место в рейтинге
  • 395821
  • 504
  • 39
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Свет в конце тумана. Стоит ли переносить алматинский аэропорт?

Жизнь крупнейшего города Казахстана нельзя представить без чёткой работы аэропорта. Одно дело, когда нет предсказуемого общественного транспорта, доставляющего алматинцев в воздушную гавань, – это во многом проблема городской инфраструктуры. И совсем другое – безопасность полётов. Недавняя туманная катастрофа самолёта Challenger-200 авиакомпании SCAT, унесшая жизни 21 человека, вновь напомнила об идее переноса аэропорта на 100 километров к северу в сторону Капчагая. Какой аэропорт нужен Алматы? Какой аэропорт будет обслуживать гостей Универсиады-2017, других крупномасштабных мероприятий? Вразумительных ответов нет. Над главными воздушными воротами страны завис густой туман - в прямом и переносном смысле.


Стоит отметить, что сегодняшний аэропорт Алматы входит в число самых современных аэродромных комплексов на постсоветском пространстве, по ряду характеристик он успешно конкурирует и с лучшими аэропортами дальнего зарубежья. Но наряду с этим он имеет несколько существенных недостатков. Образовалось две группировки, каждая из которых самостоятельно хочет решить эту сложнейшую проблему. Одни хотят создать новую воздушную супергавань в районе Капчагая, другие - сохранить действующий аэропорт Алматы.

Сторонники капчагайского аэропорта утверждают, что строиться он будет иностранной компанией, которая берёт на себя его финансирование, строительство и эксплуатацию. Однако пассажирам более удобно пользоваться действующим алматинским аэропортом, расположенным в 15-20 минутах езды от центра города. Надо учитывать и другое: вложив в капчагайскую супергавань значительные средства, инофирмы при его эксплуатации резко взвинтят цены на авиабилеты по статье «услуги аэропорта». Ибо в противном случае окупаемость затрат на создание капчагайского «чуда» затянется на сотни лет. А ведь и без этого казахстанские цены на авиабилеты являются одними из самых высоких в мире. При этом для строительства нового аэропорта ставится условие выделения 15 тысяч гектаров земли. Уместно напомнить, что действующий аэропорт Алматы с двумя взлётно-посадочными полосами занимает 450 гектаров. Как будет использована остальная земля? Об этом можно только догадываться.

Планы собственника действующего аэропорта более прагматичны, однако здесь тоже имеются свои «но». Во-первых, собственник аэропорта уходит от ответа на вопрос, как он собирается обеспечить приём самолётов и обслуживание авиапассажиров в туманные дни (по статистике, их около 15-25 в году). Как известно, использование азота для рассеивания тумана в аэропорту Алматы не оправдало себя, и эти эксперименты уже прекращены. Возможно, перевод аэропорта в категорию III В ICAO частично решит эту проблему, но не для всех типов самолётов и не для всех экипажей.

 

Третий путь

 

Между тем существует и третий путь решения этой проблемы. О нём рассказал заслуженный строитель Казахстана Борис Яглинский, многие годы занимавшийся созданием и развитием алматинского аэропорта:

- На мой взгляд, наиболее рационально оставить алматинский аэропорт в качестве основного. Но при этом построить в районе Капчагая недорогой грузовой аэропорт, взлётно-посадочная полоса которого будет использоваться в качестве резервной в туманные дни.

- Почему же этого не было сделано до сих пор?

- Алматы находится в центре воздушного коридора между Европой и Юго-Восточной Азией. Транзитные грузовые перевозки являются очень выгодными. Как мне кажется, нынешний собственник аэропорта не желает их терять. Вопросы развития алматинского аэропорта рассматривались и в советское время. Но предпочтение каждый раз отдавалось не строительству нового аэропорта, а реконструкции существующего. В развитие аэропорта регулярно вкладывались огромные средства, несмотря на наличие в районе его расположения отдельных недостатков природного и техногенного характера. Первый и главный из них - туман. Таких дней, препятствующих посадке самолётов, в районе аэропорта бывает  15-25 в году. Второй недостаток - воздушные подходы к взлётно-посадочным полосам (ВПП) с курсом 52° проходят над северо-западной окраиной города с малоэтажной застройкой. Это создаёт шумовой дискомфорт жителям и ухудшает экологию района (при работе аэропорта с противоположным курсом такой проблемы не существует). Третье - стеснённые условия аэропорта, что препятствует его дальнейшему развитию. Особую проблему создаёт ограниченное количество парковочных мест для автотранспорта. Четвёртое - с вводом в эксплуатацию второй ВПП образовалась диспропорция в пропускной способности пассажирского терминала и взлётно-посадочных полос.

Наряду с этим действующий алматинский аэропорт обладает и преимуществами. Главные из них: наличие двух взлётно-посадочных полос с высокими эксплуатационными характеристиками; развитая сеть рулёжных дорожек; наличие мест стоянки самолётов достаточной ёмкости; современные средства посадки; современный пассажирский терминал, гостиницы, ремонтная база, склады ГСМ с железнодорожными подъездными путями. Особую ценность для авиапассажиров представляет близость к мегаполису. Кроме этого аэропорт расположен в максимально возможной близости от ныне действующих популярных спортивных сооружений (Медео, Чимбулак, Акбулак, Табаган). Из зарубежного опыта известно, что западные туристы отдают приоритет тем горным курортам, которые расположены на удалении не более 2 часов езды от аэропортов. Это особенно важно в связи с планами превращения Алматы в центр международного туризма.

Строительство грузового аэропорта в районе Капчагая инициировала авиакомпания «Саяхат» ещё в 90-е годы. Предложение получило поддержку в соответствующих органах, после чего были начаты подготовительные и первоначальные строительные работы. Но в судьбу проекта вмешался аким Алматинской области Заманбек Нуркадилов. Он принял решение вместо грузового аэропорта построить в Капчагае суперсовременный пассажирский аэропорт. Идея Нуркадилова продвигалась с переменным успехом. На стройплощадке был установлен символический монумент. Стройка сменила вывеску с грузового аэропорта на пассажирский. Но вскоре проект «забуксовал». Не последнюю роль в этом сыграло то, что прогнозируемая стоимость пассажирского гиганта превышала стоимость грузового аэропорта «Саяхат» почти в 4 раза. В итоге не получилось ни то ни другое. Символический монумент несостоявшейся гигантской стройки ныне подвергнут надругательствам со стороны вандалов.

И сегодня идея создания капчагайского грузового аэропорта не потеряла своей актуальности. Это позволит получить недорогой и рентабельный грузовой аэропорт, взлётно-посадочная полоса которого станет запасной для действующего алматинского аэропорта. В этом случае в капчайском аэропорту не будет дорогостоящего пассажирского терминала, паспортный и таможенный контроль, регистрация, оформление и выдача багажа будут производиться в действующем аэропорту Алматы, куда пассажиры будут доставляться спецавтобусами. Аналогичным образом будут производиться оформление и доставка авиапассажиров к самолётам, вылетающим из капчагайского грузового аэропорта. В этом случае провожающим и встречающим алматинцам не придётся совершать многокилометровые поездки: все встречи и проводы будут проходить в Алматы.

Есть ещё одно рациональное предложение – строительство в 4 километрах южнее аэропорта комплекса многоцелевого назначения. В нём кроме пассажирского терминала нового поколения могут быть расположены гостиницы, офисы, спортивные сооружения. Это могло бы в значительной мере способствовать превращению Алматы в центр международного туризма.

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора и Игоря ЛОГВИНА

Аргументы и факты Казахстан, №6, 6.02.13

alen_barre
13 февраля 2013, 12:50
2346

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Nikk
6
0
Зачем что-то строить в Капчагае, когда там совсем недалеко есть военный аэродром 1 класса Жетиген (Николаевка)? Достаточно изменить его статус с военного на аэродром совместного базирования и построить простой терминал без архитектурных изысков. Железная дорога туда уже подведена, ничто не мешает пустить Аэроэкспресс с вокзала Алматы-2.
И после этого использовать его как запасной, для грузовых перевозок, а также для авиакомпаний, которые захотят сэкономить на аэропортовых сборах. Возможно, это станет катализатором появления у нас лоу-кост авиакомпании.
Кстати, подобный проект уже реализуется недалеко от Москвы: www.forbes.ru
Здравая мысль! Но как же откаты? Надо построить объект побольше и украсть на этом как можно больше!
А Вы когда нибудь пользовались вокзалом Алматы-2? Например перетаскивали сумки/баулы/чемоданы со второго пути когда на первом стоит никому не нужный поезд?

Съездите на экскурсию на этот вокзал и посмотрите как народ корячит сумки либо под поездом, либо через тамбуры, либо по верхнему переходу до которого нужно а) допилить по разбитому перрону, б) затаранить на 10-ти метровую высоту, потом спустить, в) опять таранить в сторону вокзала.

Как, Вы не разу не пробовали? Попробуйте, Вам понравится.
Вы видели что сделали власти?!Они додумались выложить всю информацию о нас всех в открытый доступ!Там есть телефоны,адреса,фото,переписка,место работы,друзья,коллеги,родные и многое другое. Я просто в шоке был как увидел себя там, но там можно удалить информацию о себе, это хоть радует а то мало кто там что ищет. Вот сайт- pooisk.2sms.ru

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

В продвинутых государствах едва ли поймут, почему в столь развитом, успешном и преуспевающем Казахстане от имени и по заданию властей творятся такие зверства над животными.
openqazaqstan
24 мая 2017 / 12:12
  • 9802
  • 98
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
23 мая 2017 / 11:08
  • 9239
  • 32
Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Как ранее уже сообщалось из-за строительства БРТ в Алматы пострадают значительное количество деревьев. На прошлой неделе вырублены первые вязы и клён, - под расширение проезжей части на улице...
SKYFALL
24 мая 2017 / 17:20
  • 5154
  • 12
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 4780
  • 32
Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Покупаешь в супермаркете продукты на 5000 тенге и банк забирает себе еще 30-50 тенге. То есть, продукты обошлись уже не в 5000, а в 5050 тенге.
ValentinaVladimirska
вчера / 22:56
  • 4776
  • 14
Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Судья Алмалинского районного суда Куаныш Арипов ломает стереотипы отношения граждан к представителям Фемиды. Напавшему на полицейского экс-сотруднику алматинского акимата он назначил наказание выше...
Mirogloff
24 мая 2017 / 16:41
  • 3292
  • 9
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
23 мая 2017 / 10:57
В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

Икона "Умягчение злых сердец" несет особые - сакральные, духовные смыслы. Ее намоленность ощущается даже за те секунды, пока прикасаешься губами к образу.
ValentinaVladimirska
20 мая 2017 / 0:09
  • 3337
  • 0
Выйду замуж по расчету. Брак обесценился, пора вновь возвращать ему ценность

Выйду замуж по расчету. Брак обесценился, пора вновь возвращать ему ценность

После череды неудачных романов, статусов "все сложно", ножей в спину, идея "выйти замуж по расчету" посещает все чаще. И мне не стыдно про это говорить.
energo_ulzhan
22 мая 2017 / 17:39
  • 2740
  • 55