Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
05:16, 24 февраля 2010

Проект "Доктрины национального единства"

Этот не слишком большой текст, разработанный "по инициативе главы государства", уже, кажется, вызвал неслабое бурление самых разных мнений. Хочется присоединиться к общей какофонии и вставить свои пять тыинок.

Прежде всего ставит в тупик полное несоответствие описываемого в тексте положения в стране с заголовком. Доктрина национального единства нужна либо когда этого единства нет вообще, либо когда оно нуждается в укреплении. Но посмотрим в раздел 2, который описывает межэтнические и межконфессиональные отношения в стране и актуальность доктрины этого самого единства. Лично я очень удивился. "Длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности", "Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе", "Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами" и т.д. и т.п. Так чего огород городить? Если все случилось хорошо без вашего участия, то "что вы тут"?

Оказывается, одной из основных причин существования этого курьезного текста служит повышение межэтнической и межконфессиональной напряженности в других частях мира. То есть чистый аки агнец Казахстан с одной стороны старается не запачкаться, а с другой собирается научить всех, как правильно жить (как обычно).

Воодушевляющие цифры и проценты доказывают торжество толерантности всех мастей. Развитие государственного языка и информационной сферы идет как по вазелину. Жить, товарищи, становится, все легче и веселее!

Это, позвольте, бред. Какой-такой опыт терпимости и толерантности может быть у государства, которое никогда не сталкивалось с межконфессиональными и межэтническими проблемами? 70 лет советской власти аннулировали межконфессиональные отношения, а межэтнические конфликты локализовывались и гасились в зародыше. 17 лет власти свадебных генералов ничего в этом плане не изменили. Так какой у нас опыт? Богатый. Очень богатый опыт замалчивания, стирания истории, пресекания и подавления.

Какие могут быть межконфессиональные конфликты, если две единственные в стране религиозные силы аккуратно поделили между собой таргет-группы и не лезут в чужой огород, мило улыбаясь на фотографиях с бдящей наш покой властью? О каких межконфессиональных отношениях может вообще идти речь в условиях, когда религиозный выбор отсутствует в принципе? Из трех мировых религий представлены две. Буддизм в Казахстане не существует, а выживает из последних сил в условиях планомерного выпиливания. Простенькие протестанты, милые кришнаиты, безобиднейшие бахаи регулярно огребают от власти за любую попытку хоть немного приподнять голову. Любая религиозная сила, которая решит заявить о себе в Казахстане, автоматически находится под угрозой обвинения в "псевдорелигиозности" (это что такое?) и "сектантстве".

Чтобы понять, что такое межконфессиональная и межэтническая терпимость, нужно посмотреть на трехбуквенную державу, раскинувшуюся на половину американского материка. Отмена рабства чернокожего населения привела к гражданской войне. Понадобилось еще сто лет (!), чтобы чернокожим разрешили хотя бы занимать передние места в автобусах и купаться на одних пляжах с белыми. Вот это - опыт межэтнической толерантности. Как бы мы ни шутили над их политкорректностью, они прекрасно осознают, насколько сложно относиться к людям другого внешнего вида так же, как и к себе самому. А мы никогда даже не пытались понять, каково это. Так с чего же они-там решили, что мы это умеем?

В итоге мой внутренний пессимистичный ханурик изрекает все ту же забитую истину: сначала все будет плохо, а потом - еще хуже.

0