный путь, могу порекомендовать, например, ввести в поисковики запросы SIBS, Korea Financial Telecommunications and Clearing Institute, MEPS, Canadian Payment Association, BANKSERV, Borica, FirstData Latvia.
Яков, тот набор названий что вам кто-то дает не дает никаких ответов на мой вопрос. Кто вам сказал. что в этих странах нет альтернативных процессингов? ;-)
Дайте хоть одну ссылку, где бы об этом кто-то говорил из экспертов или общая информация по стране (напоминаю вы указали Германию, Корею, Канаду, Латвию, Порутгалию, ЮАР и т.д. Например я работаю с Латвией и знаю там как минимум 3 процессинга, с которыми налажена непосредственная связь. Откуда у вас сведения что там только один процессинг? ;-) Я почему-то уверен что такая же ситуация и по другим странам. Поэтому требую ссылок с доказательствами, иначе это голой воды пропаганда, которой нельзя верить.
Константин, так как призывы к вам вести дискуссию конструктивно и без оскорблений не привели к какому-либо результату, я напишу крайний ответ, чтобы расставить все точки над «ё».
Очень странно, что вы просите ссылки и утверждаете, что все, написанное является неправдой, в то же время апеллируя только к собственному мнению, не приводя аналогичных доказательств.
Итак, начнем с начала. Для того, чтобы посмотреть количество банкоматов, обращаемся к официальной статистике НБ РК. Удивительно, что вы не можете ее найти, так как она на видном месте на их официальном сайте. Получаем статистику по банкоматам, платежным карточкам и многим другим вещам на 01.01.2013 www.nationalbank.kz 01.01.2012 www.nationalbank.kz 01.01.2011 www.nationalbank.kz Отсюда мы берем информацию о банкоматах и количестве активных платежных карточек. На всякий случай, объясню вам логику расчета количества банкоматов на 10 тысяч жителей. Берем численность населения на 01.01.2013 с сайта АРКС stat.kz и делим число банкоматов на число жителей, умножая потом на 10 тысяч. Все полученные данные очень наглядно распределены на инфографике, и бесполезно здесь спорить с фактами.
Для того, чтобы рассчитать количество банкоматов 6-ки крупнейших по сети банков, обращаемся к их сайтам и РУЧКАМИ вбиваем в Excel все 6258 банкоматов, потом сортируем их по областям. На это у вас уйдет примерно 4 дня, если хотите повторить мой путь. Дабы не возникало никаких вопросов, вот вам ссылки: maps.halykbank.kz ru.kkb.kz http://bta.kz/ru/branches/atm/adratm/ http://bcc.kz/about/filials/?c=Алматы&t=15 atfbank.kz www.alb.kz Хотя, наверное, по вашему мнению, эти данные очень сложно найти в открытых источниках, и их обязательно «кто-то дал».
По количеству банкоматов в двух торговых центрах, извините, ссылку вам дать не могу, сам долго искал, поэтому пришлось НОЖКАМИ идти туда и считать банкоматы, записывая все в заметках телефона, дабы не вызвать подозрения у охраны, которые блогеров не очень жалуют.
Переходим к тарифам. Их, очевидно, составлял не я, а сами банки и вывешивал на их сайты эту инфу тоже не я. Поэтому, чтобы получить сводную таблицу, нужно не полениться и пошариться ещё раз по неудобным сайтам наших банков. Но так как вы поисковики не любите, то вот вам прямые ссылки. bta.kz http://www.halykbank.kz/ru/calculators-and-tariffs/tariffs#retail ru.kkb.kz http://www.kazpost.kz/ru/tarify-4 Опять же любой человек может легко зайти и убедиться. А по поводу высоких тарифов – спросите людей из регионов, я сам помню, что родился на Земле и знаю пожилых людей, которые для снятия денег, к примеру, в моем родном Семипалатинске едут из одного края города в другой, хотя рядом находятся банкоматы других банков. Хотя я вас понимаю, понятия высокий тариф для банков и людей разнятся кардинальным образом.
Об инициативе я прочитал в «Республике» respublika-kz.info для получения количества организаций эмитентов возвращаемся к официальной статистике www.nationalbank.kz Информацию, о том, где искать мировой опыт, берем опять же в той же «Республике» и начинаем искать (что почему-то, по-вашему, обязан делать только я), после чего получаем как вы выразились «набор названий», которые на самом деле являются процессинговыми центрами в указанных в посте странах. Вот далеко неполный ряд ссылок, при использовании хотя бы среднего уровня владения английским языком и гуглопереводчиком любой пользователь убедится в данных фактах. www.kftc.or.kr http://www.sibs.pt/pt/ www.meps.com.my http://cdnpay.ca/ www.bankserv.com http://www.borica.com/ www.firstdata.lv Уточнение стоит сделать по Германии – там три таких центра, но, учитывая население Германии, которое вы можете посмотреть, например, по ссылке de.wikipedia.org и сравнить его с населением Казахстана (ссылку найдете сами), то вывод опять же очевиден.

И, наконец, вывод о том, что это не выгодно ряду банков, вы сами подтверждаете.

Учитывая, что вы начали помимо комментариев распространять слухи в Фейсбуке с прямыми оскорблениями, я на этом прекращаю с вами диалог!

DIXI!
Яков, вы сознательно уводите разговор от темы или у вас случайно так получается? ;-)
1. Я нигде не сомневался в цифрах про банкоматы и транзакции. Для тех кто давно в теме это все прозрачно
2. Единственное обвинение которое я высказал это то, что вы не правы, считая что в Латвии, Германии Канаде и прочих перечисленных вами странах все работают через единый процессинг.
3. Я попросил вас представить доказательства ваших неочевидных слов, так как вы не эксперт в этой области и или вам кто-то дал эти сведения (о том что есть развитые страны где один процессинг на страну) или вы докопались до них сами. Если сами, то дайте пжл ссылки на экспертов которые говорят об этом или исследования на эту тему. нельзя же говорить голословно.
4. Вы на это отвечаете что - ок, утром на свежую голову дам ссылки.
5. Приходит утро, ссылки не нашлись. Вместо этого вы кидаете информацию на сайты процессинговых центров. И все. Кто вам сказал, что процессинговые центры пишут на своих сайтах о конкурентах? ;-)
6. Делаем вывод - это джинса чистой воды. Информацию вы получили от заказчиков. А когда вопросили их дать подтверждение они это сделать не смогли. Совет на будущее - не подставляйтесь так больше, проверяйте информацию перед написанием.
Нет, Константин, это вы пытаетесь перевести тему. Видя ссылки, вы продолжаете утверждать об "неком" заказчике, хотя наверное наоборот заказчику было бы выгоднее отстаивать прямо противоположные интересы. Клевета, Константин - занятие не достойное человека ни по моральным принципам, ни по нормам законодательства.

Я привел ссылки, как и обещал. Хватит делать вид, что их нет - приводите свои доказательства. Словам вашим я верить уже не могу, хотя бы потому что я ТРИ РАЗА сказал о том, что я о ГОСУДАРСТВЕННОМ центре не говорил ни в одном слове, а вы продолжаете передергивать.

На этом я прекращаю с вами диалог, чувствую, что ничего нового от вас не прочитаю.
Яков, вы явно уводите разговор от основного разговора или у вас так случайно получается? ;-)
1. Я нигде не говорил что у вас все неверно. Тем более я не сомневался о кол-ве банкоматов и транзакций - все кто в бизнесе отлично знают где брать эту информацию
2. Я вас обвинил только в том, что вы неправы, когда написали, что в перечисленных вами странах единый процессинг. Назывались Канада, Латвия, Германия и т.д.
3. Я сказал, что вы не правы и попросил вас дать ссылки подтверждающие ваши слова. Ссылками могут быть слова экспертов с этих рынков или какие-то отчеты по конкретным рынкам.
4. Вы попросили время на подготовку информации до утра. Пришло утро и что мы видим - вы не высылаете подтверждений того, что в этих странах единый процессинг вы только даете ссылки на сайты НЕКОТОРЫХ процессингов в этих странах. Где ссылки на отчеты или слова экспертов?
5. На этом основании здравомыслящие люди делают выводы а) вам кто-то передал эту информацию б) вы её не проверяли с) за ночь вы не смогли найти подтверждение своих слов д) у вас было два варианта среагировать на это или призначться да я не прав или обидеться и написать "все я более с вами не разговариваю". Вы выбрали второе. Это ваше право
Да и спасибо что признали свою ошибку и нашли подтверждение по Германии. Ждем по другим странам
1. В чем суть клеветы вы так и не сказали. В чем она?
2. Если вы теперь заговорили, что этот центр будет НЕГОСУДАСРТВЕННЫМ, то чей он может быть? Какому лицу вы предлагаете банкам передать свои банкоматы и платежные сети POS-терминалов?
3. Вы не дали ссылок в которых говорится о том что эти процессинговые центры являются единственные в странах. Вы просто дали ссылки на некие процессинговые центры в конкретных странах. С таким же успехом вы можете сказать, что в Казахстане есть только один процессинговый центр и дать ссылку на любой из 16 банков РК, которые имеют процессинг. Моя логика понятна? Если да, то дадите ссылки на те материалы на основании которых вы сделали такие выводы?
Константин, как вы думаете автору статьи заплатили и кто это мог быть? У кого вообще есть интерес платить за такой материал? И сколько стоит обычно такая услуга?
Делал несколько компаний рекламных компаний на наших ресурсах. Стандартная ставка за материал от блогера стоит от 10 до 50 тыс тенге (зависит от времени на подготовку и звездности автора). Кому это выгодно как автором материала так и мною в переписке обозначено.
благодарю за проделанный объем аналитической и механической работы!
* по каждой стране
см. комментарий выше
Почему бы как в печатных СМИ PR-материалы не обводить рамкой и значком "На правах рекламы"?
Вы можете помечать свои комментарии, как хотите. ) В моем же случае, я говорю, как пользователь, клиент банков. Проблема очевидна и я ожидал, что будут определенные группы и организации, которые применят весь негатив по отношению ко мне, так как система отстаивания корпоративных интересов сейчас развитее, чем защита интересов граждан, НО не переходите на личности и грубые упреки. Голословные упреки не красят вас. Давайте соблюдать культуру общения.
В любом случае, я уважаю вашу точку зрения. Я и сам признаю, что для крупных банков - это потеря денег из воздуха, Но я буду говорить как клиент, с чьего кармана эти деньги уходят. И так же имею право на свое мнение. И, поверьте, таких, как я больше, чем те, кто с этого получает прибыль.
Вы специально задали вопрос, написание ответа на который просто физически займет больше времени, чем написание самого поста. =) Обычно я не обращаю на таковые внимания, но в этот раз, потратив неделю на сбор материалов, я не могу позволить вам оскорблять свой труд, и говорить, что "кто-то мне дает информацию". Поэтому дождитесь утра, я на свежую голову напишу вам ответ, хотя и не обязан в принципе этого делать.
Дело совсем не в культуре корпоративных отношений. Я уже года 4 как вне корпораций. Дело в защите интересов страны и прав её граждан. Мне не все равно что происходит в ней. И я точно чувствую когда появляется очередная волна национализации. Я защищаю интересы частной собственности и конкуренции как ключевых элементов любой экономики. Если вы хотите поспорить что это зло - без проблем, но наверное не в этой статье.
По поводу перехода на личности. Неправда.Я с уважением к вам отношусь, но в этом случае чувствую что материал направленный. О чем я открыто говорю так только о том, что статья не просто так появилась. Но у вас есть шанс это опровергнуть. Утро пришло ;-)
Ответ написал выше. Учитывая распространение вами слухов в Фейсбуке с прямыми оскорблениями, хотя здесь вы пишете об уважении, я вынужден прекратить диалог!
Не пойму что вы называете оскорблением? Констатация факта что статья является заказным PR-ом? Я не считаю это плохим - это работа как и любая другая. А разве вы ни разу не писали статей за которые получаете деньги? Мне не нравится что вы не предупредили читателей об этом. В печатных СМИ это считается правилом хорошего тона. Почитайте что об этом пишут люди, которые давно в бизнесе www.facebook.com
Именно это и называю. Для вас это уже стало "фактом", я же знаю, что это бред. Клевета такая клевета.
Я правильно понял что этот ответ означает что вы никогда не писали материалы за деньги?
Интересная, статья! Автору респект! Считаю необходимым создание в стране единой внутренней платёжной сети, к примеру:
1. в силу непредвиденных обстоятельств таких как природные катаклизмы или войны, к как в Ираке или Сирии счета и вся платёжная система была отключена, в результате без доступа к своим деньгам оказалось большое количество держателей платёжных карточек;
2. так же Банки второго уровня в случае вступления в Единый процессинговый центр смогут сэкономить деньги на сопровождение сети банкоматов (инкассацию, тех.обслуживание), ежегодную оплату лицензий в международные платёжные системы и т.д. и т.п.
Со своей стороны я согласен с автором статьи.
bobkos
0
0
Вы таки не поверите но поползновения были, просто никому это не нужно ... halykbank.kz , ибо зачем мне карта которой я не могу банально расчитаться в отпуске за отель.
Уважаемый bobkos, мне кажется, что вы путаете прямо противоположные вещи. Речь идет не о локальных карточках, а о едином процессинге, когда карточки всех банков обслуживаются одним процессинговым центром. К примеру, южнокорейские или канадские карточки, где такая практика уже существует, могут быть использованы не только в Южной Корее и Канаде. И наши карточки останутся полноценным средством платежа по всему миру.

А вот как раз локальные карточки - это обратно противоположная ситуация, когда банк подвязывает клиентов к своей сети, не учитывая все потребности клиентов.
Уважаемый theYakov, мне кажется в данном случае путаете вы. Так как именно Мурат Ахмет говорил о том, что уже сделал Халык Банк, а именно о "создание в стране единой внутренней платёжной сети". Что совсем не имеет отношения к вашей статье и едином процессинговом центре.
А если точнее выразиться, то имеет крайне косвенное отношение.
У Халык Банка своя сеть банкоматов и POS-терминалов, но она не единая платёжная сеть, т.к. клиентам другого банка по прежнему не выгодно в ней обслуживаться из-за высоких ставок по снятию наличных в чужой сети... Я согласен с the Yakov у нас слишком много банкоматов на душу населения особенно в Алматы и Астане...
Мурат, вы похоже путаете одно с другим, сначала вы утверждаете "создание в стране единой внутренней платёжной сети... без привязки к мастеркард, виза и других платежных систем", вам говорят о том, что такие поползновения были у одного из банков и это не нашло широкого интереса у потребителей. Заметьте, что к единному процессингу, описаному в этой статье это имеет крайне косвенное отношение. Теперь вы говорите, что клиентам других не выгодно обслуживаться в Халык Банке и то, что их сеть не единая платежная система - хотя никто и не утверждал обратного, и вообще банкоматов и там, и там больно много на душу населения. Вы совсем потеряли нить.
у меня казком 0,5 снимает за безналичный расчет(
тоже хотела написать про казком. мне кажется эти проценты они снимают ни за что. Я считаю, то что они осуществляют операцию с деньгами, это в интересах работодателей а не простых работников.
Хочу обратить внимание, что Казком единственный банк в Казахстане кто снимает комиссию за безналичные операции. Остальные банки этим не балуются. Поэтому у клиентов всегда есть выбор в какой банке брать карточку
да, но у меня зарплатный проект.
Согласен в вашему случае сложнее. Но в принципе мы свободная страна и я знаю много организаций, которые высылают зарплату своим сотрудникам на 2-3 банка. Те. сотрудники пишут директору - я не хочу получать зарплату в этом банке, а хочу в этом потому что (имею карту другого банка, там выше комиссия, у меня кредит в другом банке и т.д.). Если директор письменно вам не даст мотивированного ответа на него можно подавать в суд, в принципе
Яков прав, для перечисления или снятия денег с карточки приходиться ехать в отделение банка или искать ближайший банкомат. Хоть и по близости находиться один. Было бы замечательно поставить для всех банкоматов одну планку, конечно в рамках разумного!
Аналитика хороша и то что прессинг единый тоже хорошо ,только надеюсь при реализации этой идеи будут учитываться интересы среднего населения, а не сговор банков в части тарифов по услугам (оплата, переводы,обналичивание, и т.д.)
На мой взгляд, создание ЕПЦ в определенной степени будет выгодно небольшим банкам второго уровня, например, HSBC Банк Казахстан или Нурбанку. А такие гиганты как Казком, Халык Банк в этом случае теряют свои очевидные преимущества перед остальными, поэтому намеренно затягивают время и спускают всё на тормозах. Разумеется, для простого потребителя банковских услуг и для развития карточной системы банков, а также онлайн-банкинга создание ЕПЦ нужно и даже необходимо.
Об этом я и писал: естественно гиганты потеряют некоторые преимущества перед более мелкими банками, и борьба пойдет в других плоскостях: качество обслуживания населения, установка адекватных тарифов и других, выгодных клиентам.
Что такое небольшие банки - это банки которые вели/ведут бизнес хуже чем те, которые стали большими. Большими потому что что именно лучше ведут бизнес, лучше отстроили процессы и пр. Понятно что раз бизнес не идет плохие собственники будут не против одно из направлений бизнеса объединить с лучшими и за их счет не потерять рынок вообще. Простой пример - у вас есть магазин шаговой доступности у подъезда и есть Рамстор за углом. Как вы думаете захочет магазин шаговой доступности объединить службу доставки товаров с Рамстором? Конечно да - он же сэкономит на объемах Рамстора. Захочет ли Рамстор? А нафига ему это, зачем ему поддерживать конкурента? Давайте сделаем Единый Магазин на всю страну и все дела. Привет СССР
Все верно, но только тогда, когда в какой-либо отрасли государством созданы условия для честной конкуренции, а это явно не про казахстанский банковский сектор. Так что привет, монополия!
Друзья, много вы знаете сервисов в нашей стране, которым управляет наше государство и вы довольны его работой? Я ни одного. Всегда во все времена государство было и будет самым плохим собствеником. Конкуренция рулит. Мне очень не нравится наша политика последних лет по объединению всего и вся под эгидой государства. Зачем? Строили столько лет пенсионную реформу, а теперь взяли и сломали. И не факт что будет работать лучше. Теперь на банки накидываемся - тарифы высокие. Ну у нас же конкуренция, клиент выбирает платить или нет и в какой банк идти. У государства сейчас под Самруком 3 банка как минимум - БТА, Альянс и Темир - кто вам запрещает подумать о народе и снизить в этих банках комиссию для людей. Так они и ринутся все в эти банки. Нет же, вместо того чтобы развивать конкуренцию ее пытаются убить. Поверьте мне (а не пропаганде), я прорабаотла в банковской сфере 10 лет и в тех банках где нормальный менеджмент и банкоматы окупаются и карточками все довольны. Те же кто выпустил карты для того чтобы были пусть и мучаются с ними и своими банкоматами - это их деньги. Конкретных собственников, а не ваши с нашими (не госденьги). Так почему мы должны опять кого-то спасать отбирая собственность у одних хороших хозяйственников и объединяя её с плохими? Это неправильная политика, которая ни к чему хорошему не приведет.
Полностью поддерживаю Константина! Нам не нужен единый процессинговый центр, потому что он будет мешать нашим банкам наживаться на наших гражданах! Мы живем в век капитализма, поэтому должны забить на людей и думать о банках! А еще забыли написать о пос-терминалах. У предпринимателей нет выбора, когда им клиенты дают для оплаты карточки других банков. Но им так и надо, сами же выбирали, что будут торговлей заниматься, поэтому должны были учитывать, что будут отчехляться!
Про нет выбора не понял. Напишите пжл более развернуто. Сейчас как раз таки выбор есть и за счет этого многим удается снизить комиссию на POS-терминалы
Да и для сведения тех кто лоббирует изменения. Банки "те кто думают" уже давно настроили host-2-host между собой и экономят на тарифах платежных систем. Т.е. рынок сам выстраивается, потому что есть конкуренция. Ищет подходы и находит их. ПОдталкивать его не нужно - главное просто не мешать, условия для его развития есть. А чем заканчиваются идеи Нацпроцессингов мы все помним. Погуглите как закончил предыдущий, который пытались сделать в Казахстане и скольок денег и сил на это угрохали.
Поэтому я попрежнему жду ссылки на старны в которых убили конкуренцию создав единый процессинг и все счастливы. ;-)
Константин, я уже дал вам наименования, по которым вы в течении короткого времени сможете найти опыт других стран. Поэтому и у меня к вам просьба вначале погуглить, как это активно в течение недели делал я, когда готовил этот материал. Прошу не возвращаться больше к этому вопросу, так как это неконструктивный диалог.

По поводу предыдущего вашего комментария опять повторюсь, что я не говорю даже о государственной форме единого процессинга - это ваш вывод, который к моему посту не имеет никакого отношения.
Яков, я проработал в этой сфере много лет. И я точно знаю положения вещей. Не из Гугла, а из личного опыта. На основании этого я заявляю что то что вы написали по меньше мере ошибочно, по большей - неправда и пропаганда (не исключая что этот пост проплачен). В связи с этим я прошу вас привести доказательство ваших слов - учитывая что у вас нет личного опыта в этой сфере вам как раз таки и надо всего лишь привести те ссылки из гугла, которые вы накопали. Или написать что вы ошиблись по конкретным странам. Сколько вам надо времени чтобы найти такие ссылки, которые при подготовки статьи вы видимо уже находили? ;-)
Хотите доказательств - их есть у меня, в течение часа-двух отвечу развернуто. Надеюсь, что вы снизойдете после этого до извинений за голословные извинения. Учитывая ваше утверждение, что вы проработали в банковской сфере много лет, вы могли бы отстаивать интересы банковской сферы более корректно. В противном случае я буду считать, что диалог бесполезен.
Яков, пжл не старайтесь перевести беседу на обиду и личные взаимоотношения. Я вас достаточно уважаю как блогера и конечно же отвечу на все вопросы и комментарии
люди подскажите как в казахстане совершать электронные платежи и как пополнять и снимать деньги
Через банкоматы, интернет-банкинги и мобильные банкинги. Практически любой банк из топ-10 такие слуги оказывает
Chikin
3
0
Что мешает небольшим банкам и эмитентам объединиться и создать свой процессинг?! Таким образом они смогут снизить комиссии внутри сети, конкурировать с крупными банками, предоставить лучшие условия клиентам.
Для банков создание процессинга и построение сети банкоматов и POS-териналов - это очень большие инвестиции, которые окупаются достаточно долго. Кроме того, сети требуют постоянного обслуживания и обновления. Не думаю, что единый процессинг с этим хорошо справится.
За чей счёт будет построен Единый процессинговый центр? Сколько будет стоить построить новую сеть банкоматов, POS-ов и что делать с уже действующими?

И ещё для сведения, существующая сеть банкоматов, особенно в крупных городах не очень хорошо справляется с нагрузкой в части обналичивания денег, особенно в праздники. Мысль о том, что банкоматы разных банков стоят и просто дублируют друг друга необоснованна. Банкоматов не хватает!
Согласен целиком. Те кто двигает проект объединения не понимают специфики карточного бизнеса
Комментарий удалён автором поста.
Я уже ответил на него более чем развернуто. Не понимаю, почему некоторые люди не хотят этот ответ видеть.

Для вас копирую специально свой комментарий:

Константин, так как призывы к вам вести дискуссию конструктивно и без оскорблений не привели к какому-либо результату, я напишу крайний ответ, чтобы расставить все точки над «ё».
Очень странно, что вы просите ссылки и утверждаете, что все, написанное является неправдой, в то же время апеллируя только к собственному мнению, не приводя аналогичных доказательств.
Итак, начнем с начала. Для того, чтобы посмотреть количество банкоматов, обращаемся к официальной статистике НБ РК. Удивительно, что вы не можете ее найти, так как она на видном месте на их официальном сайте. Получаем статистику по банкоматам, платежным карточкам и многим другим вещам на 01.01.2013 nationalbank.kz 01.01.2012 nationalbank.kz 01.01.2011 nationalbank.kz Отсюда мы берем информацию о банкоматах и количестве активных платежных карточек. На всякий случай, объясню вам логику расчета количества банкоматов на 10 тысяч жителей. Берем численность населения на 01.01.2013 с сайта АРКС stat.kz и делим число банкоматов на число жителей, умножая потом на 10 тысяч. Все полученные данные очень наглядно распределены на инфографике, и бесполезно здесь спорить с фактами.
Для того, чтобы рассчитать количество банкоматов 6-ки крупнейших по сети банков, обращаемся к их сайтам и РУЧКАМИ вбиваем в Excel все 6258 банкоматов, потом сортируем их по областям. На это у вас уйдет примерно 4 дня, если хотите повторить мой путь. Дабы не возникало никаких вопросов, вот вам ссылки: maps.halykbank.kz ru.kkb.kz bta.kz http://bcc.kz/about/filials/?c=Алматы&t=15 atfbank.kz alb.kz Хотя, наверное, по вашему мнению, эти данные очень сложно найти в открытых источниках, и их обязательно «кто-то дал».
По количеству банкоматов в двух торговых центрах, извините, ссылку вам дать не могу, сам долго искал, поэтому пришлось НОЖКАМИ идти туда и считать банкоматы, записывая все в заметках телефона, дабы не вызвать подозрения у охраны, которые блогеров не очень жалуют.
Переходим к тарифам. Их, очевидно, составлял не я, а сами банки и вывешивал на их сайты эту инфу тоже не я. Поэтому, чтобы получить сводную таблицу, нужно не полениться и пошариться ещё раз по неудобным сайтам наших банков. Но так как вы поисковики не любите, то вот вам прямые ссылки. bta.kz www.halykbank.kz ru.kkb.kz www.kazpost.kz Опять же любой человек может легко зайти и убедиться. А по поводу высоких тарифов – спросите людей из регионов, я сам помню, что родился на Земле и знаю пожилых людей, которые для снятия денег, к примеру, в моем родном Семипалатинске едут из одного края города в другой, хотя рядом находятся банкоматы других банков. Хотя я вас понимаю, понятия высокий тариф для банков и людей разнятся кардинальным образом.
Об инициативе я прочитал в «Республике» respublika-kz.info для получения количества организаций эмитентов возвращаемся к официальной статистике nationalbank.kz Информацию, о том, где искать мировой опыт, берем опять же в той же «Республике» и начинаем искать (что почему-то, по-вашему, обязан делать только я), после чего получаем как вы выразились «набор названий», которые на самом деле являются процессинговыми центрами в указанных в посте странах. Вот далеко неполный ряд ссылок, при использовании хотя бы среднего уровня владения английским языком и гуглопереводчиком любой пользователь убедится в данных фактах. kftc.or.kr www.sibs.pt meps.com.my cdnpay.ca bankserv.com www.borica.com firstdata.lv Уточнение стоит сделать по Германии – там три таких центра, но, учитывая население Германии, которое вы можете посмотреть, например, по ссылке de.wikipedia.org и сравнить его с населением Казахстана (ссылку найдете сами), то вывод опять же очевиден.

И, наконец, вывод о том, что это не выгодно ряду банков, вы сами подтверждаете.

Учитывая, что вы начали помимо комментариев распространять слухи в Фейсбуке с прямыми оскорблениями, я на этом прекращаю с вами диалог!

DIXI!

Может тогда вернемся вообще к плановой экономике и социализму? Каждому по потребностям, от каждого по способностям. Единые тарифы, нормальный госконтроль всего и вся.
Не понял мысли. Вы, наверное, ошиблись постом
Chikin
0
0
Кстати, на счёт того, что снимать наличные в чужом банкомате - дорого - тоже не совсем верно. Между крупными банками существуют соглашения и карты могут обслуживаться в льготном режиме. Так например, комиссия по казкомовским карточкам при обналичивании в банкоматах Народного банка составляет 1% (минимум 50 тенге). То есть комиссия фактически приравнена к стандартным условиям обслуживания карты внутри собственной банкоматной сети Казкома.
Единый процессинговый центр выгоден не населению, он выгоден мелким и средним банкам, которые в силу отсутствия инвестиционного бюджета, специалистов или опыта не могут выйти на карточный рынок, но очень хотят.
Более того есть банки которые не берут со своих клиентов комиссии за обналичивание через банкоматы. И это хорошо что у клиентов есть выбор
Спасибо Казкому за то, что честно признается в ценовом сговоре крупных банков!
Chikin
0
0
Не надо, пожалуйста, писать то, что я не имел в виду. Каждый банк самостоятельно определяет комиссии за свои услуги и у всех банков их уровень разный.
Как же меня достали эти клише пиарщиков и джиарщиков. Инвестиции.
Именно, это инвестиции, это бизнес, детка.
А право у государства отстаивать интересы населения есть. И создание правил игры тоже есть. Когда наводили порядок на рынке долевого строительство, тоже были крики об инвестициях. Когда сейчас пытаются навести порядок на рынке сотовой связи, тоже кричат инвестиции. А то что у сотовых операторов EBITDA была овер 40%, почему то молчат. Сверхприбыли уже задолдали получать. Пора нормально зарабатывать.
А то, что бизнес у нас тут дикий и о соц ответственности бизнес не вспоминает, ничего? В странах ЕС давно бы уже под расследование антимонопльного агентства бы попали. А тут нет, раздолье, дикий рынок.

зы. прошу пиарщиков банка и собственной проц системы АКА Чикин и Горожанкин оградить меня от "соц ответственности бизнеса аля подарки дет дому и т.п.". Я под соц ответственностью имею ввиду понимание долга перед обществом, а не отмазки подарками и носками.
А где вы видели чтобы я сказал про соцответственность бизнеса? Я говорю о бизнесе и конкуренции вообще в целом. То что соцответственность низка согласен, но то что конкуренция всегда лучше чем государственный процессинг согласен в 3 раза больше. А уж тем более если процессинг будет единый, но негосударственный ;-)

Было бы здорово если все участники дискуссии называли свои имена или логинились через соцсети. Анонимные высказывания всегда наводят на мысль кто это, но хотелось бы чтобы высказывающих знали все кто прочитает пост ;-)
Тема ЕПЦ для Казахстана актуальна! Уважаемый Константин, считаю ошибочным Ваше мнение о важности сохранения конкуренции и т.п…. Где ты видишь у нас конкуренцию на рынке процессинговых услуг?. Ответьте, пож-та, кто с кем конкурирует и как конкурирует?. Банки сегодня не конкурируют друг с другом по процессингу. Идея ЕПЦ предполагает организацию централизованного процессинга для банков. Сегодня ситуация такова, что банки ежегодно тратят десятки миллионов долларов на поддержание дублирующей сети процессинговых центров. В результате высокая себестоимость карточных операций и высокие тарифы для населения, которое выступает источником компенсации всего этого бреда. Поэтому совершенно неприемлема ситуация, когда каждый банк стремится обзавестись собственным процессингом (у нас уже более 10 ПЦ), в результате которой имеем неэффективную, дорогую и дублирующую инфраструктуру, на содержание которой все члены общества должны платить сверхвысокие комиссии. Это выгодно прежде всего для ИТ-руководства каждого банка, которое думает лишь об ежегодном увеличении своего бюджета на всякие закупки, и частным поставщикам соответствующих решений. Еще раз хочу довести до Вашего сведения тезис о том, что банки должны конкурировать, прежде всего, на рынке финансовых услуг, а не в области технического обслуживания банкоматов, терминалов и обработки карточек. Процессинг – это поле не для конкуренции. Возьмите к примеру, железную дорогу или сеть распространения электроэнергии. Исходя из вашей логики, мы тогда должны создавать параллельные сети железных дорог и передачи электроэнергии везде, на всей территории страны. Как по Вашему, каждая компания, которая предоставляет услуги по перевозке пассажиров, должна иметь свою собственную железную дорогу ?
Отвечаю на ваши вопросы. постараюсь их разбить по пунктам, чтобы не сваливать все в кучу:
1. Где вы видите конкуренцию среди процессинговых услуг? Да на каждом шагу. Посмотрите какой разных набор продуктов у каждого банка на банкоматах. Какие у всех разные системы интернет-банкинга и мобильные сервисы. Отлично помню как, работая в Халыке наперегонки с Казкомом внедрял переводы с карты на карт через банкоматы (опередили на 3 дня ;-))
2. У вас абсолютно неверный порядок цифр. 10 миллионов в год банки не тратят на процессинг. В ближайшем Форбсе будут обнародованы цифры - за 20 лет все 16 процессингов потратили на техническую инфрастурктуру сумму до 50 млн $. Для сравнения там где нет конкуренции траты на аналогичные вещи в разы больше. например на e-gov было потрачено 46 млрд тенге, а это более 300 млн$. почувствуйте разницу
3. У нас сейчас в стране 16 процессингов - согласен это много. но всегда есть выход. например треть наших банков сидят на процессингах других банков. например Казпочта сидит на процессинге Казкома, а 6 банков сейчас сидит на процессинге Халыка. До недавнего времени Сбербанк также сидел на Казкоме, но решил отделитться на свой собственный. Именно потому что чужой процессинг всегда связывает руки и не дает нормально прогресировать
4. Не согласен с вашими доводами по железной дороге и электроэнергии. В этих сферах тоже нужна либерализация и конкуренция. И я рад что лед тронулся - появился Тулпар как первый конкурент в частных перевозка для КЖД в России Чубайс провел реформу для электросетей, надеюсь и до нас скоро докатится. Без этого никак
Я не разделяю Ваше мнение, ниже представлены комментарии
1. Конкуренция на рынке ПУ как таковой у нас отсутствует. То, что Вы приводили – это разные новые технологические решения, которые также эффективно могут быть внедрены на базе ЕПЦ. В отличие от существующей организации рынка, при ЕПЦ все эти услуги становятся сразу доступными для всех банков, что подстегнет конкуренцию. А так сегодня все банки должны поддерживать однотипные процессинговые центры и решения, а это параллельные и ненужные затраты на уровне каждого банка. Вы считаете ситуацию, когда все подобные услуги и решения внедряются в каждом процессинговом центре c дублированием всей инфраструктуры и затрат банков, оптимальной и перспективной?. Это и есть по Вашему фактор конкуренции, от которого выигрывают все участники и общество?.
2. Откуда у Вас информация о том, что совокупные вложения банков за 20 лет якобы не превышают 50 млн долларов?. Как то с трудом верится в достоверность данной информации. Только один из крупнейших отечественных банков тратит ежегодно 7-8 млн. долларов США на техническую инфраструктуру. Здесь еще нужно учитывать, что только затраты на сопровождение и обновление процессинговых центров составляют миллионы долларов. Пишите, что «Для сравнения там где нет конкуренции траты на аналогичные вещи в разы больше», при этом та ситуация, о которой вы писали, наоборот вынуждает каждый банк тратить как можно больше, чем его конкуренты.
3. Вы как специалист должны понимать – то, что отдельные банки сидят в Халыке или ККБ- это временная и вынужденная мера. Эти 2 банка используют свои ПЦ, в том числе как инструмент ограничения конкуренции – так как банки, пользующиеся их проц.услугами, изначально поставлены в неравные условия и имеют ограниченный доступ к процессинговым услугам, предоставляемым со стороны банков-конкурентов. В сегодняшней ситуации наличие многочисленных ПЦ, не расширяет, наоборот, сдерживает конкуренцию и привело к необоснованно высоким затратам на поддержание дублирующей инфраструктуры.
16 ПЦ в Казахстане – это и есть по сути сегодня 16 локальных систем, где клиент одного банка не может на выгодных условиях обслуживаться в сети другого банка. Другой пример – это излишняя концентрация банкоматов и посов в одной торговой точке, когда четко заметны серьезные диспропорции в региональном разрезе. Например, в Мегацентре Алматы достаточно было бы установить 5 банкоматов, как мы видим из данной статьи там расположены свыше 20 банкоматов, многие из которых все равно простаивают. Теперь посмотрим, какие затраты несут банки по этим банкоматам – стоимость каждого банкомата в среднем 20 тыс.долларов + лицензия на подключение каждого банкомата – 2 тыс. долларов + ежегодные операционные затраты на поддержание 1 банкомата с учетом аренды площади - 18 тыс. долларов США. Соответственно 20 банкоматов только лишь в Мегацентре обходятся для картхолдеров 800 тыс.долларов+ежегодно 360 тыс.долларов. А 5 банкоматов – 200 тыс. долларов + ежегодно 90 тыс. (есть ли разница между этими цифрами?). Значит можно было сэкономить только на примере одной торговой точки Алматы около 600 тыс. долларов, не говоря обо всей стране.
Вы себе не задавали вопросы - почему у нас доля межбанковских составляющих по карточным операциям мизерная (около 5%)? Почему у нас чрезвычайно высокая стоимость обслуживания клиентов в сети других банков? Почему крупнейшие эквайеры не хотят сотрудничать с остальными банками, принуждая их создавать свою собственную параллельную сеть? Почему все банки хотят иметь собственный процессинг, собственную эквайринговую сеть и разве у них есть другой выбор при нынешней ситуации?
4. Вы все таки не ответили на вопрос про железной дороги. Либерализация и конкуренция не означает- что перевозкой могут заниматься только те компании, которые обладают своей собственной железной дорогой, а путь для всех остальных закрыт. Я хотел сказать, что инфраструктура должна быть одна и единой для общего пользования всеми участниками процесса – а услуги по перевозке пассажиров могут быть предоставлены на конкурентной основе всеми другими компаниями, в том числе и Тулпаром. Здесь важен принцип равного доступа к единой инфраструктуре – железной дороге, линии электропередачи либо автомобильным трассам всех перевозчиков и компаний, аналогично также представляется важным создание единой сети для обслуживания карточек на базе общедоступной для всех банков инфраструктуры. Поэтому не нужно создавать Тулпару и иметь на своем балансе железную дорогу, которая одна в Казахстане для всех перевозчиков.
1. да, я считаю что когда у банков есть выбор на каком процессинге делать свой бизнес - это конкуренция. Когда один процессинг технологически лучше другого и таким образом борется за клиента - это конкуренция. Привожу определение из Википедии: Конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Это есть.
2. Из личного опыта. 10 лет в банковской сфере. Имел непосредственный доступ к формированию бюджета в Халыке и к контрактам с OpenWay. затем закупал свой процессинг - в тендере участвовали OpenWay. Compas+, Тиета и т.д. В ценах ориентируюсь достаточно хорошо. Тот про кого вы говорите не банк с госучастием случайно? ;-)
3. У вас неверное понимание конкуренции. И бизнеса. не учите банкиров строить бизнес - они это умеют. те кто не умеет и считает что тратит деньги зря - уходите с рынка, переходите на процессинги других банков. У нас свободная страна - выбор есть всегда. Кончились годы социализма, когда гос-во считало как кому работать. Каждый думаем за себя и в ответе за свои действия. Неправильно построил бизнес -уходи с рынка.
4. Равного доступа к инфраструктуре у нас не будет. Такая страна. Возьмите Казахтелеком и отношения с другими операторами. Поэтому все что единое -это путь в сторону от экономических отношений.
1. Реальность такова, что есть группа банков, которые имеют собственные ПЦ, и есть другая группа мелких банков, которые временно пользуются процессинговыми услугами 2-х крупных банков. Вы действительно считаете возможным организовать полноценный бизнес на базе процессинга других банков, которые выступают их конкурентами на одном рынке?. Цель проц.услуг 2-х банков не в том, чтобы удовлетворить потребности и предоставлении качественных услуг другим банкам. Они между собой не соперничают, тем более это не профильный для них бизнес. С этой точки зрения у банков нет другого выбора, кроме как обзавестись собственным процессингом. Иначе чем объяснить наличие у нас 16 ПЦ, а также то, что и все остальные более мелкие банки также думают о запуске собственного ПЦ. Причем, банки в расчет не берут экономическую составляющую данного вопроса, а рассматривают как необходимый элемент ведения бизнеса при ограниченном доступе на инфраструктуру рынка.
2. Значит это было Ваше предположение, а не проверенная и объективная информация?.
3. Как раз то у меня правильное и глубокое понимание конкуренции. Тут теория «невидимой руки» не работает. Еще раз хочу подчеркнуть, что нынешняя ситуация (наличие 16 ПЦ и вновь создаваемые) серьезно ограничивает конкуренцию на рынке банковских услуг. Судите сами – бизнес по настоящему могут делать только те банки, которые имеют собственный процессинг, остальные банки ограничены в предоставлении услуг клиентам, более того это соответствующий уровень затрат в каждом банке (дублирование), размещение 20 банкоматов, 2 и более посов в одной торговой точке и т.д. Это и есть результат Вашей «конкуренции», где отсутствует понятие эффективного ведения бизнеса, рационального использования сети, …
4. Почему не будет?. Будет. Это всего лишь вопрос построения и реализации достаточно продуманной и правильной политики.

Chikin
0
0
А вы знаете какая EBITDA в банковском секторе Казахстана, хотя бы у пятёрки крупнейших банков?
Не путайте банковский сектор с телекоммуникацией. Здесь не 3 игрока, а больше 30. В банковском секторе нет ни монополии, ни олигополии. Существует конкуренция, кто-то предлагает более дорогие услуги, кто-то более дешёвые, кто-то широкий перечень дистанционных услуг, кто-то самый минимальный набор карточек с устаревшими магнитными полосками. Выгоды для потребителя рождает конкуренция.
Вопрос дать конкретные сылки очень напоминает следующую шутку.

- Владимир Владимирович, сколько будет дважды два?
— Буду краток. Вы знаете, буквально на днях я был в Российской Академии Наук, провёл беседу со многими учёными, в том числе молодыми, кстати, очень грамотные ребята. Так вот мы обсудили, в частности и данную проблему, поговорили о текущей экономической обстановке в стране; они так же рассказали о своих планах на будущее. Конечно, в первую очередь их волновала проблема востребованности; не менее остро встал и вопрос по ипотечным кредитам, но могу заверить, все эти проблемы решаемы и мы направим все усилия, чтобы решены они были в самом ближайшем будущем. В том числе это касается и темы, затронутой в вашем вопросе.
Абсолютно поддерживаю высказывание.
Доброго времени суток,
Считаю, что данная тема освящена односторонне. Помимо описанных экономических выгод для держателей карточек есть ряд недостатков, таких как риск возникновения технических проблем в ЕПЦ, которые могут привести к приостановлению обслуживания всех казахстанских эмитентов и эквайеров.
Следует также учитывать возможные макроэкономические последствия от создания государственного ЕПЦ в Казахстане. Создание и содержание ПЦ потребует огромных затрат (лицензии МПС, страховые депозиты, корреспондентские счета в международных банках, PCIDSS, аппаратно-технические средства и т.д.) которые в последствии могут быть возложены на карманы граждан Казахстана в виде повышенных налогов. А учитывая, что государственные проекты зачастую сопровождаются коррупцией и вообще не эффективным управлением ресурсами, то ЕПЦ может стать для государственного бюджета “бриллиантовым”.
В случае если ЕПЦ будет не государственным, на базе уже существующего ПЦ коммерческого банка, то существует риск того что распределение ресурсов процессируемым банкам может быть неравномерным, остаточным или даже дискриминирующим.
Кроме того, в условиях зависимости от ресурсов и готовности стороннего ПЦ банкам будет тяжелей внедрять новые продукты и услуги. К слову, карточные технологии в Казахстане и без того сильно отстают от той же России и Украины. Взять к примеру внедрение технологий бесконтактных платежей MasterCard PayPass и Visa PayWave, к сведению уже внедренной технологией на данный момент может похвастаться лишь КазКом.
Вовсе не хочу порицать идею создания ЕПЦ в Казахстане, но все же не хотелось чтобы все описанное выше произошло.
Интересный комментарий. Спасибо.
Спасибо Владислав, абсолютно согласен. Добавил бы ещё то что мало кто у нас понимает - ценность Visa и MasterCard также в тех талмудах на основании которых разбираются многочисленные диспуты. Международные системы создавали их десятилетиями. Они отточены и позволяют системам жить
Живой пример. Живу в Шымкенте. Город большой, а нужный банкомат не всегда найти удается.
Советую использовать мобильные приложения по поиску банкоматов. Банковские или например Point+ mblog.kz
Forbes заинтересовался проблемой, попросили подготовить материал в мартовский номер (выходит в понедельник). Там будут разложены причины. В частности получил комментарий официальный от MasterCard сегодня вечером: “MasterCard is at the forefront of innovation in payments systems. This is to the benefits of consumers as they get to enjoy increasingly safer, faster and more convenient payment methods. Innovation can only flourish in a competitive market where market players compete for customers through better products. The establishment of the NPC will not support such a competitive development. Such a monopoly risks harming consumers by preventing them from access to the most advanced payment products and infrastructures and by limiting the services offered to them.”

Что в переводе:
«MasterCard находится на передовой инновационных разработок в платежных системах. Инновации служат на благо конечным пользователям, поскольку они пользуются все более безопасными, быстрыми и удобными методами оплаты. Инновации могут процветать только в условиях конкурентного рынка, когда игроки соревнуются за потребителя, предлагая лучшие продукты. Создание единого национального процессингового центра не будет способствовать развитию конкуренции. Подобная монополия негативно отразится на потребителях, не давая им доступ к наиболее передовым продуктам и инфраструктурам и ограничивая спектр услуг, предлагаемый им».
Да действительно , цивилизация не как не хочет продвигаться на периферию . а ведь если народ будет спокойно проводить больше операций через банкоматы я думаю банки от этого только выиграют и народ тоже , спасибо.
А вообще по теме, как единый процессинговый заставит банки ставить банкоматы в областях и снижать комиссию за обналичку не по своим картам? Например Халык и ККБ, думаете за спасибо будут пускать в свои сети различные мини-недо-банки?
Насколько экономически безграмотная статья! >:(

Вкратце - все идет к тому, что банки как раз хотят повысить уровень обслуживания. Именно поэтому в ТРЦ "Мега" аж 21 банкомат, столько же, сколько и в области. Это, кстати, говорит только об одном:

***Оборот легальной наличности в МЕГЕ больше, чем в КЗО***

Банкоматы там не нужны, не у всех банков есть там бизнес. Когда мне нужно поехать куда-нибудь очень далеко в глубь страны, я заранее снимаю наличность, понимая, что вряд ли встречу банкомат в пункте моего назначения.

Взгляд со стороны потребителей и только, аналитика никакая. За чей счёт, как вы думаете, будет работать Единый Процессинговый Центр. Для банков, имеющих сеть банкоматов - какая ЭКОНОМИЯ, какая ВЫГОДА от ЕПЦ? Ведь, если ЕПЦ установит ее 20 банкоматов в КЗО, деньги за обслуживание будут брать с банков второго уровня, которые повысят расценки на услуги. В итоге за КЗО заплачу я. Мне это не нужно.
Грамотный коммент! Если оборот в одном торговом центре больше, чем в целой Кызылординской области, то надо забыть об области, это же логично. И правильно вы пишете, взгляд со стороны потребителей не нужен! Только хардкор, только за крупный бизнес!
Ну был полугосударственный Актив и Ксел. Провайдер государственный Мегалайн. Это все было дорого. Пусть сами банки договариваются и снижают цены между собой.
Тема ЕПЦ для Казахстана актуальна! Уважаемый Константин, считаю ошибочным Ваше мнение о важности сохранения конкуренции и т.п…. Где ты видишь у нас конкуренцию на рынке процессинговых услуг?. Ответьте, пож-та, кто с кем конкурирует и как конкурирует?. Банки сегодня не конкурируют друг с другом по процессингу. Идея ЕПЦ предполагает организацию централизованного процессинга для банков. Сегодня ситуация такова, что банки ежегодно тратят десятки миллионов долларов на поддержание дублирующей сети процессинговых центров. В результате высокая себестоимость карточных операций и высокие тарифы для населения, которое выступает источником компенсации вот этого бреда. Поэтому совершенно неприемлема ситуация, когда каждый банк стремится обзавестись собственным процессингом (у нас уже более 10 ПЦ), в результате которой имеем неэффективную, дорогую и дублирующую инфраструктуру, на содержание которой все члены общества должны платить сверхвысокие комиссии. Это выгодно прежде всего для IT руководства каждого банка, которое думает лишь об ежегодном увеличении своего бюджета на всякие закупки. Еще раз хочу довести до Вашего сведения тезис о том, что банки должны конкурировать, прежде всего, на рынке финансовых услуг, а не в области технического обслуживания банкоматов, терминалов и обработки карточек. Процессинг – это поле не для конкуренции. Возьмите к примеру, железную дорогу или сеть распространения электроэнергии. Исходя из вашей логики, мы тогда должны создавать параллельные сети железных дорог и передачи электроэнергии везде, на всей территории страны. Как по Вашему, каждая компания, которая предоставляет услуги по перевозке пассажиров, должна иметь свою собственную железную дорогу ?
Отвечаю на ваши вопросы. постараюсь их разбить по пунктам, чтобы не сваливать все в кучу:
1. Где вы видите конкуренцию среди процессинговых услуг? Да на каждом шагу. Посмотрите какой разных набор продуктов у каждого банка на банкоматах. Какие у всех разные системы интернет-банкинга и мобильные сервисы. Отлично помню как, работая в Халыке наперегонки с Казкомом внедрял переводы с карты на карт через банкоматы (опередили на 3 дня ;-))
2. У вас абсолютно неверный порядок цифр. 10 миллионов в год банки не тратят на процессинг. В ближайшем Форбсе будут обнародованы цифры - за 20 лет все 16 процессингов потратили на техническую инфрастурктуру сумму до 50 млн $. Для сравнения там где нет конкуренции траты на аналогичные вещи в разы больше. например на e-gov было потрачено 46 млрд тенге, а это более 300 млн$. почувствуйте разницу
3. У нас сейчас в стране 16 процессингов - согласен это много. но всегда есть выход. например треть наших банков сидят на процессингах других банков. например Казпочта сидит на процессинге Казкома, а 6 банков сейчас сидит на процессинге Халыка. До недавнего времени Сбербанк также сидел на Казкоме, но решил отделитться на свой собственный. Именно потому что чужой процессинг всегда связывает руки и не дает нормально прогресировать
4. Не согласен с вашими доводами по железной дороге и электроэнергии. В этих сферах тоже нужна либерализация и конкуренция. И я рад что лед тронулся - появился Тулпар как первый конкурент в частных перевозка для КЖД в России Чубайс провел реформу для электросетей, надеюсь и до нас скоро докатится. Без этого никак
У нас нет 16 процессинговых центров.
Это очень не дешевая вещь и еще надо проити сертификации, чтобы получит свой ПЦ.
И в связи с этим некрупные Банки используют ПЦ крупных Банков, такая практика есть и она достаточно прибыльная.
Приведу пример - Евразийский банк, до ноября 2006 года использовал ПЦ Народного Банка, а с ноября 2006 года перешел на свой ПЦ, также в том же году Банк Каспийский сел на свой ПЦ, а до этого использовали ПЦ Народного Банка или Казкома, БТА имеет свой специфический ПЦ так что не все Банки готовы использовать их ПЦ. В данный момент у нас две системы ПЦ получившие широкое распространение, это Way 4, ее используют практически все БВУ в мире и TIETO ATM MG2, правда из-за свое экзотичности у нас она не сильно пользуется спросом но точно знаю что стоит такая система в Каспи Банке, так что свой ПЦ имеют максимум 6-7 БВУ остальные на аренде.
tengrinews.kz

"Глава государства поручил совместно с правительством выработать предложения по созданию централизованной системы обслуживания платежных карточек на базе единого оператора и усилить работу по формированию ЕЭП с учетом интересов Казахстана".

Здравый смысл победил!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Покупаешь в супермаркете продукты на 5000 тенге и банк забирает себе еще 30-50 тенге. То есть, продукты обошлись уже не в 5000, а в 5050 тенге.
ValentinaVladimirska
25 мая 2017 / 22:56
  • 12914
  • 24
Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

В продвинутых государствах едва ли поймут, почему в столь развитом, успешном и преуспевающем Казахстане от имени и по заданию властей творятся такие зверства над животными.
openqazaqstan
24 мая 2017 / 12:12
  • 10675
  • 102
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
23 мая 2017 / 11:08
  • 9779
  • 32
Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Как ранее уже сообщалось из-за строительства БРТ в Алматы пострадают значительное количество деревьев. На прошлой неделе вырублены первые вязы и клён, - под расширение проезжей части на улице...
SKYFALL
24 мая 2017 / 17:20
  • 9630
  • 14
Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Коррупционные отношения вышли на такой уровень, что они уже начинают дискредитировать всю систему управления.
openqazaqstan
26 мая 2017 / 13:45
  • 8146
  • 34
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 5074
  • 32
Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Судья Алмалинского районного суда Куаныш Арипов ломает стереотипы отношения граждан к представителям Фемиды. Напавшему на полицейского экс-сотруднику алматинского акимата он назначил наказание выше...
Mirogloff
24 мая 2017 / 16:41
  • 3904
  • 9
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
23 мая 2017 / 10:57
Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Последний монолог Аблязова о «продолжении борьбы с режимом» и «ДВК-2», при всём желании, не выглядел как какой-то политический манифест.
openqazaqstan
25 мая 2017 / 13:53
  • 3159
  • 62