Больные темы выздоравливают, если их обсуждают
Алматинский театр «ARTиШОК» вновь доказал, что в его названии неслучайно присутствует слово «шок». Новый спектакль этого театра называется «Норд-Ост», и посвящён он одному из самых шокирующих терактов – захвату чеченскими террористами Московского театрального центра на Дубровке в 2002 году, где в то время шёл одноимённый мюзикл. Автором пьесы, рассказывающей об этих трагических событиях, является немецкий драматург Торстен Бухштайнер, который решил не придумывать нового названия.
На фото: В сюжете сплетены в клубок судьбы трёх женщин - жертвы, врача и террористки.
Первый оригинальный российский мюзикл постсоветского периода, созданный Григорием Васильевым и Алексеем Иващенко по роману Каверина «Два капитана», до сих пор остаётся знаковым явлением. Более года он шёл ежедневно при полных залах. Дом культуры шарикоподшипникового завода превратился в уникальный театр одного спектакля, оснащённый по последнему слову техники. Приземляющийся на сцену самолёт в натуральную величину, живой симфонический оркестр, блестящая труппа, исполняющая чечётку на лыжах и соло на печатной машинке, – всё это стало жертвой чудовищного захвата. В спектакле события тех трагических дней показаны глазами трёх женщин – бухгалтера Ольги (её сыграла Галина Пьянова), чёрной вдовы Зуры (Виктория Мухамеджанова) и медсестры Тамары (Вероника Насальская). В спектакле используются реальные телевыступления того времени.
Представление построено таким образом, что зрители «ARTиШОКа» словно превращаются в заложников и даже вовлекаются в действие. «АиФ Казахстан», кстати, был одним из спонсоров мюзикла в 2002 году, и наша редакция предоставила «АRТиШОКу» оригинальные билеты и буклеты «Норд-Оста», которые были задействованы в новой постановке.
На фото: В алматинской постановке используются оригинальные билеты на мюзикл "Норд-Ост", отличающиеся необычным дизайном.
– Мы не планировали играть эту пьесу на сцене, - призналась нам директор театра Вероника Насальская. - Мы лишь хотели представить её в рамках совместного проекта с казахстанским Гёте институтом и провели его читку. Но зрители активно отреагировали и попросили нас сделать спектакль. С другой стороны, мы именно сейчас запускаем наш новый проект «Документальный театр». Всё это совпало, и мы решили, что «Норд-Ост» станет первым спектаклем из этой серии. Для нас это больше эксперимент, чем репертуарный спектакль. Мы проверяем зрителя, себя, проверяем тему. Эта пьеса посвящена страшному событию. Есть ощущение, что мы влезли в очень тяжелую энергию. И иногда мы задаёмся вопросом: вправе ли театр доставать наружу такие пласты?
- Гёте институт сам предложил вам эту пьесу?
- Нет, в прошлом году нам предложили поставить одну из современных немецких пьес из европейского сборника. Мы выбрали «Норд-Ост», потому что он нам показался наиболее сильным, к тому же в прошлом году исполнилось 10 лет со дня этого теракта.
- Этот спектакль основан на реальных событиях. Но насколько в нём присутствует художественный вымысел?
- Он присутствует, но незначительной степени. Насколько я знаю, ни одна «чёрная вдова» не спаслась, но автор пьесы даёт возможность одной из террористок вырваться во время захвата.
- Будет ли в будущем ваш проект «Документальный театр» и далее касаться казахстанских тем?
- Безусловно. Могу сказать вам по секрету, что следующий спектакль из серии «Документальный театр» будет посвящён религии, а конкретно - теме сектантства. Его мы представим весной. Он будет основан на реальных историях людей и рассказывать о том, как в 90-е годы секты завоёвывали умы казахстанцев. Мы будем использовать жанр вербатим, то есть реальные тексты. Документальный театр – часто непростое зрелище. Он показывает, что спектакли могут не только развлекать, но и говорить о больных темах, насущных проблемах и тем самым способствовать их решению.
Олег БЕЛОВ
Фото Константина КНЯЗЕВИЧА